Sub-Saharan Africa at the global education market: role of South Africa

Cover Page

Abstract


This article is dedicated to the development of the higher education in Sub-Saharan countries, particularly to the topic of internationalization of education. Most African countries have underdeveloped education systems. The quality and availability of higher education is a formidable obstacle for economic and social development. There is a growing demand for higher education in the SSA, but national education systems can’t cope fully with it. Hence many students go abroad, mostly in other African countries. The article focuses on the position of South Africa in the global and regional education market. As it’s a regional leader in this field South Africa attracts more than a half of international students within the Sub-Saharan Africa. The main reasons why African students choose South Africa are geographic proximity, familiar culture, lack of wanted higher education programs in their countries. However, there are as well disadvantages like xenophobia and race discrimination. South Africa has become a leader in Africa in the field of higher education, but it plays still small part at a global scale.


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Развитие высшего образования в африканских странах тесно связано с периодом обретения странами независимости. Большинство новых государств тогда не имело университетов, и создание национального вуза осознавалось как обязательный шаг, чтобы показать настоящую независимость государства [Mamdani 2007: 256]. Создание вузов было призвано решить целый ряд социально-экономических проблем, среди которых борьба с бедностью и безграмотностью. Уровень грамотности до сих пор остается одной из серьезных социальных проблем в регионе: доля неграмотного населения в возрасте выше 15 лет в странах Африки к югу от Сахары на начало 2000-х годов составляла 43%, на 2015 г. - 36%[175]. Самый высокий уровень безграмотности в регионе и в мире у Нигера (81%), Гвинеи (70%) и Южного Судана (68%). Наиболее высокий уровень грамотности у таких стран, как Экваториальная Гвинея, ЮАР и Ботсвана. Одной из основных проблем, препятствующих развитию высшего образования в регионе, является недостаток и ограниченность доступа к финансированию [N’dri 2006: 10]. С целью ликвидации безграмотности и стимулирования экономического развития многие страны увеличивают расходы на образование (табл. 1). Наиболее высокие расходы на образование в соотношении к ВВП у Лесото (12,98%) и Ботсваны (9,63%). У многих стран затраты на образование занимают значительную долю в государственных расходах: Намибия выделяет 26% госрасходов на образование, Эфиопия - 27%, Конго - 29%, Лесото - 25%, Бенин и Гана - 22%. Таблица 1 Показатели стран Африки к югу от Сахары [Indicators of countries in sub-Saharan Africa] Страна Расходы на образование, 2013 г. Конкурентоспособность высшего образования, 2015 г. ИЧР, 2014 г. в % к ВВП в % от гос. расходов место в мире балл (макс. 7) Ангола 3,48**** 8,68**** 144 1,94 0,532 Бенин 4,79* 22,22* - - 0,480 Ботсвана 9,63***** 20,47***** 101 3,59 0,698 Буркина-Фасо 4,52 16,17 136 2,42 0,402 Бурунди 5,41 17,24 142 2,14 0,400 Гамбия 2,8 10,28 107 3,45 0,441 Гана 5,93 21,70 106 3,46 0,579 Гвинея 3,54 14,13 140 2,19 0,411 Гвинея-Биссау 2,36 16,19 - - 0,420 Джибути 4,49**** 12,32**** - - 0,470 ДРК 2,24 16,83 - - 0,433 Зимбабве 1,96**** 8,72**** 118 3,18 0,509 Камерун 3,02 13,82 117 3,22 0,512 Кабо-Верде 5,03 14,98 89 3,91 0,646 Кения 5,51**** 20,56**** 95 3,77 0,548 Коморы 4,89** 18,49** - - 0,503 Конго 6,22**** 29,02**** - - 0,591 Кот д'Ивуар 4,71* 20,67* 121 3,12 0,462 Лесото 12,98+ 24,69+ 116 3,23 0,497 Либерия 2,82** 8,11** - - 0,430 Мадагаскар 2,08 13,99 130 2,64 0,510 Малави 6,87* 16,33* 132 2,57 0,445 Мали 4,33* 18,22* 128 2,70 0,419 Мавритания 3,28 11,41 141 2,16 0,506 Маврикий 4,98* 20,90* 54 4,66 0,777 Мозамбик 6,71 19,03 138 2,39 0,416 Намибия 8,35**** 26,19**** 115 3,23 0,628 Нигер 6,77* 21,66* - - 0,348 Руанда 5,03 16,60 122 2,98 0,483 Сан-Томе и Принсипи 3,90* 12,30* - - 0,555 Сенегал 5,60**** 20,72**** 119 3,18 0,466 Сейшелы 3,61*** 10,38*** 85 4,04 0,772 Сьерра-Леоне 2,72* 15,09* 137 2,39 0,413 Судан 2,21***** 10,77***** - - 0,479 Свазиленд 8,63*** 22,36*** 120 3,18 0,531 Танзания 3,48* 17,25* 134 2,45 0,521 Окончание таблицы 1 Страна Расходы на образование, 2013 г. Конкурентоспособность высшего образования, 2015 г. ИЧР, 2014 г. в % к ВВП в % от гос. расходов место в мире балл (макс. 7) Того 4,83* 19,36* - - 0,484 Уганда 2,20 11,76 129 2,68 0,483 ЦАР 1,23*** 7,82*** - - 0,350 Чад 2,85 12,46 143 2,05 0,392 Эфиопия 4,49 27,02 - - 0,442 ЮАР 6,05* 19,11* 86 4,04 0,666 Южный Судан 0,81*** 3,93*** - - 0,467 Источники: UNESCO Institute for Statistics, Global Competitiveness Report 2014-2015; United Nations Human Development Report, 2015. Примечания: * данные за 2014 г.; ** данные за 2012 г.; *** данные за 2011 г.; **** данные за 2010 г.; ***** данные за 2009 г.; + данные за 2008 г. Несмотря на высокий уровень расходов на образование в Гане, опрос, проведенный среди вузов страны, подтверждает, что государственного финансирования недостаточно, и оно отличается нерегулярностью [Ssempebwa 2013: 282]. Наиболее развитые системы высшего образования среди африканских стран у Маврикия, ЮАР, Замбии. Большинство стран замыкают рейтинг по конкурентоспособности системы высшего образования, в частности Ангола, Чад, Бурунди, Мавритания, Гвинея. Наиболее высокий индекс человеческого развития также у стран с более развитой системой образования. ИЧР Маврикия составляет 0,777; Сейшельских Островов - 0,772. Эти страны занимают 63-е и 64-е места в мире соответственно и являются единственными на континенте, которые попали в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Десять стран Африки южнее Сахары вошли в группу стран со средним уровнем человеческого развития, остальные 36 стран находятся в группе стран с низким уровнем человеческого развития. Среди важных проблем высшего образования в Африке называется также необходимость в обновлении образовательных программ, которые бы соответствовали потребностям экономики и отвечали требованиям глобального мира [Gokulsing 2011: 16]. Проблема качества и доступности высшего образования в регионе ведет к ограниченным возможностям вузов большинства африканских стран удовлетворить повышающийся спрос на получение высшего образования среди населения [Айдрус, Горшкова 2015: 47]. Такая ситуация создает условия для расширения студенческой мобильности. В Континентальной образовательной стратегии Африки 2016-2025[176], принятой Африканским союзом в январе 2016 г., одним из 6 ведущих принципов развития образования указывается «реализация межафриканской мобильности и академической интеграции посредством региональной кооперации». Целый ряд инициатив демонстрирует продолжающуюся эволюцию в процессе интеграции образования и научно-профессиональной среды стран Африки [Поручиков 2015: 140]. Лидером на образовательном рынке среди стран Африки к югу от Сахары является ЮАР. Преимущественно вузы данной страны и представлены в международных рейтингах университетов (табл. 2). Таблица 2 Вузы стран Африки к югу от Сахары в международных рейтингах [Universities of the countries in sub-Saharan Africa in the international rankings] Страна Вуз Рейтинги QS 2015/16 THE 2016 ARWU 2015 ЮАР University of Cape Town 171 120 201-300 ЮАР Stellenbosch University 302 301-350 401-500 ЮАР University of the Witwatersrand 331 201-250 201-300 ЮАР Rhodes University 501-550 - - ЮАР University of Pretoria 501-550 501-600 - ЮАР University of Kwazulu-Natal 551-600 401-500 401-500 ЮАР University of Johannesburg 601-650 - - ЮАР North-West University 701+ - - ЮАР University of the Western Cape 701+ - - ЮАР University of South Africa - 601-800 - Танзания University of Dar es Salaam 701+ - - Гана University of Ghana 701+ 601-800 - Кения University of Nairobi 701+ 601-800 - Уганда Makerere University 701+ 401-500 - Нигерия University of Ibadan - 601-800 - Источник: QS World University Rankings. Available at: http://www.topuniversities.com (date of access: 15.04.2016). В рейтинг QS 2015-2016 гг. попали 13 вузов, которые представляют 5 стран Африки: ЮАР, Танзанию, Гану, Кению и Уганду. Из 13 вузов 9 являются университетами ЮАР. В рейтинге Times Higher Education 2015 г. представлено 10 вузов из 5 стран, а в рейтинг ARWU 2015 г. попали только четыре университета ЮАР. Наиболее высокие позиции во всех рейтингах занимают три вуза ЮАР: Кейптаунский университет (University of Cape Town), Стелленбосский университет (Stellenbosch University) и Университет Витватерсранда (University of the Witwatersrand). МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ ЮАР находится на первом месте в регионе по числу иностранных студентов. В 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары число иностранных студентов составляло около 41,3 тыс. человек, из которых в ЮАР обучалось 34,7 тыс., то есть 84,3% всех иностранных студентов региона. В 2013 г. количество иностранных студентов в регионе достигло 74,5 тыс. человек. Наиболее популярной страной для обучения остается ЮАР, где обучается 42,4 тыс. человек (56,9% иностранных студентов региона). На втором месте по числу иностранных студентов в регионе находится Гана, здесь в 2013 г. обучалось 10,8 тыс. иностранных студентов (14,5%), далее следует Кот д’Ивуар - 7,5 тыс. (10%). Стоит отметить, что существенно выросло количество студентов, приезжающих получать высшее образование в Гану: если в 2007 г. здесь обучалось 1,9 тыс. иностранных студентов, то к 2014 г. их количество достигло уже 15,7 тыс. По доли иностранных студентов от общей численности студентов вузов в данной стране лидерами являются ЮАР (4%), Гана (3,9%) и Маврикий (3,8%). Количество иностранных студентов, выезжающих за рубеж из стран региона, также растет: в 2000 г. их количество составляло 159 тыс. человек, на 2013 г. - 271 тыс. На первом месте по числу выезжающих за рубеж студентов находится Нигерия (52 тыс. студентов обучались за рубежом в 2013 г.). Будучи среди крупнейших стран по численности населения, отметим, что Нигерия входит и в десятку стран мира по количеству студентов, направляющихся на обучение за границу. Треть студентов направляется на обучение в Великобританию, 23% - в Гану, 14% - в США. В Нигерии функционирует 129 высших учебных заведений, которые не в состоянии обеспечить спрос на образование: в 2014 г. из 1,2 млн абитуриентов в вузы было принято только 450 тыс. человек, остальные вынуждены были обучаться в другой стране [Adedayo 2015]. Другими крупными направляющими странами являются Камерун (19,5 тыс. студентов за рубежом), Зимбабве (15,8 тыс.), Кения (12,1 тыс.) и Сенегал (11,3 тыс.). Для всех стран Африки южнее Сахары, кроме ЮАР и Ганы, характерен отрицательный показатель чистой мобильности, то есть количество студентов, выезжающих из данной страны для обучения за рубеж, превышает численность иностранных студентов, обучающихся в данной стране. Наиболее популярными направлениями для обучения за рубежом являются традиционные лидеры мирового образовательного рынка, такие как США, Великобритания, Франция, Германия. Высок уровень, в том числе внутрирегиональной мобильности, в частности в ЮАР. Многие направления для обучения обусловлены также историческим фактором, а именно связями между бывшими колониями и метрополиями, как следствие имеющими сходство систем образования и общность языка [Филиппов 2015: 205]. Прочные связи с бывшими метрополиями обусловлены и тем, что в первой половине XX в. африканские студенты были вынуждены выезжать за рубеж на обучение из-за отсутствия собственных высших учебных заведений. Например, первый вуз в Нигерии (Yaba College) появился в 1934 г. [Mngomezulu 2012: 24]. Так, студенты из португалоговорящих стран (Мозамбик, Ангола, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи) предпочитают получать высшее образование в Бразилии или Португалии. Среди студентов из франкоговорящих стран (Конго, Нигер, Кот д'Ивуар, Мадагаскар и т.д.) наиболее популярным является обучение во Франции. ЮАР НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Южно-Африканская Республика становится региональным образовательным центром. Четверть всех иностранных студентов (почти 11 тыс.), обучающихся в ЮАР, - из соседнего Зимбабве. Другими странами, направляющими наибольшее число студентов в ЮАР, являются Намибия (2,6 тыс.), ДРК (2,6 тыс.), Лесото (2,5 тыс.), Нигерия (2,5 тыс.) и Свазиленд (2,2 тыс.). Большое число студентов из соседних стран объясняется не только географией, но и усилиями африканских государств по развитию высшего образования. Согласно Протоколу о развитии образования и профессиональной подготовки (Protocol on Education & Training), принятому в 1997 г. странами - членами Сообщества развития Юга Африки, САДК, высшие учебные заведения резервируют не менее 5% мест для студентов из стран САДК[177]. Помимо географической близости студентов из стран САДК привлекает прежде всего потенциал ЮАР для будущего трудоустройства, а также интерес к культуре. Интерес к получению высшего образования в ЮАР наблюдается и со стороны западных стран: 1,2 тыс. студентов из США обучались здесь в 2013 г., далее следует Германия (802 человека) и Великобритания (434). Стоит отметить, что ЮАР находится на 11-м месте в списке наиболее популярных направлений для студентов из США. Для студентов из Европы и США важным фактором выбора ЮАР для обучения является более низкая стоимость жизни. Для студентов из других африканских стран, обучающихся в ЮАР, основным фактором выбора ЮАР стали географическая близость, субсидирование обучения студентам из САДК, рост привлекательности постапартеидной Южной Африки, отсутствие стипендий на обучение за пределами африканского континента, похожая история и знакомая культура [Mda, Snyder, Nieuwenhuysen 2011: 174]. Другими значимыми факторами выбора ЮАР являются репутация вузов, подтверждаемая международными рейтингами, а также отсутствие желаемых учебных курсов в своей стране. Стоит отметить и негативные факторы, приводимые различными исследованиями, которые препятствуют расширению деятельности ЮАР в плане привлечения иностранных студентов, в частности ксенофобия и этническая дискриминация[178]. Одним из препятствий расширения возможностей для привлечения иностранных студентов в ЮАР является необходимость получения учебной визы (даже для непродолжительных курсов), которая в прямой форме запрещает работать в стране, то есть студенты с финансовыми трудностями не имеют возможности заработка [Kandiko 2013: 228]. Уровень выездной мобильности значительно ниже: лишь 0,6% студентов из ЮАР обучались за рубежом в 2013 г. Основными направлениями являются США, где обучались 1,7 тыс. студентов из ЮАР, и Великобритания (1,2 тыс.) - на эти две страны приходится 44% всех южноафриканских студентов за рубежом. Для обучения в других странах Африки студенты из ЮАР выбирают Маврикий, где учится 271 студент из ЮАР. Стоит отметить расширение географии выездной мобильности. Значительно увеличилось число студентов из ЮАР в Бразилии - с 43 человек в 2009 г. до 138 в 2012 г., количество студентов в Индии увеличилось с 25 человек в 2006 г. до 208 в 2013 г. Это связано прежде всего с инициативами по развитию высшего образования в рамках БРИКС. Однако сотрудничество с Россией и Китаем в данной сфере еще не реализовано в полной мере. Заметен интерес к получению образования в странах Персидского залива: число студентов в Саудовской Аравии увеличилось с 75 в 2011 г. до 199 в 2014 г., а в Объединенных Арабских Эмиратах - с 76 до 132 за тот же период. Другие страны, количество студентов из ЮАР в которых растет, - Канада, Куба, Нидерланды, Новая Зеландия и Швейцария. По мнению Билла и Мелинды Гейтс, революция в образовании в будущем осуществится благодаря улучшению программного обеспечения и новых технологий [Battaglino, Haldeman, Laurans 2012]. Образовательные технологии позволят повысить доступность образования и уменьшить разницу в уровне грамотности в мире, в частности в Африке. Кроме того, стоимость образования с использованием дистанционных технологий ниже стоимости обучения по традиционной модели. Средние затраты в государственных вузах США на курсах по традиционной модели из расчета на одного студента составили 10 тыс. долл. Использование технологий дистанционного образования позволяет снизить затраты на одного учащегося до 6,4 тыс. долл. при полностью виртуальной модели и до 8,9 тыс. долл. при смешанном обучении [Battaglino 2012: 4]. Дистанционные технологии являются оптимальным и доступным инструментом для развития образования в регионе и привлечения иностранных студентов. Большинство южно-африканских университетов уже предлагают различные онлайн-курсы. Так, на базе Кейптаунского университета и Университета Витватерсранда реализуется проект GetSmarter, предлагающий широкий круг онлайн-курсов: более 50 программ в сфере бизнеса, финансов, маркетинга, юриспруденции, IT и других. Помимо непродолжительных курсов (как правило, 10-16 недель), на данной платформе Кейптаунский университет предлагает возможность пройти послевузовское обучение. Кейптаунский университет участвует также в проектах по распространению бесплатного образования, на платформах массовых открытых онлайн-курсов - университет предлагает краткосрочные курсы на Coursera, Future Learn. Усилению позиций ЮАР в регионе будет способствовать сотрудничество со странами БРИКС, в рамках которого создается Сетевой университет БРИКС. Данная инициатива нацелена на расширение сотрудничества в сфере образования, формирование образовательных кластеров и подготовку квалифицированных специалистов для экономик стран БРИКС. В сферу основных направлений деятельности Сетевого университета БРИКС входят создание совместных образовательных и научных программ, расширение академической мобильности обучающихся и преподавателей [Андреева, Парфенова, Сюлькова, Юртаев 2014: 174]. Через участие ЮАР в БРИКС страны группировки смогут расширять сотрудничество и с остальными странами Африки. Экономическое развитие ЮАР превратило страну в образовательный центр африканского континента. В региональном масштабе ЮАР представляется одним из лидеров в сфере высшего образования в Африке, однако на мировом уровне роль страны еще незначительна. ЮАР имеет потенциал стать важным участником глобального образовательного рынка, но региональные приоритеты и африканизация образовательных программ пока ограничивают возможности интернационализации высшего образования. В заключение отметим, что социально-экономическое развитие стран Африки к югу от Сахары не может быть обеспечено только за счет внутренних ресурсов, необходимо использовать также позитивные внешние импульсы [Родионова 2014: 165]. Международное сотрудничество африканских стран в сфере высшего образования способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных в экономике, и интеграции государств в глобальную экономику. В этой связи особое место принадлежит ЮАР как образовательному центру региона, который является проводником в сотрудничестве других стран с Африкой. Для цитирования: Асмятуллин Р.Р. Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль ЮАР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». - 2016. - № 2. - С. 365-374. REFERENCES Adedayo F.O., 2015. Recruiting from Nigeria: Market Trends and Future Potentials. ICEF Dubai Workshop. Aidrous I.A., 2015. Osobennosti razvitiya mirovogo rynka obrazovatel'nykh uslug na sovremennom etape: monografiya [Peculiarities of development of the global education services market in the modern era: monograph]. Moscow, PFUR, 320 p. Andreeva A.V., Parfenova S.V., Syul'kova N.V., Yurtaev V.I., 2014. Kontseptsiya setevogo universiteta BRIKS. [Concept of the BRICS Universities League]. BRIKS: sotrudnichestvo v tselyakh razvitiya. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moscow, PFUR, pp. 172-178. Battaglino T.B., Haldeman M., Laurans E., 2012. The Costs of Online Learning. Washington DC, The Thomas B. Fordham Institute, 14p. Available at: http://edex.s3-us-west-2.amazonaws.com/ publication/pdfs/20120110-the-costs-of-online-learning_7.pdf (date of access: 15.01.2016). Bhekithemba Richard Mngomezulu, 2012. Politics and Higher Education in East Africa (From the 1920s to 1970). Bloemfontein, SUN Press, 288 p. Filippov V.M., 2015. Internacionalizacija vysshego obrazovanija: osnovnye tendencii, problemy i perspektivy [Internationalization of higher education: major trends, challenges and prospects]. Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 3, pp. 203-211. Gokulsing D., 2011. Higher Education in the Context of Globalisation in Mauritius: An academic perspective. Available at: http://tec.intnet.mu/pdf_downloads/confpaper/conference2011/confpaper11.pdf (date of acces: 01.03.2016). Kandiko C.B., Weyers M., 2013. The Global Student Experience: An International and Comparative Analysis (International Studies in Higher Education). Routledge, 304 p. Mamdani M., 2007. Scholars in the Marketplace: The Dilemmas of Neo-liberal Reform at Makerere University, 1989-2005. Dakar. Codesria, 316 p. Mda T.V., Snyder I., Nieuwenhuysen J., 2011. A Home Away from Home? International Students in Australian and South African Higher Education. Monash University Publishing, 174 p. N’dri T., 2006. Assié-Lumumba. Higher Education in Africa. Crises, Reforms and Transformation. Dakar. Codesria, 204 p. Poruchikov S.I., 2015. Rol' Afrikanskogo sojuza v regulirovanii processov uchebno-professional'noj mobil'nosti na afrikanskom kontinente v nachale XXI v. [The role of the African Union in the regulation of educational and professional mobility on the African continent at the beginning of the XXI century]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: gumanitarnye nauki, no. 10 (150), pp. 137-143. Rodionova I.A., Monge Je., 2014. Problema preodolenija social'no-jekonomicheskoj otstalosti razvivajushhihsja stran na primere Tanzanii [Problem of overcoming socio-economic backwardness developing countries (case of Tanzania)]. Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 2, pp. 158-168. Ssempebwa J., Ssegawa D.E., 2013. Funding Higher Education in Uganda: Making the Case for the Liberalisation of Student Fees. Funding Higher Education in Sub-Saharan Africa. Palgrave Macmillan, 372 p. For citations: Asmyatullin R.R. Sub-Saharan Africa in the global education market: role of South Africa. Vestnik RUDN. International Relations, Vol. 16, No. 2 (June 2016), pp. 365-374. © Асмятуллин Р.Р., 2016

Ramil Ravilevich Asmyatullin

People's Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: asmyatullin_rr@pfur.ru
Moscow, Russia

  • Adedayo F.O., 2015. Recruiting from Nigeria: Market Trends and Future Potentials. ICEF Dubai Workshop.
  • Aidrous I.A., 2015. Osobennosti razvitiya mirovogo rynka obrazovatel'nykh uslug na sovremennom etape: monografiya [Peculiarities of development of the global education services market in the modern era: monograph]. Moscow, PFUR, 320 p.
  • Andreeva A.V, Parfenova S.V., Syul'kova N.V., Yurtaev V.I., 2014. Kontseptsiya setevogo universiteta BRIKS. [Concept of the BRICS Universities League]. BRIKS: sotrudnichestvo v tselyakh razvitiya. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moscow, PFUR, pp. 172-178.
  • Battaglino T. B., Haldeman M., Laurans E., 2012. The Costs of Online Learning. Washington DC, The Thomas B. Fordham Institute, 14p. Available at: http://edex.s3-us-west-2.amazonaws.com/publication/pdfs/20120110-the-costs-of-online-learning_7.pdf (date of access: 15.01.2016)
  • Bhekithemba Richard Mngomezulu, 2012. Politics and Higher Education in East Africa (From the 1920s to 1970). Bloemfontein, SUN Press, 288 p.
  • Filippov V.M., 2015. Internacionalizacija vysshego obrazovanija: osnovnye tendencii, problemy i perspektivy [Internationalization of higher education: major trends, challenges and prospects]. Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 3, pp. 203-211.
  • Gokulsing D., 2011. Higher Education in the Context of Globalisation in Mauritius: An academic perspective. Available at: http://tec.intnet.mu/pdf_downloads/confpaper/conference2011/confpaper11.pdf (date of acces: 01.03.2016)
  • Kandiko C.B., Weyers M., 2013. The Global Student Experience: An International and Comparative Analysis (International Studies in Higher Education). Routledge, 304 p.
  • Mamdani M., 2007. Scholars in the Marketplace: The Dilemmas of Neo-liberal Reform at Makerere University, 1989-2005. Dakar. Codesria, 316 p.
  • Mda T.V., Snyder I., Nieuwenhuysen J., 2011. A Home Away from Home? International Students in Australian and South African Higher Education. Monash University Publishing, 174 p.
  • N’dri T., 2006. Assié-Lumumba. Higher Education in Africa. Crises, Reforms and Transformation. Dakar. Codesria, 204 p.
  • Poruchikov S.I., 2015. Rol' Afrikanskogo sojuza v regulirovanii processov uchebno-professional'noj mobil'nosti na afrikanskom kontinente v nachale XXI v. [The role of the African Union in the regulation of educational and professional mobility on the African continent at the beginning of the XXI century]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: gumanitarnye nauki, no. 10 (150), pp. 137-143.
  • Rodionova I.A., Monge Je., 2014. Problema preodolenija social'no-jekonomicheskoj otstalosti razvivajushhihsja stran na primere Tanzanii [Problem of overcoming socio-economic backwardness developing countries (case of Tanzania)]. Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija», no. 2, pp.158-168.
  • Ssempebwa J., Ssegawa D.E., 2013. Funding Higher Education in Uganda: Making the Case for the Liberalisation of Student Fees. Funding Higher Education in Sub-Saharan Africa. Palgrave Macmillan, 372 p.

Views

Abstract - 158

PDF (Russian) - 137


Copyright (c) 2016 Асмятуллин Р.Р.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.