Хронология раскола в Эстонской Православной Церкви в свете отношений между Московским и Константинопольским Патриархатами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопрос о правах на собственность православных эстонцев, а также проблема сосуществования двух параллельных церковных юрисдикций на территории Эстонии остаются нерешенными до настоящего времени. Взаимоотношения между Московским и Константинопольским Патриархатами по эстонскому вопросу зашли в тупик. В статье представлена и проанализирована хронология раскола в Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) в ракурсе действий Московского и Константинопольского Патриархатов. Это позволяет взглянуть на историю раскола с особой стороны, в свете отношений между двумя Патриархатами, выявить особенности стратегии двух Патриархатов, отметить основные переломные моменты в этих взаимоотношениях, оценить роль Константинопольского Патриархата в событиях раскола ЭПЦ в целом, а также наметить пути выхода из создавшего конфликта, который обостряется в настоящее время. Новизна исследования заключается в том, что проблема раскола в Эстонской Православной Церкви рассматривается на фоне анализа действий Московского и Константинопольского Патриархатов, устанавливается связь между событиями 20-70-х гг. ХХ века, которые послужили предысторией раскола 90-х гг., и прямым вмешательством Константинопольского Патриархата в жизнь Эстонской Православной Церкви в 1990-х годах. Впервые в качестве исторических источников для исследований на обозначенную тему используются материалы из архива Канцелярии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В результате исследования автор приходит к выводу, что раскол в Эстонской Православной Церкви был спровоцирован Константинопольским Патриархатом, кампания которого по захвату части Эстонской Православной Церкви проводилась с негласного одобрения эстонскими правительственными кругами. В связи с этим автор видит пути выхода из создавшего кризиса исключительно в тесном сотрудничестве церкви и государства, а именно - на уровне правительств Эстонии и России.

Полный текст

Введение На протяжении всей истории существования Православия в Эстонии никакой связи Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) с Константинопольским Патриархатом не имела. Константинопольский Патриархат начинает вмешиваться в жизнь Эстонской Православной Церкви только в ХХ в., при этом интенсивность этого вмешательства постепенно нарастает, а в конце столетия достигает своей кульминации, когда Константинопольский Патриархат становится непосредственным участником раскола, произошедшего в Эстонской Православной Церкви. В течение ХХ века Православная Церковь в Эстонии три раза разделялась на церкви, относящиеся либо к Московскому, либо к Константинопольскому Патриархатам. В первый раз это произошло в 1923 г., когда Эстонская Церковь томосом патриарха Мелетия IV была переподчинена Константинопольскому Патриархату под названием «Эстонская православная митрополия». Во второй раз разделение произошло в годы Второй мировой войны, когда в течение нескольких лет, по попустительству немецких оккупационных сил, параллельно существовали Нарвская епархия в составе экзархата Московского Патриархата и Эстонская Православная митрополия во главе с митрополитом Александром (Паулусом). Несмотря на то, что в 1973 г. Вселенский патриарх Димитрий признал недействительным томос от 1923 г., Эстонскую Церковь ожидало разделение в третий раз. Это произошло в 1990-е гг., когда Православная Церковь в Эстонии столкнулась с новыми осложнениями из-за выхода этой страны из состава СССР, и в 1996 г. часть Эстонской Православной Церкви примкнула к Константинопольскому Патриархату. В конце ХХ в. отмечается особенно активное участие константинопольской стороны в событиях раскола, что не может не привлекать внимания и способствует поиску истинных причин и мотивов действий Константинопольского Патриархата. Предыстория раскола Предварительный период раскола ЭПЦ, произошедшего в конце ХХ века, можно условно ограничить временным интервалом с 1920-х гг. по 1978 г. Крайними точками этого периода является предоставление автономии Эстонской Церкви томосом Константинопольского Патриарха Мелетия IV и отмена этого томоса решением Патриарха Димитрия в 1978 г. Характер взаимоотношений между двумя Патриархатами в этот период определялся действиями митрополита Александра (Паулуса), который в 1920-х гг. проявил инициативу, попросив в Стамбуле признания автокефалии ЭПЦ, в 1940-х гг. объявил себя признанным властями единственным ответственным главою ЭПЦ, а в 1948 г. в Стокгольме учредил Синод для управлениями 17 эстонскими приходами, расположенными в 6 странах. Исследуя события указанного периода, можно заметить, как постепенно усиливалось влияние Константинопольского Патриархата на ЭПЦ, которая изначально полностью относилась к Московскому Патриархату. Так, период с 1919 по 1923 гг. в истории ЭПЦ полностью связан с деятельностью Московского Патриархата: последовательно в эти годы была учреждена независимая Эстонская епархия, затем Эстонской Церкви была предоставлена автономия, которая продолжалась до того дня, когда начинаются действия со стороны Константинопольского Патриархата. А именно: 7 июля 1923 г. вступает в действие Патриарший и синодальный акт патриарха Мелетия IV о переподчинении Эстонской Церкви Синоду Константинопольского Патриархата. Период автономии Эстонской Церкви при Константинопольском Патриархате продолжается с 1923 по 1941 гг. В 1941 г. был выпущен акт о присоединении из бывшей Эстонской автокефалии к матери церкви Российской митр. Александра (Паулуса), однако в этом же году начинается так называемый период «эстонской схизмы», который продолжается до 1945 г. В 1948 г. митрополит Александр (Паулус) учреждает Стокгольмский Синод для управления эстонскими приходами в разных странах, и «сотрудничество» с Константинопольским Патриархатом в этот период продолжается. В частности, в 1953 г., после смерти митрополита Александра, эстонские приходы были включены в местные епархиальные структуры Константинопольского Патриархата. Формальным прекращением вмешательства Константинопольского Патриархата в дела Эстонской Православной Церкви должно было послужить Деяние Патриарха Димитрия о прекращении действия томоса Мелетия IV от 1978 г. Однако результаты деятельности митрополита Александра - прежде всего, томос Патриарха Мелетия IV и Стокгольмский синод - послужили основой для кампании Константинопольского Патриархата по захвату Эстонской Православной Церкви в 1990-х годах. Именно Стокгольмский синод перехватил управление ПЦЭ в начале 90-х гг. В 1993 г. установилось сотрудничество клириков и мирян ЭПЦ (Х. Тоссо, протоиерея Э. Кирса и диакона Айвара Сарапик) со Стокгольмским Синодом. А в 1995 г. решением Константинопольского Патриарха Варфоломея был восстановлен томос Мелетия IV. События раскола в Эстонской Православной Церкви в 1990-х гг. Началом нового этапа конфликта между Московским и Константинопольским Патриархатами можно считать начало 1990-х гг., когда произошел перехват управления Православной Эстонской Церковью Стокгольмским Синодом, которое продолжалось с 22.08.1991 по 14.09.1993. Именно на этом этапе возникают предпосылки для будущего имущественного вопроса между двумя Патриархатами. А именно - 22.08.1991 Корнилий, епископ Таллинский, предоставил Хенно Тоссо (референту епископа по имущественно-хозяйственным вопросам) доверенность как представителю Епархиального управления по восстановлению прав собственности Православной Церкви Эстонии на отчужденное от нее имущество. Несмотря на то, что в это время активно обсуждается вопрос восстановления прав собственности Православной Церкви Эстонии на имущество в условиях создания независимого эстонского государства, в Уставе «Православного фонда», председателем которого был Х. Тоссо, эта цель упомянута не была. Дальнейшее развитие событий, которые привели к расколу, отличается активными действиями Константинопольского Патриархата, прежде всего, личным участием Патриарха Варфоломея в эстонском вопросе. Как видно из представленного ниже хронологического обзора, действия Патриарха Варфоломея во многом представляли собой ответную и непреклонную реакцию на ту или иную инициативу Московского Патриархата. Так, 26 апреля 1993 г. был возобновлен самоуправляемый статус ЭПЦ томосом Святейшего Патриарха Алексия. В ответ на это действие, спустя три года, томос Мелетия IV (от 1923 г.) был возобновлен святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. В этом же году на территории Эстонии учреждается «автономная православная Эстонская митрополия». В период между 1993 и 1996 гг. также можно проследить определенные параллели в действиях двух Патриархатов. Одновременно, 29 апреля 1993 г., состоялись Собор Эстонской Православной Церкви в Пюхтицком Успенском монастыре (с вручением томоса о восстановлении автономии) и альтернативное собрание «членов приходов Апостольско-Православной Церкви граждан Эстонской Республики» под председательством клирика Константинопольского Патриархата Николая Суурсеета. 17 ноября 1993 г. состоялся Собор Эстонской Апостольско-Православной Церкви Московского Патриархата в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Во время Собора был принят Устав ЭАПЦ 1935 г. Ровно через год, в ноябре 1994 г., прошла встреча делегации Московского Патриархата с патриархом Варфоломеем в Стамбуле по поводу противоправных действий Синода ЭАПЦ и нарушении прав православных верующих в Эстонии. Следующая встреча подобного уровня состоялась в феврале 1995 г. А именно: представители Константинопольского Патриархата встретились с патриархом Алексием II и архиепископом Таллинским и всея Эстонии Корнилием в Москве. Стоит отметить, что данная встреча была организована после того, как 4-6 февраля 1995 г. делегация Константинопольского Патриархата посетила Эстонию без предварительного согласования с Московским Патриархатом. С 1994 г. начинается этап переговоров по эстонскому вопросу, во время которого представители обоих Патриархатов встречаются для обсуждения развивающегося конфликта. Кроме того, ведется активная переписка между патриархами. Анализ писем, отправленных Константинопольским патриархатом, в том числе и представителям правительственных кругов Эстонии, свидетельствует полной уверенности Патриархата в его правах в отношении Эстонской Православной Церкви. В частности, в письме, адресованном Э. Липмаа, министру по европейским делам Эстонской Республики, Патриарх Варфоломей отмечает большой интерес «к урегулированию нашим Вселенским Патриархатом вопроса, волнующего православных жителей Вашей страны» [7. C. 271]. Параллельно Константинопольский Патриархат продолжает осуществлять выбранную стратегию по упрочению контроля над Эстонской Православной Церковью. Так, во время несогласованного с Москвой визита в феврале 1995 г. делегация Константинопольского Патриархата официально признает епископа Корнилия единственным законным архиереем всех православных в Эстонии. А 29 мая 1995 г., спустя 11 дней после того как патриарх Алексий II официально заявил о несогласии с идеей о создании на территории Московского Патриархата параллельной юрисдикции, патриарх Варфоломей объявляет о неизбежности восстановления прежнего канонического порядка, согласно томосу от 1923 г. Это было объявлено во время встречи патриарха Варфоломея с делегацией раскольников из Эстонии в Финляндии, посвященной вопросу устранения зависимости ЭПЦ от Москвы. Представляет интерес официальная переписка, которая велась в отношении эстонского вопроса в июле 1995 г. Так, 12 июля 1995 г. патриарх Алексий II получил письмо от патриарха Варфоломея, в котором содержались обвинения в «антиканонических деяниях», совершавшихся «по указке и под давлением тоталитарного атеистического режима» [4. C. 263]. Ответное письмо, опровергающее данные обвинения, было отправлено патриархом Московским и всея Руси Алексием II Патриарху Константинопольскому Варфоломею 20 июля. Начало 1996 г. ознаменовало собой кульминационную точку в назревшем конфликте между двумя Патриархатами. 3 января состоялись переговоры делегации РПЦ, возглавляемой митрополитом Кириллом, с Константинопольской стороной по урегулированию ситуации в Эстонии. Было принято следующее общее решение: все православные приходы в Эстонии независимо от их канонического самоопределения должны быть зарегистрированы как правопреемники соответствующих довоенных приходов. На следующий день, 4 января, выходит послание Константинопольского Патриархата православным общинам Эстонии. В послании объявляется о планируемом возобновлении автономии ЭАПЦ на основе томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г и разделении приходов на две юрисдикции. Протест против этого послания Константинопольского Патриархата был высказан Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в его послании православной пастве Эстонии 17 января 1996 г. Несмотря на это, 20 февраля 1996 г. Патриарх Варфоломей подписал «Патриарший и Синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и Синодального томоса от 1923 г. об Эстонской православной митрополии». Крайняя точка конфликта отразилась в событии временного прекращения евхаристического общения между Константинопольским и Московским Патриархатами с 23 февраля по 16 мая 1996 г. В целом действия Константинопольского Патриархата в период 1990-х гг. отличаются решительностью, граничащей с агрессивностью, а принимаемые им решения изначально не предполагали согласования и дальнейшего обсуждения с Московским Патриархатом. Стоит отметить, что наводят на определенные размышления отдельные факты из биографии патриарха Варфоломея, отставного офицера турецкой армии, который, по свидетельству недавно рассекреченных документов, был избран на пост патриарха при содействии США [9]. Патриарх Варфоломей с середины 1990-х гг. конфликтует с Русской Православной Церковью: «сперва в Эстонии, которую объявил „своей территорией“. А потом, в 2018, на Украине - где вопреки канонам легализовал местных раскольников» [9], - сообщает информационное агентство РИА Новости. Критическую оценку личности Патриараха Варфоломея дает и митрополит Волоколамский Иларион, который отмечает, что Константинопольский Патриархат действует под руководством США и финансируется американцами: «Патриарх Варфоломей является частью большого геополитического проекта - проекта, направленного на дальнейшее ослабление России» [5]. Таким образом, пик конфликта между двумя Патриархатами, который выливается в окончательный раскол в Эстонской Православной Церкви, приходится на начало 1996 г. В начале января в результате переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами было выработано общее решение о необходимости регистрации всех православных приходов как правопреемников соответствующих доходов. На следующий день патриарх Варфоломей объявляет о скором возобновлении автономии ЭАПЦ и разделении приходов на две юрисдикции, а через две недели подписывает соответствующий акт. После разрыва евхаристического общения между двумя Патриархатами и его восстановления в том же 1996 г. в течение нескольких лет ведутся переговоры делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов. В рамках этих переговоров было принято общее решение о предоставлении свободы выбора для православных эстонцев их юрисдикционной принадлежности. На фоне этого соглашения константинопольская сторона проводила обширную агитацию среди православных эстонских общин. Параллельно, «при поддержке государственных структур Эстонии продолжалась регистрация приходов в константинопольской ЭАПЦ» [2. C. 65]. Кроме того, важнейшим вопросом обсуждений между двумя Патриархатами стало выполнение Цюрихского соглашения 1996 г., согласно которому предполагалось двустороннее сотрудничество, направленное на предоставление имущественных прав всем православным эстонцам. «Приходилось констатировать, что Константинопольский Патриархат всячески затягивает исполнение достигнутых в Цюрихе договоренностей» [2. C. 78], - отмечает протоиерей Николай (Балашов). Взаимоотношения между двумя Патриархатами в условиях мирового политического кризиса 20-х гг. XXI в. Итак, поведение Константинопольского Патриархата в ХХ веке в отношении к Эстонской Церкви свидетельствует о стремлении Патриархата расширить территорию его влияния за счет присоединения новой территории. В целом антиканоничные действия Константинопольского Патриархата проявились «в поддержке раскола православия в Эстонии» [10. C. 1]. Последствия раскола в Эстонской Православной Церкви, произошедшего в конце прошлого столетия, продолжаются и принимают новый оборот в XXI веке. Территория Эстонии, как отмечает митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, послужила для Константинопольского патриархата «испытательной площадкой для подготовки экспансии на Украину» [6. C. 4]. Об этом же говорит и протоиерей Николай Балашов, когда отмечает, что возобновление томоса 1923 г. представляет собой «приготовления к беззаконному вторжению Константинопольского Патриарха на Украину двумя десятилетиями позднее» [1]. В дополнение к вышеприведенным комментариям можно добавить, что если в ситуации с Украиной можно проследить определенную историческую связь между Киевской и Константинопольской митрополиями, то в отношении Эстонской Православной Церкви у Константинопольского Патриархата никогда не было никаких исторических прав на эту территорию. Несмотря на это, сам Константинопольский патриархат считает, что эстонское Православие провело под омофором Вселенского Патриархата 429 лет, поскольку «по крайней мере до 1459 г. вся Русская Православная Церковь находилась под омофором нашей Матери Церкви Константинопольской» [8. C. 276]. В условиях мирового политического кризиса 2022 г. конфликт между двумя Патриархатами обостряется. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата подвергается усиленным нападкам в средствах массовой информации. Этим нападкам противостоит митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, который 17 августа 2022 г. обратился к своей пастве с наставлением молиться об Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата словами молитвы, специально утвержденной во время заседания Таллинского Епархиального Совета 15 августа 2022 г. Немного ранее, 12 августа, на официальном сайте Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата был опубликован ответ Церкви на статью эстонского историка А. Крааса «Церковный раскол или воля Москвы?», в которой относительно истории Православия в Эстонии содержатся «либо выдумки, либо искаженное преподнесение фактов и голословные утверждения» [3]. В опровержении на эту статью подчеркивается, что существование на территории Эстонии двух церковных структур обусловлено «совместными усилиями раскольников и недобросовестных госчиновников» [3]. Усиление нападок на Эстонскую Православную Церковь в 2022 г. отражается и в открытых заявлениях отдельных представителей Эстонской Православной Апостольской Церкви, в частности, «экумениста» Орентия Кампуса, который в апреле назвал Московский Патриархат преступной организацией и призвал правительство Эстонии устранить Церковь, относящуюся к Московскому Патриархату [11]. Заключение Проведенный обзор хронологии конфликта в Эстонской Православной Церкви свидетельствует о том, что раскол 1990-х гг. - это результат стратегии Константинопольского Патриархата, осуществление которой возможно только при поддержке эстонского правительства. Сравнивая стратегию Константинопольского Патриархата в отношении эстонского вопроса, можно заметить, что если в 20-х гг. ХХ в. патриарх Мелетий IV просто воспользовался сложной политической ситуацией, связанной с отделением Эстонии от России, где установилась советская власть, то в 90-х гг. налицо схема по захвату территории влияния. Использование Стокгольмского «синода» как организации, состоящей из нескольких человек, и более того, расположенной на территории другого государства, апелляция к русофобии эстонского правительства и другие инструменты - все это привело к формированию псевдоцерковной организации и ее признанию. Очевидно, что выход из создавшегося конфликта возможен только при сотрудничестве церкви и государства. Стоит отметить, что особенности политической обстановки таковы, что Москва имеет рычаги влияния, чтобы надавить на эстонское правительство и выдвинуть соответствующие условия. В XXI веке, в условиях завершения европейских дотаций и мирового политического кризиса в целом, Эстония может быть заинтересована в развитии отношений с Россией, что, возможно, принесет стране дополнительные источники дохода в виде инвестиций и транзита. Для этого эстонскому правительству, прежде всего, следует определиться, в какой мере возвращение исторических прав Эстонской Церкви Московского Патриархата является более выгодным для государства, чем сотрудничество с Константинопольским Патриархатом.
×

Об авторах

Николай Николаевич Кудласевич

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nikola3.3@mai.ru
ORCID iD: 0000-0003-0511-2901

аспирант кафедры истории церкви

119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4

Список литературы

  1. Автономия Эстонской Православной Церкви: страницы истории. Доклад заместителя председателя ОВЦС Московского Патриархата протоиерея Н. Балашова. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5725898.html (дата обращения: 01.09.2022).
  2. Балашов Н., прот., Прекуп И., прот. Мораль и право vs политическая целесообразность? Из истории церковно-государственных отношений в Эстонии // Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины ХХ в. / Отв. ред. Г.П.Мурашко, А.И.Филимонова. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2013. C. 45-101.
  3. Возражение на систематические нападки в адрес Эстонской Православной Церкви. URL: https://orthodox.ee/articles/vozrazhenije-na-sistematicheskije-napadki-v-adres-epcmp/ (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Из Письма Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 12 июля 1995 г // Православие в Эстонии / ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. C. 263-264.
  5. Митрополит Волоколамский Иларион: Над Поместной Православной Церковью нет какой-либо иной власти, кроме власти Самого Бога. URL: http://xn--80aaxb5ahcm5a5h.xn--p1ai/db/text/5330417.html (дата обращения: 01.09.2022).
  6. Осмысление уроков новейшей истории Православия в Эстонии // Православный собеседник: специальный выпуск. 2022. Т. 51. № 2. С. 2-6.
  7. Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея министру по европейским делам Эстонской Республики Э. Липмаа от 25 июля 1995 г // Православие в Эстонии / ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. C. 270-271.
  8. Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 3 сентября 1995 г. // Православие в Эстонии / ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. C. 273-286.
  9. План «Патриарх»: с кем «агенты ЦРУ в рясах» затеяли большую игру. URL: https://ria.ru/20211213/spetssluzhby-1763180351.html (дата обращения: 01.09.2022).
  10. Суть и причина разделений, происходящих в православном мире // Православный собеседник: специальный выпуск. 2022. Т. 51. № 1. С. 1.
  11. Avalik Palve. Orenti Kampus: Vabariigi valitsus, palun keelake Eesti territooriumil Moskva patriarhaadi tegevus. URL: https://epl.delfi.ee/artikkel/96328365/avalik-palve-orentikampus-vabariigi-valitsus-palun-keelake-eesti-territooriumil-moskva-patriarhaadi-tegevus (дата обращения: 01.09.2022).

© Кудласевич Н.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах