ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена техническим проблемам реализации такой инновационной формы избирательных технологий, как электронное голосование в Сирийской Арабской Республике. В статье дается определение электронного голосования в целом и двух основных его видов - дистанционного голосования, осуществляемого из неконтролируемых сред с помощью общедоступных средств связи, таких как мобильные телефоны, персональные компьютеры, специализированные электронные устройства - терминалы, установленные в местах широкого доступа, и стационарного электронного голосования, проводимого в контролируемых средах (на избирательных участках) с использованием специализированных технических средств. На основе анализа достоинств и недостатков каждого из указанных видов электронного голосования, а также с учетом информационных и телекоммуникационных возможностей, которыми располагает Сирийская Арабская Республика, осуществляется выбор в пользу стационарного электронного голосования как отвечающего основным требованиям, предъявляемым к электоральным процессам, реализуемым посредством использования информационных технологий, - эффективности, доступности, надежности, безопасности. В качестве модели системы, по аналогии с которой при условии адаптации ее к существующей в Сирийской Арабской Республике материально-технической базе и необходимой оптимизации предлагается спроектировать и ввести в эксплуатацию территориально распределенную автоматизированную национальную систему для организации и проведения выборов всех уровней, в том числе путем электронного голосования, избирается Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») как в наибольшей степени отвечающая поставленной задаче и информационному и телекоммуникационному потенциалу Сирийской Арабской Республики. Выбор ГАС РФ «Выборы» в качестве эталонной модели обусловлен также опытом успешного проведения с помощью входящих в нее комплексов средств автоматизации, в частности комплексов для электронного голосования, стационарного электронного голосования. В статье дается краткое описание иерархической структуры ГАС РФ «Выборы» и технического устройства комплекса для электронного голосования, отмечается эффективность и надежность их использования, приспособленность для организации электронного голосования за пределами страны, что в современных геополитических условиях имеет приоритетное значение для Сирийской Арабской Республики.

Полный текст

Процесс информатизации, охвативший мировое сообщество в конце ХХ - начале ХХI в., на современном этапе отличается устойчивым динамизмом. Базо- вой технической составляющей процесса информатизации является массовая компьютеризация общества, т.е. активное использование членами общества пер- сональных компьютеров и современных информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе связанных с принятием ответственных общественно-политических решений. Это обусловливает радикальные изменения во всей системе общественных отношений, наделяет граждан неизмеримо боль- шими правами и возможностями, побуждая к активному участию в процессах государственного управления посредством новых форм политических коммуни- каций, таких, например, как «электронная демократия».Одним из приоритетных направлений развития электронной демократии яв- ляется процедура электронного голосования, обеспечивающая возможность во- леизъявления граждан с помощью специальных электронных технических средств. В настоящее время электронные средства для голосования активно используют- ся в некоторых демократически развитых, потенциально бесконфликтных стра- нах мира (Швейцарии, США, Канаде, России, Эстонии и др.), являясь эффек- тивным инструментом укрепления доверия к избирательным процессам. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется вопрос о внедрении электрон- ного голосования в Сирийской Арабской Республике.В июне 2014 г. состоялись первые в истории Сирийской Арабской Республики президентские выборы на альтернативной основе, прошедшие в демократической и транспарентной форме. Избирательная кампания была организована по тра- диционной, «бумажной» модели проведения выборов, без использования пере- довых информационных технологий. Выборы проходили в сложных условиях продолжающегося с марта 2011 г. внутриполитического конфликта, что в целом затруднило проведение процедуры всенародного голосования и обусловило ряд особенностей ее организации. Основные принципы демократических выборов - доступность и прозрачность - были не без оснований подвергнуты критике со стороны мирового сообщества. В качестве главных аргументов выдвигались не- возможность проведения выборов в условиях гражданской войны, открытие из- бирательных участков только на подконтрольных правительству страны терри- ториях и постоянное или временное проживание значительной части электората за пределами государства (по официальным данным на апрель 2014 г., более 2,5 млн человек) и, как следствие, отсутствие у избирателей возможности осоз- нанно и беспрепятственно реализовать свои избирательные права.8Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...В связи с этим на повестку дня встал вопрос о развитии и совершенствовании в стране избирательных технологий путем внедрения одной из форм электрон- ного голосования, которое с учетом геополитических особенностей и информа- ционно-телекоммуникационных возможностей может быть в перспективе реа- лизовано в Сирийской Арабской Республике в ходе проведения парламентских и президентских выборов. Данная проблема является крайне актуальной ввиду необходимости обеспечения возможности реализовать свои избирательные пра- ва всем гражданам Сирии независимо от места их постоянного или временного проживания и достижения максимальной прозрачности и достоверности пред- стоящих избирательных процессов за счет использования передовых информа- ционных технологий.На начальном этапе разработки проекта реализации электронного голосования следует оценить имеющиеся в стране каналы передачи информации, протяжен- ность и качество телекоммуникационных линий. В Сирийской Арабской Респу- блике до начала военных действий в марте 2011 г. достаточно динамично разви- вался рынок телекоммуникационных услуг. В 2003 году при правительстве Сирии было образовано Министерство коммуникаций и технологий, разработавшее национальную стратегию распространения информационно-компьютерных тех- нологий (ИКТ) на 2003-2013 гг., включавшую две программы: программу мо- дернизации коммуникаций и программу распространения информационных технологий. Темпы начавшегося процесса информатизации Сирии были высоко оценены Экономической и социальной комиссией ООН по Западной Азии (ЭСКЗА): в отчете комиссии за 2006 г. особым образом отмечалось, что Сирия обладает более совершенной системой телекоммуникаций, чем ее ближайшие арабские соседи, основанной на цифровых технологиях и использовании воло- конно-оптических систем.В начале 2011 г., незадолго до начала военных действий, Комитетом по инфор- мационной политике при Министерстве коммуникаций и технологий был обна- родован официальный документ, состоящий из отчета о состоянии ИКТ в стране и проекта дальнейшего развития и совершенствования отрасли [3]. Характеризуя сложившуюся инфраструктуру отрасли, Комитет привел следующие статистиче- ские данные: состояние стационарной телефонной связи в 2010 г. - 20 телефон- ных линий на 100 человек; состояние сотовой связи в 2010 г. - 57 пользователей на 100 человек (что составляло 11 696 000 человек по стране). Это свидетельству- ет о том, что в Сирийской Арабской Республике достаточно хорошо развита теле- фонная система - как стационарная, так и мобильная связь, причем число поль- зователей мобильной связи стандарта GSM 900 / 1800 на начало 2011 г. почти сравнялось по распространению с числом абонентов проводных линий.Интернет-связью в 2010 г. пользовались 43% граждан, интернет-услуги им предоставлялись как по стационарным телефонным линиям (4,9 млн абонентов на первое полугодие 2010 г.), так и по каналам сотовой связи (10,2 млн абонентов на первое полугодие 2010 г.), т.е. к интернет-услугам при помощи мобильного телефона обращался примерно каждый второй житель Сирии. Крупнейший опе- ратор сотовой связи в Сирии Syriatel Intracom Telecom (Syriatel) является и одним из двух провайдеров Интернета в Сирийской Арабской Республике. Второй ин-9Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 3тернет-провайдер Mobile Telecom, так же как и Syriatel Intracom Telecom, нахо- дится в собственности государства, что позволяет ему контролировать интернет- трафик в стране.Вместе с тем существуют и проблемы, мешающие интенсивному развитию сектора информационных и коммуникационных технологий в Сирии, как то: медленные темпы автоматизации в государственном секторе, недостаточно ак- тивное использование информационных технологий в качестве инструмента для оказания помощи при принятии решений, преобладание в государственном сек- торе локальных сетей, слабая инфраструктура беспроводных коммуникаций, осо- бенно в сельской местности. Кроме того, к проблемам, требующим приоритет- ного решения, были отнесены следующие, имеющие непосредственное отноше- ние к успешной реализации предполагаемого проекта: внедрение эффективных программ, способствующих инициации проекта «Электронное государство», и создание в стране точных, надежных и высокоэффективных электронных баз данных, без которых существование электронного государства в целом, а также электронной демократии и электронного голосования в частности в принципе невозможно.Следует учитывать, что обозначенные проблемы способны непосредственно или опосредованно повлиять на технические решения при разработке протокола электронного голосования в стране, однако приведенные статистические данные позволяют предположить, что в целом Сирийская Арабская Республика распо- лагает потенциальными информационными и телекоммуникационными воз- можностями для реализации такой инновационной формы избирательных тех- нологий, как электронное голосование.Термин «электронное голосование» (electronic voting, e-voting) определяет раз- личные виды подачи голосов избирателей, их подсчета, а также подведения ито- гов голосования с помощью специальных электронных технических средств [1]. В зависимости от того, какие технические средства используются и, соответствен- но, каков способ голосования, различают два вида электронного голосования - дистанционное и стационарное.Дистанционное электронное голосование позволяет гражданам осуществлять волеизъявление вне специально оборудованного помещения для голосования (избирательного участка), в условиях так называемой неконтролируемой среды с использованием различных персональных средств связи: мобильного телефона и услуг, предоставляемых провайдером мобильной связи, при помощи персональ- ного компьютера через информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет, посредством социальной электронной карты через тер- миналы (информационные киоски), расположенные за пределами участков для голосования, например, в публичных библиотеках, высших учебных заведениях, городских местах отдыха и т.п. К неоспоримым преимуществам электронного голосования дистанционным способом перед традиционным голосованием на избирательных участках с использованием бумажных бюллетеней относятся удоб- ство и экономия времени избирателя, возможность оперативного подсчета голо- сов и подведения итогов голосования в максимально сжатые сроки, снижение общих материальных затрат на проведение избирательной кампании, а такжеминимизация рисков от вмешательства в процессы голосования и подведения10Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...итогов так называемого человеческого фактора. Однако возможные риски от ис- пользования дистанционной формы электронного голосования, в первую очередь риски, связанные с аутентификацией избирателя, обеспечением тайны голосо- вания, защитой данных, в настоящее время превалируют над преимуществами, в связи с чем опыт дистанционного голосования в большинстве стран, применя- ющих его, остается на стадии экспериментов.В связи с этим наиболее надежным и не менее эффективным представляется так называемое стационарное электронное голосование в контролируемой среде (на избирательном участке, оборудованном специальными техническими сред- ствами), достаточный опыт которого накоплен в Российской Федерации, где с 1995 г. функционирует Государственная автоматизированная система «Выборы» [6]. Двадцатилетний опыт ее эксплуатации дал положительные результаты, сви- детельствующие о правильности создания технической системы, ее надежности и эффективности применения современных компьютерных технологий практи- чески во всех избирательных действиях. Были подтверждены экономичность, универсальность и гибкость системы, достоверность и непротиворечивость под- готавливаемой, обрабатываемой и передаваемой в системе информации, в том числе при ее использовании для решения локальных целевых задач. В настоящее время ГАС «Выборы» представляет собой одну из самых крупных активно дей- ствующих территориально распределенных, вертикально интегрированных ав- томатизированных информационных систем в мире и может послужить моделью для создания и оптимизации аналогичной территориально распределенной ав- томатизированной телекоммуникационной системы в Сирийской Арабской Ре- спублике.ГАС «Выборы» представляет собой федеральную иерархическую территори- ально распределенную автоматизированную телекоммуникационную систему стратегического назначения, изолированную от сетей общего доступа, функци- онирующую в рамках единого информационного пространства и применяющу- юся для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий. Это абсолютно автономная система, огромная, но замкнутая сеть, поэтому вход в систему через Интернет полностью исключен, что обеспечивает безопасность данных, удовлет- воряющую предъявляемым требованиям. Информация из ГАС «Выборы» попа- дает в Интернет через так называемый воздушный зазор (по терминологии Фе- дерального центра информатизации) [4].Архитектура системы древовидная, включает три основных уровня (рис.): ниж- ний - уровень территориальных избирательных комиссий (ТИК), средний - уровень избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (ИКС РФ), высший уровень - ЦИК РФ. В непосредственном подчинении у ТИК находятся участковые избирательные комиссии (УИК), технологически не встроенные в сетевую архитектуру в связи со спецификой их функционирования только во время выборов. На каждом уровне развернуты программно-аппаратные комплек- сы, объединенные в единую сеть с использованием государственных и частных каналов связи.11Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 3Рис. Схема функционирования ГАС «Выборы»В состав ГАС «Выборы» входят комплексы средств автоматизации (КСА), пред- ставляющие собой совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, наполнения, хранения, поиска и передачи информации. КСА всех уровней состоят из технического, программ- ного и информационного обеспечения и объединяются в информационную сеть на базе электронной почты с использованием каналов и сетей связи и распреде- лены по следующим структурно-организационным уровням: верхний уровень - КСА ЦИК РФ, средний уровень - КСА ИКС РФ, нижний уровень - КСА ТИК. На уровне УИК (непосредственно на участках для голосования) наряду с тра- диционным голосованием с использованием бюллетеней, изготовленных на бу- мажном носителе, может проводиться электронное голосование, поскольку для автоматизации процессов подсчета голосов и формирования протокола участко- вой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах всех уровней применяются специальные электронные технические устройства: комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы электронного голо- сования (КЭГ), КСА которых также входят в структуру ГАС «Выборы». Однако под стационарным электронным голосованием следует понимать только голосо- вание с помощью КЭГ, поскольку КОИБ, как и следует из названия, лишь об- рабатывает бумажные бюллетени путем технологии оптического сканирования. КЭГ представляет собой комплекс соединенных между собой электронных устройств. К основному оборудованию относится сетевой контроллер - устрой- ство для сбора информации со всех подключенных к нему устройств для голосо- вания, входящих в сервисный блок КЭГ, устройства для сенсорного голосования (УСГ), устройства печати контрольной ленты, устройства считывания информа- ции с карточек электронного голосования, малогабаритное печатающее устрой- ство (принтер) [2]. Основная функция сетевого контроллера - управление ло- кальной сетью и ведение базы данных, однако следует учитывать, что сетевой контроллер не является компьютером в общепринятом смысле слова: он не уме- ет «понимать» команды, у него нет операционной системы, он защищен как от12Пупков К.А., Басел Шахин, Коротаева С.В. Выбор оптимальной модели электронного голосования...каких-либо вбросов с любого другого носителя информации, так и от хакерских атак извне.В ГАС «Выборы» стационарное электронное голосование с помощью КЭГ осу- ществляется с 2006 г., однако массовое их использование на избирательных участ- ках изначально не предполагалось. Согласно федеральному законодательству данное техническое оборудование можно было устанавливать не более чем на 1% от общего число избирательных участков, но в 2012 г. это ограничение было сня- то, поскольку КЭГ хорошо зарекомендовали себя на практике.В Постановлении Центризбиркома РФ «О концепции развития Государствен- ной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” до 2016 года» предусматривалось как усовершенствование самих КЭГ, так и модернизация из- бирательных участков посредством оборудования участковых избирательных ко- миссий автоматизированными рабочими местами (АРМ), т.е. компьютерами [5]. К ожидаемым результатам от реализации данного нововведения относятся по- вышение степени информированности общества о деятельности избирательных комиссий (прозрачность) и сокращение времени обработки и размещения в СМИ, включая Интернет.Таким образом, выбор модели ГАС «Выборы» как образцовой для проектиро- вания аналогичной территориально распределенной автоматизированной теле- коммуникационной системы в Сирийской Арабской Республике обусловлен сле- дующими факторами.Информационно-телекоммуникационные ресурсы ГАС «Выборы» в достаточ- ной мере обеспечивают надежность и эффективность применения современных компьютерных технологий практически во всех избирательных действиях, про- зрачность, универсальность и гибкость системы, а также достоверность и не- противоречивость подготавливаемой, обрабатываемой и передаваемой инфор- мации.Проводимое с помощью системы ГАС «Выборы» электронное голосование является стационарным и происходит в контролируемой среде.Нет необходимости в шифровании личных данных избирателей посредством электронных ключей или электронной цифровой подписи.КЭГ приспособлены для организации голосования соотечественников за пре- делами страны, что в современных геополитических реалиях имеет приоритетное значение для Сирийской Арабской Республики.Информация о ходе выборов и результатах голосования передается без ис- пользования общедоступных каналов связи, что в достаточной степени гаранти- рует обеспечение тайны голосования и защиты данных, а также целостность и неискаженность передаваемой информации.Основные задачи по усовершенствованию, сформулированные в «Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” до 2016 года», а также некоторые предлагаемые инновационные под- ходы могут быть реализованы уже на этапе разработки проектируемой по модели ГАС «Выборы» территориально распределенной, вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы для проведения выборов в Си- рийской Арабской Республике.
×

Об авторах

Константин Александрович Пупков

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Басел Шахин

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Светлана Витальевна Коротаева

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Баранова Е. Электронное голосование // Интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям. URL: http:// www.telemultimedia.ru /art.php? id=37
  2. Комплексы для электронного голосования. URL: http//: www. uik44.ru›materials/1/tema-7/ tema-7-1/102
  3. Отчет о состоянии информационных и коммуникационных технологий в стране и проект дальнейшего развития и совершенствования отрасли Комитета по информационной политике при Министерстве коммуникаций и технологий Сирийской Арабской Республики. URL: http//: www.wikileaks.org/syria-files/attach/329/329623_13-3-2011.doc
  4. Попов М. Перед началом революции (интервью журналу “Intelligent Enterprise” от 07.10.2010). URL: http//:www.iemag.ru
  5. Постановление Центризбиркома РФ от 26.12.2012 № 155/1160-6 «О концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” до 2016 года». URL: http//: www. docs.cntd.ru/document/902393150
  6. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”». URL: http//:www.m.rg.ru/2008/08/26/ sistemavyborov-dok.html

© Пупков К.А., Шахин Б., Коротаева С.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах