Features of customs revenue administration in the Eurasian Economic Union

Cover Page

Abstract


In the article, on the basis of the analysis of the administration of customs revenues in the Russian Federation, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Kyrgyzstan, the Republic of Armenia, general features of the mechanism of customs revenue administration in the EAEU basically and also features specific to each state were defined. The role of customs revenues in the development of foreign economic activity is substantiated. Were systematized the factors, causing threat to the economic security and the factors, that are potential for economic development of foreign economic activity. Was made a conclusion about the need of change the methodological approaches to the administration of customs revenues in the member states of the EAEU.


Введение Формирование Евразийского экономического союза создало для государств, входящих в данный союз, условия для эффективного развития экономики и внешнеторговой деятельности, кроме четырех свобод (перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов), характерных для Таможенного союза, добавились еще и условия для скоординированного развития национальных экономик. При этом следует отметить, что эти государства имеют опыт формирования экономических отношений друг с другом еще со времен СССР. Они также обладают определенным ресурсным потенциал и преимуществом перед государствами Евросоюза. К ресурсным преимуществам государств - членов ЕАЭС можно отнести высокую обеспеченность природными ископаемыми, производственные фонды, трудовые ресурсы, фундаментальные научные разработки в различных отраслях (Мантусов В.Б., 2017). Обеспечение сбалансированного и экономически безопасного развития, повышение эффективности и решение на этой основе социально-экономических задач обеспечивается при наличии достаточных для выполнения государственных задач финансовых ресурсов. В создании условий для решения государственных задач большая роль отводится таможенным органам, выполняющим контрольные и фискальные функции. В условиях глобальной интеграции формирование эффективного механизма финансового обеспечения экономического развития государств интегрированных в ЕАЭС во многом зависит от механизма администрирования доходов бюджета государств - членов Союза. В этой связи исследование особенностей механизма администрирования таможенных доходов является актуальным направлением научных исследований. Учет этих особенностей при выработке единой политики и реализации интеграционных процессов выступает основой для расширения экономического потенциала государств - членов ЕАЭС. Обзор литературы Характер проблем в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловленных глобализацией, с необходимостью разрешения которых сталкивается современный мир и каждая страна, осуществляющая эту деятельность, являются предметом внимания и исследований мировой и российской экономической науки (Прущак С.Ф., 2007). Исследованию администрирования таможенных доходов уделено внимание в работах многих ученых. Отмечается, что важно установить экономический и правовой статус таможенных платежей. Неопределенность статуса затрудняет использование принципов регулирования, применяемых в отношении платежей (Артемьев А.А., 2010). Также на механизм администрирования таможенных доходов акцентируется внимание в работах других авторов (Положенцев. М.С., 2013; Хапилин С.А., 2015; Чуватова И.С., 2011). Наиболее эффективным инструментом реализации рассматриваемых процессов на региональном и общемировом уровне выступает таможенная система, основной компонентой которой служит таможенное администрирование (Кинякин М.В., 2012). При этом остаются недостаточно исследованным механизм администрирования таможенных доходов в ЕАЭС, взаимосвязь между администрированием таможенных доходов и внешнеэкономической деятельностью, особенности администрирования таможенных доходов государств - членов Союза. Необходимость теоретического переосмысления роли таможенных доходов в развитии внешнеэкономической деятельности, определение особенностей механизма администрирования таможенных доходов государств - членов ЕАЭС и их влияние на развитие национальной экономики и потенциал Союза послужили целью написания научной статьи. Влияние особенностей администрирования таможенных доходов государств - членов ЕАЭС на доходы бюджета и внешнеэкономическую деятельность Целью администрирования таможенных платежей выступает обеспечение прогнозных поступлений в бюджетную систему государств - членов ЕАЭС, а также наиболее эффективное функционирование механизма таможенного регулирования и таможенного контроля, направленных на эффективное развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и национальной экономики Союза и каждого государства. Объем администрируемых таможенными органами таможенных доходов и их удельный вес (от 40 до 50%) в доходах федерального бюджета свидетельствуют о роли таможенных органов Российской Федерации в выполнении фискальной функции. Доходы в среднем составляли половину доходов федерального бюджета, исключение составляет лишь период кризиса и посткризиса (2008-2009 годы) и период действия запретов и ограничений по отношении к российским товарам (2015-2016 годы) (рис. 1). Рис. 1. Динамика изменения доходов администрируемых таможенными органами Российской Федерации и доходов федерального бюджета за 2008-2016 годы [Fig. 1. Dynamics of changes in incomes administered by the customs authorities of the Russian Federation and federal budget revenues for 2008-2016] Источник: составлено автором по данным официального сайта Федерального Казначейства России: Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ Формирование доходов бюджета за счет таможенных доходов можно рассматривать, как положительный фактор развития экономики, так и как отрицательный, вызывающий угрозу экономической безопасности. Если таможенные доходы пополняются за счет экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, либо импорта товаров крайне необходимых, но невозможных производить в своей стране в силу технических, либо природных условий, то их следует отнести к положительному фактору развития экономики. В случае если таможенные доходы формируются за счет вывоза товаров с низкой добавленной стоимостью, например, сырьевых ресурсов как в России и отчасти в Казахстане, либо чрезмерного импорта товаров в ущерб производству собственных товаров, то данный результат деятельности рассматривается как отрицательный фактор развития экономики, вызывающий угрозу экономической безопасности страны. В ходе анализа выявлены особенности механизма администрирования таможенных доходов государств - членов ЕАЭС. Особенность состоит в применении национального законодательства государств - членов ЕАЭС, стимулирующее (дестимулирующее) развитие ВЭД, которое действует как детализирующее или дополняющее единое правовое регулирования таможенной деятельности ЕАЭС. Одновременно с этим данная специфика вызывает некоторые трудности в перемещении товаров по территории ЕАЭС. Следующей особенностью выступает институт администрирования таможенных доходов. В Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике таможенные доходы закреплены как налоговые доходы, в то время как в Российской Федерации и Республике Армения таможенные доходы определены законодательно как неналоговые доходы. Единая таможенная территория ЕАЭС и единое таможенное законодательство позволяют осуществлять перемещение товаров по таможенной территории без таможенного оформления. Одним из условий перемещения товаров через таможенную границу выступает уплата таможенных платежей. Взимаемые таможенными органами платежи уплачиваются в том государстве - члене ЕАЭС, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. Уплата таможенных платежей производится на единый счет уполномоченного органа, открытый в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена ЕАЭС. Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в Армении - Центральным казначейством Республики Армения, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в России - Федеральное казначейство Российской Федерации. Для определения финансового потенциала сбалансированного и экономически безопасного развития государств - членов ЕАЭС и осуществления ВЭД проанализированы источники формирования доходов консолидированных и республиканских (в России федерального) бюджетов. Учет особенностей администрирования таможенных доходов позволяет более эффективно привлекать доходы в бюджетную систему государств и развивать внешнеэкономическую деятельность. В статистических отчетах ЕАЭС представлены данные о состоянии консолидированного бюджета государств - членов Союза в национальной валюте. В целях сопоставимости данных показатели консолидированных бюджетов рассчитаны в одной валюте (долларах США) по официальным курсам национальной валюты на конец соответствующего периода. Расчет доходов на душу населения позволил определить вклад населения в их формирование, расчет расходов - увидеть государственный вклад в развитие экономики и человеческого потенциала (табл. 1). Расходы и доходы консолидированных бюджетов стран ЕАЭС Таблица 1 [Expenditures and incomes of the consolidated budgets of the countries of the EEU] Страна 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. Доходы млн долл. США долл. США на душу населения Армения 2443,1 2405 802,9 790,4 Беларусь 10488,1 8981,5 1103,5 945,0 Казахстан 28583,8 22487,6 1564,7 1231,0 Кыргызстан 1761,7 1657,6 285,5 268,6 Россия 225224,2 202989,3 1534,2 1382,7 Страна Расходы млн долл. США долл. США на душу населения Армения 2947,5 2761,4 968,7 907,5 Беларусь 9441,9 8474,3 993,4 891,6 Казахстан 32694,2 24603,2 1789,8 1346,8 Кыргызстан 1844,9 1965,2 299,0 318,5 Россия 255920,5 247734,4 1743,3 1687,5 Страна Профицит (дефицит) млн долл. США долл. США на душу населения Армения -504,4 -356,4 -165,8 -117,1 Беларусь 1046,2 507,2 110,1 53,4 Казахстан -4110,4 -2115,6 -225,0 -115,8 Кыргызстан -83,2 -307,6 -13,5 -49,8 Россия -30696,3 -44745,1 -209,1 -304,8 Источник: рассчитано автором по данным Евразийской экономической комиссии. Департамент макроэкономической политики. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ (дата обращения: ). В 2015 и 2016 годах консолидированный бюджет во всех государствах - членах ЕАЭС, кроме Республики Беларусь, был исполнен с дефицитом. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года в Армении наблюдалось снижение доходной и расходной частей бюджета, в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане - рост, а в России на фоне снижения доходов росли расходы, что привело к увеличению дефицита бюджета. Анализ администрируемых доходов республиканского (федерального) бюджета государств - членов ЕАЭС от ВЭД позволил определить их как потенциал для развития экономики и выявить определенные тенденции в их развитии (рис. 2). В условиях образования Таможенного союза и далее Евразийского экономического союза во всех государствах - членах ЕАЭС отпала необходимость таможенного оформления и таможенного контроля, уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин при перемещении товаров по таможенной территории Союза, послужившие положительным фактором во внешнеторговой деятельности. Рис. 2. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах республиканского (федерального) бюджета за 2012-2016 годы, % [Fig. 2. The share of income from foreign economic activity in the revenues of the republican (federal) budget, in% for 2012-2016] Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Департамент макроэкономической политики. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ (дата обращения: 02.04.2017). Как отмечает Макрусев В.В., в основе нового регулирования внешнеэкономической деятельности лежит система предоставления таможенных услуг, формируемая при реализации программных продуктов по упрощению процедур торговли, в целях сокращения нетарифных барьеров, операций и процедур государственного контроля (Макрусев В.В., 2015). В структуре доходов бюджета за 2016 год доходы от ввозных таможенных пошлин не превышают 5%: в Республике Беларусь 5%, в Республике Армения 4,6%, в Российской Федерации 4,2%, в Республике Казахстан 3,1%, за исключением Кыргызской Республики, в которой от ввозных таможенных пошлин доходы составили 11,3% от объема доходов республиканского бюджета. В Кыргызской Республике наблюдается явная зависимость бюджета государства от импорта товаров, что в дальнейшем может вызывать финансовую зависимость страны от глобальной экономики. Государства, объединяясь в Союз, вынуждены соглашаться с условиями ведения бизнеса на единой территории, в части принимать соглашения в части применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, соблюдения запретов и ограничений. Так, например, введение запретов и ограничений по отношении к российским товарам негативно отразилось на ВЭД других государств и их доходах в части ввозных таможенных пошлин. Доходы от ВЭД (см. рис. 2) составляют в среднем от 4,2% (Республика Армения - 2014 год) до 38,5% (Российская Федерация - 2013 год). Наиболее динамично доходы от ВЭД формировались в Республике Армения и составляли в среднем 4,4% (в 2012 году - 4,5%, в 2013 году - 4,3%, в 2014 году - 4,2, в 2015 году рост - до 5,3%, в 2016 году снижение - до 4,8%). Республика Армения присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 года. Переход для данного государства к условиям развития ЕАЭС предусмотрен постепенный. Так, например, до 2018 года в стране будут использоваться нулевые таможенные ставки на бензин. К ставкам единого таможенного тарифа, применяемых в части торговли товарами, Армения должна перейти в 2020 году. При этом в сфере услуг страна присоединиться к договоренностям на общих основаниях. Постепенный переход к механизму администрирования таможенных доходов позволит Армении планомерно подготовить экономику и внешнеторговую деятельность к условиям развития в едином экономическом и таможенном пространстве. Относительно стабильно развивалась ВЭД и в Республике Кыргызстан с 2012 по 2014 годы (в 2012 году доходы составляли 12,2%, 2013 году - 13,3%, в 2014 году - 13,1%). Однако в 2015 году доходы от ВЭД в структуре всех доходов бюджета снизились до 8,5%, в дальнейшем повысившись до 11,9 % в 2016 году. Присоединие Республики Кыргызстан к ЕАЭС, которое состоялось 12 августа 2015 года, внесло коррективы во внешнеэкономические отношения. Влияние глобальной экономики и таможенной интеграции выразилось как положительным эффектом, так и отрицательным. В качестве положительного эффекта для страны следует отметить развитие внешнеторговых отношений с государствами - членами ЕАЭС. «Падение цен на экспортное сырье России и Казахстана (нефть, газ, металлы) повлекло за собой падение покупательной способности для кыргызстанских товаров швейной промышленности. Власти Кыргызстана девальвировали сом меньше, чем наши основные торговые партнеры по ЕАЭС. В 2014 году соотношение сома к рублю было 1:1,5, а за десять сом давали 30-33 тенге. Сейчас соотношение, которое пересчитывается через соотношение к доллару, изменилось: 1 сом равен 1 рублю, а за 10 сом можно получить 50 тенге. Такое соотношение валют и послужило основной причиной падения экспорта кыргызстанских товаров» (Бердаков Д., 2016). Республика Казахстан имеет относительно устойчивое развитие внешнеторговой деятельности, причина тому наиболее выгодные по сравнению с другими государствами - членами ЕАЭС условия налогообложения для ведения бизнеса (табл. 2), поэтому доходы с 2012 по 2014 годы имели динамичный рост (2012 год - 15,6%, 2013 год - 17,0%, 2014 год - 17,8%). Однако Республика Казахстан, как и Российская Федерация, имеет высокую долю продукции сырьевых отраслей в ВВП, что послужило основой снижения доходов от ВЭД в условиях неблагоприятной экономической ситуации, вызванной снижением цены на энергоносители на мировом рынке, в результате чего доходы в 2015 году снизились до 14,3%, а в 2016 году - до 10,7%. Таблица 2 Ставки налогов в Республике Казахстан, Российской Федерации, Республике Беларусь, % [Tax rates in the Republic of Kazakhstan, the Russian Federation, the Republic of Belarus] Вид налога Россия Казахстан Беларусь НДС 18; 10 12; 0 20;10;0 Налог на прибыль 20 20; 15 18; 10 НДФЛ 13 10; 5 12 Налог на имущество £ 2,2 0,05-1,5 0,1-2 Источник: составлено автором по данным Налогового кодекса России. URL http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 05.08.2017); Налогового кодекса Республики Беларусь. URL: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/ (дата обращения: 05.08.2017); Налогового кодекса Республики Казахстан. URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/nalogovyy-kodeks-rk (дата обращения: 05.08.2017). Развитие ВЭД в Республике Беларусь имеет отличную от других государств тенденцию, доходы от ВЭД снижались даже в 2012-2014 годах, когда в других государствах - членах ЕАЭС они росли. В 2015 году наблюдается пик повышения показателя, который составил 23,4% с дальнейшим падением показателя до 19,3% в 2016 году. В Республике в 2016 году была проведена деноминация денежных знаков. Следует отметить, что государственные доходы не испытали столь значимого негативного воздействия за счет снижения мировых цен на энергоносители, так как Беларусь специализируется на производстве продуктов с высокой добавленной стоимостью. Однако в Республике Беларусь ставка НДС является наиболее высокой. С развитием Таможенного союза, далее ЕАЭС, а также вступлением в ВТО в России создались благоприятные предпосылки для эффективного развития страны. Объемы доходов от ВЭД динамично росли с 2003 года по 2014 годы. Исключение составили доходы в условиях кризиса (2008-2009 годы) и в условиях введения запретов и ограничений (2014-2016 годы). Особенно резко снизились доходы в 2015 году, снизились с 37,7% (2014 год) до 24,1%, далее достигнув в 2016 году 19,4%. Снижение темпов прироста таможенных платежей обусловлено как внутренними вызовами, исходящими из развития национальной экономики, так и внешними вызовами, т.е. глобальными процессами мировой экономики. Так, на падение темпов прироста в 2013 году повлияло снижение ставок таможенных платежей на некоторые товары в результате вступления России в ВТО. В параллели с ВЭД снизился и объем таможенных платежей в 2015 году против 2014 года, до 29,47% и составил лишь 4933,2 млрд руб. В 2016 году темп прироста таможенных платежей продолжил снижение, равно как и объем таможенных платежей администрируемых в федеральном бюджете, объем которых чуть превысил объем платежей 2010 года (2016 год - 4406,9 млрд руб.; 2010 год - 4330,1 млрд руб.). Причиной послужили экономический кризис, введение запретов и ограничений. Наблюдаемая тенденция изменения объема и структуры доходов федерального бюджета отражает дисбаланс в структуре развития национальной экономики и вызывает угрозу экономической безопасности страны. Анализируя в целом доходы федерального бюджета и их чрезмерную зависимость от таможенных платежей, следует отметить, что такая модель финансового обеспечения экономического развития представляет в угрозу экономической безопасности для Российской Федерации, что подтвердили экономические кризисы (2008-2009, 2014-2016 годов). К тому же в Российской экономике наблюдаем и дисбаланс между объемом формируемых доходов в виде таможенных платежей и внешнеторговой деятельностью, которые служат источником их пополнения. Выражается это в стабильном росте таможенных платежей даже при снижении внешнеторгового оборота, объем которых составляет в среднем половину бюджетных средств. Для сравнения: объем доходов, администрируемых таможенными органами составляет в США 1,1%, в Великобритании 1,5%, в Германии 6%. Вступление в действие Таможенного кодекса ЕАЭС внесет некоторые коррективы в механизм администрирования таможенных доходов. Основные нововведения направлены на унификацию правовых норм в Союзе, централизацию учета и отчетности по администрируемым в бюджет таможенным доходом, сокращение сроков совершения таможенных операций. Среди таких направлений следует отметить возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов таможенных доходов, что позволит сократить количество обрабатываемых документов и тем самым упростить механизм администрирования таможенных доходов и ускорить процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Выводы и рекомендации Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей в механизме администрирования таможенных доходов, которые влияют на развитие национальной экономики каждого государства. Во-первых, таможенные доходы классифицируются по-разному в государствах-членах ЕАЭС, в Российской Федерации (следует отметить, что в России были также периоды развития, когда их природу определяли как налоговую и относили к налоговым доходам) и Республике Армения таможенные доходы определены законодательно как неналоговые доходы в то время, как в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике они закреплены как налоговые доходы, и, соответственно, различается их правовое регулирование. Во-вторых, классификация таможенных доходов в качестве налоговых либо неналоговых доходов обусловливает наличие различных институтов, администрируемых данные доходы. Это означает, что таможенные доходы могут администрироваться, как таможенными органами, так и налоговыми органами. Например, в Российской Федерации таможенные доходы администрирует Федеральная таможенная служба, а Федеральная налоговая служба налоговые доходы, но находятся они в ведении Министерства финансов Российской Федерации, хотя ранее имели другую подчиненность. Различия институтов администрируемых таможенные доходы не всегда имеет положительный аспект в решении стратегических и тактических задач. В-третьих, анализ динамики развития ВЭД и доходов республиканского бюджета государств - членов ЕАЭС (в России федерального), а также консолидированного бюджета позволил выявить тенденции развития национальных экономик. Выявлены факторы, вызывающие угрозу экономической безопасности и факторы, расширяющие экономический потенциал государства и направленные на стимулирование ВЭД. Таким образом, механизм таможенного администрирования выступает в качестве важного метода регулирования ВЭД в ЕАЭС. Изменившиеся условия требуют выработки методологических подходов к формированию конкурентоспособной на мировом рынке экономики, что нацеливает на определение условий сбалансированного развития экономик интегрированных в единое экономическое пространство и на совершенствование таможенного администрирования. Применение теории систем и системный анализ, прогнозирование социальноэкономических процессов и состояния общества с позиции эффективного финансового обеспечения следует отнести к приоритетным направлениям научного использования. Использование системного подхода и факторов макросреды будут способствовать определению эффективных направлений финансового обеспечения сбалансированного развития России в условиях глобальной интеграции (Немирова Г.И., 2014). При верно выбранной стратегии и тактике интеграции глобальные объединения выступают дополнительным источником расширения финансового обеспечения сбалансированного развития экономики. Так, развитие ЕАЭС послужило импульсом к восстановлению и развитию прерванных производственных связей, расширению торгово-экономических связей. При унификации таможенного и налогового законодательства таможенное администрирование выступит определенным импульсом в развитии национальных экономик государств - членов ЕАЭС.

G I Nemirova

Russian Customs Academy

Author for correspondence.
Email: nemirova@bk.ru
4, Komsomol’skii pr., Lyubertsy, Russia, 140015

Dr. Econ. Sci., associate professor, professor of the department of customs operations and customs control

  • Mantusov V.B. (2017) Osobennosti integratsii Rossiyskoy Federatsii v Evraziyskom ekonomicheskom prostranstve. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. No. 3. S. 6—12. (In Russ).
  • Artem’ev A.A. (2010) Administrirovanie tamozhennykh platezhey kak napravlenie nalogovoy politiki: avtoref. diss. … kand. ekonom. nauk. M., 27 s. (In Russ).
  • Berdakov D. (2015) Kyrgyzstan v EAES: chto izmenilos’ v strane za god? Evraziya ekspert. URL: http://eurasia.expert/kyrgyzstan-v-eaes-chto-izmenilos-v-strane-za-god/ (accessed: 12.10.2017). (In Russ).
  • Chuvatova I.S. (2011) Sovershenstvovanie deyatel’nosti tamozhennykh organov po administrirovaniyu tamozhennykh platezhey v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. diss. … kand. ekon. nauk. M., 28 s. (In Russ).
  • Khapilin S.A. (2015) Razvitie evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii na osnove modernizatsii mekhanizma tamozhennogo regulirovaniya: diss. … d-ra ekon. nauk. Rostov n/D., 52 s. (In Russ).
  • Kinyakin M.V. (2012) Tamozhennoe administrirovanie kak institut integratsii Rossii v mirovuyu ekonomiku: avtoref. diss. ... kand. ekonom. nauk. Rostov n/D., 28 s. (In Russ).
  • Makrusev V.V. (2015) Razvitie tamozhennogo instituta kak sistemy tamozhennykh uslug. Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika. No. 1 S. 36—43. (In Russ).
  • Nemirova G.I. (2014) Sistemnyy podkhod k upravleniyu finansovym obespecheniem Rossii v usloviyakh tamozhennoy integratsii. Sovremennye problemy global’noy ekonomiki: ot torzhestva idey liberalizma k novoy «staroy» ekonomicheskoy nauke: Materialy mezhdunar. nauchnoy konferentsii / pod red. R.M. Nureeva, M.L. Al’pidovskoy. M.: Finansovyy universitet. S. 51—54. (In Russ).
  • Polozhentsev M.S. (2013) Analiz praktiki prognozirovaniya dokhodov, administriruemykh tamozhennymi organami. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. No. 2. S. 75—80. (In Russ).
  • Prushchak S.F. (2007) Innovatsionnoe razvitie tamozhennogo administrirovaniya: avtoref. diss. … d-ra ekonom. nauk. M., 40 s. (In Russ).

Views

Abstract - 133

PDF (Russian) - 437


Copyright (c) 2017 Nemirova G.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.