Гоплитодромос - категория древнегреческой атлетики
- Авторы: Гвоздева Т.Б.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 3 (2023): Человек античности в общественной и частной жизни
- Страницы: 318-329
- Раздел: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/35949
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2023-15-3-318-329
- EDN: https://elibrary.ru/UMFSAE
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - выяснить, был ли гоплитодромос, или бег гоплитов, в большей степени военным или спортивным мероприятием, связан ли характер этого агона с его поздним введением в программу панэллинских игр и различались ли правила его организация на панэллинских и местных состязаниях. На основе письменных источников и данных аттической вазописи автор показывает, что существовали разные типы вооружения участников бега - тяжелый и легкий, а также что со временем «полное» вооружение гоплита - шлем, поножи, щит - изменяется, сохранив только щит. Несмотря на распространенное в научной литературе мнение, что гоплитодромос относился к «военным» состязаниям, автор приходит к выводу, что характер бега определялся типом игр. И если на местных играх этот агон часто был связан с aition праздника, например, с военными подвигами Афины на Панафинеях или годовщиной битвы при Платеях на Элевтериях, то на панэллинских состязаниях, таких как Олимпийские игры, военный характер бега трансформировался в реконструкцию, тем самым приобретя характер занимательного зрелища.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Гоплитодромос, или бег вооруженных гоплитов, (ὁπλιτῶν δρόμος) был одним из популярных состязаний на панэллинских и местных играх древней Эллады (Paus. III.14.3; Phil. Gym. 7; Artemidor. I.63; Plut. Quaest. Symp. II.5; Heliod. Aeth. IV). Следует отметить, что состязания в беге являлись составной частью атлетической программы многих праздников. Павсаний, в рассказе о формировании программы Олимпийских игр, начинает ее историю именно с разных видов бега. Первым состязанием на Олимпийских играх был «короткий» бег (776 г. до н.э.), на 14-й Олимпиаде (724 г. до н.э.) к нему добавили «двойной» бег, а на 15-й Олимпиаде (720 г. до н.э.) - «длинный» бег (Paus. V. 8.6-7). Бег гоплитов в доспехах стал последним состязанием гимнического агона Олимпийских игр; он был введен в программу на 65-й Олимпиаде (520 г. до н.э.) (Paus. V. 8.30). Так как программа Олимпийских игр впоследствии стала основой многих панэллинских и местных праздников, то не будет преувеличением сказать, что состязания в беге являлись частью большинства из них. Состязания в беге упоминаются уже в героическом эпосе - на тризне по Патроклу (Hom. Il. XXIII. 740-796), на погребальных играх в Бупраксе в память царя Амаринка (Ноm. Il. XXIII. 635), на играх, устроенных царем феаков Алкиноем (Ноm. Od. VIII. 103; 120-125). Однако в ранних источниках никогда не упоминается бег в вооружении. Являлся ли он частью военной подготовки или был только спортивным мероприятием? Отличалась ли организация этого агона на панэллинских играх от правил местных игр? С чем связано позднее введение бега в доспехах на Олимпийских играх? В статье мы попытаемся ответить на эти вопросы. Согласно Павсанию бег вооруженных гоплитов был включен в программу Олимпийских игр на 65-й Олимпиаде; победу в нем одержал Дамарет из Гереи (Paus. V.8.30)[8]. Обращает на себя внимание тот факт, что введение гоплитодромоса в 520 г. до н.э. было относительно поздним дополнением к программе, почти 100 лет спустя после того, как были установлены остальные состязания гимнического агона, и почти 200 лет спустя после введения последнего состязания в беге [1. С. 28; 2. 32]. В программу гимнического агона, помимо трех видов бега, вошли пятиборье и борьба (18-я Олимпиада - 708 г. до н.э.), кулачный бой (23-я Олимпиада - 688 г. до н.э.) и панкратион (33-я Олимпиада - 648 г. до н.э.) (Paus. V. 8.7-8; VI. 24.1). М. Голден отмечал, что после введения бега вооруженных гоплитов в 520 г. до н.э. спортивная программа Олимпийских игр оставалась практически неизменной в течение почти 900 лет [3. С. 144]. На Пифийских играх, вторых по значению панэллинских играх после Олимпийских, основу программы составляли музыкальные состязания. Однако с 586 г. до н.э. в программу Пифийских игр, под влиянием популярности Олимпийских игр, были добавлены атлетические и конные состязания. Гимнический агон Пифийских игр включал в себя уже известные по Олимпийским играм три вида бега бег (короткий, двойной и длинный), пятиборье и единоборства (борьба, кулачный бой и панкратион) [4. С. 177]. Бег вооруженных гоплитов был введен в программу Пифийских игр только в 498 г. до н.э., т.е. также, как и на Олимпийских играх, позднее других состязаний (Paus. X.7.3) [5. С. 272; 6. P. 84; 7. C. 121]. Первым пифиоником в беге в доспехах стал Тименет из Флиунта. Он одержал победу в этом виде бега спустя пять Олимпиад после победы Дамарета из Гереи (Paus. X.7.3) [6. С. 84]. Однако гоплитодромос, прежде чем появился в программе панэллинских игр, был известен на местных играх. Бег в доспехах был популярным сюжетом в вазописи, хотя, как справедливо отмечал Э. Гардинер, сцены с бегущими воинами не всегда имели отношение к участникам бега [8. С. 286]. Однако изображение бега гоплитов в доспехах на призовых панафинейских амфорах позволяет предположить, что он был частью программы Панафинейских игр в Афинах уже во 2-й пол. VI в. до н.э. Дж. Шер допускает, что бег в вооружении на Великих Панафинеях был введен в 566 г. до н.э., в год реорганизации праздника, превращения его по образцу Олимпийских игр в четырехлетний праздник Великие Панафинеи и увеличения его программы в первую очередь за счет расширения гимнического агона [5. С. 272; 9. С. 60]. Бег в доспехах на Олимпийских играх Некоторые ученые предполагают, что гоплитодромос завершал программу состязаний на Олимпийских играх [6. С. 85; 10. P. 83; 11. P. 79]. В то же время С. Миллер отмечает, что ему не удалось найти никаких данных в источниках, которые бы подтверждали последнее место бега гоплитов в программе Олимпийских игр [2. С. 37]. Состязание было отделено в программе от других видов бега и, следовательно, от спортивных объектов, общих для всех соревнований по бегу. М. Голден предполагает, такое положение бега в доспехах объясняется тем, что данный агон был позже всех остальных включен в олимпийскую программу [6. С. 85]. Э. Гардинер обратил внимание, что в вазописи бег вооруженных гоплитов часто был помещен вместе со сценами кулачного боя и панкратиона, из чего сделал вывод, что бег следовал за этими состязаниями [8. С. 286]. Если принять его точку зрения, то тогда следует, что единоборства (борьба, кулачный бой и панкратион) должны были быть завершены еще до захода солнца, чтобы осталось время провести забег гоплитов. Д. Поттер отмечает, что поскольку восход солнца в Греции в августе[9] приходится на 6.30, а заход солнца на 20.30, то времени как раз должно было хватить, чтобы провести все состязания этого дня. Д. Поттер приводит в пример случай II в. н.э., когда организаторы завершили поединок в панкратионе вничью, потому что на небе уже появились вечерние звезды. Это могло означать, что поединок был остановлен, т.к. должен был состояться финальный забег вооруженных гоплитов (SIG3 1073 54, 24) [11. С. 81]. В призовых панафинейских надписях II до н.э. (IG II2 2313; IG II2 2314 + SEG XLI 114; IG II2 2314+ SEG XLI 114; SEG XLI 115; IG II2 2316) перечислены состязания атлетов в трех возрастных группах[10] - бег, пятиборье, борьба, кулачный бой и панкратион; однако программа «мужчин» отличалась от программы юных атлетов тем, что она завершалась бегом в доспехах. Таким образом, этот вид бега на Панафинеях шел после единоборств и был последним среди атлетических состязанием. Дж. Шер отмечает, что гимнический агон Великих Панафиней сформировался в основном во 2-й пол. VI в. до н.э. - 1-й пол. V в. до н.э. и, по-видимому, оставался практически неизменным [13. С. 181]. Возможно, что такое же положение бега гоплитов в доспехах закрепилось и в программе Олимпийских игр. Организация бега гоплитов в доспехах До 520 г. до н.э. на Олимпийских играх было известно только три вида бега - короткий бег, двойной бег и длинный бег. Стартовая линия в Олимпии была рассчитана на 20 человек и обозначалась специальными желобками. Атлеты занимали позицию «ступня к ступне» у стартовой черты перед беговыми дорожками, отделенными друг от друга каменными столбами. В коротком беге атлеты преодолевали дистанцию в 1 стадий по прямым дорожкам, которые были отмечены известью; ширина дорожек могла быть от 88 до 92 см. Дистанция двойного бега составляла 2 стадия. Т.к. в Олимпии не существовало овальных треков, то атлеты бежали по прямой дорожке, до столба, которым отмечалось расстояние в 1 стадий. Участники двойного бега должны были обогнуть поворотный столб против часовой стрелки и бежать обратно по параллельной дорожке [2. С. 34; 6. С. 51-52; 14. C. 77-79]. С. Миллер отмечает, что каждый бегун совершал поворот вокруг индивидуального столба [2. P. 46-47]. Таким образом, двойной бег состоял как бы из двух отрезков трассы, разделенных поворотным столбом. Интересно, что в длинном беге, дистанция которого могла быть от 12-ти до 20-ти стадиев, все бегуны совершали поворот вокруг одного столба [2. С. 47; 15. P. 27]. С. Миллер отмечает, что если бег в доспехах на Олимпийских играх был длиной 2 стадия, как двойной бег (Paus. V. 8. 30), то, возможно, гоплиты также бежали по отдельным дорожкам, и каждый поворачивал у своего поворотного столба [2. P. 46-47]. Все состязания в беге на панэллинских и местных играх проводились по единым правилам, чего нельзя сказать о беге гоплитов, порядок которого на играх в разных полисах мог отличаться друг от друга. Таким образом, существовало много разновидностей бега в доспехах, отличавшихся друг от друга как расстоянием, так и снаряжением гоплитов, и правилами бега [8. С. 286; 6. P. 84]. Длина трассы бега вооруженных гоплитов не была одинаковой на разных играх. На Олимпийских играх (Paus. II.11.8) и на Великих Панафинеях (Aristoph. Av. 291; schol. Aristoph. Av. 291-292) она составляла 2 стадия, как в двойном беге, тогда как на Немейских играх - 4 стадия (Phil. Gym. 8; 24) [16. С. 214]. В программе Олимпийских и Пифийских игр не было бега на 4 стадия, но в программе Немейских и Истмийских игр, а также Великих Панафиней присутствовал так называемый «конский» бег на 4 стадия (Paus. VI.16.4). Самая длинная дистанция бега с оружием была на празднике Элевтерии в Платеях (Беотия), который проводился раз в четыре года в августе - сентябре в годовщину битвы при Платеях (479 г. до н.э.). Участники бега в доспехах должны были преодолеть дистанцию в 15 стадиев от трофея, установленного в честь победы (Paus. IX.2.6; Phil. Gym. 8; 24) [6. P. 51-52; 8. P. 286; 11. P. 75]. Филострат полагал, что продолжительностью забега гоплитов в Платеях объясняется подготовкой к войне (Phil. Gym. 8), однако Д. Поттер считает, что это только предположение Филострата [11. С. 76]. Таким образом, длина бега гоплитов на панэллинских и местных играх варьировалась от 2 до 15 стадиев. Кроме того, стоит заметить, что той точности расстояния дистанции в беговых дисциплинах, которая характерна для современного спорта, в античности не было. Измерение расстояния беговых дорожек варьировалось на разных играх, т.к. стадий, который являлся греческой мерой длины, в Олимпии был равен 192,28 м, в Дельфах - 177,5 м, в Немее - 178 м, в Коринфе - 165 м, в Афинах - 177,6 м [6. P. 157-158; 15. P. 27]. Таким образом, длина бега вооруженных гоплитов на разных играх могла отличаться друг от друга не только дистанцией, но и ее длиной, которая на Олимпийских играх была ок. 384 м, на Пифийских играх и на Великих Панафинеях - ок. 355 м, а на Немейских играх - 712 м. Вооружение участников бега гоплитов Аналогичным образом в зависимости от времени и игр, менялось и вооружение участника бега в доспехах. Следует отметить, что в беговых дисциплинах атлеты состязались обнаженными. Согласно Павсанию бегуны сначала соревновались в набедренных повязках, однако с 15-й Олимпиады (720 г. до н.э.) стали состязаться обнаженными. Павсаний приписывает эту традицию Орсиппу из Мегар (Paus. I. 44, 1)[11]. Его примеру последовали все остальные атлеты. Участники бега гоплитов также состязались обнаженными, но в доспехах, которые состояли из шлема, щита и поножей [1. С. 28; 15. P. 27; 16. P. 214]. Первому олимпионику в беге вооруженных гоплитов, Дамарету из Гереи, была установлена статуя в Олимпии: «Статуя изображает его не только со щитом, как изображают бегунов и в наше время, но и со шлемом на голове и поножами на ногах. С течением времени как элейцами, так и другими эллинами все это было отменено при беге» (Paus. VI.10.4. Пер. С.П. Кондратьева). На панафинейских призовых амфорах сер. VI в. до н.э. мы видим атлетов в «полном вооружении» гоплитодрома [5. С. 271; 522]. На амфоре, найденной на акрополе (ок. 550-540 гг. до н.э.), изображены три мужчины в шлемах и поножах и со щитами, которые бегут в левую сторону (Natioiial Museum, Athens, Akropolis 921: Bentz 6.011). На второй амфоре, датируемой 540-530 гг. до н.э., сохранились фрагменты изображения трех гоплитов в шлемах и поножах, со щитами в руках, бегущих влево (J. Paul Getty Museum, Malibu, 81.AE.2Q3 A: Bentz 6.012) [5. С. 271]. Однако со временем вооружение участников бега в доспехах изменилось. Если сначала бегуны выступали в шлеме, поножах и с круглыми щитами (Paus. V.12.8; VI.10.4), то позднее поножи исчезают из «униформы» гоплитодромов [8. С. 287; 16. P. 214]. Э. Гардинер отмечал, что до 520 г. до н.э. изображение поножей в беге гоплитов в вазописи было не обязательным, но после 520 г. до н.э. они стали постоянным элементом вооружении гоплитодрома. Однако после 450 г. до н.э. поножи полностью исчезли [8. P. 287-288]. Возможно, что в ранних состязаниях на местных играх вооружение атлетов могло варьироваться, но после 520 г. до н.э., т.е. после введения бега в доспехах на Олимпийских играх, они должны были носить шлем, щит и поножи на ногах. Однако после 450 г. до н.э. правила были изменены, и атлеты «сняли» поножи. Павсаний утверждает, что современные ему атлеты бежали только в шлемах (Paus. VI.10.4). В источниках нет сведений о том, было ли вооружение для бега гоплитов стандартным. С. Миллер полагает, что шлемы могли быть изготовлены по размеру голов участников бега [2. С. 32]. Что касается щитов, то Павсаний упоминает о двадцати пяти щитах, которые хранились в храме Зевса Олимпийского для участников забега (Paus. V.12.8; VI.10.4). Были ли щиты в разных играх одного размера и веса? Ссылка на Павсания, а также изображения щитов гоплитодромов на вазах, которые имели одинаковое украшение или форму позволяют предположить, что щиты были стандартными. С другой стороны, изменение цвета щитов и изображений на них можно объяснить как манерой художника, так и различиями в щитах [2. С. 33]. в их пользу области от земель соседей. Думаю, что и в Олимпии он сознательно дал соскользнуть поясу, так как он знал, что человеку нагому бежать легче, чем человеку опоясанному» (Paus. I.44.1. Пер. С.П. Кондратьева). Особый интерес представляет тот факт, что участники гоплитодромоса никогда не носили оружия - ни копья, ни меча [2. С. 29; 16. P. 214]. Э. Гардинер отмечает, что бег в доспехах в руках, копьем или мечом, мог представлять опасность для атлетов. Он отмечал, что в вазописи встречаются изображения вооруженных таким образом гоплитов, следующих друг за другом, и что их часто принимали за участников бега, тогда как более разумным представляется рассматривать их просто как часть военных процессий [8. P. 288-289]. Также вооружение гоплитодромов могло варьироваться на разных играх. Филострат писал, что самым тяжелым вооружение атлетов было на празднике Элевтерии в Платеях: «…из-за длины дистанции и потому, что вооружение доходило до пят и защищало атлета, как если бы он сражался на самом деле» (Phil. Gym. 8. Пер. Е.П. Орехановой). Платон в «Законах» упоминает разные виды вооружения участников бега в доспехах - как тяжеловооруженных, так и легковооруженных, как необходимые для подготовки гражданина в идеальном государстве. «Первым выйдет тот, кто примет участие в одинарном пробеге с оружием; вторым - состязающийся в двойном пробеге; третьим - состязающийся в беге на конной дистанции; четвертым - состязающийся в длинном пробеге; пятого же мы сначала выпустим вооруженным на дистанцию в шестьдесят стадий по направлению к святилищу Ареса; затем, дав ему имя гоплита и вооружив тяжелее, предложим ему более ровный путь; еще один стрелок в полном своем уборе пусть состязается в беге по разнообразным гористым местам в направлении к святилищу Аполлона и Артемиды» (Plat. Leg. 833а-с. Пер. А.Н. Егунова). Однако, очевидно, что со временем вооружение гоплитодрома становилось менее обременительным, т.к. бегуны, ранее одетые как тяжеловооруженные гоплиты, постепенно «сбрасывали с себя» поножи и шлем и оставляли только щит [6. С. 84]. Кроме того, в организации бега гоплитов, видимо, могли быть некоторые особенности. Филострат выделяет бег в доспехах на Элевтериях в Платеях отчасти из-за длины дистанции, отчасти из-за тяжелых доспехов, а отчасти из-за правила, согласно которому любой участник, «уже получивший венец победителя, если он собирался и дальше принимать участие в соревнованиях, должен был представить поручителей за свое тело, ибо в случае поражения его ожидала смерть» (Phil. Gym. 8. Пер. Е.П. Орехановой). Э. Гардинер обвиняет Филострата, что тот слишком склонен принимать без доказательств сведения о «спартанской суровости греческой легкой атлетики», которую в его время было модно преувеличивать. Э. Гардинер предположил, что правило, на которое ссылается Филострат, могло означать, что ни один предыдущий победитель не был допущен к соревнованиям во второй раз (Phil. Gym. 8; ср.: 24) [8. 286-287]. Как и во всех других состязаниях, проводимых на стадионе, участники бега гоплитов в доспехах были обнаженными. Изображения гоплитодромов в вазописи подчеркивают их мощные ноги и развитую верхнюю часть тела (Phil. Gym. 8; Luc. Cal. 12) [11. С. 76]. Филострат упоминает, что у участника бега в доспехах должны быть хорошо развиты плечи; он должен быть сильнее бегунов на короткие дистанции (Phil. Gym. 33). Д. Поттер отмечает, что в отличие от первых трех видов бега гоплитодромос был в первую очередь соревнованием на выносливость [11. С. 75]. Спорт или военная подготовка? В научной литературе часто поднимается вопрос, посвященной греческой атлетике - с чем связано такое позднее введение бега в доспехах в программу Олимпийских игр. Единственным источником является трактат Филострата «О гимнастике», который дает такое объяснение: «У меня же другая точка зрения о происхождении бега в полном вооружении: я утверждаю, что он был учрежден для военных целей, но перешел в спортивные состязания для того, чтобы объявлять о начале войны: щит означал, что перемирие окончено и надо браться за оружие. И если ты внимательно слушаешь глашатая, то слышишь, что он всегда объявляет, что распорядитель состязаний прекращает соревнование, а труба означает приход Эниалия и призывает юношей к оружию. Этот призыв повелевает также унести куда-нибудь масло и не умащаться им более» (Phil. Gym. 7. Пер. Е.П. Орехановой). Д. Романо полагает, что если принять утверждение Филострата, что бег гоплитов был введен из-за растущей враждебности во время спортивных игр в разных местах (Phil. Gym. 7), то можно предположить, что организаторы Олимпийских игр были осведомлены о местных политических трудностях и пытались отреагировать на ситуацию, напоминающую самые ранние этапы организации Олимпийских игр, связанные с установлением экехерии [16. С. 218]. Э. Гардинер утверждал, что гоплитодромос - это военное состязание, и его введение было попыткой вернуть легкой атлетике практический характер, который со временем был утрачен, и о котором пишет Платон, предлагая ввести в своем идеальном государстве бег в тяжелых и легких доспехах (Plat. Leg. 833а-с.). Поэтому в программе Олимпийских игр бег гоплитов был неким «смешанным видом легкой атлетики», в которых сочеталась и спортивная атлетика, и сохранилась ценность военной подготовки [9. 286]. Д. Поттер полагает, что в программе Олимпийских игр было два состязания, которое можно было бы отнести к «военным» - это бег вооруженных гоплитов и кальпа. Однако, по его мнению, их скорее следует отнести к военным реконструкциям. Организаторы Олимпийских игр, по мнению Д. Поттера, эти состязания ввели в программу игр, чтобы сделать ее более интересной и зрелищной для зрителей [11. С. 75]. С. Миллер справедливо отмечает, что интерпретация греческой легкой атлетики как подготовки к войне возможна, но она противоречит четкому различию между атлетикой Олимпийских игр и атлетикой местных игр. Если легкая атлетика панэллинских игр, таких как Олимпийские игры, была предназначена в большей степени для отдельного атлета, то атлетика местных игр носила более «гражданский характер», т.е. в большей степени должна была соответствовать требованиям, предъявляемыми полисами при подготовке своих граждан. Физическая подготовка атлетов была общей как для панэллинских, так и для местных игр, но в программе Олимпийских игр не было элемента, который можно было бы назвать военным (ср.: Eur. Autolyk. fr. 282). Поэтому местные игры часто носили «военный» характер, чего не было в Олимпии, которая, наоборот, позиционировала себя как «зону мира» во время проведения игр [2. С. 29; ср.: 17]. Бег вооруженных гоплитов на Великих Панафинеях Вывод С. Миллера вызывает большой интерес особенно в связи с программой Великих Панафиней. Датировка двух ранних призовых панафинейских амфор[12] позволяет Дж. Шер предположить, что бег вооруженных гоплитов был частью программы Великих Панафиней ок. сер. VI в. до н.э., и возможно, что он был введен в 566 г. до н.э., после реорганизации праздника, которая подразумевала превращение его в четырехлетние Великие Панафинеи и расширение программы гимнического агона (Euseb. Chron. Ol. 53. 3-4) [5. P. 271-272]. После 566 г. до н.э. новая программа Панафинейских игр включала в себя следующие состязания для атлетов старшей возрастной группы («мужчин»): короткий бег, возможно двойной бег и пятиборье, а также состязания на колеснице, запряженной четверкой лошадей, апену и почти наверняка состязание апобатов; борьба, кулачный бой, длинный бег и бег гоплитов, вероятно, также были включены примерно в это время [5. С. 376]. В Панафинейских играх бег вооруженных гоплитов проводился на 2 стадия и только для старшей возрастной группы атлетов (Aristoph. Av. 291-292; schol. Aristoph. Av. 292a, c). Поскольку участники гоплитодромоса были вооружены, на что указывает изображение атлетов на ранних призовых панафинейских амфорах, то такое состязание вполне соответствовало военному характеру Панафинейского праздника [17]. Программа Великих Панафиней включала в себя как атлетические и конные, так и музыкальные состязания по образцу Олимпийских и Пифийских игр. Это позволяло привлечь к Панафийнеским играм неафинян, которые могли были быть уверены, что тот вид состязания, в котором они принимали участие на панэллинских или местных играх будет включен и в программу афинского праздника. Но на Великих Панафинеях также были состязания, в которых могли принимать участие только афиняне, например состязания апобатов, или командные состязания. Они носили военный характер и были посвящены победам Афины над врагами [17]. Интересно, что гоплитодромос, вероятно, был единственным панафинейским состязанием военного характера, в котором было разрешено участвовать неафинянам. Первым известным нам победителем в беге вооруженных гоплитов на Великих Панафинеях был знаменитый Фессал из Коринфа. Олимпионик 504 г. до н.э. (вероятно, в двойном беге), Фессал стал победителем Панафинейских игр в гоплитодромосе, коротком беге и в двойном беге на одном празднике. Его победа, возможно, датируется или 506/5 г. до н.э., или 498/7 г. до н.э. (Pind. Ol. XIII.35-40; schol. Pind. Ol. XIII.37-38) [5. С. 532]. Интересно, что если реконструкция Дж. Шэр программы Великих Панафиней верна, то тогда можно сделать вывод, что некоторые состязания проводились на Панафинеях раньше, чем на панэллинских играх, и в том числе гоплитодромос[13]. Бег вооруженных гоплитов была частью афинской программы еще до того, как он был включен в программу Олимпийских игр в 520 г. и в программу Пифийских игр в 498 г. до н.э., что позволяет сделать предположение, что, программа Великих Панафиней оказала влияние на программы двух самых важных и престижных панэллинских игр - Олимпийских и Пифийских. С одной стороны, это является свидетельством того, что Великие Панафинеи постепенно из местного праздника становятся событием общегреческого значения, которое привлекло к ним спортсменов и зрителей из-за пределов Афин и Аттики. А с другой стороны, это объясняет относительно позднее включение бега вооруженных гоплитов в программу панэллинских игр. Таким образом, на местных праздниках, таких как Великие Панафинеи в Афинах или Элевтерии в Платеях, сохраняется «военный» характер игр. Панафинеи были посвящены Афине, богине - покровительнице полиса, которая охраняла город от врагов. Горожане в главный день панафинейского праздника подносили богине в дар пеплос, расшитый сценами побед Афины над гигантами. Тогда как Элевтерии были организованы по случаю великой победы греков над персами при Платеях, как напоминание о победе в войне. Возможно, что бег гоплитов в доспехах был на этом празднике самым «тяжелым», т.к. являлся формой военной подготовки в войне с персами. Тогда как на Олимпийских играх никогда не подчеркивался «военный» характер состязаний, более того, при проведении игр строго соблюдался обычай священного перемирия, что не дает возможность предполагать, что бег гоплитов в доспехах был включен в программу игр как «военный» агон. Популярность бега в доспехах в V в. до н.э. отчасти объясняется тем духом военного энтузиазма, который оживил легкую атлетику после Грекоперсидских войн, а отчасти ее привлекательностью как зрелища.Об авторах
Татьяна Борисовна Гвоздева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tbgvozdeva@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0400-4589
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук
117198, Российская Федерация,, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Miller S. The organization and functioning of the Olympic Games // Sport and Festival in the Ancient Greek World / ed. Phillips D., Pritchard D. Swansea, 2003. P. 1-40.
- Miller S.G. Ancient Greek Athletics. New Haven; London, 2004. 288 p.
- Golden M. Greek Sport and Social Status. Austin, 2008.
- Romano D.G. Athletic Festivals in the Northern Peloponnese and Central Greece // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity / ed. P. Christesen and D.G. Kyle. Wiley Blackwell, 2014. P. 176-191.
- Shear J.L. Polis and Panathenaia: the History and Development of Athena’s Festival. PhD. Ann Arbor, 2002.
- Golden M. Sport in the ancient world from A to Z. London, N.Y., 2004.
- Гвоздева Т.Б. Атлеты Древней Греции на панэллинских играх // Древний мир: История и археология. М., 2022. С. 113-128.
- Gardiner E.N. Greek Athletic Sports and Festivals. London, 1910.
- Гвоздева Т.Б. Агональная программа Панафинейских игр в эпоху Писистрата // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2012. Вып. 8. С. 60-82.
- Smith R.R.R. Pindar, Athletes, and the Early Greek Statue Habit // Pindar’s Poetry, Patrons, and Festivals: From Archaic Greece to the Roman Empire / Hornblower S., Morgan C., eds. Oxford: Oxford University Press., 2007. P. 83-139.
- Potter D. The Victor’s Crown: A History of Ancient Sport from Homer to Byzantium. Oxford, 2012.
- Гвоздева Т.Б. Младшие возрастные категории атлетов на Панафинейских играх // Вестник РУДН. Серия Всеобщая история. 2022. Т. 14. № 3. 2022. С. 243-256.
- Shear J.L. Serving Athena. The Festival of the Panathenaia and the Construction of Athenian Identities. Сambridge University Press, 2021.
- Гвоздева Т.Б. Олимпийские игры античности (от мифа к истории). М., 2013. 200 с.
- Kyle D.G. Greek Athletic Competitions: The Ancient Olympics and More. In: P. Christesen, D.G. Kyle (ed.). A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Wiley Blackwell, 2014. P. 21-35.
- Romano D.G. Greek Footraces and Field Events. In: A. Futrell, T. Scanlon (ed.). The Oxford Handbook of Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxford, 2021. P. 209-220.
- Гвоздева Т.Б. Военные аспекты панафинейского праздника // Antiquitas Aeterna (Поволжский антиковедческий журнал): Вып. 2: Война, армия и военное дело в античном мире. Саратов, 2007. С. 220-240.