Том 12, № 2 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/issue/view/1341
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2020-12-2
Весь выпуск
Идеи и политика в истории
Решение парламента Индии от 5 августа 2019 г. по Кашмиру и его последствия для Южной Азии
Аннотация
После Второй мировой войны положение Великобритании несколько пошатнулось на международной арене, что повлияло на расширение борьбы за независимость и начало процесса деколонизации. Индия, одна из самых важных колоний Британской империи, была также самым важным представителем и, возможно, даже инициатором этого процесса. Индия получила независимость от Великобритании в 1947 году и была разделена на два государства: Республику Индия и Исламскую республику Пакистан. С момента основания этих государств между ними сложились крайне напряженные отношения. Главной причиной этой напряженности стал спор вокруг провинций Джамму и Кашмир. Спорный регион вновь стал зоной конфликта в связи с решением парламента Индии от 5 августа 2019 года: был упразднен автономный статус Джамму и Кашмира, а Пакистан и Индия оказались на грани конфронтации. Меры индийского правительства усилили напряженность не только в Джамму и Кашмире, но и в Индии и Пакистане в целом. В настоящем исследовании делается попытка проанализировать спор о Кашмире в соответствии с последними событиями и тем, как этот вопрос влияет на политическую ситуацию в регионе Южной Азии. В первой части статьи будет представлена краткая история конфликта, требования сторон и место этого конфликта в системе международных отношений. Во второй части будет предпринята попытка исследовать нынешнюю ситуацию с точки зрения региональной политики Индии и Пакистана. Общий вывод автора состоит в том, что недавнее решение об автономии Кашмира будет иметь кумулятивные негативные последствия для стабильности региона в ближайшие годы.
Политика Великобритании в Палестине: интересы versus реальность (1917-1922)
Аннотация
Период между публикацией Декларации Бальфура в 1917 году и официальным получением Великобританией мандата Лиги Наций на Палестину в 1922 году был не очень длительным, однако насыщенным событиями. Все это время Англия маневрировала между еврейским и арабским национальными движениями, которые также постепенно формировали собственные требования и задачи. Проблема заключалась в том, что соблюдение британских интересов было возможно лишь за счет маневрирования, поскольку поддержка лишь одной «местной» силы не была достаточно стратегически выгодна. Основной британской политики оставалась приверженность Декларации Бальфура, однако Великобритания не могла полностью игнорировать требования арабского населения Палестины. И хотя среди администраторов и политиков империи было достаточно тех, кто с сочувствием относился к устремлениям сионистов и был готов во многом идти им навстречу, ключевым для них оставалось соблюдение британских интересов на Ближнем Востоке. Идея создания в Палестине «еврейского национального очага» (но не государства) не противоречила общему курсу Великобритании на Ближнем Востоке: она была его составной частью. При этом сионистский проект не должен был мешать маневрированию Лондона в арабском мире: любые относительно радикальные (с точки зрения британских администраторов) предложения отвергались или откладывались на неопределенный срок. По отношению к арабам Палестины Великобритания проводила преимущественно декларативную политику, не уделяя особенного внимания их проблемам, хотя и пытаясь в какой-то степени идти навстречу их требованиям. Даже арабские волнения 1920 и 1921 годов не способствовали смене британского политического курса в Палестине, хотя привели к появлению Белой книги Черчилля в 1922 году, декларировавшей определенные уступки по отношению к арабскому движению, которые не были им приняты. При этом политика Великобритании в целом не была ни просионистской, ни проарабской: Англия преследовала свои долгосрочные стратегические цели на Ближнем Востоке, умело используя для их достижения еврейское и арабское национальные движения.
Публичная дипломатия США в Республике Кипр 1974-2004 гг.
Аннотация
В статье автор рассматривает период становления и развития публичной дипломатии Соединенных Штатов Америки в Республике Кипр. Хронологические рамки определены процессом исторического формирования политики в области публичной дипломатии США и началом активной реализации программ публичной дипломатии на острове как средства осуществления внешнеполитических задач. По мнению автора, политический курс руководства Соединенных Штатов со второй половины XX века был ориентирован на более активное включение страны в международную политику и отказ от изоляционизма, что в первую очередь выражалось в отходе от постулатов доктрины Монро и вступлении США в Первую мировую войну. Это, в свою очередь, оказало большое влияние на развитие публичной дипломатии США как инструмента, способствующего продвижению интересов страны, созданию необходимой информационной поддержки внешнеполитических акций государства, а также благоприятного имиджа Соединенных Штатов в других странах. США достаточно долго не рассматривали Кипр в качестве одного из приоритетов своей внешней политики в Восточном Средиземноморье. Во многом это было связано с тем, что Кипр входил в зону традиционных интересов Великобритании. Подключение Вашингтона к кипрскому процессу произошло после событий 1974 г. США сфокусировали свое внимание на Кипрской проблеме в условиях растущей дестабилизации стран Ближнего Востока, проявив интерес к логистической и транспортной инфраструктуре, некого природного «форпоста» на юго-восточных рубежах НАТО.
Ибероамериканские исследования
Гайтан: судьба колумбийского либерала
Аннотация
Статья посвящена политическим взглядам, обстоятельствам и последствиям трагической гибели Хорхе Эльесера Гайтана (1903-1948) - самого яркого политического деятеля Колумбии в ХХ веке. Цель публикации - на основе новых источников и материалов проанализировать идеологию и политику «гайтанизма», международный и региональный контекст событий 1948 г., начало Холодной войны в Западном полушарии, связанное с решениями IX панамериканской конференции в Боготе, отношение к Х. Гайтану со стороны США, расследование обстоятельств убийства выдающегося политика. Автор приходит к выводу, что в условиях Холодной войны США были главной заинтересованной стороной в устранении Гайтана. Администрация Г. Трумэна поставила своей целью подавление не только социалистических и коммунистических партий в Латинской Америке, но и либерализма, ориентированного на национальные и социальные цели.
Испанская пресса в период транзита
Аннотация
Из истории Востока
Буддийский фактор в законодательстве ойратов
Аннотация
Принимавшиеся ойратами в середине XVII - середине XVIII вв. законодательные акты исходили из актуальной внешне- и внутриполитической ситуации, зависели от влияния религии и социальных условий. Законы 1640 г. следует признать наиболее общепризнанными и авторитетными, поскольку они должны были укрепить отношения ойратов с восточными монголами, единство (взаимопомощь и взаимодействие) ойратов в условиях распада их прежней (Средней) конфедерации. Но именно последствия распада вызвали необходимость выработки новых, более «локальных» вариантов законов, появившихся в Джунгарском (указы Галдана), Хошутском («Монгольское уложение» Гуши-хана, «Основное уложение Кукунорского чуулгана»), а позже и в Калмыцком («Тогтол») ханствах. Несмотря на то, что буддийский фактор дан в них достаточно явно, в хошутских актах религия представлена более масштабно, что следует объяснить близостью тибетских сакральных авторитетов и ролью хошутских «царей» (rgyal po). Принятые при калмыцком правителе Дондук-Даши законы «Тогтол», также дополнявшие законы 1640 г., обозначили формирование особого сообщества, группировавшегося вокруг определенных сакральных текстов.
Организация добровольческих частей Османской империи из представителей народов Северного Кавказа в годы русско-османской войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском фронте
Аннотация
В настоящей статье на основе широкого круга источников, прежде всего иностранного происхождения (турецкого, английского, французского и австрийского), рассматривается вопрос о попытке иммигрантов с Северного Кавказа интегрироваться в османское общество путем сформирования добровольческих воинских частей накануне и в годы русско-османской войны 1877-1878 гг. Автором было проведено исследование ранее практически не изученных в отечественной и мировой историографии вопросов, связанных с законодательным сопровождением добровольческого движения в период подготовки вооруженных сил к ожидавшемуся военному конфликту с Российской империей, численностью сформированных воинских частей из представителей народов Северного Кавказа, их этнической принадлежностью, а также командного состава, и ряд других вопросов, включая обмундирование иррегулярных частей Османской империи, вооружение и источники комплектования личного состава. На основе анализа имеющихся у нас источников автором делается вывод о неизбежности обращения руководства Османской империи к помощи северокавказских мухаджир, к сформированию из них иррегулярных кавалерийских частей. Также автором делается вывод, что для ведения боевых действий на Кавказско-Малоазиатском фронте направлялись части, сформированные из народов Центрального и Восточного Кавказа: дагестанцы, кабардинцы, осетины, чеченцы и кумыки, - которые после переселения из Российской империи были расселены правительством Османской империи на территории Сивасского и Эрзурумского вилайетов, а также Самсунского (Джаныкского) санджака.