Том 10, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 9
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/issue/view/1166
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2018-10-3
Весь выпуск
Античный мир
Принципы организации пространства и аграрная структура Древнего Рима
Аннотация
В архаических обществах идея организации пространства всегда воплощалась в космогонии и сопровождалась сложным ритуалом. Римляне восприняли принципы пространственного мышления от этрусков, унаследовав от них также и ритуал. В античной традиции именно этот ритуал затенил главные идеи по делению пространства. Реконструкция жрецом небесного храма на земле в значительной степени зависела от его индивидуального восприятия этой задачи. Приспособив проекцию небесного храма к разделу именно земельного пространства, римляне постепенно стали избавляться от неопределенных элементов ритуала. Теперь основное внимание было сосредоточено на проведении главных осей, т.е. их ориентации по направлению стран света. Первой проводили линию, обозначающую Восток-Запад, второй перпендикуляр к ней - линию Север- Юг. Так был создан крест делителей замкнутого пространства., т.е. система координат. Главным элементом теории римского деления пространства стал лимит - прямая линия, точно проведенная по географическим направлениям. Все лимиты (главные и параллельные им) точно определяли раздел земельных площадей. На практике римские землемеры именно лимитами тщательно размечали и точно делили площади. Эти принципы римляне использовали при организации земельного пространства в Италии и провинции.
Роль должностных лиц полиса в организации аренды священных земель в Аттике (IV в. до н. э.)
Аннотация
Cтатья посвящена роли должностных лиц в процессе аренды священных земель в Аттике в IV в. до н. э. Священная земля, которая называлась теменном, поступала в аренду, что улучшало качество ее обработки. За процессом аренды следили должностные лица полиса - архонт-басилевс, демархи и фратриархи, а также представители религиозных организаций - оргеоны. Должностные лица наблюдали за порядком организации аренды, межеванием земель, процессом их обработки, поступлением доходов от аренды в полисную казну. О результатах своей деятельности они должны были своевременно докладывать власти полиса. Народное собрание полиса совместно с должностными лицами принимало решение по вопросу об организации процесса аренды священной земли. Все постановления следовало записать на каменную стелу и установить ее в центре святилища на всеобщее обозрение, что свидетельствовало об официальном характере сделки.
Происхождение спартанских царей от Геракла
Аннотация
Происхождение спартанских царей от Геракла является второстепенным толкованием мифа о «возвращении Гераклидов», который связывался в античной традиции (Тиртей, Пиндар, Геродот, Исократ, Эфор) с дорийским завоеванием части Пелопоннеса. Сам миф о «возвращении Гераклидов» представляет собой генеалогическую фикцию, которую сочинили в Аргосе и развили дальше в Спарте. Происхождение царских династий в Спарте (Агиады и Еврипонтиды) от Геракла было веским аргументом при оправдании прав на царский титул и исполнение функций верховного жреца общины. Власть спартанских царей за пределами Спарты могла быть оправдана исходя из их принадлежности к роду Геракла. Кроме того, эта принадлежность к потомкам Гераклидов являлась, прежде всего, важным пропагандистским средством для обоснования законности владения завоеванными землями в Лаконии и Мессении и проведения «проахейской» политики властями Спарты. Однако образ Геракла и его культ не имели первостепенного значения в религиозной жизни спартанского полиса. Небесными покровителями царей выступали «божественные близнецы» - Диоскуры (Тиндариды). Мнение о влиянии философско-этического образа Геракла (как главного кинического героя) на представителей царской диархии позднеклассического и эллинистического периодов также представляется очень спорным.
Археологические исследования
Краниология и археология восточноманычской катакомбной культуры - перспективы анализа совстречаемости признаков
Аннотация
Проведено сопоставление опубликованных в последние годы данных краниологии носителей восточноманычской катакомбной культуры (эпоха средней бронзы, СевероЗападный Прикаспий), погребального обряда и состава погребального инвентаря в захоронениях данной культуры и вариаций орнамента одного из ее типичных керамических сосудов (курильниц). Выявлена тенденция более частой встречаемости курильниц в погребениях индивидов с прижизненной искусственной деформацией головы (как мужчин, так и женщин). Других совпадений во встречаемости краниологических и археологических признаков не обнаружено. При сравнении признаков орнаментации курильниц и признаков погребального обряда выявлено параллельное распространение типа орнамента в виде точечных вдавлений на чаше курильницы и увеличение частоты встречаемости в погребениях бронзовых ножей и стержней.
Этнокультурные контакты средневекового населения Восточного Приаралья по данным археологических исследований XX века
Аннотация
В статье анализируются материальные доказательства контактов кочевого и оседлого населения Восточного Приаралья в период средневековья, которые известны по письменным источникам. В основу статьи положены материалы археологических исследований, проводимых советскими учеными на территории Восточного Приаралья. Комплексное археологическое исследование памятников Кескен-куюк-кала, Ходжаказган 3, Кыз-Молла, Зангар-кала, Сарлытам-кала, Сайкудук-кала, Асанас, ХоджаКазган 1, Джан-кала (Дженд), Мурзалы, Кзай, Уйгарак, Иркибай, Кум-кала 2, Мартык, Кос-тобе, Бештам-кала и других в целом подтверждает сведения письменных источников, что на территории Восточного Приаралья сосуществовали две культурных традиции - хорезмийская и кочевническая. Причем последняя является симбиозом огузо-кыпчакских элементов, что четко проявляется при анализе видов, форм и орнаментов сосудов.
Из истории Востока
Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии
Аннотация
Слово «калмак» присутствует в целом ряде средневековых мусульманских источников. В исследованиях специалистов оно понимается как показатель развития или сепаратизма («кусок», «отсталый»), или религиозной ориентации (не мусульмане) ойратов либо некоего кочевого народа. Для выявления происхождения и развития значения этого слова полагаем важным привлечь данные из ряда авторитетных источников; например, согласно «Тарих-и Рашиди» Калмак - это территория Западной и ЮгоЗападной Монголии, жители которой звались, соответственно, калмаками и в основном не были мусульманами. В условиях борьбы различных течений ислама в процессе исламизации улусов Джучи и Чагатая это слово получило широкую трактовку и стало определением всех тех, кто остался язычником или буддистом, а поскольку такие «отказники» были во всех государствах чингисидов, то источники фиксировали присутствие калмаков едва ли не повсеместно. Кроме того, историческая традиция соотносит с калмаками буддистов ойратов, однако изначально ойраты не имели к первым никакого отношения, и лишь с их продвижением в эпоху Чингисхана на названные территории (Калмак) это слово было перенесено на ойратов уже как этноним. Ойраты становились буддистами с конца XIV - начала XV вв., чему способствовали политические, экономические, идеологические и иные причины. Изучение источников показывает, что слово «калмак» прежде имело смыслом название региона, народы которого были известны как немусульмане, в связи с чем приобрело религиозный контекст и по этой причине окончательно закрепилось за ойратами.
Индонезийские подходы к восприятию международных отношений и мировой политики
Аннотация
В статье авторы анализируют истоки и основы политической культуры Индонезии, выявляют особенности национальных подходов к международным отношениям, рассматривают влияние национальных особенностей восприятия международных отношений на внешнеполитический курс Индонезии. Актуальность исследования обусловлена малой степенью изученности проблемы влияния политической культуры, идей, традиций и идеологий на внешнюю политику Республики Индонезии. Целью исследования является выявление характерных особенностей и анализ истории развития индонезийского политического мышления, идеологических и концептуальных основ внешней политики государства. Исследование носит междисциплинарный характер на стыке теории и истории международных отношений, культурологии, социологии, этнологии. Авторы применяют сочетание системного, сравнительного и исторического (историко-генетического) метода. Также авторы исследования опираются на школу конструктивизма в международных отношениях. Результаты исследования представлены в виде выводов, содержащих в себе анализ эволюции и оценку влияния факторов идеологии и традиционной политической культуры на восприятие индонезийским обществом международных отношений и мировых политических процессов.
Борьба с коррупцией в Республике Индонезия
Аннотация
В статье авторы рассматривают методы антикоррупционной политики Республики Индонезии. После получения Индонезией независимости власти страны уделяли серьезное внимание борьбе с коррупцией. Начиная с 1958 г. по инициативе Президента Сукарно в Индонезии впервые был создан специальный орган по борьбе с коррупцией. Но во время правления Президента Сукарно несмотря на все попытки не удалось одержать ощутимых побед над коррупцией. После перехода власти от Президента Сукарно к генералу Сухарто коррупция в Индонезии достигла невиданного размаха. Перелом в борьбе с коррупцией произошел в 2002 г., когда Президент Мегавати Сукарнопутри создает «Комиссию по искоренению коррупции», которая существует и по сегодняшний день.