Russia-India: new horizons of the strategic alliance

Cover Page

Abstract


The article examines the development of Russian-Indian trade and economic relations from 1992 to 2017. The relevance of the topic is that currently the economic sanctions of some Western countries and the USA against Russia forced to strengthen the Eastern vector of its foreign policy. India is a leading country in the South Asian region, has nuclear capabilities, has demonstrated high rates of socio-economic and military development, and it has all chances to be among the world powers. The rapid growth of India draws attention of politicians and scientists. Deeper cooperation with India may become a good stimulus for the development of the Russian economy and to deepen bilateral strategic relations, in the conditions of aggravation of competitive struggle in world politics and economy is extremely important for both countries. The study of the historical experience, its content, potential, problems and perspectives seem to be relevant and useful. In the study of this topic, the author has considered the formation of modern normative-legal base of Russian-Indian trade and economic relations, has studied the structure and dynamics of trade turnover, revealed the main causes of the existing problems and identified prospects. As a methodological basis of the present study, we used the historical descriptive method which allowed the author to analyze the history of Russian-Indian economic relations. The results of the analysis the author concludes that today, there are a number of external and internal factors that negatively affect economic relations between the two countries, but Indian and Russian governments are determined to strengthen relations in this area, creating a favorable environment for the development of business contacts between representatives of business circles of Russia and India, and the commitment to take economic relations to a level commensurate with the status of “privileged strategic partnership”.


Сегодня экономика России испытывает определенные трудности. Санкции, введенные западными странами, падение цен на нефть и последующая девальвация рубля нанесли значительный ущерб хозяйственному сектору страны. Кроме того, в последние годы наблюдается заметный спад в торговле с крупнейшим экономическим партнером России - Европейским союзом. В этих непростых экономических условиях Россия может исправить дисбаланс в торговле, обратив свое внимание на быстро развивающиеся рынки Азии, особенно на Индию, экономика которой в последнее время переживает стремительный рост. Это может стать не только хорошим стимулом для развития российской экономики, но и придаст глубину стратегическим отношениям между странами. В современном мире торгово-экономические отношения являются базисом для сотрудничества между государствами и определяют динамику отношений. Индийская экономика переживает стадию активного развития, что сегодня создает хорошую базу для расширения деловых контактов и продвижения новых проектов между двумя странами. Тем не менее, несмотря на ускорение роста и огромные возможности, товарооборот между Россией и Индией находится на гораздо меньшем уровне, чем мог бы быть, если бы страны использовали весь свой потенциал. В целом для обзора торгово-экономических отношений необходимо проанализировать их нормативно-правовую базу, основные этапы развития, а также положительный опыт сотрудничества, который может помочь в нынешних реалиях стимулировать двустороннее взаимодействие в различных областях. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОТРУДНИЧЕСТВА Первый двусторонний договор между Россией и Индией, положивший начало современным торгово-экономическим отношениям, был подписан 4 мая 1992 г. - «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству». Документ состоит из 13 статей, каждая из которых регулирует цели и задачи Комиссии, ответственность сторон, а также акцентирует внимание на обоюдном желании стран развивать и углублять экономические отношения. В соглашении выделены три приоритетные задачи Комиссии: 1) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением деятельности построенных при содействии России и бывшего СССР предприятий; 2) поиск направлений и возможностей для дальнейшего развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; 3) подготовка рекомендаций, направленных на успешное выполнение основных экономических соглашений[126]. На основе вышеуказанного документа было принято еще одно нормативно-правовое соглашение в форме обмена письмами между министром внешних экономических связей России и министром торговли Индии по вопросу специальных счетов российских экспортеров в индийских коммерческих банках. Целью документа было установление единых законодательных норм, регулирующих импорт и экспорт товаров и услуг между физическими и юридическими лицами обеих стран на основе любой международно признанной формы делового сотрудничества. Документ также разрешал российским и индийским экспортерам и их банкам вести и открывать специальные счета в коммерческих банках обеих стран, а также переводить средства с одного такого счета на другой[127]. Данное соглашение существенно облегчило процесс проведения сделок между компаниями двух стран. Следующим стратегически важным для российско-индийских торгово-экономических отношений нормативно-правовым актом стала «Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия», подписанная в Нью-Дели 3 октября 2000 г. Декларация выводила российско-индийские отношения на новый, стратегический уровень и затронула все сферы взаимодействия двух стран. Стоит отметить, что торгово-экономическим отношениям посвящен самый обширный раздел документа. Декларация предусматривала: - наращивание тесного сотрудничества в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству; - углубление и диверсификацию сотрудничества в энергетической, металлургической, технологической и других сферах; - создание благоприятных условий для взаимных инвестиций; - развитие сотрудничества в банковской и финансовой сферах; - упрощение таможенных процедур и снижение тарифных ограничений; - использование новых возможностей, открывающихся в результате интеграционных процессов в мировой экономике; - координация сотрудничества в международных торговых, экономических и финансовых организациях[128]. На сегодняшний день это наиболее полный документ, регулирующий отношения двух стран, он является основой экономических связей России и Индии. Начиная с этого момента страны расширяли и углубляли торгово-экономические отношения, постепенно открывая новые направления сотрудничества. Существенным вкладом в формирование нормативной базы отношений стало подписание 5 декабря 2008 г. в Нью-Дели президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и премьер-министром Республики Индия Манмоханом Сингхом совместной декларации, в которой стороны подчеркнули «высокую значимость, которая придается ими усилиям по наращиванию объемов двусторонней торговли, инвестиций и экономического сотрудничества»[129]. В декабре 2010 г. в ходе визита Д.А. Медведева в Индию стороны договорились о том, что стратегическое партнерство между Индией и Россией вышло на уровень «специального и привилегированного стратегического партнерства», что создает широкие перспективы для сотрудничества. В декабре 2014 г. во время визита президента России В.В. Путина в Индию было подписано 20 соглашений, регулирующих сотрудничество стран в сфере торговли и инвестиций, атомной энергетики, обороны, производства углеводородов, науки и технологии и т.д. Таким образом, к настоящему времени усилиями обеих сторон создана солидная правовая база двустороннего сотрудничества. РОСТ ТОВАРООБОРОТА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ Тем не менее нормативно-правовая база не смогла обеспечить стабильный рост товарооборота между двумя государствами. Существует несколько причин, по которым взаимная торговля между Россией и Индией не держится на высоком уровне. Во-первых, временной промежуток развития двусторонних отношений в новых геополитических реалиях был очень коротким. После крушения Советского Союза России и Индии пришлось искать новые пути для взаимодействия, заново создавать не только нормативно-правовую базу, но и конъюнктуру экспорта и импорта. Во-вторых, мешает несоизмеримость размеров территорий и численности населения обоих государств. Территория Индии меньше территории России в 5 раз, а по численности населения больше в 7 раз. Такой диссонанс увеличивает экспортно-импортный разрыв между потребностями государств. Именно поэтому показатели взаимного товарооборота с 1992 по 2005 г. являются нестабильными. В 2005 г. наметился рост двустороннего товарооборота. Этому способствовал визит В.В. Путина в Индию в декабре 2004 г. Во время визита было подписано 14 соглашений. Основное внимание было уделено именно экономическим и торговым отношениям. Кроме того, с 2005 г. ВВП Индии демонстрирует постоянную динамику роста более чем на 9% в год[130], что говорит о ее большом потенциале как торгово-экономического и инвестиционного партнера России. Такой рост экономики нуждается в значительном количестве энергетических ресурсов, в связи с чем потребление углеводородов в Индии растет быстрыми темпами. В 2005 г. экономику Индии стала поддерживать «нефтяная стратегия»: ее основой стали два политических императива. Первый - обеспечение ценовой стабильности за счет создания «единого азиатского рынка» нефтепродуктов и передачи индийской стороне усовершенствованных технологий нефтедобычи и нефтепереработки. Второй - политическая институционализация существующих экономических отношений (на базе взаимных поставок углеводородов и обмена технологиями) для координации политики в отношении других государств, регионов, группировок [Володин 2007]. Среди наиболее перспективных партнеров выделяется именно Россия. Специалисты отмечают, что благодаря тесному сотрудничеству России и Индии в этом направлении сегодня Россия может поставлять около 10% от текущего импорта газа в Индию и до 5% от импорта нефти [Шикин, Бандари 2017: 7]. Стабильный рост товарооборота наблюдался на отрезке с 2005 по 2007 г. Это связано с углублением институционального сотрудничества между двумя государствами. В 2007 г. прошел первый Российско-Индийский форум по торговле и инвестициям. Стороны обсудили приоритетные направления двустороннего сотрудничества, а также основные составляющие торговых отношений: черные металлы, топливное минеральное сырье, необработанные алмазы, минеральные удобрения. Итогом проведения подобных форумов стал возрастающий интерес со стороны российских и индийских деловых кругов к развитию бизнеса и созданию совместных российско-индийских предприятий, что способствовало увеличению товарооборота между странами. Однако в 2008 г. вновь произошел спад объемов торговли. Это было спровоцировано мировым финансовым кризисом. Негативное воздействие кризиса на двусторонние отношения в торгово-экономической сфере проявилось, прежде всего, в том, что в 2008-2009 гг. прервалась тенденция роста индийского экспорта в Россию. Для того чтобы преодолеть кризис, необходимо было создать новые связи и подходы. В 2008 г. в ходе официального визита президента России Д.А. Медведева в Индию и по итогам II Российско-Индийского форума по торговле и инвестициям среди прочих документов был подписан Меморандум о взаимопонимании между сопредседателями Российско-Индийского Совета руководителей предприятий. В соответствии с документом страны учредили Российско-Индийский Совет руководителей предприятий. Главными целями, стоящими перед Советом, стали: 1) содействие созданию благоприятных условий и ликвидация искусственных барьеров на пути сотрудничества; 2) подготовка рекомендаций и совершенствование механизмов по развитию торгово-экономических отношений; 3) оказание поддержки для работы предприятий на рынках двух стран; 4) стимулирование сотрудничества в таких перспективных направлениях, как: энергетика, транспорт и инфраструктура, финансово-банковский сектор, химическая промышленность, металлургия и горнодобывающая промышленность, услуги, сельское хозяйство, текстильная промышленность, туризм, строительство и девелопмент, фармацевтика и биотехнологии[131]. Такие меры оказали положительный эффект на динамику российско-индийских отношений. В 2010 г. индийский экспорт в Россию вновь начал расти. С 2010 по 2012 г. сохранился относительно стабильный рост российско-индийских экономических отношений. По итогам 2013 г. Индия заняла 21-е место (1,2% от общего объема) в списке торговых партнеров России. Россия, по данным индийской статистики, по итогам 2012-2013 гг. заняла 31-е место среди внешнеторговых партнеров Индии [A New Era... 2015: 10]. В это же время Россией и Индией созданы две рабочие группы, приоритетными задачами которых были стимуляция промышленного сотрудничества и рассмотрение перспективных направлений для инвестиционного сотрудничества [Хейфец 2014: 107]. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУСТОРОННЕГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 2012 г. Россия предложила Индии провести работу по формированию перечня приоритетных проектов российско-индийского сотрудничества, реализация которых призвана активизировать взаимодействие двух стран в экономической и инвестиционной сферах. Российские предложения по этому вопросу были переданы индийской стороне в ходе 18-го заседания Российско-Индийской Межправительственной комиссии в октябре 2012 г. В них вошли 6 крупных проектов в таких отраслях, как гражданское авиастроение, машиностроение, химическая промышленность и нефтехимия[132]. Однако, несмотря на то что обе стороны готовы к углублению торгово-экономического сотрудничества, на их пути существует ряд препятствий. На современном этапе это связано с необходимостью защиты внутреннего рынка в условиях глобализации. Во многом от того, какие защитные меры предпринимает государство, зависит успех его внешнеэкономической деятельности. Пытаясь максимизировать выгоды от двустороннего сотрудничества, Россия идет на ряд уступок, чего нельзя сказать об Индии: количество применяемых Россией в отношении Индии мер (3 специальные защитные и 1 антидемпинговая меры) значительно ниже, чем аналогичные меры со стороны Индии (6 антидемпинговых мер, 4 специальных защитных меры, проводятся 2 антидемпинговых расследования целенаправленно в отношении российских товаров и 1 специальное защитное расследование)[133]. Из-за этих мер произошло значительное снижение российского экспорта некоторых групп товаров. Данные группы не являются определяющими в российско-индийских торгово-экономических отношениях, но снижение объемов взаимной торговли свидетельствует о том, что необходимо пересматривать структуру защитных мер в отношении своих партнеров или разрабатывать иные механизмы контроля внутреннего рынка. Согласие с такой постановкой вопроса выразили представители России и Индии на встрече деловых кругов обеих стран в Москве в декабре 2015 г. Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент России В. В. Путин заявили о том, что стороны готовы принять меры по созданию максимально благоприятных условий для дальнейшего углубления деловых связей. Первым шагом стало подписание межправительственного протокола, облегчающего визовый режим для российских и индийских бизнесменов. Среди приоритетного и успешного направления сотрудничества были выделены: - планы российских предпринимателей по подключению к инициативе «Делай в Индии»; - проект компании «Кадила» по выпуску с 2016 г. в Ярославской области фармацевтической продукции; - совершенствование правовых механизмов, корпоративного, налогового, антимонопольного законодательства, снижение административной нагрузки на бизнес[134]. В 2016 г. состоялся Российско-Индийский бизнес-форум «Россия - Индия: новая индустриализация и промышленное партнерство», на котором было подчеркнуто, что стороны осознают важность ускорения создания и реализации совместных проектов России и Индии в некоторых приоритетных областях, среди которых: металлургия, автопром и фармацевтическая отрасль. В 2016 г. товарооборот между Россией и Индией составил всего 6 млрд дол. США по сравнению с 7,6 млрд дол. США в 2015 г. [Upadhyay 2017]. В целом, несмотря на привилегированный статус российско-индийского сотрудничества, а также все предпринятые меры, начиная с 1992 г. торгово-экономические отношения между Россией и Индией по-прежнему являются самым слабым звеном в двустороннем взаимодействии. В. В. Путин во время переговоров с индийскими политиками постоянно говорит о том, что стороны не в полной мере используют свой экономический потенциал и сотрудничество развивается недостаточно быстрыми темпами. Препятствиями являются недостаточная осведомленность российских внешнеэкономических игроков о качественных сдвигах в индийской экономике и относительно низкий уровень взаимных торговых операций, кроме того, существуют кредитные вопросы и проблемы с задержками в доставке грузов [Postulates... 2013: 11]. Максимальный уровень торговли был отмечен в 2012 г., когда товарооборот достиг 10,6 млрд дол. США, однако даже этот показатель оказался значительно ниже заявленных целей. В 2016 г. на саммите БРИКС в индийском штате Гоа лидеры России и Индии поставили цель довести торговый оборот до 30 млрд дол. США к 2025 г. [Kumar 2017: 89], однако пока уровень торговли между странами падает. Совершенно очевидно, что стимулировать торгово-экономические отношения способна активизация традиционных подходов к сотрудничеству, например, модернизация предприятий, построенных в Индии при содействии Советского Союза, а также военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере ядерной энергетики. Открытие новых транспортных маршрутов, связывающих Россию и Индию, также может стать мощным стимулом для роста торговли и экономических связей между двумя странами. Здесь речь, в первую очередь, идет о Международном транспортном коридоре (МТК) «Север - Юг». В этой связи 8 декабря 2016 г. в Москве состоялась международная конференция, организованная Посольством Индии в России совместно с Министерством транспорта РФ, посольствами Азербайджана и Ирана. Это был первый раз, когда МТК «Север - Юг» обсуждался в четырехстороннем формате. Сам проект был задуман на рубеже тысячелетия, когда Россия, Индия и Иран решили возродить древний транспортный путь. Транспортный коридор начинается в портах на западном побережье Индии (в частности в Мумбаи), проходит вдоль моря до иранских портов Чахбахар и Бендер-Аббас, а оттуда по суше до побережья Каспийского моря, через Каспийское море в Баку и Астрахань, а дальше в Москву и Санкт-Петербург или по суше через Центральную Азию на Кавказ и Северную Европу. Изначально в Нью-Дели довольно сдержанно относились к этой идее, однако после того, как Китай присоединился к проекту, интерес Индии к нему резко возрос [Шикин 2016: 721]. В сравнении со стандартным транспортным маршрутом, который сегодня проходит по морям в обход Европы, МТК «Север - Юг» предусматривает ряд преимуществ, главное из которых - скорость доставки грузов. В то время как морские перевозки из Мумбаи в Санкт-Петербург требуют почти шесть недель времени, доставка по МТК займет всего три недели [Singh 2017], что доказали первые тестовые рейсы в октябре 2016 г. В рамках этого проекта в декабре 2015 г. ОАО «РЖД» и Министерство железных дорог Индии подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам технического сотрудничества в железнодорожной сфере, что предусматривает взаимодействие в области высокоскоростных магистралей, модернизации объектов действующей железнодорожной инфраструктуры, а также развитие грузовых коридоров [Денисов, Попадюк 2016: 20-21]. Однако 16-летний проект до сих пор не стал полностью функциональным. Первая грузовая доставка была сделана только в 2016 г., и это было скорее символическим событием. После того как коридор начнет функционировать так же, как Новый Шелковый путь, ожидается, что объемы перевозок начнут увеличиваться. Важность скорейшего запуска МТК «Север - Юг» подчеркнул президент России В.В. Путин в ходе своего визита в Индию в октябре 2016 г. В совместном заявлении по итогам российско-индийских переговоров В.В. Путин завил, что обе страны признают значимость транспортных путей для увеличения двусторонней торговли и уделяют большое внимание реализации МТК «Север - Юг», который может стать ключевым фактором в углублении экономической интеграции в регионе[135]. Значение проекта МТК «Север - Юг» не ограничивается только материально-техническими и экономическими факторами. Для России очевидны политические преференции от реализации проекта в условиях санкций, введенных западными странами, и необходимость искать новые источники импорта товаров, которые не могут быть произведены в России. Для Индии, которая стремится создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, участие в этом проекте откроет доступ к интеграции с регионом и будет способствовать решению мелких технических и бюрократических проблем. Перспективным направлением в развитии двусторонних экономических отношений также является энергетическая сфера; наибольшие надежды здесь связаны с развитием ядерной энергетики. Использование атомной энергии может снизить зависимость Индии от природных ресурсов, таких как нефть, газ и уголь, которые страна в большом количестве импортирует из-за рубежа, поэтому развитие ядерной энергетики является одним из приоритетов для обеспечения энергетической безопасности Индии. Целью текущей программы ядерной энергетики в Индии является достижение 25%-ной доли ядерной энергетики в общем энергопотреблении в Индии к 2050 г. [Tsan 2012: 157]. В целом российско-индийское ядерное сотрудничество имеет долгую историю. До распада Советского Союза, в 1988 г., страны подписали соглашение о ядерном сотрудничестве; в 2000-х гг. соглашение было обновлено и дополнено другими договорами, такими как соглашение по строительству двух энергоблоков на АЭС Куданкулам в 2002 г., что рассматривается как весьма успешное предприятие, открывшее двери более активному участию России в атомной энергетике Индии. В 2009 г. страны совершили прорыв в двусторонних отношениях в области «мирного атома», подписав Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, предусматривающее передачу технологий и бесперебойные поставки урана в Индию. С 2008 г. Россия также участвовала в совместном проекте по созданию четырех дополнительных ядерных реакторов на АЭС Куданкулам. Таким образом, Россия обеспечила себе место среди ведущих поставщиков атомной энергии в Индию. В ходе визита В.В. Путина в качестве премьер-министра в Индию в марте 2010 г. Россия и Индия подписали новое соглашение, предусматривающее строительство шестнадцати энергоблоков АЭС в Индии в течение следующих пятнадцати лет [Каменев 2014: 18]. Кроме того, в 2009 г. Россия предложила Индии возможность участия в проекте Международного центра по обогащению урана в Ангарске, в Сибири, который гарантировал бы поставки топлива в Индию. В декабре 2010 г. стороны подписали Меморандум о взаимопонимании по расширению научно-технического сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Тем не менее России и Индии не удалось достичь поставленных целях в этой области по нескольким причинам. Во-первых, из-за конкуренции со стороны других государств Индия была в значительной степени исключена из торговли ядерными материалами в течение нескольких десятилетий из-за отказа подписать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в связи с реализацией своей программы вооружений. Но в 2008 г. Индия и США заключили соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики гражданского назначения, в связи с чем МАГАТЭ согласилось предоставить Индии гарантии ядерного контроля, а Группа ядерных поставщиков договорилась о снятии продолжающихся 34 года ограничений на экспорт ядерной техники и топлива в Индию [Сотников 2014: 33]. Изоляция Индии закончилась, открыв ей двери к более тесному сотрудничеству со странами Запада. Помимо США и России соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии были подписаны с Францией, Великобританией, Южной Кореей и Канадой, а также с Аргентиной, Казахстаном, Монголией и Намибией [Pant 2015: 9]. Во-вторых, после аварии на АЭС Фукусима-1 в Японии в индийском обществе усилились антиядерные настроения. После этого Индия приняла закон о разграничении ответственности в случае аварийных ситуаций на АЭС. Суть закона состоит в том, что в случае аварии на станции ответственность за него будут нести производители, а не операторы. С учетом объема контрактов, выполняемых Росатомом, теперь Индия больше выигрывает от этого сотрудничества, чем Россия [Mohan 2015: 37]. Другим, не менее перспективным направлением российско-индийского сотрудничества может стать нефтегазовая сфера. Индия всегда проявляла большой интерес к покупке российских энергоресурсов, но большое расстояние между странами, а также налаженные связи Индии с другими регионами отталкивали российских поставщиков, которые не видели никакой пользы в разработке совместных проектов [Siddiqui 2016]. Тем не менее было бы недальновидно игнорировать быстрорастущий индийский рынок, в то время как цены на энергоносители упали, а индийская экономика наращивает импорт нефти быстрее, чем любая другая страна, в том числе Китай [Mallaby, Volcker 2016]. Кроме того, потенциал у этого направления отношений велик, можно найти новые схемы сотрудничества. Одной из таких схем может стать создание совместных предприятий по добыче углеводородов в России или в третьих странах (например, в Центральной Азии). Помимо вышеописанных сфер сотрудничества существует много других, не менее перспективных направлений, в частности в области обмена технологиями. Здесь Индия может оказать существенную помощь России в производстве программного обеспечения, так как в настоящее время в Индии быстрыми темпами развивается IT-индустрия, которая считается одной из лучших в мире. Некоторые специалисты называют Индию технологической сверхдержавой [Chopra 2008: 4]. Имеются перспективы и в области инвестиционного сотрудничества: российские фирмы проявили готовность инвестировать в крупные инфраструктурные проекты в Индии, такие как грузовые коридоры и промышленные объекты, «умные города», а также инженерные коммуникации. В свою очередь, индийские компании изучают основные варианты инвестиций в Россию, особенно их интересует отрасль производства и добычи природных ресурсов, таких как уголь, нефть и газ, минералы и редкоземельные металлы. Перспективной является и алмазная промышленность: Индия является мировым лидером в области производства алмазных канатов для резки камня и стремится получить российские алмазы. Индийские компании готовы к созданию совместных предприятий для экспорта ювелирных изделий. *** Проанализировав содержание и динамику российско-индийских торгово-экономических отношений, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемый период они переживали как взлеты, так и падения. Негативное влияние на экономическое сотрудничество России и Индии оказывают пробелы в нормативно-правовой базе, системные кризисы мировой экономики, а также защитные меры. Но даже на фоне спада объема товарооборота Россия и Индия не прекращают контакты на высоком и высшем уровнях, организуют разноформатные встречи с участием российских и индийских промышленных и бизнес-кругов. Это говорит о том, что оба государства рассматривают друг друга в качестве стратегических партнеров в экономической сфере. Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо, во-первых, пересмотреть договорную базу, существенная часть которой была принята до 2002 г.; во-вторых, минимизировать экономические и инвестиционные риски путем создания благоприятного инвестиционного фона; в-третьих, вовлекать в процесс установления двусторонних связей не только экономические центры, но и регионы России и Индии; в-четвертых, поощрять малый и средний бизнес для взаимодействия в торгово-экономической сфере.

Ismail Sejdaminovich Akarashov

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: i.akarashov@gmail.com

postgraduate student of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University

  • Chopra, R. (2008). Technology and Nationalism in India: Cultural Negotiations from Colonialism to Cyberspace. Amherst, NY: Cambria Press.
  • Fets, K., Krovvidi, E., Zubacheva, K. & Smertina, K. (Eds.). (2015). A New Era: India-Russia Ties in the 21st. New Delhi: Russia Beyond The Headlines.
  • Ivanov, I. (Ed.). (2013). Postulates on Russia-India Relations. Moscow: Spetskniga.
  • Denisov, I.E. & Popadyuk, O.A. (2016). 100 Postulates on Russia—India Relations. Moscow: NPMP RIAC. (In Russ.).
  • Kamenev, S. (2014). Energy of India: foreign assistance for the development of the industry. In: India: Energy and Energy Security. Moscow: IES of RAS, p. 16—32. (In Russ.).
  • Kheyfets, B. (2014). Russia and the BRICS. New opportunities for mutual investments. Moscow: Dashkov and K°. (In Russ.).
  • Kumar, S. (2017). India’s National Security: Annual Review 2015—16. New York: Routledge.
  • Mallaby, S. & Volcker, P. (2016). Why India’s Economy is at the Head of the Pack. Council on Foreign Relations. URL: http://www.cfr.org/economics/why-indias-economy-head-pack/p37526 (accessed: 10.11.2017).
  • Mohan, R. (2015). Nuclear Energy and Liability in South Asia: Institutions, Legal Frameworks and Risk Assessment within SAARC. New Delhi: Springer India. doi: 10.1007/978-81-322-2343-6.
  • Pant, G. (2015). India’s Emerging Energy Relations: Issues and Challenges. New Delhi: Springer. DOI: https://doi.org/10.1007/978-81-322-2503-4_1
  • Shikin, V. (2016). India: Glance from Russia. Interview with doctor A.G. Volodin (E.M. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences). Vestnik RUDN. International Relations, 16 (4), 717—725. (In Russ.).
  • Shikin, V. & Bandari, A. (2017). Russia — India Energy Cooperation: Trade, Joint Projects, and New Areas. M.: RIAC. (In Russ.).
  • Siddiqui, D. (2016). Russia—India Strategic Partnership: Have We Hit a Plateau? Russian International Affairs Council. URL: http://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/ rossiysko-indiyskoe-strategicheskoe-partnerstvo-dostignut-li/ (accessed: 19.11.2017).
  • Singh, S. (2017). INSTC: India-Russia’s Trade to Get a Major Boost. Russian International Affairs Council. URL: http://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/instc-india-russia-s-trade-to-get-a-major-boost/ (accessed: 19.11.2017).
  • Sotnikov, V. (2014). On Russo-Indian Cooperation in Nuclear Energy. In: India: Energy and Energy Security. Moscow: IES of RAS, p. 32—37. (In Russ.).
  • Tsan, K. (2012). Re-Energizing the Indian-Russian Relationship: Opportunities and Challenges for the 21st Century. Jindal Journal of International Affairs, 2, 140—184.
  • Upadhyay, D. (2017). Russia, India turn to Gujarat to help increase trade turnover. Russia&India report. URL: http://in.rbth.com/economics/business/2017/01/16/russia-india- turn-to-gujarat-to-help-increase-trade-turnover_681841 (accessed: 10.11.2017).
  • Volodin, A. (2007). Russian-Indian economic relations: trends, problems, prospects. Fond istoricheskoy perspektivy. URL: http://www.perspektivy.info/book/rossijsko-indijskije_ekonomicheskije_ otnoshenija_tendencii_problemy_perspektivy_2007-01-31.htm (accessed: 10.11.2017). (In Russ.).

Views

Abstract - 1846

PDF (Russian) - 333

PlumX


Copyright (c) 2018 Akarashov I.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.