Консервативный поворот в исторической политике Республики Корея

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования являются общественные разногласия по отдельным вопросам исторического прошлого Кореи. Цель исследования - определить теоретические положения, лежащие в основе исторической политики консервативного правительства Юн Согёля. На примере споров вокруг переноса бюста борца за независимость Кореи Хон Бомдо и восстановления наследия Ли Сынмана автор показывает, какие аргументы приводят консерваторы и прогрессисты в защиту своей позиции, какие инструменты и приемы используют для утверждения определенного толкования истории в качестве доминирующего. Поводом для спора о наследии борцов за независимость Кореи, принадлежавших к левому крылу национально-освободительного движения, стало решение Министерства обороны Республики Корея о переносе бюста Хон Бомдо, установленного у здания Военной Академии, в другое место. Данное решение вызвало протест со стороны прогрессистских политических партий и общественных организаций, обвинивших правительство Юн Согёля в антикоммунистическом подходе и пренебрежительном отношении к борцам за независимость. Спор вокруг бюста Хон Бомдо показал, что среди консерваторов нет единства в данном вопросе. Правительство Юн Согёля в большей степени в своей исторической политике исходит из положений «новых правых», ультраправого течения южнокорейского консерватизма, которое приуменьшает значение антияпонского сопротивления, в особенности левого крыла, в восстановлении государственного суверенитета Кореи. Одновременно с этим «новые правые» высоко оценивают роль первого президента Ли Сынмана в создании Республики Корея, обеспечении ее безопасности и процветания. Консервативное правительство поддерживает общественные инициативы по восстановлению позитивного имиджа Ли Сынмана, ушедшего в отставку в результате Апрельской революции 1960 г. Прогрессисты крайне негативно относятся к попыткам консерваторов реанимировать наследие Ли Сынмана, виновного в фальсификации президентских выборов и политических репрессиях.

Полный текст

Введение Либерализация политического режима в Республике Корея на рубеже 1980-1990-х гг. вызвала рост общественных разногласий по поводу толкования исторического прошлого. Наибольшую актуальность приобрели вопросы недавнего прошлого, относящиеся к наследию авторитарных режимов президентов Ли Сынмана, Пак Чонхи, Чон Духвана (1950-1980-е гг.), а также эпохи японского колониализма (1910-1945). Порой требования общественности выяснить истину и провести объективное расследование в отношении какого-либо инцидента прошлого, как в случае с восстанием в Кванджу (1980), обретали форму массовой гражданской кампании, сопровождавшейся митингами и демонстрациями. В противостояние вокруг интерпретации прошлого включились политические силы, разделившиеся на два основных течения - консерваторов и прогрессистов. Консерваторы исторически и идеологически связаны с политическим партиями, господствующими в период авторитаризма, тогда как прогрессисты - с движением за демократизацию Республики Корея. Политика консерваторов в целом отличается устойчивым проамериканизмом, антикоммунизмом и неолиберализмом, а политика прогрессистов - сбалансированным подходом к альянсу с США, поддержанием диалога с Северной Кореей и усилением роли государства в управлении экономикой. Разные политические корни и повестка консерваторов и прогрессистов в значительной степени определили различия в проводимой ими исторической политике, под которой понимаются приемы и механизмы, используемые политическими силами для утверждения «определенных интерпретаций исторических событий как доминирующих» [1]. В мае 2022 г. в Республике Корея в результате победы на президентских выборах кандидата от консервативной партии «Сила народа» (Кунминый хим) Юн Согёля было сформировано новое правительство, пришедшее на смену прогрессистскому правительству Мун Чжэина (2017-2022). Политические позиции консерваторов значительно усилились после выборов в муниципальные органы власти в июне 2022 г., когда их кандидаты победили во многих избирательных округах. В контексте данных изменений стало возможным принимать решения в области исторической политики, которые до этого не поддерживались прогрессистским правительством. Учитывая многопартийность и высокий уровень гражданского активизма в Республике Корея, историческая политика консерваторов спровоцировала серьезные разногласия между конкурирующими политическими силами. В данной статье будут проанализированы отдельные кейсы с тем, чтобы продемонстрировать, какие именно теоретические положения и идеологические факторы определяют существующие между консерваторами и прогрессистами споры по отдельным вопросам исторического прошлого Кореи. Главное внимание уделено действиям консерваторов в области исторической политики во главе с правительством Юн Согёля. Память о борцах за независимость и политический спор о наследии Хон Бомдо В 2023 г. между консерваторами и прогрессистами разгорелась дискуссия вокруг перемещения бюста борца за независимость Кореи Хон Бомдо (1868-1943), установленного у главного входа в здание Военной Академии Республики Корея. В конце августа 2023 г. Министерство обороны приняло решение убрать бюст Хон Бомдо в другое «подходящее место» за пределами Военной Академии. Одновременно с этим должны убрать бюсты борцов за независимость генералов Чжи Чхончхона (1888-1957), Ли Бомсока (1900-1972), Ли Хвеёна (1867-1932) и Ким Чвачжина (1889-1930), установленные в одном ряду с бюстом Хон Бомдо. Но в отличие от последнего их бюсты решили перенести внутрь здания Военной Академии. В связи с данным решением Демократическая партия Тобуро, Ассоциация памяти Хон Бомдо, Институт исследования национальных проблем (Минчжок мунчже ёнгусо), а также прогрессивная гражданская общественность, в том числе зарубежные соотечественники (российские корейцы), обрушились с резкой критикой на консервативное правительство Юн Согёля. Неоднозначность политической ситуации обусловлена еще и тем, что внутри лагеря консерваторов не наблюдается единства позиции по данному вопросу. В восстановлении наследия Хон Бомдо изначально большая роль принадлежала правительству Мун Чжэина. В марте 2018 г. оно поддержало установку бюста Хон Бомдо у здания Военной Академии и вместе с тем настойчиво добивалось перемещения его праха из Казахстана в Республику Корея. Во время визита президента Мун Чжэина в Казахстан в июне 2019 г. главами государств обсуждался вопрос о перезахоронении праха Хон Бомдо в связи со 100-летием битвы под Понодон (июнь 1920 г.), когда в результате двухдневного боя партизанские отряды Хон Бомдо и Ан Му разгромили японские карательные части. Повышенное внимание к личности Хон Бомдо при правительстве Мун Чжэина объясняется особенностью его исторической политики. В отличие от консерваторов прогрессисты уделяют огромное внимание сохранению памяти о всех борцах национально-освободительного движения независимо от их иде ологической направленности в годы борьбы с японским колониализмом (1910-1945). Хон Бомдо представлял левое (коммунистическое) крыло антияпонского сопротивления. В условиях доминирующей в Республике Корея парадигмы антикоммунизма он не почитался как герой на государственном уровне до последнего времени. Вместе с тем нельзя сказать, чтобы о нем совсем ничего не знали. Заслуги Хон Бомдо как борца за независимость были признаны еще президентом Республики Корея Пак Чонхи (1963-1979), который посмертно наградил его медалью за вклад в восстановление корейского государства в 1962 г. В период президентства Пак Кынхе (2012-2016) именем Хон Бомдо была названа подводная лодка ВМФ РК водоизмещением 1800 тонн. Президент Мун Чжэин присвоил ему еще одну государственную медаль за заслуги в сохранение национального единства, возвышение национального духа, формирование национальной идентичности российских корейцев (корёин) и развитие дружбы между Республикой Корея и Казахстаном. 15 августа 2021 г., в День освобождения Кореи (кванбокчжоль), останки Хон Бомдо были торжественно перезахоронены на национальном кладбище в Тэчжоне, где находятся могилы борцов за независимость, государственных деятелей Республики Корея. Однако в целом о Хон Бомдо долгое время умалчивали в публичном пространстве. Детали его биографии были мало известны в Южной Корее. И это неудивительно, учитывая то, что он был тесно связан с коммунистическим движением. В этом отношении предпринятые со стороны правительства Мун Чжэина усилия по восстановлению наследия Хон Бомдо были не только попыткой сохранить память об этом герое антияпонского сопротивления, но и переформатировать «олимп» борцов за независимость, почитаемых в Южной Корее, включив туда деятелей левого движения. Помимо битвы под Понодон на боевом счету Хон Бомдо были и другие победы, начиная с 1907 г., когда он во главе отряда ыйбён устроил засаду на перевале Хучхирён и разгромил целую роту японцев. Отряд Хон Бомдо с 1909 г. переместился сперва на российский Дальний Восток, а потом в Маньчжурию, откуда осуществлял спорадические вылазки в северные районы Кореи. С. 1921 г. Хон Бомдо постоянно находился на территории советского Приморья, а его отряд в скором времени был интегрирован в состав Красной армии [2]. После принудительного переселения корейцев с Дальнего Востока Хон Бомдо оказался в Казахской ССР, в г. Кзыл-Орда, где и был похоронен в 1943 г. [3]. Таким образом, последние годы своей жизни он провел в Советском Союзе, так и не увидев освобождения Кореи. С точки зрения памяти о нем сегодня в Южной Корее особое значение имеют отдельные факты его биографии: во-первых, роль Хон Бомдо в инциденте у г. Свободный в июне 1921 г. («Амурский инцидент»)[41], обернувшийся гибелью сотен корейских партизан, а, во-вторых, членство в ВКП (б). С приходом к власти консервативного правительства Юн Согёля министерство обороны поставило под сомнение целесообразность размещения бюста Хон Бомдо перед зданием Военной Академии, в стенах которой воспитывают военные кадры Республики Корея. Еще в 2022 г. во время государственной проверки Военной Академии депутат Национального собрания от консервативной партии «Сила народа» (Кунминый хим) Син Вонсик сказал, что хотя Хон Бомдо и причастен к победе в битве при Понодон, он также сыграл главную роль в трагедии в г. Свободный. Более того, он выразил недоумение по поводу того, что бюст советского солдата установлен перед зданием Военной Академии, чьи выпускники боролись с коммунистами в годы Корейской войны [4]. 28 августа 2023 г. министерство обороны выступило с заявлением, в котором подробно объяснило причины своего решения убрать бюст Хон Бомдо перед зданием Военной Академии. Во-первых, было указано на то, что Военная Академия - это учебное учреждение, которое воспитает патриотизм в своих учениках для защиты свободы и демократии Республики Корея в условиях потенциальной угрозы нападения со стороны коммунистической Северной Кореи. Учитывая то, что Хон Бомдо был членом Коммунистической партии Советского Союза, участвовал в ее деятельности, то нахождение его бюста у стен Военной Академии противоречит ее духу и ценностям, которые, как следует из заявления, имеют антикоммунистическую основу [5]. Вовторых, принимая во внимание заслуги Хон Бомдо как борца за независимость, более уместным будет размещение его бюста не у здания Военной Академии, а в музее истории движения за независимость (тоннип кинёмгван). В связи с этим министерство обороны отправило запрос о сотрудничестве в министерство по делам патриотов и ветеранов и в данный музей. В-третьих, факт заключается в том, что Хон Бомдо поддержал решение Корейского военно-революционного совета о переподчинении ему всех партизанских отрядов на территории Советской России и их дальнейшей интеграции в состав Красной Армии. Поэтому он участвовал в качестве члена судебной комиссии по делу об инциденте в г. Свободный. Этот факт, по мнению министерства обороны, является основанием подозревать Хон Бомдо к причастности в массовой гибели корейских партизан во время столкновения с красноармейцами, поскольку он выступил на стороне последних. Во время инцидента, по оцен кам министерства обороны, погибло от 400 до 600 бойцов армии независимости, а около 500 - предстало перед судом, в котором участвовал Хон Бомдо [5]. В-четвертых, Хон Бомдо вступил в ВКП (б) в 1927 г., а ранее официально был назначен командиром батальона в составе отдельной корейской стрелковой бригады. Также он встречался с Лениным, будучи делегатом Съезда народов Дальнего Востока, состоявшегося в Москве в январе 1922 г. Все эти факты означают, что необходимо оценивать деятельность Хон Бомдо иначе, чем других борцов за независимость, которые не участвовали в деятельности ВКП (б) и не служили в Красной армии. Министерство обороны указало на то, что Корейская война была развязана Ким Ир Сеном при содействии Советского Союза, поэтому неуместно устанавливать бюст и чтить память о Хон Бомдо, который являлся членом Компартии Советского Союза. В заключении своего заявления министерство обороны выразило сожаление о том, что вопрос о переносе бюста Хон Бомдо «некоторые превратили в политическую проблему, поощряя идеологическую борьбу» и обвиняя правительство в прояпонском поведении [5]. В какой степени мнение министерства обороны РК о прошлом Хон Бомдо подтверждается историческими источниками, не имеет особого значения в контексте рассматриваемого случая, потому что конфликт между консерваторами и прогрессистами по данному вопросу - это не проблема исторической объективности, а в первую очередь политической позиции и ее репрезентации в «политическом поле» различными акторами. Консерваторы, как видим, отталкиваются от коммунистического прошлого Хон Бомдо и его причастности к насильственному разоружению корейских партизан. Прогрессисты исходят из совершенно противоположной позиции, в соответствии с которой членство Хон Бомдо в ВКП (б) никоим образом не должно влиять на признание его заслуг как выдающегося борца за независимость Кореи. Выбор расположения бюста Хон Бомдо, по всей видимости, был не случайным. Военная Академия действительно с основания республики является главным центром подготовки военных кадров с глубоко антикоммунистическими взглядами. Ее выпускниками были известные государственные деятели, военные Республики Корея - президенты Чон Духван (1980-1987), Ро Дэу (1988-1993). Установку бюста Хон Бомдо именно в этом месте можно трактовать как попытку прогрессистов подорвать и переформатировать «символическое поле» Военной Академии, основанное на идеях антикоммунизма. Демократическая партия Тобуро обрушилась с резкой критикой на министерство обороны РК после публикации им заявления о переносе бюста Хон Бомдо. Лидер партии Ли Чжэмён сказал, что министерство обороны вместе с министерством по делам патриотов и ветеранов занимается «стиранием истории национально-освободительного движения» [6]. Он указал на идеологическое основание мотивов правительства в данном вопросе: если отталкиваться от того, что Хон Бомдо был членом коммунистической партии и, следовательно, к его прошлому есть вопросы, которые сегодня мешают его одинаково почитать как других борцов за независимость, то как быть с Пак Чонхи, который являлся членом Трудовой партии Южной Кореи? По его мнению, правительство Республики Корея апеллирует к антикоммунистической идеологии, которая явно устарела в эпоху искусственного интеллекта. Ли Чжэмён заявил, что президент Юн Согёль или не знает, или игнорирует то, что истоки южнокорейской армии восходят к отрядам независимости. Руководитель Общества памяти Хон Бомдо, депутат Национального собрания от Демократической партии Тобуро, У Вонсик призвал правительство не совершать «исторический переворот и извиниться перед народом» в связи с решением о переносе бюстов Хон Бомдо и других борцов за независимость. Он добавил, выступая на пресс-конференции, организованной специально по этому случаю перед зданием военного музея в Сеуле, что очернение героев национально-освободительного движения путем навешивания на них ярлыка коммуниста вызывает гнев граждан, испытывающих обычно уважение к борцам за независимость [6]. Лидер Прогрессивной партии (Чонидан) Ли Чжонми считает, что правительство начало «историческую войну», расценивая все политические силы, которые не на «их стороне», как антигосударственные. По мнению Ли Чжонми, такое отношение является «антиисторическим, антигосударственным интриганством (чхэктон) и основывается на идеях радикального крыла консерваторов - движения «новые правые» [7]. Другой член Прогрессивной партии Пэ Чингё, лидер парламентской фракции, отметил, что необходимо принять «соответствующие меры» в отношении всех лиц, причастных к инициативе о переносе бюста Хон Бомдо, спровоцировавшей конфликт в корейском обществе. Он, в частности, указал имена министра обороны Ли Чжонсопа, министра по делам ветеранов и патриотов Пак Минсика [7]. Критика министерства обороны исходила не только со стороны левоцентристского блока в лице Демократической партии Тобуро и Прогрессивной партии. С определенной долей непонимания мотивов министерства обороны, а вместе с тем и позиции правительства Юн Согёля по данному вопросу отнеслись некоторые политики консервативного лагеря. Так, Чхон Харам, один из лидеров партии «Сила народа», выступая утром на радио MBC 1 сентября 2023 г., сказал, что считает решение о переносе бюста Хон Бомдо исторически и политически ошибочным. Он напомнил, что буквально еще несколько лет назад президент Пак Кынхе присвоила имя «Хон Бомдо» подводной лодке, а если смотреть шире, то надо иметь в виду, что в обществе его считают героем, и желающих совсем убрать бюст Хон Бомдо из издания Военной Академии насчитывает в лучшем случае 1 % граждан [8]. Бывший председатель партии «Сила народа» Ли Чжонсок выразил мнение, что предложение о переносе бюста Хон Бомдо скорее отражает идеи «новых правых» (ньюрайтхы), отдельного течения южнокорейского консерватизма, а не общее направление консервативной идеологии. Он напомнил, что президент Пак Чонхи не ви дел никаких проблем в том, чтобы посмертно наградить Хон Бомдо медалью за вклад в восстановление корейской государственности. В эпоху японского колониализма в национально-освободительном движении участвовали люди разных политических позиций и развивалось оно до того, как Ким Ир Сен «развязал братоубийственную войну, а коммунисты укрепили раскол» [9]. Другой член партии «Сила народа» Ким Гынсик, профессор политологии и дипломатии Университета Кённам, сказал, что Хон Бомдо умер в 1943 г., поэтому он не мог участвовать ни в создании северокорейского режима, ни в Корейской войне» [7]. Ким Гынсик сравнил вопрос о Хон Бомдо с инициативой жителей и мэрии Кванджу построить парк в честь Чон Юльсона (1914-1976), уроженца этого города, корейского (китайского) композитора, участника антияпонского сопротивления, который после освобождения Кореи жил и работал в Северной Корее, воевал на стороне КНДР в Корейской войне, а после ее окончания по политическим причинам вынужден был бежать в КНР. В отличие от Чон Юльсона Хон Бомдо нельзя упрекнуть в участии на вражеской стороне в годы Корейской войны. Поэтому спор вокруг бюста Хон Бомдо, по мнению Ким Гынсика, совершенно отличается от дискуссии вокруг парка имени Чон Юльсона, против строительства которого активно выступают корейские консерваторы [7]. Правительство Юн Согёля очень обеспокоено тем, что в Кванджу организуют различные коммеморации (фестивали, выставки, пр.) в память о Чон Юльсоне, чьи заслуги как борца за независимость Кореи, так и не были официально признаны министерством по делам патриотов и ветеранов. Противостояние муниципальных властей Кванджу и правительства усилилось с приходом к власти президента Юн Согёля. Пак Минсик, министр по делам патриотов и ветеранов, в августе 2023 г. заявил, что правительство не намерено финансировать памятные мероприятия в честь Чон Юльсона, т.к. это противоречит ценностям конституции РК, которую тот нарушил, приняв участие в агрессивной войне на стороне Северной Кореи [10]. В контексте вопроса о переносе бюста Хон Бомдо и его критики со стороны консерваторов следует обратить на высказанное Ли Чжонсоком мнение о разграничении позиций, условно говоря, «старых» и «новых» правых среди южнокорейских консерваторов. На причастность «новых правых» к конфликту вокруг переноса бюста Хон Бомдо указал также представитель левоцентристского блока, лидер Прогрессивной партии Ли Чжонми. «Старые» правые видят в текущем противостоянии прогрессистов и правительства разрыв с предшествующей традицией, в соответствии с которой Хон Бомдо - признанный борец за независимость. И ориентируются они в данном случае на действия президентов Пак Чонхи (1963-1979) и Пак Кынхе (2013-2017), которые в разной степени проявляли знаки уважения к памяти о Хон Бомдо. «Новые правые» считаются ультраправым течением корейского консерватизма. При президентах Ли Мёнбаке (2008-2013) и Пак Кынхе представителей данного течения стали назначать на различные административные посты, усилив их политическое влияние в обществе. С точки зрения концептуальных оснований исторической политики «новых правых» необходимо обратить внимание на антикоммунизм и теорию колониальной модернизации (Ан Бёнчжик, Ким Мунсу, Ли Чжэо, Пак Хёчжон, Чха Мёнчжин, Им Хэгю) [11]. «Старые» правые также являются антикоммунистами, но они относительно сдержанно относятся к коммунистическому прошлому участников антияпонского сопротивления, поскольку это касается периода до раскола Кореи на два государства и провозглашения КНДР. Помимо этого, они до сих пор признавали значение национально-освободительного движения, Первомартовского восстания в воссоздании корейской государственности. Для «новых правых» причастность к коммунизму, как в случае с Хон Бомдо, является мерилом его восприятия в текущем настоящем, в рамках которого все коммунистическое расценивается как просеверокорейское, а значит, противоречащее духу государственности РК и национальной идентичности корейского (южнокорейского) народа. По этой причине Хон Бомдо ассоциируется у них с советским влиянием на Корейском полуострове и северокорейским режимом, развязавшим «агрессивную войну» против Республики Корея. И это при том, что Хон Бомдо умер в 1943 г., не дожив ни до освобождения Кореи, ни до Корейской войны. Оспаривая позицию «новых правых», Чон Ёнтхэк, экс-президент Национальной ассоциации учителей истории, сказал: «Хон Бомдо стал социалистом, потому что это был единственный способ продолжить борьбу за независимость (что было невозможно сделать на территории Кореи). А если учесть позицию научных кругов, что когда он присоединился к социализму, то это был период, не имеющий отношения к Коммунистической партии Ким Ир Сена, то связывать генерала Хон Бомдо с северокорейским коммунизмом является логическим противоречием» [12]. По мнению Чон Ёнтхэка, если исключить социалистическое движение из истории национально-освободительного движения Кореи, тогда надо будет забыть о студенческих волнениях в Кванджу, обществе «Синганхве», находившимся под влиянием социализма. Иными словами, придется забыть многие события, значимые в контексте истории антияпонского сопротивления Кореи. Чон Ёнтхэк призвал правительство прекратить бессмысленную войну с историей. При этом он указал на то, что такое отношение правительства к истории эпохи японского колониализма обусловлена подходом «новых правых» к данному периоду, оправдывающих японский колониализм [12]. Здесь мы подходим к двум главным вопросам, тесно взаимосвязанным друг с другом: как «новые правые» интерпретируют колониальный режим и восстановление корейской государственности. От толкования этих двух исторических явлений зависит их отношение к корейскому антияпонскому сопротивлению и его вкладу в восстановление государственного суверени тета. Исходя даже из того, что было написано выше, очевидно, что «новые правые» по меньшей мере недооценивают значение национально-освободительного движения, идеологически неоднородного, в воссоздании корейского государства в 1948 г. Ли Ёнхун, президент Института экономики Наксондэ (Сеульский государственный университет, или СНУ), один из ярких представителей теории колониальной модернизации, автор книг по истории экономики и политики Кореи. В своих работах он последовательно развивает тезис, что Чосон (1392-1897) не мог самостоятельно добиться модернизации и развития капитализма, а современное общество начинается формироваться в Корее с открытия портов (с 1876 г.) и в колониальный период [13]. В целом, представители теории колониальной модернизации исходят из того, во-первых, что модернизация действительно была в колониальный период, во-вторых, теория колониальной эксплуатации, которая по сей день является основой официальной южнокорейской историографии, излишне преувеличивает масштабы эксплуатации [14. C. 177-185], в-третьих, японский империализм был полон противоречий и недостатков, в-четвертых, огромные заслуги в воссоздании и развитии корейской государственности принадлежат президентам Ли Сынману (1948-1960) и Пак Чонхи [15]. Ли Ёнхун говорит о том, что современное корейское общество во многом наследует достижения Кореи колониального периода, развивается на их основе, тогда как Северная Корея, которая, наоборот, уничтожила колониальное наследие, вернулась «к системе государственного рабства или крепостного права династии Чосон». По его мнению, в контексте знания и понимания новейшей истории Республики Корея важное значение имеет не только история борьбы за независимость, к чему сегодня сведено ее преподавание, но и то, как посредством современной системы образования, суда, бюрократии, рынка происходило становление современного корейского государства - Республики Корея [13]. «Новые правые» считают, что огромный вклад в развитие корейской экономики и демократии внесли Ли Сынман и Пак Чонхи. По замечанию профессора Пак Хёчжона (Сеульский национальный университет), «демократизация 1987 г. была результатом установления либерально-демократической системы Ли Сынмана и индустриализации Пак Чонхи» [16]. Придавая большое значение Ли Сынману как «отцу-основателю» Республики Корея и одновременно с этим умаляя значение антияпонского сопротивления в воссоздании корейской государственности, «новые правые» противоречат подходу прогрессистов, которые, наоборот, исходят из теории колониальной эксплуатации и отрицают взаимосвязь между колониальной экономикой Кореи и экономикой Республики Корея. Более того, прогрессисты воспринимают Ли Сынмана как человека, виновного в нарушении демократических прав и свобод, поэтому недостойного чествования сегодня. Здесь возникает и другое противоречие между этими двумя политическими силами - «новые правые» считают точкой отсчета современной корейской государственности 1948 г., когда Ли Сынман провозгласил создание правительства Республики Корея, тогда как прогрессисты - 1919 г., когда на волне национально-освободительного движения было создано Временное правительство Республики Корея [11]. Если начало корейской государственности 1948 г., и она возникает на базе достижений японской колониальной модернизации, то естественным образом нивелируется значение борьбы корейских партизанских отрядов за независимость. Она рассматривается лишь как одна из страниц истории колониального периода Кореи наряду с другими событиями. «Старые» консерваторы до появления «новых правых» на политической сцене долгое время придерживались позиции, что корейская государственность возникла исторически в 1919 г. Это подтверждает преамбула Конституции РК вне зависимости от года редакции, в составлении которой они участвовали. Но сегодня «старая гвардия» консерваторов все больше испытывает влияние «новых правых» в данном вопросе, тем более что последние не голословны, а опираются на работы профессиональных историков, экономистов, юристов Института экономики Наксондэ, Института Ли Сынмана. Масштабы влияния «новых правых» на всех консерваторов в Республике Корея станут более очевидны, если обратиться к другому спорному вопросу исторической политики консерваторов - инициативе создания музея Ли Сынмана. Ревизия наследия первого президента Республики Корея Ли Сынмана 28 июня 2023 г. в Сеульском музее истории состоялось заседание Комитета по содействию строительства музея Ли Сынмана, председателем которого избрали Ким Хвансика, бывшего премьер-министра РК (2010-2013) в правительстве Ли Мёнбака (2008-2013). Для финансирования данного проекта было решено открыть Фонд Ли Сынмана и начать сбор гражданских пожертвований [17]. Получив соответствующее разрешение от министерства государственного управления и безопасности РК, с начала сентября 2023 г. Фонд запустил кампанию по сбору пожертвований граждан. Инициаторы данного проекта намереваются таким образом реанимировать «доброе имя» первого президента Ли Сынмана, дискредитированного событиями Апрельской революцией 1960 г.[42] Они считают, что Ли Сынман, избранный первым президентом Временного правительства (1919), а потом первым президентом Республики Корея (1948), защищал ее свободу и независимость, посредством американо-корейского альянса обеспечил процветание страны. До строительства музея Ли Сынмана активная роль в продвижении его наследия будет принадлежать Фонду, в планах которого сбор различных материалов о жизни и деятельности первого президента, исследование его работ, проведение научных мероприятий, конкурсов, реализация образовательных программ с целью развития и передачи последующим поколениям ценностей либеральной демократии. Идея создания музея Ли Сынмана была публично озвучена президентом Юн Согёлем во время предвыборной кампании в 2022 г. [18] После победы на выборах и формирования нового правительства министр по делам патриотов и ветеранов Пак Минсик заявил, что строительство музея Ли Сынмана является его первейшей задачей. И хотя строительство музея еще только в проекте, Пак Минсик, видимо, с тем чтобы подтвердить свои намерения, вместе со своей матерью и сыном пожертвовали в Фонд Ли Сынмана 10 млн вон в начале октября 2023 г. [19] Примеру Пак Минсика последовали другие представители правящей партии «Сила народа». Например, Чон Утхэк, заместитель председателя Национального собрания РК, пожертвовал 3 млн вон. Его отец Чон Унгап (1913-1985) занимал должности заместителя министра внутренних дел и министра сельского хозяйства в правительстве Ли Сынмана, а также 5 сроков подряд избирался депутатом парламента РК. Чон Утхэк, комментируя свое решение о пожертвовании, сказал, что хотел бы исправить «неправильно понятую историю», подразумевая под этим, что современная интерпретация деятельности Ли Сынмана как диктатора, виновного в фальсификации выборов и политических репрессиях, неверная. Он выразил надежду, что о достижениях президента Ли Сынмана, заложившего фундамент Республики Корея, многие будут помнить [19]. Помимо политических деятелей - консерваторов, в гражданской кампании по сбору средств на строительство музея Ли Сынмана приняли активное участие предприниматели, артисты, ученые и пр. Некоторые суммы пожертвований в Фонд Ли Сынмана в действительности поражают воображение: предприниматель Ю Мёнхан (79 лет) внес 100 млн вон [20], Общество выпускников Военной Академии - 100 млн вон [21], предприниматели Со Унсок (81) и Ким Юнчжун (81) - по 130 млн вон [22] и т.д. Кампанию поддержали многие известные в Южной Корее селебрити и общественные деятели. Сыновья бывших президентов РК Пак Чонхи, Ким Ёнсама (1993-1998) и Ким Дэчжуна (1998-2003) - Пак Чиман, Ким Хёнчхоль, Ким Хоноп соответственно 26 сентября 2023 г. сообщили прессе, что пожертвуют по 1 млн вон в Фонд Ли Сынмана. Помимо прочего, все они участвуют в работе Комитета по содействию строительства музея Ли Сынмана в качестве советников (включая сына президента Ли Сынмана) [23]. Актер и предприниматель Син Ёнгюн (95), выступая на первом заседании Комитета, сказал, что готов под строительство музея в качестве пожертвования выделить 24 тыс. пхён[43] собственной земли в районе Кандонгу, г. Сеул [24]. Популярная в РК актриса Ли Ёнэ пожертвовала 50 млн вон. Она отметила, что Ли Сынман - это человек, который «заложил фундамент либеральной Республики Корея» и защитил ее от агрессии Северной Кореи. Поэтому ее пожертвование - это выражение благодарности президенту Ли Сынману за то, что корейцы не живут сейчас как в Северной Корее в условиях диктатуры и несвободы [25]. Инициатива строительства музея Ли Сынмана вызвала очень бурную негативную реакцию со стороны прогрессистских политических сил и общественных организаций. Основная проблема заключается в том, что после событий Апрельской революции, в результате которой Ли Сынман ушел в отставку и покинул Корею, его имя стало прочно ассоциироваться с авторитаризмом и злоупотреблением властью. Выражением данного отношения во многом является Конституция Республики Корея. В преамбуле Конституции написано, что народ Кореи поддерживает «демократические идеалы восстания против несправедливости», произошедшего 19 апреля 1960 г. [26] После 1960 г. в Республике Корея не проводилось никаких официальных мероприятий в память о Ли Сынмане. Почитаемый консерваторами, как «старой гвардией», так и «новыми правыми», президент Пак Чонхи, совершивший военный переворот 16 мая 1961 г., тоже, надо отметить, негативно относился к наследию Ли Сынмана. И когда была составлена Конституция Третьей Республики в 1962 г. при Пак Чонхи, там было сказано о «правом деле» 19 апреля 1960 г., подчеркивая его значение с точки зрения укрепления демократии в Республике Корея [27]. Учитывая то, что сказано в действующей Конституции РК, инициатива создания музея Ли Сынмана, если и не юридически, но все же противоречит духу ценностей, которые она выражает - идеалам демократического восстания 19 апреля 1960 г. Восстановление консервативной общественностью позитивного имиджа Ли Сынмана началось не только с инициативы строительства музея Ли Сынмана, но и с установления его монумента в районе Чхильгок, провинции Северная Кёнсан. 27 июля 2023 г. у здания музея битвы при Тобудон (Тобудон чончжок кинёмкван) в данном районе в присутствии губернатора провинции Северная Кёнсан и около 500 гостей состоялось торжественное открытие монументов президента Ли Сынмана и президента США Г. Трумэна. Монументы располагаются рядом друг с другом в знак корейско-американского союза в годы Корейской войны. Они были изготовлены еще в 2017 г. на гражданские пожертвования [28]. Изначально планировалось установить их возле здания Военного музея в Сеуле, но его администрация отказалась, по всей видимости, не без оглядки на общественный резонанс такого решения, если бы оно было принято. Так, например, в 2017 г. в Пусане Национальная организация за истину (Чинсиль кунмин танчхе) предложила установить бюсты Ли Сынмана и Пак Чонхи рядом со статуей Девушки мира, символизирующей «женщин для утешения», расположенной напротив здания японского консульства. Жители Пусана и мэрия выступили против данного предложения, и бюсты не были установлены [29]. Еще одна попытка установить памятник Ли Сынману была в июне 2011 г., когда возле музея Временной столицы Республики Корея, резиденции, в которой в течение более двух лет во время Корейской войны проживал президент Ли Сынман, установили его статую. Но простояла она три месяца: неизвестные облили ее красной краской, после чего статую убрали для восстановления, но так больше и не установили из-за общественных разногласий между консерваторами и прогрессистами вокруг наследия Ли Сынмана [30]. В день торжественного открытия монументов Ли Сынмана и Трумэна 27 июля у центрального входа в музей битвы при Тобудон состоялся митинг, в котором приняли участие представители Института исследования национальных проблем (Минчжок мунчже ёнгусо), Ассоциации памяти Временного правительства Республики Корея и еще других гражданских организаций. Они осудили установку монумента Ли Сынману на том основании, что ему фактически дважды объявляли импичмент - первый раз от должности президента его отстранило Временное правительство Кореи за раскол национальных сил (1925), а во второй раз - народные массы в ходе Апрельской революции 1960 г. Памятник Ли Сынману, «который подорвал народное доверие, продвинув корейских коллаборационистов и распустив Специальный комитет по расследованию антинародной деятельности, не может быть установлен в месте, где покоятся души мучеников» (имеются в виду души погибших корейских солдат) [31]. Участники протестной акции также указали на Конституцию Республики Корея, в которой сказано о преемственности демократических идеалов 19 апреля. У Дэхён, представитель Общества преемственности духа движения за независимость (Тоннип ундон чонсин кесын саопхве), отметил, что группа Ли Сынмана причастна к террористическим актам, совершенным против членов Временного правительства Республики Корея, в частности Ким Гу, и лидеров Общества возрождения (Кванбокхве), руководившего антияпонским сопротивлением внутри Кореи. Поэтому он будет противодействовать политике правительства Юн Согёля и министерства по делам патриотов и ветеранов по восстановлению наследия Ли Сынмана [28]. Если митингующие именовали Ли Сынмана «диктатором» и держали плакаты, на которых было написано, что он содействовал и прикрывал массовую резню гражданского населения до и после Корейской войны, расколол и подавлял силы национально-освободительного движения, то, наоборот, сторонники установки монумента называли Ли Сынмана «героем». Открытие монумента состоялось при поддержке правительства Юн Согёля, от имени которого было зачитано поздравительное письмо. Губернатор провинции Северная Кёнсан Ли Чхольу предложил на церемонии открытия выгравировать имя Ли Сынмана как основателя Республики на южнокорейской денежной купюре, а также других «героев индустриализации, демократизации». Он считает, что установка монумента Ли Сынмана - это восхваление победоносной истории Республики Корея и содействие историческому примирению с деятелями, основавшими современную Республику Корея [28]. Установка монумента Ли Сынмана, учреждение Фонда и комитета по содействию строительства музея Ли Сынмана свидетельствуют о том, что в настоящее время в Южной Корее происходит переоценка его деятельности. Каковы будут дальнейшие действия в данном направлении консерваторов, сложно предугадать (будет ли пересмотрена конституция?), но борьба вокруг памятников скорее всего продолжится. В продолжение восстановления наследия первого президента РК осенью 2023 г. консерваторами был создан подготовительный комитет для возведения памятника президенту-основателю, доктору Ли Сынману на центральной площади Сеула Кванхвамун. Данная площадь является важным символическим пространством Республики Корея. Председатель подготовительного комитета Пён Чжониль, бывший депутат парламента от Партии Новая Корея (Синхангуктан), сказал, что «Ли Сынман основал либерально-демократическую Республику Корею, защищал ее в годы Корейской войны, обеспечил безопасность, заключив альянс с США» [32]. В контексте данного предложения удивительным фактом из личной биографии Пён Чжониля является то, что он, будучи студентом 1 курса университета, участвовал в демонстрациях в апреле 1960 г. с требованиями отставки президента Ли Сынмана. Десятилетия спустя, по всей видимости, он переосмыслил значение наследия Ли Сынмана, против которого выступал в молодости. На фоне повышенного внимания политически активной консервативной общественности к наследию Ли Сынмана среди студентов университета Инха растет движение за восстановление его статуи, установленной на территории кампуса в 1979 г. Университет был основан в г. Инчхон на пожертвования гавайской общины зарубежных корейцев и при поддержке Ли Сынмана, пожелавшего открыть в Республике Корея университет, похожий на Массачусетский технологический университет в США. Статуя простояла до 1984 г., пока не была снесена студентами-активистами, участниками движения за демократизацию [32]. Сегодня, как видим, в Южной Корее иная политическая ситуация: консервативное правительство Юн Согёля содействует всем проектам по возрождению памяти о Ли Сынмане как отце-основателе современной Республики Корея, который внес огромный вклад в ее сохранение и процветание. И тот факт, что он был фактически свергнут в ходе массовых народных волнений в апреле 1960 г. из-за фальсификации выборов и репрессий в отношении гражданского населения, имеет для консерваторов вторичное значение по сравнению с тем, что им было сделано на заре южнокорейской государственности. Идеологическим обоснованием превознесения заслуг Ли Сынмана в настоящее время является различный подход правых сил и леволиберального блока к определению основания Республики Корея как государства. Как уже было сказано выше, «новые правые» настаивают на том, чтобы считать точкой отсчета корейской государственности 1948 г., тогда как прогрессисты - 1919 г. По словам Ли Инхо, почетного профессора Сеульского государственного университета, государственного и общественного деятеля, признание основанием Республики Корея апрель 1919 г., когда было создано Шанхайское Временное правительство, а не 15 августа 1948 г. является искажением истории [33]. В качестве аргументов она приводит то, что Временное правительство действительно было временным, не являлось официально государством, которое бы было признано внутри страны или за ее пределами как обладающее властью защищать интересы корейского народа. Расстановка акцентов в данном вопросе влияет на то, как будет трактоваться роль Ли Сынмана. Если исходить из того, что восстановление корейской государственности произошло в 1948 г., то, естественно, повышается роль первого президента в создании Республики Корея и приуменьшается значение Временного правительства и национально-освободительного движения, действующего преимущественно за рубежом все это время до освобождения Кореи от японского колониализма. Заключение Консервативный поворот в исторической политике Республики Корея обусловлен победой кандидата от правой партии «Сила народа» Юн Согёля на президентских выборах в 2022 г. Новое правительство Юн Согёля оказывает активную поддержку общественным организациям и институтам, выступающим за ревизию наследия президента Ли Сынмана и достижений борцов за независимость Кореи. В данной статье были рассмотрены несколько случаев, спровоцировавших политические разногласия о правомерности действий правительства и объективности понимания им исторического прошлого. За рамками исследования остались и другие спорные кейсы, такие как установка монумента генералу Пэк Сонёпу, которого консерваторы считают героем Корейской войны, а прогрессисты - прежде всего корейским коллаборационистом, и восстановление наследия президента Пак Чонхи. Концептуальным основанием исторической политики консерваторов являются положения «новых правых» об основании Республики Корея в 1948 г., теория колониальной модернизации и антикоммунизм. Если антикоммунистическая риторика всегда присутствовала в историческом дискурсе консерваторов, то представления о начале современной корейской государственности и природе японского колониализма серьезным образом переосмысляется только уже на рубеже XX-XXI вв. под влиянием работ историков и экономистов из движения «новые правые». Учитывая существенные концептуальные различия между консерваторами и прогрессистами по вопросам толкования исторического прошлого, достижение консенсуса между ними в ближайшей перспективе представляется маловероятным. При этом речь идет не только о консенсусе между отдельными политическими партиями, борющимися за власть, но и согласии внутри общества, которое до сих пор остается расколотым по отдельным вопросам исторического наследия авторитарных режимов и отношению к Северной Корее как к «значимому другому». Смею предположить, что примирение в конечном счете между этими двумя оппозиционными силами станет возможным в условиях объединения нации или кардинального пересмотра политики объединения, вплоть до признания государственного суверенитета КНДР. Антикоммунизм, теория основания Республики Корея в 1948 г. являются следствием раскола единой Кореи. Поэтому разрешение проблемы объединения или существенное изменение политики в отношении Северной Кореи, возможно, станет устойчивым фундаментом для общественного примирения в Республике Корея в будущем.
×

Об авторах

Наталья Николаевна Ким

Институт востоковедения Российской академии наук; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nkim@iaas.msu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7728-7968
SPIN-код: 2804-0219
ResearcherId: J-8327-2015

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, директор Международного центра корееведения МГУ имени М.В. Ломоносова

107031, Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, д. 12; 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1

Список литературы

  1. Семячко А. Политика памяти: как и зачем государства формируют свою историю. Сайт Theory and Practice. URL: https://special.theoryandpractice.ru/politics-of-memory (дата обращения: 07.11.2023)
  2. Hong Beomdo // Hangungminjongmunhwadaebaekgwasajeon [Хон Бомдо // Энциклопедия корейской культуры]. URL: https://encykorea.aks.ac.kr/Article/E0064093 (дата обращения: 28.10.2023) (Кор. яз.)
  3. Пак В.К. Хон Бомдо - человек из легенды. URL: https://koryo-saram.site/hon-bomdochelovek-iz-legendy/) (дата обращения: 26.10.2023)
  4. Hong Beomdo hyungsang nollan, wae bulgeojyeonna? [Почему возникли споры вокруг бюста Хон Бомдо?]. KBS news, 28.08.2023. URL: https://news.kbs.co.kr/news/pc/view/view.do?ncd=7759316 (дата обращения: 28.10.2023) (Кор. яз.)
  5. Gwon Hyeokcheol. Gukbangbu “gongsanjuui iryeong Hong Beomdo hyungsang, yuksae bujeokjeol” [Квон Хёкчхоль. Министерство обороны «Бюст Хон Бомдо, имеющего коммунистическую историю, не подходит Военной Академии]. Hangyeore, 28.08.2023. URL: https://www.hani.co.kr/arti/politics/politics_general/1106126.html (дата обращения: 28.10.2023) (Кор. яз.)
  6. Sin Juyeong. Minjudang, gukbangbu Hong Beomdo hyungsang cheolgeo chujine “cheol jinan saekkkallon…maegung haengwi” [Син Чжуён. Демократическая партия о предложении Министерством обороны убрать бюст Хон Бомдо «устаревшая идеология… предательство»]. Gyeonghyang sinmun, 30.08.2023. URL: https://m.khan.co.kr/politics/politics-general/article/202308301607011 (дата обращения: 31.10.2023) (Кор. яз.)
  7. Yu Hara. Hong Beomdo hyungsang ijeon, gukim naeeseodo bipan minju-jeongui, gangdo nopge bipan…Jeong Yulseong nollaneneun sogeukjeok [Ю Хара. В партии «Сила народа» резко критикуют демократичность и справедливость переноса бюста Хон Бомдо… пассивны в отношении спора вокруг Чон Юльсона]. Сайт. www.redian.org, 28.08.2023. URL: http://archive/173435 (дата обращения: 31.10.2023) (Кор. яз.)
  8. Jo Hyeonho. Hong Beomdo ijeon hyungsang ipjang jiruie ‘chanban jeonghal ge anida’ neun gukim [Чо Хёнхо. На вопрос о позиции партии «Сила народа» о переносе бюста Хон Бомдо ответили, что они не «за» и «не против»]. Сайт. www.mediatoday.co.kr, 01.09.2023. URL: http://www.mediatoday.co.kr/news/articleView.html?idxno=312243 (дата обращения: 29.10.2023) (Кор. яз.)
  9. Bae Jaeseong. I Junseong Hong Beomdo hyungsang ijeon nollane «jalhaneun geo haja, baekjihwa» [Пэ Чжэсон. Ли Чжунсок о споре вокруг бюста Хон Бомдо «хорошо поступайте, отменяйте»]. Сайт. The JoongAng, 29.08.2023. URL: https://www.joongang. co.kr/article/25188212#home (дата обращения: 29.10.2023) (Кор. яз.)
  10. Ha Taewon. “Joon gwangwanggaek? geureom Seutallin, irwang ginyeomgongwon mandeulji” [Ха Тхэвон. «Китайские туристы? Тогда, может, построим музей Сталина или японского императора»]. Сайт. www.n.news.naver.com, 23.08.2023. URL: https://n.news.naver.com/mnews/article/449/0000256131 (дата обращения: 03.11.2023) (Кор. яз.)
  11. Nyuraiteu (Daehanminguk) [Новые правые (Республика Корея)]. URL: https://namu.wiki (дата обращения: 03.11.2023) (Кор. яз.)
  12. Jeong Yongtaek. Singminsagwaneuro Hong Beomdo jangguneul yokdoege haji malla [Чон Ёнтхэк. Не позорьте генерала Хон Бомдо, применяя колониальный подход]. Сайт. www.educhang.co.kr, 01.09.2023. URL: https://www.educhang.co.kr/news/articleView. html?idxno=631 (дата обращения: 04.11.2023) (Кор. яз.)
  13. I Yeonghun gyosu, singminjigeundaehwaron, wianbu munje, MBCgija pokaeng nollan deunge daehan ipjang balkyeo [Профессор Ли Ёнхун Ли рассказывает о своей позиции по вопросам колониальной модернизации, «женщин для утешения» и нападения на репортера MBC]. Сайт. www.m.monthly.chosun.com, 16.08.2019. URL: http://m.monthly.chosun.com/client/mdaily/daily_view.asp?idx=7682&Newsnumb=2019087682 (дата обращения: 04.11.2023) (Кор. яз.)
  14. Ким Н.Н. Критика теории колониальной модернизации Кореи: подходы и оценки в современной южнокорейской историографии // Восток (Oriens). 2014. № 3. C. 177-185.
  15. Daean gyogwaseo hangukgeunhyeondaesa nollan [Споры вокруг альтернативного учебника новой и новейшей истории Кореи]. Gyeonghyang sinmun, 01.04.2008. URL: https://m.khan.co.kr/article/200804011814405 (дата обращения: 04.11.2023) (Кор. яз.)
  16. Bosu-jinbohakgye hyeondaesa gyoyangseoro gyeokdol [В консервативных и прогрессистских академических кругах спорят об учебниках современной истории]. www.v.daum.net, 2013.03.12. URL: https://v.daum.net/v/20130312110315460 (дата обращения: 04.11.2023) (Кор. яз.)
  17. I Seungman daetongnyeongginyeomgwan geollibundong bongyeokwadoeda [Всерьез началось движение за создание музея Ли Сынмана]. The JoongAng, 11.09.2023. URL: https://www.joongang.co.kr/article/25191487#home (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  18. I Seungman ginyeomgwan, myeongbuntpjangso nollan [Споры о причинах создания расположении музея Ли Сынмана]. Naeil sinmun, 14.08.2023. URL: https://m.naeil.com/m_news_view.php?id_art=470218 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  19. No Seokjo. I Seungman ginyeomgwan geollim wihae 3taega tteun moatda [Но Сокчо. Три поколения пожертвовали на создание музея Ли Сынмана]. Chosun Ilbo, 05.10.2023. URL: https://www.chosun.com/politics/politics_general/2023/10/05/ZC3FMQ7ZYRDJ5H732PAXANDQAE/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  20. Yang Jihye. “I Seungmaneun gajang jongyeonghaneun daetongnyeong” yeomyeong 808 Nam Jonghyeon hoejang 1eok gibu [Ян Чжихе. «Ли Сынман - самый уважаемый президент», глава компании «Ёмён 808» пожертвовал 100 млн вон]. Chosun Ilbo, 27.09.2023. URL: https://www.chosun.com/politics/politics_general/2023/09/27/PIRNBL3MXBF3FHSPGNALWWIMMY/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  21. No Seokjo. Yuksa chongdongchanghoe, I Seungman ginyeomgwan geollibe 1eok gibu [Но Сокчо. Ассоциация выпускников Военной Академии пожертвовало на создание музея Ли Сынмана 100 млн вон]. Chosun Ilbo, 26.09.2023. URL: https://www.chosun.com/politics/diplomacy-defense/2023/09/26/UP4VZSNCPBBBJDFZK357MSHSBY/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  22. Yang Jihye. Honam chulsin gieobindeul, I Seungman ginyeomgwan geollibe dongcham [Ян Чжихе. Предприниматели из региона Хонам участвуют в создании музея Ли Сынмана]. Chosun Ilbo, 06.10.2023. URL: https://www.chosun.com/politics/politics_general/2023/10/06/ BUZJOUQGJNGLHES2SMJXQC7BLM/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  23. Gim Minseo. Jeondaetongnyeong adeuldeuldo mogeum dongchamhagiro [Ким Минсо. Сыновья экс-президентов участвуют в кампании по сбору средств]. Chosun Ilbo, 27.09.2023. URL: https://www.chosun.com/politics/politics_general/2023/09/27/ MNRY4KPBYFHXXPNNMIWVVC4IHY/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  24. Choe Boran. Wollobaeu Sin Yeonggyun I Seungman ginyeomgwan wihae ttang 4000pyeong gibuhagetda [Чхве Боран. Актер-ветеран Син Ёнгюн «пожертвую 4 тыс. пхён земли для музея Ли Сынмана»]. Yonhap News, 05.07.2023. URL: https://www.ytn.co.kr/_ln/0106_202307051038076486 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  25. I Seul. Du ai eommaui baramtssiyeongae, I Seungman ginyeomgwan gibu nollan haemyeong [Ли Сыль. «Желание матери двух детей»…Ли Ёнэ пояснила свое пожертвование на создание музея Ли Сынмана]. Сайт.www.namu.news, 04.10.2023. URL: https://namu.news/article/2122805#gsc.tab=0 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  26. Конституция Республики Корея (1987). URL: https://worldconstitutions.ru/?p=35 (дата обращения: 05.11.2023)
  27. Daehanmingung heonbeop/ yeoksa [Конституция Республики Корея/ История]. URL: https://namu.wiki/ (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  28. Jin Byeongtae, I Seunghyeong. Chilgok Dabudong jeonjeokginyeomgwane I Seungman-Teurumeon daetongnyeong dongsang jemak [Чин Бёнтхэ, Ли Сынхён. Открытие монументов Ли Сынмана и Трумана в районе Чхильгок, музей Битвы при Табудон]. Yonhap News, 27.07.2023. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20230727053051053 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  29. Jeon Sanghu. Busan sonyeosang yeop Bak Jeonghui- I Seungman hyungsang seuryeoda musan [Чон Санху. Попытка установить бюсты Ли Сынмана и Пак Чонхи возле статуи Девушки мира в Пусане провалилась]. Segye Ilbo, 21.04.2017. URL: https://m. segye.com/view/20170421003167 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  30. Gim Hyeona. Imsisudoginyeomgwan ap I Seungman dongsang isanghan cheolgeo [Ким Хёна. Странное исчезновение статуи Ли Сынмана напротив Музея Временной столицы]. Busan Ilbo, 11.04.2014. URL: https://www.busan.com/view/busan/view. php?code=20130706000030 (дата обращения: 05.11.2023) (Кор. яз.)
  31. Gim Hyeonsu. Chinil Baek Seonyeop ieo I Seungman Teurumeon dongsangkkaji chilgok Dabudong jeonjeokginyeomgwan seolchi [Ким Хёнсу. Вслед за корейским коллаборционистом Пэк Санёпом в районе Чхильгок у музея Битвы при Табудон установили монументы Ли Сынмана и Трумана]. Gyeonghyang sinmun, 27.07.2023. URL: https://m.khan.co.kr/national/national-general/article/202307272204035 (дата обращения: 06.11.2023) (Кор. яз.)
  32. Jo Jaeyeon. I Seungman eopjeok jaepyeongga sok Gwanghwamune dongsang geollip chujinwi baljok [Чо Чжэён. В переоценке достижений Ли Сынмана… Создан комитет по продвижению «Установки статуи на площади Кванхвамун»]. Munhwa Ilbo, 12.10.2023. URL: https://munhwa.com/news/view.html?no=2023101201070430103001 (дата обращения: 06.11.2023) (Кор. яз.)
  33. Gwon Hyeokcheol. Ijeul manhamyeon Daehanminguk wonnyeon nonjaeng…1919 vs 1948nyeon [Квон Хёкчхоль. Дебаты вокруг основания Республики Корея - «1919 год» против «1948 год»]. Hangyeore, 05.07.2023. URL: https://www.hani.co.kr/arti/politics/politics_general/1098752.html (дата обращения: 06.11.2023) (Кор. яз.)

© Ким Н.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах