Island of Mayotte on its way to the international community

Cover Page

Abstract


The article devoted to the analysis of change of status of Mayotte with signing of the Treaty on the possession of Mayotte to France in 1841 continuing until Mayotte’s departmentalization in 2011. Relations between France and Mayotte are essentially different from traditional cooperation “Metropolitan-colony”, due the fact that Mayotte was an important strategic territory of France in the Indian Ocean since 19th century. The article contains the detail analysis of specifics features of French colonial administration. The legislative changes of territorial status of Mayotte traced on the basis of researched decrees, laws, resolutions. The status of Mayotte had changed with the expansion of the colonial Empire: from autonomy up until 1912, to the dependent and controlled up until 1946. In the next 20 years Mayotte crosses swords for the expansion of autonomy from France. Besides it, in this chapter of the article considers the processes of formation of various people's movements, such as “Mouvement du peuple mahorais”, which purposed to get from metropolitan France the status of the French Overseas territory. After the fall of the colonial system, France tried to prevent the final breakdown of the Empire, for that French Republic takes root intro their colonies in a structure of France by legislation. In 1975 Comoros gained independence, and entered immediately into a confrontation with France with regard to Mayotte. The international community headed by the UN required return the island to the Comoros, despite it France referred to a popular referendum during which the residents of Mayotte had expressed a desire to be a part of France. Hurriedly, France granted to Mayotte the status of the Overseas community of France. Despite the new status, Mayotte continued to be a backward region of France up until 1990s. In the 21st century starts a new period of changes. There is an active development of the island in such spheres as administration management, economy, culture and social integration with metropolitan France which ultimately will lead to the departmentalization in 2011. The conclusion examines the processes of integration of Mayotte with France and the EU after departmentalization, prospects of development and reinforcement of role of the island as a political and economic zone of France in East Africa.


История французского колониализма имеет свои особенности. Ставшая достоянием истории, Французская колониальная империя была второй по величине после Британской. Она складывалась поэтапно, начиная с великих географических открытий. В настоящее время, спустя почти шесть десятков лет, которые отделяют нас от начала повсеместного крушения колониальной системы, можно дать взвешенные оценки французской модели колониального управления. Как известно, большинство колоний Франции располагались на Африканском континенте. Среди всех колоний Франции по-настоящему особое место занимает небольшой остров Майотта, располагающийся северо-восточнее Мозамбикского пролива. В чем особенность этого острова? Почему, владея этим островом на протяжении более чем 150 лет, Франция уже никогда не отвернется от него? Это история необычных и трудных взаимоотношений метрополии и колонии: с одной стороны, Франция, для которой остров является стратегически важным пунктом в Индийском океане; с другой, население Майотты, с упорством и упованием добивающееся уравнивания своего статуса с метрополией. Экономические, социальные, культурные изменения, которые привнесла Франция, способствовали постепенной трансформации острова, сделав его «французским». И несомненно, что после такого длительного взаимодействия Майотта стала частью Франции не только для жителей самого острова, но и для всех французов. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С IX по XIX в. Майотта служила перевалочным пунктом для работорговли, в основном из стран Персидского залива. С начала XIX в. Франция сумела закрепиться в Индийском океане. Остров Бурбон (ныне Реюньон) стал единственной колонией здесь, играющей роль опорного пункта. Однако он находился в стороне от основных торговых путей, которые контролировались по большей части Британской империей, и потому французское колониальное руководство решило предпринять попытку расширить свои владения, дабы усилить свое военное присутствие, а также укрепить торговые связи. Отправной точкой начала франко-майотских отношений считается 13 апреля 1840 г., когда французский адмирал Пьер Пассо отправился с экспедицией на Майотту. Вскоре после установления дипломатических отношений между Францией и султанатом Майотта султан острова Андриансули направил письмо губернатору Бурбона с просьбой о военной защите от посягательств соседних государств. 25 апреля 1841 г. между Французской империей и султанатом Майотта был заключен договор о передаче Майотты под протекторат Франции[203]. Как отмечает заслуженный профессор, член французской академии изучения заморских территорий Жан Мартен в своей монографии «Четыре острова пиратов и плантаторов»: «на такой шаг султан пошел не столько из-за угроз Пьера Пассо о набегах со стороны пиратов или соседних агрессоров, сколько из-за политической и экономической выгоды от этого соглашения» [Martin 1985: 32]. Первое время Майотта не имела никакого статуса, она находилась в непосредственном подчинении Реюньона. В том же году Нуси-Бе, первый из двух островов региона, ставших «французскими», получил статус административного центра новых колоний, и Майотта перешла под его юрисдикцию. Более 40 лет Майотта входила в состав колонии Нуси-Бе. За это время французское колониальное руководство наладило административное управление, учредило должность губернатора. Декретом от 5 сентября 1887 г. правительство в незначительной степени изменило статус административного управления колонии, подчинив ее напрямую министру Военно-морского флота и колоний[204]. В 1886 г. Майотта получила автономию и министерство учредило новое территориальное образование, состоявшее из островов Майотта, Нуси-Бе и Сент-Мари близ северо-восточного побережья Мадагаскара. В 1896 г. Мадагаскар после почти полувекового сопротивления стал колонией Франции. Для укрепления власти на острове колониальная администрация решила передать под управление Мадагаскара Майотту и Коморы. Как пишет профессор университета Сорбонна-Париж IV, профессор новейшей истории, специалист по истории Майотты и колонизации островов Индийского океана Изабель Дени в своей статье, «новый министр колоний Андре Лебон, в ходе его встречи с президентом республики Феликсом Фором предложил внести поправки в декрет от 23 января 1896 [Denis 2004], ввиду неэффективного колониального управления и устаревшими методами». «Удаленность двух островов друг от друга, формирование местных военно-морских взаимоотношений в соответствии с требованиями каждого из них, неспособность реализовать и принять необходимые методы управления в колониях», - констатировал Лебон. Однако в своем колониальном управлении Франция не преследовала долгосрочные цели, постоянно изменяя статус территорий. Это связано, в первую очередь с нежеланием вступать в конфронтацию с Великобританией и Португалией. Франция расширяла свои территории за счет сближения с местным правительством. К тому же, краткосрочная колониальная политика предусматривалась для сокращения издержек на содержание колониальной администрации, выхода из экономического застоя, включая ту или иную слаборазвитую территорию в состав более процветающей. В 1912 г. Майотта и Коморы были переданы под управление колонии Мадагаскар. Однако французское руководство оставило в ведении острова самоуправление и финансовую сферу. «Сохранение за Майоттой полномочий было частью колониальной стратегии Франции, из-за опасений того, что неокрепшая колония Мадагаскар является все еще ненадежной опорой», - отмечает в своей книге заслуженный профессор университета Париж-Сорбонна Жан Мейер [Meyer 2016: 78-91]. В 1912-1945 гг. Майотта, как и Коморы, входила в состав колонии Мадагаскар. В этот период происходит первое отделение Майотты от архипелага. Ввиду экономической вялости Коморских островов, Франция создает внутриколониальное образование с административным центром в Дзаудзи. Майотта была уполномочена осуществлять административное и финансовое управление [Ninon 2007] при полной согласованности с властями Антананариву. Помимо этого архипелаг имел экономические и финансовые представительства на Мадагаскаре, в состав которых входили два французских представителя и один от коренного населения. В БОРЬБЕ ЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ После Второй мировой войны Коморы стали стремиться к расширению автономии. После целой серии декретов и законодательных актов [Denis 2007] в 1946 г. в результате установления IV Республики Коморские острова наконец-то обрели статус заморской территории Франции. Конфронтация Западного мира во главе с США и социалистического лагеря во главе с СССР, их идеологическое противостояние повлекли за собой трансформацию международной системы, превратив ее в биполярную. Кардинальные изменения в расстановке и балансе сил в мире привели к краху колониальной системы. Французское правительство понимало, что нарастающий колониальный кризис невозможно остановить, поэтому оно старалось как можно скорее законодательно изменить статус французских владений. Президент V Республики генерал Шарль де Голль, стоявший у истоков деколонизации, писал в своих мемуарах: «Для человека моего возраста и моего воспитания было воистину ужасно стать, по собственному желанию, организатором подобных перемен. Каким тяжелым моральным испытанием для меня были передача там нашей власти, спуск наших знамен, закрытие там одной из великих книг истории!»[205]. Республика поэтапно вносила изменения в территориальное законодательство своих заморских территорий, предоставляя им все большую автономию. Однако это только ускорило процесс деколонизации Африки и Мадагаскара. После 1960 г., который был провозглашен ООН Годом Африки, когда независимость получили 17 африканских колоний[206], республика не хотела сдавать позиции в отношении оставшихся подконтрольных территорий. Ее усилий, направленных на сохранение протектората над архипелагом, оказалось недостаточно. В этой связи правительство решило пойти на уступки. Закон № 61-1412 от 22 сентября 1961 г. регламентировал учреждение органов государственного управления на Коморах[207]. В том же году, по решению Парижа, административный центр Комор был перенесен из Дзаудзи в Морони, в результате Майотта лишилась статуса основного центра по принятию решений [Denis 2010]. 1960-е гг. явились решающими для Майотты. Власти острова отметили возрастающую осознанность населения в необходимости изменения своего статуса. В 1962 г. коренное население Майотты - махоре, побуждаемое идеями о расширении полномочий острова, образовали «Движение народа махоре», целью которого было предоставление острову статуса заморской территории Франции [Carayol 2008]. Однако не только выражение недовольства администрации послужило причиной создания движения. На острове главенствуют две основные религии: христианство и ислам. Несмотря на то что ислам является доминирующей религией - 97%, майотская элита составляла оставшиеся 3% христиан [Denis 2010a]. Это были в основном переселенцы из метрополии, госслужащие с семьями и местное зажиточное население, которые были обеспокоены тем, что присоединение Майотты к исламскому архипелагу приведет к столкновениям на религиозной основе. 1970-е гг. - это период наибольшей напряженности и нестабильности. Коморы стремились обрести независимость, что являлось логичным после длительного периода самоуправления, действовавшего с 1946 г. 22 декабря 1974 г. в результате проведения референдума по вопросу о самоопределении большинство жителей архипелага проголосовало за отделение от Франции, а именно, 96% населия Комор. Большинство же жителей Майотты, 64% голосов, проголосовало против отделения[208] (табл. 1). Таблица 1 Результаты референдума от 22 декабря 1974 г. по вопросу о самоопределении Коморских островов The results of the referendum of 22 December 1974 on self-determination of the Comoros 22 December 1974 Independence Referendum Island “Yes” Votes “No” Votes Total Valid Votes Invalid / Blank Votes Total Votes Registered Voters Voter Turnout Number of Votes % of Votes Number of Votes % of Votes Anjouan 58,897 99,93% 44 0,07% 58,941 4 58,945 61,406 96,0% Grande Comore 84,123 99,98% 21 0,02% 84,144 39 84,183 892,15 94,4% Mayotte 5,110 36,78% 8,783 63,22% 13,893 84 13,977 17,946 77,9% Mohéli 6,054 99,92% 5 0,08% 6,059 3 6,062 6,351 95,5% National Total 154,184 94,57% 8,853 5,43% 163,037 130 163,167 174,918 93,3% Источник: African Elections Database 6 июля 1975 г. глава коморского правительства Ахмед Абдаллах в одностороннем порядке провозгласил независимость Коморского государства, состоявшего из трех островов. Произошло упразднение правительственного совета, был сформирован парламент, принята конституция, а островам возвращены их первоначальные арабские названия. Как отмечает доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, историк, специалист в области истории Франции и российско-французских отношений XVIII-XX вв. П.П. Черкасов: «В ответ на эти действия профранцузские круги на Майотте потребовали от Парижа «защиты» [Черкасов 1983: 161]. Французское руководство признало результаты референдума, однако не было согласно с тем, что сформированное правительство проигнорировало результаты голосования на Майотте, включив остров в состав нового государства. Законом от 3 июля 1975 г. Франция официально подтвердила независимость Комор, при этом в статьях закона указывалось на то, что Майотта, в случае отказа от принятия закона конституции островов имела законное право остаться в составе Франции[209]. Эти действия привели к демонстрациям на Гранд-Коморе, Анжуане и Мохели в ноябре 1975 г., протестующие были не согласны с навязанной политикой французского правительства по отношению к Майотте. Для урегулирования ситуации и восстановления порядка французское руководство вынуждено было произвести развертывание военных сил на архипелаге. С тем чтобы не допустить новых беспорядков и манифестаций с законом от 31 декабря 1975 г. Париж заявил о проведении в течение двух месяцев повторного опроса населения Майотты для определения своего будущего[210]. Вопрос был вполне очевиден и гласил: «Согласны ли вы стать частью государства Коморы или остаться в составе Французской Республики?». Абсолютное большинство населения Майотты проголосовало за сохранение острова в составе Франции. Годом позже, для закрепления своей власти Париж издал указ о том, что Майотта является административно-территориальным образованием Французской Республики с возможностью изменения своего статуса в течение трех лет[211]. Текст закона предусматривал наличие представительства Майотты во французском парламенте - один депутат и один сенатор. На острове был учрежден Генеральный совет, члены которого избираются путем всеобщего голосования и принимают решения, предварительно рассмотренные префектом[212]. За Парижем остается право принятия решения в отношении любого действия, которое ему кажется целесообразным. Со стороны международного сообщества оказывалось постоянное давление. Видя, что французское руководство закрепило за собой остров, тем самым нарушив решения ООН, Организация африканского единства (ОАЕ), Мадагаскар потребовали передать Майотту под управление Исламской Республики Коморские острова. Франция, в свою очередь, для того чтобы доказать законность своих действий ссылалась на результаты референдумов. К 1979 г. ООН приняла 4 резолюции относительно Майотты, две из которых являются основополагающими. Они предписывали передать остров под управление Комор, призывая французское правительство начать немедленный диалог с Коморами по передаче им всех полномочий по Майотте[213], а также соблюдение всех соответствующих резолюций ООН по этому вопросу[214]. Однако французское правительство открыто проигнорировало решения ООН и вскоре приняло новый закон в отношении Майотты. Статья 1 Закона № 79-1113 от 22 декабря 1979 г. определяла, что Майотта является частью Французской Республики, и что она может изменить свой статус только лишь в случае волеизъявления народа на это[215]. В 1980-х гг., несмотря на все изменения в своем территориальном статусе, Майотта оставалась практически такой же периферийной зоной метрополии, какой была в начале XX в. Коммуникации практически полностью отсутствовали, на острове имелись лишь две автомагистрали. В течение 90-х гг. XX в. проводятся реформы, направленные на ликвидацию законодательной отсталости острова от метрополии. Постепенно вводили в действие законы в таких областях, как здравоохранение, образование и жилищная сфера. Лишь в 1986 г. парламент включил Майотту в плановую повестку на следующий год. НА ПУТИ К ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИИ С приходом нового тысячелетия начался новый этап преобразований. И снова депутаты местного собрания совместно с представителями Национального собрания обратились с заявлением к французскому правительству провести референдум, предусмотренный положениями нескольких ранее принятых законов. 27 января текст соглашения, предварительно составленный Министерством заморских территорий, был подан на рассмотрение в парламент [Carayol 2008a]. В июле население повторно обратилось к парламенту рассмотреть вопрос об изменении статуса Майотты. Закон № 2001-616 от 11 июля 2001 г., принятый парламентом и утвержденный президентом республики, учредил присвоение Майотте статуса Сообщества с департаментским значением[216] (исключительный случай в истории французских заморских территорий). Вопрос рассмотрения следующей заявки на изменение статуса не мог быть рассмотрен до истечения пятилетнего срока [Carayol 2009], т.е. до 2009 г. К этому времени Генеральный совет должен был переизбрать не менее 2/3 своих членов. Население Майотты также должно было принять решение об изменении статуса путем голосования на референдуме. Новый статус позволил Майотте улучшить свое экономическое и социальное положение. Среди новых компетенций Майотта получила право пользоваться законами о разделении полномочий между коммунами, департаментами и регионами республики[217]. Муниципальные обязанности и компетенции Генерального совета были расширены в области школьного образования, здравоохранения, культуры, транспортной структуры, градостроительства и благоустройства городов, а также развития сельского хозяйства, туризма. Местные депутаты получили более широкие полномочия. Закон предусматривал два типа финансовой помощи в период между 2002 и 2006 гг.: выделение средств для модификации уже существующих видов производств и для обеспечения необходимыми услугами и средствами для всех муниципалитетов. Это финансирование предусматривало некоторую деятельность местных публичных учреждений в форме проектов [Decroux 2008], постановлений, а также частное инвестирование. Прежде всего, деятельность правительства была направлена на решение проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, уличным освещением, капитальным ремонтом школ, снабжением питьевой водой, сбором и утилизацией отходов, проведением канализации и необходимых технических средств в культурные, спортивные и административные учреждения [Math 2012a]. Политические и территориальные особенности острова вновь были отмечены законодательно при внесении поправок в конституцию от 28 марта 2003 г., в статьях 72, 72-3, 74, устанавливающих права административно-территориальных образований Франции[218], [219]. В июне 2004 г. на межправительственной конференции, тогда еще 25 государств - членов ЕС одобрили принцип присоединения острова к ультрапериферийным зонам Европейского союза. Министерство заморских территорий усилило свое внимание к Майотте и в рекордно короткие сроки реализовало многочисленные экономические и социальные проекты. Конвенция по развитию, принятая 9 декабря 2002 г., определяющая приоритетные направления развития и устанавливающая конкретные задачи, среди которых: создание прямого воздушного сообщения между Европой и Майоттой, борьба с усиливающейся незаконной миграцией, сокращение неформальных секторов экономики, включая теневую[220]. Выступление министра заморских территорий Бриджит Жирарден перед Генеральным советом в Мамудзу в марте 2005 г. было посвящено дальнейшим перспективам изменения территориального статуса Майотты в рамках новых «ультраперефирийных» территорий ЕС, выделению средств из основных фондов для стимулирования развития экономики острова, налаживанию инфраструктуры. Была создана специальная комиссия фондов регионального развития для регулирования финансовых поступлений для развития всех островных территорий Франции в Индийском океане[221]. Таким образом, Майотта была включена в процесс интеграции не только с Францией, но и с ЕС. Особое внимание государства привело к тому, что на острове начал реализовываться второй этап программ, направленных на выравнивание французского законодательства. Несмотря на то что Майотта уже долгое время была территорией Франции, главная проблема заключалась в том, что некоторые законы республики не действовали на Майотте. Поэтому происходило поэтапное реформирование законодательной системы острова [Baude 2012] в сферах, касающихся социального развития, института семьи, потребления населения, занятости, торговли, страхования, градостроительства и благоустройства городов, туризма, гражданской авиации и правовой сферы [Math 2012b]. Несмотря на то что первоначально население Майотты имело право подать заявку на проведение референдума относительно изменения своего статуса только начиная с 2009 г., закон № 2007-233 от 21 февраля 2007 г., устанавливающий уставные и институциональные положения относительно заморских территорий, привел к ускорению процесса рассмотрения заявки[222]. Местные депутаты нашли лазейку в статье закона, в соответствии с которой Генеральный совет Майотты после возобновления своей работы в 2008 г. мог бы абсолютным большинством голосов своих членов принять решение и подать заявку на изменение своего статуса. Это постановление, принятое единогласно 18 апреля 2008 г., было передано в Париж. Переговоры между депутатами Майотты и центральными органами власти привели к созданию пакта о департаментализации, представленного 16 декабря 2008 г. президенту Николя Саркози. 14 января 2009 г. правительство начало процедуру изменения статуса, и декрет от 20 января 2009 г. провозгласил начало осуществления консультации населения Майотты относительно референдума[223]. Избирателям предстояло ответить «да» или «нет» на вопрос: «Согласны ли вы на изменение статуса Майотты на форму заморского сообщества, называемую департаментом?». Референдум состоялся 29 марта 2009 г. Большинство жителей Майотты проголосовали за департаментализацию острова - 95,3% из 62% жителей, принявших участие в голосовании[224] (табл. 2). Таблица 2 Результаты референдума от 29 марта 2009 г. о присвоении Майотте статуса департамента The results of the referendum of 29 March 2009 on the assignment of the status of Department to Mayotte Число / Number Процент / Зарегистрировано Percentage / Registered Зарегистрировано / Registered 71 420 100% Воздержались / Abstention 27 589 38,63% Проголосовавшие / Voters 43 831 61,37% Проголосовавшие / Voters Пустой или испорченный бюллетень / Blank or spoiled 616 1,41% Заполненный бюллетень / Expressed 43 215 98,59% Заполненный бюллетень / Expressed Да / Yes 41 160 95,24% Нет / No 2 055 4,76% Зарегистрировано / Registered Да / Yes 41 160 57,63% Нет / No 2055 2,88% Источник: Résultat du référendum selon la préfecture de Mayotte 101-Й ДЕПАРТАМЕНТ ФРАНЦИИ 31 марта 2011 г. вошло в историю Майотты - именно в этот день остров получил статус департамента Франции. Начался процесс сращивания экономической, налоговой, финансовой и социальной систем острова и метрополии, создания кадастрового законодательства, коррекции гражданского кодекса, увеличения депутатских мандатов в парламенте. Департаментализация также повлекла за собой кардинальные изменения в образе жизни коренного населения: уравнивание прав женщин с мужчинами, отказ от полигамии, увеличение возраста для вступления в брак у девушек с 15 до 18 лет, уменьшение полномочий мусульманских судей «кади» и открытие гражданских судов и многое другое. Международная реакция на референдум была неоднозначна и парадоксальна: с одной стороны, страны Евросоюза, а также большая часть международного сообщества проигнорировали сам факт проведения референдума, не считая Майотту спорной территорией, ввиду того что с 2004 г. остров входил в состав ультрапериферийных территорий ЕС и имел оформленный юридический статус. С другой - Коморы и Африканский союз выступили с критикой, снова обвинив Францию в незаконности своих действий [Ali Amir 2009], а также в продолжении курса проведения колониальной политики. Правительство Морони крайне негативно высказалось о результатах референдума, называя их противозаконными. Референдум фактически лишил Коморы какой-либо возможности на создание единого государства, состоящего из четырех островов архипелага. Департаментализация позволила полностью интегрировать Майотту в метрополию. Интеграция всех административных структур будет происходить постепенно. Майотта, начиная с этого момента, является одновременно и департаментом, и заморской территорией республики, расширяя свои права на внешнее административное управление как самостоятельная территориальная единица. Совет Европы принял решение, что, начиная с 1 января 2014 г., она становится девятым регионом ультраперефирийных территорий ЕС в официально оформленном статусе[225]. Фактически Майотта стала членом ЕС. Необходимо отметить, что благодаря этому увеличилось финансирование острова. Желание Европы как можно скорее интегрировать новую территорию привело к появлению большого количества экономических и социальных проектов, направленных на рост торговли путем снятия экономических торговых барьеров между ЕС и Майоттой, развитие сельского хозяйства, развитие туристической сферы, улучшение медицинской сферы обслуживания, строительство больниц, расширение доступа к образованию, строительство школ, строительство детских площадок и детских садов. Часть из этих проектов планируется реализовать до 2020 г. Для этого Европейский союз готов выделить 16 млн евро из фондов регионального развития. Все эти преимущества, несомненно, должны позволить Майотте стать важной экономической зоной Франции в Индийском океане. Помимо всего прочего Майотта должна стать центром научной, образовательной и культурной сфер. Как и прежде, Майотта является стратегически важным французским пунктом в Индийском океане. На острове расположены военно-морская и радиолокационная базы. Несмотря на изменения статуса, до достижения конечного результата еще далеко. Уровень жизни населения сильно отстает от метрополии. С 2008 по 2013 г. Майотта получила от государства 23 млн евро на улучшение социальных условий [Sourisseau, Bonnal, Burnod 2008], модернизацию транспортной системы, развитие медицинского обслуживания. По словам Ива Жего, бывшего госсекретаря по вопросам заморских территорий, выступившего с ежегодным докладом перед сенатом, полная интеграция Майотты займет 20-25 лет и обойдется в 200 млн евро[226]. Одним из важнейших мер, предпринятых французским руководством, явилось введение французской системы Вэлфера - пособия, обеспечивающего прожиточный минимум. Однако наряду с этим жители обязаны были платить те же налоги, что и жители регионов метрополии [Duflo, Ghaem 2014]. Вместе с тем, такая ускоренная интеграция приводит к возникновению социальных проблем. Несмотря на законодательную защиту традиционной культуры, местные языки, в частности язык махоре, являются менее защищенными перед господством языка Мольера. В этом отношении Франция проводит свою обычную политику лингвистической монополии французского языка. Молодое поколение, повернувшись в сторону Парижа, не заинтересовано в факультативном изучении местных языков. Модернизация экономической и финансовой сфер привела к росту социального неравенства, большой разнице в заработной плате. Саид Боинали, директор фонда социального обеспечения, выразил озабоченность, что местное население, еще не успевшее окончательно адаптироваться к новым условиям жизни, может распасться на два фронта: сторонников и противников модернизации. Экономический и социальный уровень Майотты намного выше, чем на Коморах. Отсюда вытекает одна из главных проблем департамента на сегодня - нелегальная миграция [Wickel 2008]. Потоки нелегальных мигрантов прибывают в основном с соседних неблагополучных островов - Анжуана и Мохели. Еще одним государством, откуда идет поток мигрантов, является Мадагаскар. По состоянию на 2012 г., около 65 тыс. мигрантов прибыло с Мадагаскара. В ответ Франция ужесточила миграционное законодательство, только за 2013 г. было депортировано около 24 тыс. нелегальных мигрантов. Таким образом, департаментализация, с одной стороны, привела к существенному развитию региона, его модернизации и вхождению как юридического субъекта в международное общество. С другой - создала массу проблем внутреннего и внешнего характера. В этой связи необходимо постепенное развитие и интеграция департамента с метрополией. *** За те 175 лет, что Майотта находится под управлением Франции, она претерпела существенные изменения. Поначалу, колония Реюньона, она не имела никакого автономного колониального статуса в период с 1844 по 1896 г. Затем следует короткий период относительной автономии. С 1908 по 1946 г. Майотта входила в состав колонии Мадагаскар вместе с остальными Коморами, однако сумела сохранить привилегии административного центра всего Коморского архипелага, вплоть до падения колониальной системы. В период 1946-1961 гг., оставаясь зависимой территорией, Майотта получила широкие полномочия. 1960-70-е гг. наконец-то подтолкнули население к организации референдума с целью получить статус заморского сообщества Франции. Несмотря на то что метрополия с нежеланием шла на уступки, не стоит забывать о сильном желании населения добиться полного равноправия с метрополией. В 1970-х гг. действия «Движения народа махоре» вынудили центральное правительство пойти на уступки и вскоре Майотта получила статус заморского сообщества. Последующие действия были направлены на интеграцию острова с республикой, улучшение социального и экономического положения, а также последующее изменение статуса. Для Франции Майотта не просто остров, это стратегически важный пункт в Индийском океане, в частности в Мозамбикском проливе. Начиная с 1841 г. метрополия включила остров в сферу своего влияния для возможности контролировать торговые пути и налаживать отношения с соседними государствами региона [Denis 2012]. На протяжении почти ста лет Франция укрепляла позиции в регионе, устанавливая протекторат над соседними территориями. Помимо всего прочего Майотта обладает важными природными ресурсами, один из которых - это наличие больших запасов пресной воды. После Второй мировой войны и распада колониальной системы, Франции, лишенной большинства своих колоний, нужно было удержаться в регионе, находящимся в зоне ее влияния. Ко всему прочему Франция также стремилась не допустить в регион СССР, активно устанавливающий дипломатические и экономические отношения с молодыми государствами, продолжать контролировать Мозамбикский пролив, являющийся важным стратегическим и экономическим пунктом в области разработки, добычи и перевозки нефти. Регион также является важной экологической зоной - острова Глорьез, Тромелан служат базами для научных и метеорологических станций. В наши дни остров продолжает развиваться в тени своего более мощного соседа - Реюньона, также являющегося департаментом Франции, однако, не обладающего исключительным статусом, в отличие от Майотты, имеющей экономические и социальные преимущества. И сегодня Большая земля смотрит на метрополию как на равную, относясь к ней с большим уважением, отдавая дань их совместному историческому прошлому. В свою очередь Париж уже не удивляется тому, что эта небольшая территория смогла не только продемонстрировать определенный демократический прагматизм, но и показать исключительную способность к политическому балансированию между своими интересами и интересами Французской Республики.

Ivan Victorovich Nezhentsev

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: nezhentsev94@mail.ru
Moscow, Russia

Lyudmila Vasil’evna Ponomarenko

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: ponomarenko_lv@rudn.university
Moscow, Russia

  • Ali Amir, A. (2009). Le référendum sur la départementalisation de Mayotte remet la question de la décolonisation inachevée des Comores à l’ordre du jour de l’Union africaine. La Revue Historique de l’océan Indien, 11, 54—61.
  • Baude, J. (2012). Les effets des politiques sociale et fiscale sur les écarts de revenu entre ménages ultramarins et métropolitains. La Revue Politiques sociales et familiales, 106, 65—81.
  • Carayol, R. (2008a). L'histoire de Mayotte de 1946 à 2000. La Revue Le Monde diplomatique, 6 (693), 12—26.
  • Carayol, R. (2008b). L'histoire de Mayotte depuis 2000. La Revue Le Monde diplomatique, 11 (698), 3—14.
  • Carayol, R. (2009). Mayotte: la campagne est lancée. La Revue Plein droit, 82, 43—51.
  • Cherkasov, P. P. (1983). The fate of the Empire: Outline of French colonial expansion in the XVI—XX centuries. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  • Decroux, J.-F. (2008). Mayotte: où est donc la République? La Revue Direction, 156, 45—47.
  • Denis, I. (2004). L’évolution du statut de Mayotte de 1841 à nos jours: Image d’une relation particulière avec la métropole. La Revue Ultramarine, 24, 49—54.
  • Denis, I. (2007). Le double choix de l’archipel des Comores. La Revue Historique de l’Océan Indien, 3, 75—84.
  • Denis, I. (2010a). Les religieuses de Saint-Joseph de Cluny а Mayotte, 1846—1904. La Revue Histoire et Missions Chrétiennes, 16, 53—71.
  • Denis, I. (2010b). Gendarmes dans l’océan Indien : la brigade de Mayotte au XXème siècle. La Revue LUC J-N, Soldats de la Loi, la gendarmerie au XXème siècle, Pups, 211—222.
  • Denis, I. (2012). Intérêts de la France dans l’océan Indien: présence militaire à Mayotte, 1841—1945. The Dissertation of the Doctor of Historical sciences. Paris.
  • Duflo, M., & Ghaem M. (2014). Mayotte, une zone de non-droit. La Revue Plein droit, 100, 68—78.
  • Martin, J. (1985). Comores, quatre îles entre planteurs et pirates. T. 1. Paris: L’Harmattan.
  • Math, A. (2012a). Mayotte: La situation économique et sociale. La Revue Chronique internationale de l’IRES, 134, 41—54.
  • Math, A. (2012b). Mayotte — Nouveau département, conflit social majeur — la révolte contre la vie chère. La Revue Chronique internationale de l’IRES, 134, 178—189.
  • Meyer, J. (2016). Histoire de la France coloniale: Des origines à 1914.
  • Ninon, J. (2007). La dynamique urbaine à Mayotte: l’étalement de Mamoudzou et la “périphérisation” des centres petits-terriens. La Revue Cahiers d’Outre-Mer, 240, 305—318.
  • Sourisseau, J.-M., Bonnal, P., & Burnod, P. (2008). Changement institutionnel et agriculture à Mayotte. Les impacts d’une intégration renforcée à la République française sur l’activité agricole des ménages. La Revue Economie rurale, 303—304—305, 60—74.
  • Wickel, A. (2008). Crise du territoire à Mayotte : l’exemple de la pêche artisanale. Revue Espace Politique, 3, 23—30.

Views

Abstract - 523

PDF (Russian) - 140

PlumX


Copyright (c) 2017 Nezhentsev I.V., Ponomarenko L.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.