CHOOSING AN OPTIMAL MODEL OF E-VOTING AS AN INNOVATIVE FORM OF ELECTION TECHNOLOGIES, TAKING INTO ACCOUNT THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION CAPABILITIES OF THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

Abstract


The article focuses on the technical issues of implementing such innovative forms of electoral technologies, such as electronic voting, in the Syrian Arab Republic. The article provides the definition of electronic voting in general, and of two of its main types: remote voting, carried out from uncontrolled environments with the help of public means of communication, such as mobile phones, personal computers, specialized electronic devices - terminals installed in places widely available, and stationary electronic ballot held in a controlled environment (at polling stations) using specialized hardware. Based on the analysis of advantages and disadvantages of each of these types of e-voting, as well as taking into account the information and telecommunication capabilities at the disposal of the Syrian Arab Republic made a choice in favor of a stationary electronic voting as meeting the basic requirements of the electoral process, implemented through the use of information technology - the efficiency, availability, reliability, security.As a model system, similar to that provided to adapt it to the existing system in the Syrian Arab Republic, the material and technical base and the necessary optimization, presents possibility to design and implement geographically distributed automated national system for the organization and conduct of elections at all levels, including through electronic voting, elected by the State Automated System (SAS) of the Russian Federation “Elections” as best suited to the task, information and telecommunication capacities of the Syrian Arab Republic. Selecting the SAS of the Russian Federation “Elections” as a reference model is also due to the experience of the successful conduct with the help of its member systems of automation, in the particular systems for electronic voting, stationary electronic voting. The article provides a brief description of how the hierarchical structure of the SAS of the Russian Federation “Elections”, as well as the complex of technical devices for the electronic voting, distinguishing the efficiency and reliability of its use, suitability for e-voting organizations outside the country, that in today’s geopolitical environment is a priority for the Syrian Arab Republic.

Процесс информатизации, охвативший мировое сообщество в конце ХХ - начале ХХI в., на современном этапе отличается устойчивым динамизмом. Базо- вой технической составляющей процесса информатизации является массовая компьютеризация общества, т.е. активное использование членами общества пер- сональных компьютеров и современных информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе связанных с принятием ответственных общественно-политических решений. Это обусловливает радикальные изменения во всей системе общественных отношений, наделяет граждан неизмеримо боль- шими правами и возможностями, побуждая к активному участию в процессах государственного управления посредством новых форм политических коммуни- каций, таких, например, как «электронная демократия».Одним из приоритетных направлений развития электронной демократии яв- ляется процедура электронного голосования, обеспечивающая возможность во- леизъявления граждан с помощью специальных электронных технических средств. В настоящее время электронные средства для голосования активно используют- ся в некоторых демократически развитых, потенциально бесконфликтных стра- нах мира (Швейцарии, США, Канаде, России, Эстонии и др.), являясь эффек- тивным инструментом укрепления доверия к избирательным процессам. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется вопрос о внедрении электрон- ного голосования в Сирийской Арабской Республике.В июне 2014 г. состоялись первые в истории Сирийской Арабской Республики президентские выборы на альтернативной основе, прошедшие в демократической и транспарентной форме. Избирательная кампания была организована по тра- диционной, «бумажной» модели проведения выборов, без использования пере- довых информационных технологий. Выборы проходили в сложных условиях продолжающегося с марта 2011 г. внутриполитического конфликта, что в целом затруднило проведение процедуры всенародного голосования и обусловило ряд особенностей ее организации. Основные принципы демократических выборов - доступность и прозрачность - были не без оснований подвергнуты критике со стороны мирового сообщества. В качестве главных аргументов выдвигались не- возможность проведения выборов в условиях гражданской войны, открытие из- бирательных участков только на подконтрольных правительству страны терри- ториях и постоянное или временное проживание значительной части электората за пределами государства (по официальным данным на апрель 2014 г., более 2,5 млн человек) и, как следствие, отсутствие у избирателей возможности осоз- нанно и беспрепятственно реализовать свои избирательные права.8Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...В связи с этим на повестку дня встал вопрос о развитии и совершенствовании в стране избирательных технологий путем внедрения одной из форм электрон- ного голосования, которое с учетом геополитических особенностей и информа- ционно-телекоммуникационных возможностей может быть в перспективе реа- лизовано в Сирийской Арабской Республике в ходе проведения парламентских и президентских выборов. Данная проблема является крайне актуальной ввиду необходимости обеспечения возможности реализовать свои избирательные пра- ва всем гражданам Сирии независимо от места их постоянного или временного проживания и достижения максимальной прозрачности и достоверности пред- стоящих избирательных процессов за счет использования передовых информа- ционных технологий.На начальном этапе разработки проекта реализации электронного голосования следует оценить имеющиеся в стране каналы передачи информации, протяжен- ность и качество телекоммуникационных линий. В Сирийской Арабской Респу- блике до начала военных действий в марте 2011 г. достаточно динамично разви- вался рынок телекоммуникационных услуг. В 2003 году при правительстве Сирии было образовано Министерство коммуникаций и технологий, разработавшее национальную стратегию распространения информационно-компьютерных тех- нологий (ИКТ) на 2003-2013 гг., включавшую две программы: программу мо- дернизации коммуникаций и программу распространения информационных технологий. Темпы начавшегося процесса информатизации Сирии были высоко оценены Экономической и социальной комиссией ООН по Западной Азии (ЭСКЗА): в отчете комиссии за 2006 г. особым образом отмечалось, что Сирия обладает более совершенной системой телекоммуникаций, чем ее ближайшие арабские соседи, основанной на цифровых технологиях и использовании воло- конно-оптических систем.В начале 2011 г., незадолго до начала военных действий, Комитетом по инфор- мационной политике при Министерстве коммуникаций и технологий был обна- родован официальный документ, состоящий из отчета о состоянии ИКТ в стране и проекта дальнейшего развития и совершенствования отрасли [3]. Характеризуя сложившуюся инфраструктуру отрасли, Комитет привел следующие статистиче- ские данные: состояние стационарной телефонной связи в 2010 г. - 20 телефон- ных линий на 100 человек; состояние сотовой связи в 2010 г. - 57 пользователей на 100 человек (что составляло 11 696 000 человек по стране). Это свидетельству- ет о том, что в Сирийской Арабской Республике достаточно хорошо развита теле- фонная система - как стационарная, так и мобильная связь, причем число поль- зователей мобильной связи стандарта GSM 900 / 1800 на начало 2011 г. почти сравнялось по распространению с числом абонентов проводных линий.Интернет-связью в 2010 г. пользовались 43% граждан, интернет-услуги им предоставлялись как по стационарным телефонным линиям (4,9 млн абонентов на первое полугодие 2010 г.), так и по каналам сотовой связи (10,2 млн абонентов на первое полугодие 2010 г.), т.е. к интернет-услугам при помощи мобильного телефона обращался примерно каждый второй житель Сирии. Крупнейший опе- ратор сотовой связи в Сирии Syriatel Intracom Telecom (Syriatel) является и одним из двух провайдеров Интернета в Сирийской Арабской Республике. Второй ин-9Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 3тернет-провайдер Mobile Telecom, так же как и Syriatel Intracom Telecom, нахо- дится в собственности государства, что позволяет ему контролировать интернет- трафик в стране.Вместе с тем существуют и проблемы, мешающие интенсивному развитию сектора информационных и коммуникационных технологий в Сирии, как то: медленные темпы автоматизации в государственном секторе, недостаточно ак- тивное использование информационных технологий в качестве инструмента для оказания помощи при принятии решений, преобладание в государственном сек- торе локальных сетей, слабая инфраструктура беспроводных коммуникаций, осо- бенно в сельской местности. Кроме того, к проблемам, требующим приоритет- ного решения, были отнесены следующие, имеющие непосредственное отноше- ние к успешной реализации предполагаемого проекта: внедрение эффективных программ, способствующих инициации проекта «Электронное государство», и создание в стране точных, надежных и высокоэффективных электронных баз данных, без которых существование электронного государства в целом, а также электронной демократии и электронного голосования в частности в принципе невозможно.Следует учитывать, что обозначенные проблемы способны непосредственно или опосредованно повлиять на технические решения при разработке протокола электронного голосования в стране, однако приведенные статистические данные позволяют предположить, что в целом Сирийская Арабская Республика распо- лагает потенциальными информационными и телекоммуникационными воз- можностями для реализации такой инновационной формы избирательных тех- нологий, как электронное голосование.Термин «электронное голосование» (electronic voting, e-voting) определяет раз- личные виды подачи голосов избирателей, их подсчета, а также подведения ито- гов голосования с помощью специальных электронных технических средств [1]. В зависимости от того, какие технические средства используются и, соответствен- но, каков способ голосования, различают два вида электронного голосования - дистанционное и стационарное.Дистанционное электронное голосование позволяет гражданам осуществлять волеизъявление вне специально оборудованного помещения для голосования (избирательного участка), в условиях так называемой неконтролируемой среды с использованием различных персональных средств связи: мобильного телефона и услуг, предоставляемых провайдером мобильной связи, при помощи персональ- ного компьютера через информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет, посредством социальной электронной карты через тер- миналы (информационные киоски), расположенные за пределами участков для голосования, например, в публичных библиотеках, высших учебных заведениях, городских местах отдыха и т.п. К неоспоримым преимуществам электронного голосования дистанционным способом перед традиционным голосованием на избирательных участках с использованием бумажных бюллетеней относятся удоб- ство и экономия времени избирателя, возможность оперативного подсчета голо- сов и подведения итогов голосования в максимально сжатые сроки, снижение общих материальных затрат на проведение избирательной кампании, а такжеминимизация рисков от вмешательства в процессы голосования и подведения10Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...итогов так называемого человеческого фактора. Однако возможные риски от ис- пользования дистанционной формы электронного голосования, в первую очередь риски, связанные с аутентификацией избирателя, обеспечением тайны голосо- вания, защитой данных, в настоящее время превалируют над преимуществами, в связи с чем опыт дистанционного голосования в большинстве стран, применя- ющих его, остается на стадии экспериментов.В связи с этим наиболее надежным и не менее эффективным представляется так называемое стационарное электронное голосование в контролируемой среде (на избирательном участке, оборудованном специальными техническими сред- ствами), достаточный опыт которого накоплен в Российской Федерации, где с 1995 г. функционирует Государственная автоматизированная система «Выборы» [6]. Двадцатилетний опыт ее эксплуатации дал положительные результаты, сви- детельствующие о правильности создания технической системы, ее надежности и эффективности применения современных компьютерных технологий практи- чески во всех избирательных действиях. Были подтверждены экономичность, универсальность и гибкость системы, достоверность и непротиворечивость под- готавливаемой, обрабатываемой и передаваемой в системе информации, в том числе при ее использовании для решения локальных целевых задач. В настоящее время ГАС «Выборы» представляет собой одну из самых крупных активно дей- ствующих территориально распределенных, вертикально интегрированных ав- томатизированных информационных систем в мире и может послужить моделью для создания и оптимизации аналогичной территориально распределенной ав- томатизированной телекоммуникационной системы в Сирийской Арабской Ре- спублике.ГАС «Выборы» представляет собой федеральную иерархическую территори- ально распределенную автоматизированную телекоммуникационную систему стратегического назначения, изолированную от сетей общего доступа, функци- онирующую в рамках единого информационного пространства и применяющу- юся для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий. Это абсолютно автономная система, огромная, но замкнутая сеть, поэтому вход в систему через Интернет полностью исключен, что обеспечивает безопасность данных, удовлет- воряющую предъявляемым требованиям. Информация из ГАС «Выборы» попа- дает в Интернет через так называемый воздушный зазор (по терминологии Фе- дерального центра информатизации) [4].Архитектура системы древовидная, включает три основных уровня (рис.): ниж- ний - уровень территориальных избирательных комиссий (ТИК), средний - уровень избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (ИКС РФ), высший уровень - ЦИК РФ. В непосредственном подчинении у ТИК находятся участковые избирательные комиссии (УИК), технологически не встроенные в сетевую архитектуру в связи со спецификой их функционирования только во время выборов. На каждом уровне развернуты программно-аппаратные комплек- сы, объединенные в единую сеть с использованием государственных и частных каналов связи.11Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 3Рис. Схема функционирования ГАС «Выборы»В состав ГАС «Выборы» входят комплексы средств автоматизации (КСА), пред- ставляющие собой совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, наполнения, хранения, поиска и передачи информации. КСА всех уровней состоят из технического, программ- ного и информационного обеспечения и объединяются в информационную сеть на базе электронной почты с использованием каналов и сетей связи и распреде- лены по следующим структурно-организационным уровням: верхний уровень - КСА ЦИК РФ, средний уровень - КСА ИКС РФ, нижний уровень - КСА ТИК. На уровне УИК (непосредственно на участках для голосования) наряду с тра- диционным голосованием с использованием бюллетеней, изготовленных на бу- мажном носителе, может проводиться электронное голосование, поскольку для автоматизации процессов подсчета голосов и формирования протокола участко- вой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах всех уровней применяются специальные электронные технические устройства: комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы электронного голо- сования (КЭГ), КСА которых также входят в структуру ГАС «Выборы». Однако под стационарным электронным голосованием следует понимать только голосо- вание с помощью КЭГ, поскольку КОИБ, как и следует из названия, лишь об- рабатывает бумажные бюллетени путем технологии оптического сканирования. КЭГ представляет собой комплекс соединенных между собой электронных устройств. К основному оборудованию относится сетевой контроллер - устрой- ство для сбора информации со всех подключенных к нему устройств для голосо- вания, входящих в сервисный блок КЭГ, устройства для сенсорного голосования (УСГ), устройства печати контрольной ленты, устройства считывания информа- ции с карточек электронного голосования, малогабаритное печатающее устрой- ство (принтер) [2]. Основная функция сетевого контроллера - управление ло- кальной сетью и ведение базы данных, однако следует учитывать, что сетевой контроллер не является компьютером в общепринятом смысле слова: он не уме- ет «понимать» команды, у него нет операционной системы, он защищен как от12Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...каких-либо вбросов с любого другого носителя информации, так и от хакерских атак извне.В ГАС «Выборы» стационарное электронное голосование с помощью КЭГ осу- ществляется с 2006 г., однако массовое их использование на избирательных участ- ках изначально не предполагалось. Согласно федеральному законодательству данное техническое оборудование можно было устанавливать не более чем на 1% от общего число избирательных участков, но в 2012 г. это ограничение было сня- то, поскольку КЭГ хорошо зарекомендовали себя на практике.В Постановлении Центризбиркома РФ «О концепции развития Государствен- ной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” до 2016 года» предусматривалось как усовершенствование самих КЭГ, так и модернизация из- бирательных участков посредством оборудования участковых избирательных ко- миссий автоматизированными рабочими местами (АРМ), т.е. компьютерами [5]. К ожидаемым результатам от реализации данного нововведения относятся по- вышение степени информированности общества о деятельности избирательных комиссий (прозрачность) и сокращение времени обработки и размещения в СМИ, включая Интернет.Таким образом, выбор модели ГАС «Выборы» как образцовой для проектиро- вания аналогичной территориально распределенной автоматизированной теле- коммуникационной системы в Сирийской Арабской Республике обусловлен сле- дующими факторами.Информационно-телекоммуникационные ресурсы ГАС «Выборы» в достаточ- ной мере обеспечивают надежность и эффективность применения современных компьютерных технологий практически во всех избирательных действиях, про- зрачность, универсальность и гибкость системы, а также достоверность и не- противоречивость подготавливаемой, обрабатываемой и передаваемой инфор- мации.Проводимое с помощью системы ГАС «Выборы» электронное голосование является стационарным и происходит в контролируемой среде.Нет необходимости в шифровании личных данных избирателей посредством электронных ключей или электронной цифровой подписи.КЭГ приспособлены для организации голосования соотечественников за пре- делами страны, что в современных геополитических реалиях имеет приоритетное значение для Сирийской Арабской Республики.Информация о ходе выборов и результатах голосования передается без ис- пользования общедоступных каналов связи, что в достаточной степени гаранти- рует обеспечение тайны голосования и защиты данных, а также целостность и неискаженность передаваемой информации.Основные задачи по усовершенствованию, сформулированные в «Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” до 2016 года», а также некоторые предлагаемые инновационные под- ходы могут быть реализованы уже на этапе разработки проектируемой по модели ГАС «Выборы» территориально распределенной, вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы для проведения выборов в Си- рийской Арабской Республике.

K A Pupkov

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Basel Shahin

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

S V Korotaeva

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 210

PDF (Russian) - 124


Copyright (c) 2016 Пупков К.А., Шахин Б., Коротаева С.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.