Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании
- Авторы: Химич Г.А.1, Терентьева Е.Д.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018): Великие державы: парадоксы восприятия
- Страницы: 197-207
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/18386
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-197-207
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ использования инструментов «мягкой силы» во внешней культурной политике Испании по следующим направлениям: распространение языка и культуры и международное сотрудничество в области образования. Авторами были проанализированы факторы, повлиявшие на формирование и становление стратегии культурного и образовательного сотрудничества внешней политики Испании, а также изучены ключевые ведомства, отвечающие за его реализацию. В эпоху глобализации культура и образование все активнее выходят за рамки национальных границ и становятся важным инструментом межнационального диалога и современной геополитики. Для такой страны, как Испания, имеющей большое число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, богатейшую историю и культуру и динамично развивающейся сегодня, сотрудничество в области культуры является мощнейшим ресурсом внешнеполитической деятельности, и Королевство Испания умело пользуется своими конкурентными преимуществами. Деятельность по распространению образовательной модели Испании в других странах можно условно разделить на три составляющие: сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран, распространение языка и культуры Испании за рубежом в образовательных центрах и учреждениях культуры и обучение испанскому языку иностранных граждан на территории своей страны. Применительно к первой составляющей рассмотрены пути привлечения студентов в Испанию через реализацию ряда программ с учетом Болонской системы образования, к которой присоединилась страна. По второму пункту анализируется дипломатическая, информационная и другие виды помощи в области распространения испанского языка и культуры, реализуемой испанскими государственными учреждениями на территории России. В третьем подразделе приводятся данные об изменении политики в области обучения испанскому языку иностранных граждан на территории самой Испании. Были сделаны шаги для формирования системы качественного и общедоступного обучения как в университетах, так и в частных лингвистических центрах, стандарты качества преподавания в которых обеспечивает Институт Сервантеса.
Об авторах
Галина Александровна Химич
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: khimich_ga@rudn.university
кандидат филологических наук, доцент, заведующая секцией испанского языка, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
Екатерина Дмитриевна Терентьева
Российский университет дружбы народов
Email: terentyeva_ed@rudn.university
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
Список литературы
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 2. С. 87-93.
- Борзова А.Ю. Внешняя политика Испании: учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2014.
- Косяк Е.В. Внешняя политика Испании в XXI веке: концептуальные основы. М.: Аспект-Пресс, 2015.
- Лярская В.С., Химич Г.А. La diplomacia pública Web 2:0 en España // Языки и культуры: перспективы развития в XXI веке: материалы круглого стола РУДН. М., 2015. С. 197-202.
- Сизоненко А.И. Культурная составляющая - важный компонент внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2007. № 11. С. 32-34.
- Терентьева Е.Д. Роль Института Сервантеса в распространении изучения испанского языка в мире // Языки и культуры: эффективная коммуникация в условиях глобализации. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур». М., 2013. С. 116-119.
- Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. 25 (4). С. 85-93.
- Шелепов А.В. Факторы успеха политики «мягкой силы» Великобритании // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 10-28.
- Castro J.L. La enseñanza del español como lengua extranjera en Europa: cifras de la situación actual y manifestaciones de los estudiantes // II Congreso Internacional de la Lengua Española «El español en la sociedad de la información». Valladolid, 16-19 de octubre de 2001. URL: http://congresosdelalengua.es/valladolid/ponencias/activo_del_espanol/1_la_industria_del_ espanol/lujan_j.htm (accessed: 25.09.2017).
- Instituto Cervantes. Informe anual 2017. URL: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/ pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf (accessed: 25.09.2017).
- Nye J.S. Jr. La paradoja del poder norteamericano. Madrid: Taurus, 2003.
- Nye J.S. Jr. “Soft Power”, The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
- Ruis-Ulldemolins J., Rubio Arostegui A. Presentación // Política y Sociedad. 2015. 52 (1). P. 9-26.
- Saul J. The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada, 2005.