НЕМЕЦКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В «ДВАДЦАТКЕ». ИСПЫТАНИЕ ТРАМПОМ

Обложка

Аннотация


Около десяти лет «Группа двадцати» объединяет лидеров развитых и развивающихся стран для управления общими вызовами. Существуют разные оценки ее роли. Однако в условиях изменяющегося расклада сил в мире, растущего протекционизма, деградации окружающей среды и значительного уровня враждебности по отношению к глобализации «Группа двадцати» остается важнейшим форумом экономического сотрудничества. Каждое председательство «двадцатки» уникально, поскольку каждое председательствующее государство выбирает свой подход к балансу национальных приоритетов и интересов стран-партнеров в процессе формирования повестки дня и выработки коллективных решений. Высокий уровень ожиданий от председательства Германии был связан с внешними и внутренними факторами. Во-первых, потребность в ответе на растущие вызовы де-глобализации, экономического неравенства и изменения климата формирует запрос на решительные коллективные действия. Во-вторых, имея значительный уровень экономического и дипломатического влияния, готовность развивать многостороннее сотрудничество, Германия обладает уникальными возможностями повысить эффективность деятельности «двадцатки» и закрепить роль форума как гаранта всеобщего благосостояния. В статье представлен анализ приоритетов и результатов председательства Германии в контексте внешних и внутренних вызовов работы «двадцатки» в 2017 г.: позиции 45-го президента США по международной торговле и климату, переговоров по Брекситу, сентябрьских парламентских выборов в ФРГ, значительного профицита счета текущих операций платежного баланса Германии. Анализ показывает, что ФРГ и ее партнерам по «двадцатке» удалось многое сделать. Геополитические проблемы не помешали согласовать решения лидеров по ключевым вопросам экономической повестки. Состоялось шесть министерских встреч; институционализировано сотрудничество по цифровой экономике и здравоохранению; принято 15 документов лидеров, включая Коммюнике лидеров «Группы двадцати» и План действий по борьбе с терроризмом; согласовано более 500 конкретных обязательств. Саммит стал площадкой для более чем 70 двусторонних встреч лидеров. Несмотря на противоречия между членами и внутренние и внешние вызовы председательства, заложен фундамент сотрудничества по приоритетным направлениям, сформулированным Германией как председательствующим государством; обеспечен прогресс по ключевым направлениям работы форума; выработаны формулировки, позволившие преодолеть протекционистские тенденции в международной торговле; закреплена приверженность «двадцатки» реализации Парижского соглашения по климату, усилено сотрудничество в области устойчивой энергетики и энергоэффективности. «Группа двадцати» успешно преодолела новые испытания, подтвердив свою роль клю-чевого форума экономического сотрудничества.


М В Ларионова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
larionova-mv@ranepa.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Ларионова Марина Владимировна - д-р полит. наук, директор Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), профессор Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

  • Ларионова М.В. Модель обеспечения баланса реальных и прогнозируемых внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 7 (4). С. 7-17.
  • Ларионова М.В., Сахаров А.Г., Шелепов А.В., Рахмангулов М.Р. Внешняя политика Трампа и многосторонние институты коллективного управления // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24 (4). С. 31-41.
  • Фуес Т. Приоритеты устойчивого развития в деятельности «Группы двадцати»: возможности и вызовы для председательства Германии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12 (2) (принято в печать).
  • Шелепов А.В. Проект BEPS: глобальное сотрудничество в сфере налогообложения // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11 (4). С. 36-59.
  • Berger A. What remains of the G20 Hamburg Summit? 2017. URL: https://www.die-gdi.de/uploads/ media/German_Development_Institute_Berger_10.07.2017.pdf (accessed: 13.08.2017).
  • Bown C. 17-21 Steel, Aluminum, Lumber, Solar: Trump’s Stealth Trade Protection. 2017. Peterson Institute for International Economics Policy Brief. URL: https://piie.com/system/files/documents/ pb17-21.pdf (accessed: 13.08.2017).
  • Burri M., Cottier T. Trade Governance in the Digital Age. Cambridge University Press, 2015.
  • Cooper A. The G20 and Contested Global Governance: BRICS, Middle Powers and Small States // Caribbean Journal of International Relations & Diplomacy. 2014. Vol. 2 (3). P. 87-109.
  • Irwin D. The False Promise of Protectionism. Why Trump’s Trade Policy Could Backfire // Foreign Affairs. 2017. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2017-04-17/falsepromise-protectionism (accessed: 13.08.2017).
  • James H. Deglobalization as a Global Challenge. CIGI Papers No. 135. June 2017. URL: https://www.cigionline.org/sites/default/files/documents/Paper%20no.135WEB_1.pdf (accessed: 13.08.2017).
  • Kirton J. G20 Governance for a Globalized World. Farnham: Ashgate, 2013.
  • Kirton J. A Summit of Solid Success at Hamburg in 2017. URL: http://www.g20.utoronto.ca/ analysis/170708-kirton-success.html (accessed: 13.08.2017).
  • OECD. Key Issues for Digital Transformation in the G20. Report prepared for a joint G20 German Presidency. OECD conference. Berlin, Germany, 12 January 2017. URL: https://www.oecd.org/ g20/key-issues-for-digital-transformation-in-the-g20.pdf (accessed: 13.08.2017).

Просмотры

Аннотация - 918

PDF (Russian) - 40


© Ларионова М.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.