Том 14, № 3 (2022): Общественная жизнь античного мира

IUS ANTIQUUM

Развитие вещных форм обеспечения исполнения обязательств в Древней Греции

Логинов А.В.

Аннотация

Аннтотация. Статья посвящена развитию вещных форм обеспечения исполнения обязательств в Древней Греции. В статье доказывается, что первой формой вещного обеспечения исполнения обязательств был посессорный залог. Кредитор стремился получить во владение предмет залога. Из-за неразвитости архивов в Греции (в отличие от стран Древнего Востока), отсутствия земельного кадастра и кадастра обремененных вещей кредитор не был уверен, что должник не произведет отчуждение предмета залога с помощью мошенничества. Развитие обеспечительной купли продажи оказалось возможным из-за появления знаков обременения имущества (в Афинах - horoi). Ипотека появилась позднее других форм обеспечения исполнения обязательств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):280-288
pages 280-288 views

Аренда во владельческих отношениях на Ager Colonicus в Риме I-II вв. н.э.

Гвоздева И.А.

Аннотация

В римской агрименсуре, начиная с архаического периода, произошло разделение земельных площадей: culta означали поля, пригодные для землепашества; inculta - непригодные для зерновых культур. Culta подвергались divisio, образовав категорию agri divisi. Inculta сохраняли статус Publicus, поэтому не были divisi. Но значение именно этих земель было важно при организации Ager Colonicus, поскольку они создавали возможность поселенцам заниматься кроме землепашества и скотоводством. Римские землемеры выделили категории таких общественных земель. Ими могли пользоваться собственники близлежащих участков. Такие угодья предоставлялись новопоселенцам в аренду за vectigal. Это были реликтовые земли (agri relicti) и массив, составлявший резерв колонии (extra clusa). Кроме того, остатки от межевания - subsecivi (незанятые центурии или их фрагменты) также предоставлялись колонистам под временные угодья. На отрезках часто создавалось «совместное пастбище» (compscuus). Также на условиях аренды новопоселенцы пользовались лесом и выгоном (silva et pascua). На всех категориях угодий формировались владельческие отношения в границах Ager Colonicus. В результате хозяйство колониста приобретало комплексный характер, что способствовало процветанию этого нового поселения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):289-296
pages 289-296 views

Ager exceptus и fundi excepti: к вопросу о социальном значении «исключенных» полей

Конюхов В.А.

Аннотация

Обсуждаются существующие в историографии концепции относительно ager exceptus - земельной категории, фигурирующей в аграрном законе 111 г. до н.э. Данные этого закона используются в том числе и для реконструкции гракханского аграрного законодательства, в особенности инициатив младшего из братьев, Гая. Среди всех гипотез относительно сущности ager exceptus автор выделяет как наиболее аргументированную ту, что выдвинул еще Т. Моммзен: по мнению последнего, ager exceptus - это, прежде всего, кампанское поле, ager Campanus. Об ager Campanus как материальной основе «исключенных» полей говорит и В.Г. Тельминов, хотя и на других основаниях, нежели Т. Моммзен. Весьма привлекательной является идея о том, что исключены из раздела были поля италийских союзников, однако данные аграрного закона 111 г. до н.э. не подтверждают эту идею Ф.Т. Хинрихса. Показана разница между ager exceptus аграрного закона 111 г. до н.э. и fundi excepti, о которых упоминают римские землемеры. Автор в связи с этим критикует концепцию французского исследователя К. Николе, предположившего, что ager exceptus мог быть механизмом формирования крупной земельной собственности, а следовательно, способствовать ухудшению социального климата в римском обществе. Автор статьи показывает, что К. Николе опирался на данные лишь одного из землемеров, Сикула Флакка, хотя информация Гигина Громатика выглядит и более полной, и более достоверной. Отмечена социальная роль земель ager exceptus и fundi excepti.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):297-307
pages 297-307 views

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РИМСКОГО МИРА

«Любовь к отечеству» и гражданская идентичность в дискурсе латинских и греческих надписей

Махлаюк А.В.

Аннотация

На материале греческой и латинской эпиграфики рассматриваются основные особенности гражданской идеологии, которые связаны с понятием «любовь к отечеству» ( philopatria , amor patriae и их производные). Соответствующие категории, зачастую эмоционально окрашенные, широко использовались для характеристики добродетелей и мотивов поведения городских элит, выступавших в качестве эвергетов. Лексический и контекстуальный анализ надписей показывает, что гражданский патриотизм греческих городов вполне уживался с политической лояльностью римской власти и персонально правящим императорам. И в греческих, и в латинских надписях явно или подспудно присутствует имперский контекст. В первых он особо подчеркивается титульными наименованиями, указывающими на «любовь» к императорам и Риму (φιλόκαισαρ, φιλοσέβαστος, φιλορώμαιος). В западных же провинциях и Италии в таких прямых указаниях, очевидно, не было особой нужды. Есть все основания полагать, что там, в городских общинах, состоявшихся из римских граждан, сохранялось чувство причастности двум родинам, как их определил Цицерон: Риму как communis patria / patria civitatis (iuris) и отечеству по природе и местности ( patria naturae / loci patria ). В прочих же аспектах сравнение дискурса греческих и латинских надписей обнаруживает прямые параллели и совпадения в базовых ценностных установках, обусловленных сохраняющимся гражданско-общинным (полисным) характером городов Римской империи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):308-327
pages 308-327 views

Этнолукизм как фактор в отношении римлян к германцам

Никишин В.О.

Аннотация

Автор статьи обратился к теме этнолукизма - повседневной дискриминационной практики, которая обусловлена соответствием или, напротив, несоответствием реального облика представителей того или иного этноса сложившимся этническим стереотипам и предрассудкам. Статья посвящена частному случаю этнолукизма в античности. Речь идет об этнолукизме как факторе в отношении римлян к германцам. По мнению автора, в обыденном восприятии греков и римлян все варвары одного этнического происхождения - скифы или фракийцы, геты или германцы - были, что называется, «на одно лицо». Этот эффект специалисты называют кросс-расовым. С конца II в. до н.э. римляне активно взаимодействовали с германцами. Характерными внешними признаками германцев латинские авторы называют голубые глаза и светлые волосы, высокий рост и крепкое телосложение. Для римлян эти признаки являлись, скорее всего, теми самыми триггерами, которые автоматически воскрешали в коллективном сознании современников Горация, Цезаря и Тацита давние страхи, связанные с metus Gallicus и furor Teutonicus. Характерно, что германцы, служившие под римскими знаменами, в глазах своих соплеменников становились «римлянами». Так думали сами германцы, и римские власти четко отделяли «своих» варваров от тех, что нападали на границы Римской империи. Таким образом, в рамках политического единства pax Romana постепенно происходило этнокультурное сближение римлян и германцев.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):328-337
pages 328-337 views

СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОСТИ

Младшие возрастные категории атлетов на Панафинейских играх

Гвоздева Т.Б.

Аннотация

Статья посвящена некоторым аспектам античной атлетики классического периода. Автор прослеживает историю формирования программы Олимпийских игр и ее влияния на программы панэллинских и местных игр. Популярность панэллинских игр привела со временем к усложнению программы и увеличение количества атлетов-участников игр, для которых были выработаны разные системы возрастных классификаций. На Олимпийских и Пифийских играх все атлеты были разделены на две возрастные группы: paides и andres , тогда как на Истмийских и Немейских играх было три возрастные группы атлетов: paides , ageneioi и andres. Автор исследует историю Панафинейских игр в Афинах, которые часто называют «пятыми» панэллинскими играми. В статье показано, что программа Панафинейских игр с одной стороны создавалась на основе программ Олимпийских и Пифийских игр, с другой стороны отличалась от нее тем, что включала в себя целый ряд состязаний, в которых могли принять участие только афиняне. Автор статьи обращает внимание, что состязания «только для афинян», а также введение младших возрастных групп спортсменов создавали на Панафинейских играх больше возможностей добиться успеха именно местным атлетам и таким образом способствовало развитию атлетики в Афинах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):243-256
pages 243-256 views

Зарождение «культа звезд» игры в мяч в эллинистических Афинах

Коровчинский И.Н.

Аннотация

В наше время игры в мяч являются наиболее популярными из видов спорта, в т. ч. в России. Тем досаднее, что в российском антиковедении практически не отражены их древнегреческие истоки. Эта статья призвана восполнить данный пробел. Особый интерес представляет греческая игра в мяч в период эллинизма, когда ее значение для греков значительно возросло. Цитируемый Афинеем фрагмент комедиографа ΙΙΙ в. до н. э. Дамоксена, традиционно понимаемый как посвященный гомосексуальным чувствам, реинтерпретирован нами как отражающий восторг афинских болельщиков перед мастерством игрока в мяч. Данный восторг, впрочем, изображен комедиографом в карикатурно-гиперболизированном виде, чем как раз и вызвано его внешнее сходство с эротической страстью. С фрагментом Дамоксена сопоставляется упоминание Афинеем значительных почестей (вплоть до дарования гражданства), оказанных Афинами Аристонику, тренеру Александра Великого по игре в мяч. Данные почести отражены также в сохранившемся (впрочем, плохо) тексте афинского декрета в честь Аристоника. Популярность талантливых игроков в мяч в эллинистических Афинах связана с тем, что в эпоху эллинизма общегреческую популярность приобрела идея о пользе игры в мяч для тренировки воинов. Однако продолжали существовать консерваторы, считавшие игру в мяч, как и в классический период, не более чем забавой, преимущественно детской, с чем и может быть связано высмеивание Дамоксеном восторга перед талантом игрока в мяч.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):257-266
pages 257-266 views

Спортивная жизнь провинциальных городов Восточной Римской империи в IV-VI веках

Хапаев В.В., Глушич А.М.

Аннотация

Статья посвящена изучению спортивной жизни провинциальных городов Византийской империи в IV-VI веках. На основании письменных и вещественных источников доказано, что спортивная жизнь империи в ранневизантийский период не ограничивалась Большим ипподромом Константинополя. Показано, что во всех крупных городах империи действовали ипподромы, на которых проводились состязания по самому популярному виду спорта - гонкам на колесницах. Этот вид спорта был также важным «социальным лифтом», способом трудовой миграции из провинции в столицу для талантливых возничих и танцоров. Спортивные игры по олимпийской программе, закат которых ранее было принято связывать с концом IV - началом V века, на самом деле продолжали проводиться в Антиохии вплоть до начала VI века, что делает этот город последним хранителем традиций олимпизма в раннем средневековье. Отмечена большая историческая роль провинциальных «отделений» цирковых партий, и как мощных политико-экономических институтов, и зачинщиков социальных волнений общеимперского масштаба. Изучен уникальный прецедент применения спортивных соревнований в провинциальной Апамее персидским шахом Хосровом I в качестве военно-политического инструмента для утверждения преимущества над Юстинианом I. Сделан вывод, что спорт в провинциальных городах пришел в упадок в начале VII века в силу тяжелого военного и экономического положения империи. В период Македонского ренессанса зрелищный спорт в провинциях не восстановился.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):267-279
pages 267-279 views

ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ

Декорация храма Аполлона Сминфея в Троаде: визуальная риторика в контексте эллинистического святилища

Налимова Н.А.

Аннотация

Храм Аполлона Сминфея близ деревни Гюльпынар (северо-западная Турция, Троада), несомненно, относится к числу важнейших памятников эллинистической эпохи. Последние исследования и публикации о храме позволяют точнее проанализировать особенности его архитектурного решения и программу скульптурного декора. Аполлон, носящий эпиклесу «Сминфей» («Повелитель мышей»), появляется в первых строках «Илиады», а само место действия локализуется в окрестностях Хрисы - древнего города, расположенного близ современного Гёзтепе, недалеко от Сминфейона. Эти «гомеровские» ассоциации отражены в скульптурной декорации храма: в его фризе представлены сцены из «Илиады» и более поздних эпических поэм. Такая репрезентация троянского цикла в виде непрерывного повествования с прямой отсылкой к гомеровским и постгомеровским текстам, не имеет прецедентов в более раннем храмовом декоре. Помимо непрерывного фриза в антаблементе, скульптурное убранство включало columnae caelatae (рельефные барабаны) двух типов - орнаментальные и фигуративные. Размещаясь на вершинах колонн, они составляли с фризом единое смысловое поле. Автор статьи демонстрирует, как в программе скульптурной декорации храма различные визуальные языки - повествовательный, ассоциативный, символический - задействуются в механизмах создания памяти, поддержания аристократической идеологии и фиксации специфических аспектов местного культа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022;14(3):338-348
pages 338-348 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах