Зачем римлянам была нужна Венера Эруцина?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено истокам культа Венеры Эруцинской, чей храм был воздвигнут на Капитолии в годы Ганнибаловой войны. Проанализировав источники, автор изучил как конкретно-исторический контекст утверждения нового культа, так и связь нового божества с различными ипостасями Венеры, получившими распространение на территории древней Италии. Создание культа Венеры Эруцины автор связал, во-первых, с победами в ходе борьбы Рима с Карфагеном и, во-вторых, с попыткой интегрировать Рим в культурное пространство греческого мира, поскольку Венера отождествлялась с Афродитой. Научная новизна предпринятого исследования заключается в том, что автор, приняв во внимание знаменитый сенатусконсульт о вакханалиях, выдвинул гипотезу о проведении в 186-184 гг. до н.э. кланом Порциев и их союзников своего рода религиозной реформы, позволившей, с одной стороны, сохранить греческие традиции почитания Венеры Эруцинской, а с другой - «очистить» культ Венеры Капитолийской от чужеземных влияний.

Полный текст

Введение Храм Венеры Эруцинской был построен в Риме в 215 г. до н.э. по обету, данному Квинтом Фабием Максимом. Свое начало он берет в событиях 217 г. до н.э., когда Фабий, став диктатором, объявил о необходимости религиозного очищения Рима [1. С. 46; 2. P. 275]. Согласно Ливию о необходимости посвятить храмы Венере и божеству Благоразумия (Mens) заявили децемвиры, сверившиеся с книгами Сивиллы (Liv. XXII.9.9)[21]. В конце 216 г. до н.э. Фабий запросил у сената разрешения освятить построенный на его средства храм Венеры (Liv. XXIII.30.13). В начале 215 г. до н.э. Квинт Фабий Максим и Тит Отацилий Красс были избраны дуумвирами для освящения храмов Венеры Эруцины и Благоразумия, построенных на Капитолии и разделенных лишь рвом. Любопытно, что хотя первый храм Венеры Эруцины появляется в Риме только в 215 г. до н.э., по крайней мере еще один был построен за Коллинскими воротами на Соляной дороге уже к 181 г. до н.э (Liv. XXX.38.10). Следует отметить, что Ливий пять раз упоминает храм Венеры Эруцины в 22-й и 23-й книгах своего сочинения, явно придавая ему особое значение[22]. Чем же он был так важен для Рима и для Фабия, что Ливий вновь и вновь возвращается к эпизоду со строительством храма? Венера из Эрика Как показывает название культа, речь идет о Венере, почитавшейся на Сицилии на горе Эрик, где находился храм, воздвигнутый, согласно римской версии, еще Энеем после смерти Анхиза (Diod. IV.83.4-7; Verg. Aen. V.759). В то же время Венерой местное божество можно назвать лишь условно. Как отмечают исследователи, прослеживается несколько «археологических слоев» культа Венеры из Эрика, включающий сиканский, финикийский, греческий и пунийский элементы [3. С. 244; 4. P. 174]. Ради справедливости следует отметить, что святилище находилось даже не на территории проживания сиканов, а принадлежало ареалу распространения элимов, одного из трех древнейших народов Сицилии. Существует несколько версий о происхождении элимов. По-видимому, наиболее древним описанием того, каким образом на Сицилии появился народ элимов является процитированное у Дионисия Галикарнасского утверждение Гелланика, жившего в V в. до н. э., который сообщает, что тремя поколениями ранее Троянской войны энотры изгнали элимов из южной Италии на Сицилию. Другую версию излагает Фукидид, согласно которому элимы появились после Троянской войны в результате переселения беглых троянцев с примкнувшими к ним фокейцами (Thuc. VI.2.3). По-видимому, элимы появились на Сицилии не раньше конца II тысячелетии до н. э. С началом греческой колонизации в VIII-VII вв. до н. э. по соседству с территорией проживания элимов появляются греческие полисы, результатом чего становится их эллинизация. Одновременно элимы испытывают влияние со стороны колоний, основанных Карфагеном, чье культурное влияние также не следует недооценивать. На долгое время Эрик стал одним из мест поклонения финикийско-пунийской Астарты и идентифицированной с ней греческой Афродиты. К моменту появления римлян прослеживается явно восточный характер данного культа. Как отмечает Ж. Дюмезиль, Афродита из Эрика была синкретичным божеством, в котором семитские элементы были перемешаны с греческими, причем аспект фертильности и телесных наслаждений был преобладающим. Это неизбежно должно было привести к ориентализации римского концепта Венеры, поскольку культ Афродиты из Эрика предполагал практику храмовой проституции и имел атрибутику (например, пшеничные колосья и голуби), характерную для восточных богинь, таких как Астарта [5. С. 471]. Тем не менее, можно согласиться с неоднократно звучавшим в историографии мнением о том, что принятие нового культа не было простым переносом чужеземного божества на территорию Рима. Как отмечает Э. Грюэн, Венера Эруцинская получила свое место на Капитолии поблизости от храма Юпитера Капитолийского, что указывает на то, что она была интегрирована или, по крайней мере, ассоциировалась с определенным пластом национальной религиозной традиции [1. С. 46]. Главная цель переноса культа божества из Эрика, по мнению исследователя, заключалась в том, чтобы успокоить и ободрить римское общество в мрачные дни после поражения при Тразименском озере. В том же духе высказываются Д. Кинаст и К. Галински, по мнению которых римляне утверждали культ Венеры Эруцинской как национальной, а не чужеземной богини [6. S. 488-489; 4. С. 187-188]. Вместе с тем интригующим выглядит факт постройки второго храма Венеры Эруцинской в 181 г. до н.э. Как сообщает Ливий, во время войны с лигурийцами в 184 г. до н.э. консул Луций Порций Лицин дал обет построить еще один храм Венеры и освятил его тремя годами спустя, когда он был дуумвиром, вне городских стен рядом с Коллинскими воротами (XXX.38.10). При этом обращает на себя внимание одно обстоятельство. Если храм Венеры Эруцинской у Коллинских ворот долгое время остается в поле зрения античных авторов (о нем пишут Овидий и другие авторы), то капитолийский храм Венеры Эруцины как-то выпадает из источников. Существуют два упоминания у Светония о неком храме Капитолийской Венеры, что позволило современным исследователям постулировать существование некоего Aedes Capitolina Veneris (Suet. Calig. 7, Galba. 18). В то же время Страбон подробно описывает храм Венеры Эруцинской у Коллинских ворот, сообщая, к примеру, что он был окружен необычной круглой колоннадой, копируя святилище, располагавшиеся на Сицилии (Strabo. VI.2.6). В свою очередь Овидий дает яркое описание Виналий, посвященных Венере, прямо и недвусмысленно связывая культ Венеры с ее храмом, находившимся в районе Коллинских ворот[23]. В упоминаемых римским автором венках из цветов и «доступных девах» исследователи видят реминисценции традиции восточной иеродулии, бытовавшие вплоть до времен Августа в храме Венеры [4. С. 179]. «Венера - Победительница» Чтобы понять трансформации, произошедшие с культом Венеры Капитолийской, следует предположить, что на момент постройки первого храма в глазах римлян она была прежде всего богиней, дарующей победу. Как справедливо было отмечено в литературе, в 215 г. до н.э. Рим был заинтересован не в культе Венеры как таковой, а именно в Венере Эруцине [2. С. 276]. Возможно, этот культ был создан после того, как римляне отбили у карфагенян сицилийский Эрик, ставший важным символом успешной борьбы Рима с Карфагеном и, в частности, с Баркидами. Это выглядит вполне правдоподобно, учитывая, что отец Ганнибала, Гамилькар Барка, участвовал во время Первой Пунической войны в борьбе за это святилище и располагавшийся по близости город и проиграл (Pol. I.56-58; II.7-8; Diod. XXIV.8) [1. С. 46; 7. P. 27]. Как указывает К. Галински, то, что Венера Эруцинская символизировала именно военную победу над карфагенянами, показывает ее дальнейшая эволюция с трансформацией в культ победоносной Венеры Капитолийской (Venus Victrix in Capitolio). Возможно, не случайно ранние изображения Венеры из Эрика представляли ее в виде «Победительницы» / Виктории [4. С. 186]. С другой стороны, как уже отмечалось, Эрик долгое время был одним из мест поклонения пунийской Астарты и одновременно идентифицированной с ней греческой Афродиты. Трансформация Афродиты/Астарты в ее римский эквивалент Венеру демонстрирует в этой связи попытку не только «романизировать» древний культ, но и одновременно интегрировать Рим в культурное пространство греческого мира [2. С. 276]. В этой связи обращает на себя внимание, что святилища Венеры Эруцины существовали не только на Сицилии и в Риме, но и в аркадийской Псофиде и, вероятно, на Кипре (Paus. VIII.24.1). Все это, однако, не объясняет, для чего понадобилось строительство второго храма. Как представляется, важной в данном случае является хронология. Следует еще раз вернуться к тому, что консул Луций Порций Лицин во время войны с лигурийцами в 184 г. до н.э. дал обет построить второй храм Венеры после чего он освятил его тремя годами спустя, когда был дуумвиром. Таким образом, время, когда было принято решение о строительстве нового храма Венеры указывает на 184 г. до н.э., на который приходится цензорство Марка Порция Катона Старшего, принадлежащего как и консул этого года к клану Порциев и являвшегося на тот момент наиболее авторитетным его представителем. Нужно заметить, что Катон Старший в свете свидетельства Ливия о строительстве нового храма Венеры (если он действительно был вдохновителем этой акции) выглядит продолжателем религиозной политики Фабия. Как дают почувствовать источники, Фабии претендовали на особую связь с Венерой. Как сообщает тот же Ливий, прадед Фабия Квинт Фабий Гургит, в 295 г. до н. э., будучи курульным эдилом, построил храм Венеры Милостивой (Venus Obsequens) рядом с Большим Цирком (Liv. Х.31.9). Возможным указанием на связь между этими событиями является то, что Фабий Максим освятил храм Венеры Эруцины 23 апреля, в день весенних Виналий, тогда как храм Венеры Милостивой был освящен Фабием Гургесом 19 августа, в день летних Виналий. Помимо Венеры оба праздника были связаны с Юпитером, что позволяло привязать первый храм Венеры Эруцины к Капитолию. Помимо этогол обращает на себя внимание, что в обоих эпизодах строительство храма Венеры сопровождалось одновременным возведением храма-«близнеца»: если в 215 г. до н.э. это был храм божества Mens (Благоразумия), то в 181 г. до н.э. - храм Pietas (Благочестия). Заключение Что же еще могло подвигнуть Порциев в их желании учредить новый храм? Возможное объяснение кроется в событиях 186 г. до н.э., когда был обнародован знаменитый сенатконсульт о вакханалиях (Senatus Consultum de Bacchanalibus), запрещавший отправление оргиастического по своему характеру восточного культа в пределах городского пространства Рима. Соблазнительно в этой связи предположить, что строительство нового храма за пределами городских стен стало своего рода компромиссом между изначальным характером культа Венеры Эруцинской и традициями римской религиозной жизни [4. С. 185]. Возможно, в 186-184 гг. до н.э. Порциями и их союзникам была инициирована религиозная реформа, позволившая сохранить восточно-сицилийские традиции почитания Венеры Эруцинской в ее храме у Коллинских ворот и в то же время произвести «очищение» культа Венеры Капитолийской от чужеземного облика, что обусловило ее эволюцию в сторону Венеры Победительницы, ставшей хранительницей коллективной памяти о победах в Пунических войнах. Предполагаемое «переучреждение» культа Венеры позволяет объяснить ее забвение в качестве Эруцины Капитолийской при сохранении в привычной ипостаси в храме у Коллинских ворот еще во времена Овидия и Страбона.
×

Об авторах

Владимир Александрович Квашнин

Вологодский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kvashninv195@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0931-6207

доктор исторических наук, профессор кафедры юриспруденции

160000, Российская Федерация, Вологодская область, г. Вологда, ул. Ленина, д. 15

Список литературы

  1. Gruen ES. Culture and National Identity in Republican Rome. London, 1993.
  2. Miles R. Hannibal and Propaganda. In: A Companion to the Punic Wars. D. Hoyos (ed.). Oxford :2011, p. 260-279.
  3. Schilling R. La religion romaine de Vénus, depuis les origines jusqu’au temps d’Auguste. Paris: 1954.
  4. Galinsky K. Aeneas, Sicily and Rome. Princeton, 1969.
  5. Dumézil G. Archaic Roman Religion, I, II, translated by P. Krapp, Baltimore, 1996
  6. Kienast D. Rom und die Venus von Eryx. Hermes. 1965; (93): 478-489.
  7. Billot FA. Representations of Hannibal: A comparison of iconic themes and events from the life and times of Hannibal. A thesis submitted in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. The University of Auckland; 2009.

© Квашнин В.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах