Исследования Дагестана по сведениям арабских авторов IX-XIII вв. в историографии российских и зарубежных ученых

Аннотация

В статье рассматриваются основные работы российских и зарубежных авторов, посвященные изучению истории Дагестана по арабской исторической и географической литературе IX-XIII вв. Характеристики исследованиям сгруппированы по хронологическому принципу. Политическая и социальная жизнь дагестанцев, историческая география, исламизация Дагестана - эти и другие вопросы были в центре внимания ученых и разрабатывались ими на основе изучения средневековых арабских источников. Научную новизну представленной статьи определяет то, что в данной работе проводится сравнительно-обобщающее исследование литературы XIX - начала XXI вв., принадлежащей к российской и зарубежной историографии «Дагестан по сведениям арабских авторов IX-XIII вв». Материал, представленный в статье, позволяет увидеть источниковедческие успехи ученых в изучении истории средневекового Дагестана по арабским источникам, какие аспекты проблемы нуждаются в дальнейших разработках.

Полный текст

Введение Основной материал для представления о политико-экономическом, социально-культурном состоянии Дагестана в VII-XII вв. дают источники на арабском языке, поэтому любые исследования по истории неизбежно опирались на сочинения мусульманских авторов IX-XIII вв. Цель статьи - историографический обзор основных работ российских и зарубежных авторов, посвященные изучению истории Дагестана по арабским источникам IX-XIII вв. Политическая и социальная жизнь дагестанцев, историческая география, исламизация Дагестана - эти и другие вопросы были в центре внимания ученых и разрабатывались ими на основе изучения арабской исторической и географической литературы. В XVII-XIX вв. Дагестан был одним из самых хорошо известных регионов Кавказа. «Ренессанс мусульманской научной и культурной традиции» в Дагестане отмечалось именно в этот период. Однако, с одной стороны, местные ученые-арабисты не занимались историко-географическими, историко-этнографическими исследованиями региона на том уровне, который уже существовал в Европе, а с другой стороны для европейских востоковедов Дагестан был труднодоступен. Только после того, как Северный Кавказ вошел в состав Российской империи, для них, открылась, наконец, эта недостаточно изученная территория. Основные работы российских и зарубежных авторов XIX в. Первые работы, в которых были использованы арабские исторические и географические сочинения, содержащие сведения о Дагестане, принадлежат известным зарубежным и российским востоковедам XIX в. Ю. Клапроту, Б. Дорну, А. Казем-Беку, А. Бакиханову и др. Первый хороший перевод дагестанского исторического сочинения Дарбанд-нама на немецкий язык был дан Ю. Клапротом в 1814 г., а затем и на французский в 1829 г. с указанием его разночтений с парижской рукописью. Его интересовала проблема атрибуции этого сочинения, источники, на основе которых оно было написано, а также средневековая историческая география Дагестана [1. Р. 439-467]. Следует указать, что также большего внимания заслуживает труд о Дарбанд-нама, опубликованный на английском языке Российской академией наук в 1851 г. проф. А. Казем-Беком. Ни одно из дореволюционных изданий дагестанских текстов не было выполнено на столь высоком профессиональном уровне [2. Р. 245]. При переводе и комментировании хроники Дарбанд-нама, и Ю. Клапрот, и А. Казем-Бек пытались выяснить источники дагестанского исторического сочинения. Для этого каждый из них сопоставил текст автора Дарбанд-нама со сведениями ал-Балазури, ат-Табари, ал-Мас’уди и др. Интерес к прикаспийским областям, в частности Дагестана, составлял важную грань востоковедческих изысканий акад. Б. Дорна, который в 40-х гг. XIX в. издал в четырех частях тексты ряда исторических и географических сочинений, посвященные этим областям. Впоследствии он опубликовал исследование о походах руссов в Табаристан, где приведены отдельные замечания по поводу терминов «Сарир» и «филаншах». Он считал, что «правитель страны с титулом филаншах подчинил Ширван в 842 г.» [3. P. 465-569; 4. С. 718]. Попытка разрешения отдельных вопросов исторической географии с привлечением классических арабских исторических и географических сочинений, и топографических данных была предпринята А. Бакихановым, который справедливо считал, что древняя Албания включала в себя Ширван и Дагестан. Написанное в 1841 г. сочинение «Гюлистан-и-Ирам» на персидском языке в 1844 г. было переведено на русский язык самим же автором, где он осветил историю Ширвана и Дагестана с древнейших времен до начала XIX в. [5. С. 304]. Основные работы российских и зарубежных авторов XX в. На рубеже XIX-XX вв. в изучении вопросов, связанные с этнической истории населения и исторической географии Дагестана VI-XI вв., а также в локализации раннесредневековых политических образований изучаемого региона, проделана значительная работа как зарубежными, так и российскими востоковедами - Й. Марквартом, Н. Карауловым, В. Бартольдом, В.Ф. Минорским. В 1903 г. немецкий востоковед Й. Маркварт издал капитальный труд Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge [6. P. 618] по истории и географии Евразии с 840 по 940 гг., в котором после обширного предисловия по общественно-политической ситуации того времени он обсуждает вопросы, касающиеся истории дальнейшего развития народов, населявших территорию между Восточно-Франкской империей и Каспийским морем, разрешая их с помощью арабских источников. В частности, ему принадлежит важные реконструкции, связанные с этнической историей населения Лакз, Филан, Сарир, Баб ал-Абваб. На данный момент нет полного перевода данного сочинения Й. Макварта на русский, что лишает многих ученых возможности широко использовать его в своих исследованиях. В этом же периоде была выдвинута идея о создании переводов по сведениям арабских сочинений о народах, в частности, живших на Кавказе. В осуществлении этой идеи появились собрания сведений арабских источников, переведенных на русский язык. Только после того, как в научный оборот вошли труды ал-Истахри, Ибн Хордадбэ, Кудама ибн Джафар, Ибн Руста, Ибн Хаукаля, ал-Мукаддаси, ал-Масуди, ал-Балазури и ал-Йакуби, создались предпосылки для появления качественно новых исследований, касающихся, в частности, Восточного Кавказа. Одними из первых исследований, посвященных вопросу об отношении сведений средневековых арабских историков и географов о Кавказе, являются работы российских ученых Н.А. Караулова и П.К. Жузе [7. C. 42]. В журнале «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», который издавался Управлением Кавказского учебного округа в Тифлисе, содержатся отрывки переводов арабских сочинений IX-XII вв., выполненных Н.А. Карауловым, в которых указываются сведения и о народах Кавказа [8. С. 1-63; 9]. Следует отметить, что переводы отрывков из сочинений этих авторов, выполненные Н.А. Карауловым, уже устарели и содержат стилистические недостатки, а некоторые фрагменты отсутствуют в арабских текстах. Исследование Дагестана, Восточного Кавказа в целом, связано с именем известного российского востоковеда акад. В.В. Бартольда. Влиянию арабских завоеваний на последующий ход исторического развития Дагестана посвящены некоторые статьи академика. В работе «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира» им показано, какое большое значение придавали мусульмане захвату и укреплению Баб ал-Абваба, а также южной части Дагестана, из-за чего хазары были вынуждены перенести свою столицу в г. Итиль [10. С. 674]. Позже, дополнив работу старейшими известиями из арабских источников о Дагестане, он опубликовал статью «Дагестан» и сделал вывод, что «торговые связи с соседними народами после арабских завоеваний стали намного оживленнее. Дербент стал при арабах главным торговым пунктом на Каспийском море» [11. С. 400]. В.В. Бартольд в форме научных статей и лекций изложил общие сведения о культурной жизни региона. Одним из первопроходцев на этой стезе стал профессор Лондонского университета В.Ф. Минорский. Ему не довелось побывать в Дагестане, но использование арабских письменных сведений дало возможность описать историю, географию и этнографию Ширвана, Дербента, Сарира и т.д., а также историю о поздних Ширваншахах и правителях Дербента. В основу этого исследования он положил сочинение Тарих Баб ал-Абваб («История Баб ал-Абваба»), написанное в XI в. и считающееся утерянным [12. C. 266]. Но часть арабского текста из этой книги воспроизведена в труде турецкого ученого XVII в. Махмуд-Эфенди. В части, посвященной географии и этнографии Дагестана, В.В. Минорский на основе многочисленных первоисточников и литературных данных характеризует географическое положение местных политических образований, дает историю возникновения некоторых городов, подробно останавливается на этимологическом разборе названия местностей и т.д. Кроме того, в 1937 г. Оксфордским университетом был опубликован на английском языке полный перевод Худуд ал-алам («Пределы мира») [13. P. 595]. Детальное исследование сведений Худуд ал-алам, в частности о Дагестане, проведенное В.В. Минорским, показало, что раздел сочинения «Рассказ о стране Сарир и ее городах» дает относительно мало новой информации по сравнению с сообщениями более ранних авторов. Важный успех в исследовании Дагестана произошел в 30-50-е гг. XX века после того, как в изучении арабских источников (прежде всего местных, дагестанского происхождения исторических сочинений) по истории народов Северного Кавказа выдающуюся роль сыграли советские востоковеды: акад. И.Ю. Крачковский, А.Н. Генко и М.-С. Саидов, интересовавшиеся прошлым этого региона. Изучение и публикацию арабских средневековых источников, а также арабского рукописного наследия народов Северного Кавказа акад. И.Ю. Крачковский считал одной из главных задач российского востоковедения. Открытие дагестанской оригинальной литературы на арабском языке он считал выдающимся событием послереволюционного периода [14. С. 622]. Особого внимания заслуживает работа А.Н. Генко «Арабский язык и кавказоведение» [15. С. 81-100]. В ней автор на обширном материале охарактеризовал значение арабских письменных источников IX - начала XIII вв. для изучения истории Кавказа, оценил «высокий уровень научной мысли на арабском языке в Дагестане», подтвердил на данных арабских источников (сообщения автора XIII в. Закарийи ал-Казвини) факт значительного арабского влияния на население Южного Дагестана. В целом, в отношении рассматриваемой мною проблемы статья А.Н. Генко, написанная в 1941 г., является академически выдержанной, опирающийся на обобщения фактических данных, извлеченных из арабских источников. В становлении и развитии дагестанского востоковедения, исторического источниковедения, в организации археографических работ, в создании отдела востоковедения и фонда восточных рукописей М.-С. Саидов сыграл выдающуюся роль. Он в 20-30-е гг. продолжал «формировать» [16. С. 4-21] свою коллекцию арабских рукописей, старопечатных книг, документального материала. На основе собранных источников были написаны обзорные статьи о Дарбанд-наме [17. С. 104-116], исламизации Дагестана, Тарих Дагестан [18. С. 43-51]. Для нашего исследования эти работы представляет интерес тем, что в ней были использованы имеющие непосредственное отношение к нашему исследованию, сочинения арабских авторов, которые были известны М.-С. Саидову. Важное место в историографии рассматриваемой проблемы занимают работы дагестанского востоковеда А.Р. Шихсаидова. Как известно, практически уже с самого начала он в своих исследованиях проявлял интерес к истории народов Дагестана, результатом чего стало появление работы «Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.)» [19. С. 252]. Его заслуга заключается в том, что он, мобилизовав огромный материал арабских письменных источников, упростил проблемы для социально-экономического и политического познания Дагестана в прошлом, и теперь его исследование можно только углублять. В своей другой работе «Книга ат-Табари История посланников и царей о народах Северного Кавказа» А.Р. Шихсаидов на основе перевода (который уже устарел и имеет интерпретационные ошибки) фрагментов из сочинения ат-Табари приводит данные о ряде дагестанских городов и княжеств, характеризуют их положение при Халифате [20. С. 66-87]. Непосредственное использование работ предшественников, занимавшихся изучением Дагестана по арабским источникам, стало результатом создания им книги «Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана», в которой, в частности, А.Р. Шихсаидовым рассматриваются вопросы локализации раннесредневековых дагестанских политических образований [21. С. 559]. Одновременно с исследованиями А.Р. Шихсаидова в советский период публикуется «Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир)». Эта статья В.М. Бейлиса, которая являлась одной из первых работ по истории Сарира, в которой он утверждал, что В.В. Бартольд «отождествил население государства Сарир с предками аварской народности» [22. С. 254]. Написанию этой научной работы предшествовала огромная работа по выявлению и исследованию письменных источников на арабском языке. Из арабских сочинений, имеющих значение для нас, которыми пользовался А.Р. Шихсаидов и В.М. Бейлис, можно указать на ал-Камил фи-т-та’рих Ибн ал-Асира, «Историю завоеваний» ал-Балазури, «История Халифы ибн Хаййата», «Всемирную историю» ал-Йакуби и др. Особого внимания заслуживает работа советского востоковеда Б.Н. Заходера «Каспийский свод сведений о Восточной Европе», так как в ней содержатся ценные сведения о политических образованиях на территории Дагестана, Каспийском море [2. Р. 245]. В этом двухтомнике рассматриваются арабские письменные источники IX-XIII вв. Путем сравнительно-текстологического анализа им выделяются отрывки, представляющие собою законченное повествование, неизменно повторяемое в разных текстах в различного рода сочетаниях с различными дополнениями, опущениями, искажениями. В 1971 г. О.Г. Большаков перевел на русский язык историко-географические сочинение ал-Му’риб ан ба’д аджаиб ал-Магриб («Ясное изложение некоторых чудес Магриб») Абу Хамида ал-Гарнати, а также отрывки из Тухфат ал-албаб («Подарок умам») Абу Хамида ал-Гарнати о Дербенте [24. С. 134]. Перевод в основном охватывает те события, которые имели какое-либо отношение к истории и к нынешней территории Дагестана, Поволжья, Карпат и других мест Восточной Европы. В последующие годы одним из первых, кто занимался исследованием Та’рих («История») Халифы ибн Хаййата, была Т.М. Сипенкова. В 1980 г. опубликована ее статья [25. C. 76-81], в которой на нескольких ярких примерах показано значение этого произведения как одного из важных источников для истории народов Восточного Кавказа. Через восемнадцать лет, в своей статье В.М. Бейлис подчеркнул большое значение Та’рих Халифы для изучения эпизодов из истории арабо-хазарских войн, а также для освещения сведений, в некоторых случаях уникальных [26. C. 32-53]. Очень интересна, по содержанию, работа азербайджанского ученого З. Буниятова «Азербайджан в VII-IX вв.» [27. С. 404]. В ней автор не просто использовал материал, но и выполнил источниковедческий анализ исторических сведений арабских средневековых источников, полезных для исследования Кавказа. Большое место в работе занимают вопросы этнической истории народов Восточного Кавказа, реконструированы основные этапы сложения и развития народов Азербайджана с VII до IX в. Кроме того, нам известен полный перевод главы об Азербайджане сочинения Китаб ал-футух («Книга завоеваний») ал-Куфи, выполненный Буниятовым, в которой имеются и сведения о Дагестане [28. С. 84]. В качестве недостатков этого перевода следует отметить существование некоторых искажений исходного текста, в частности, систематическое опускание упоминаний об Армении и армянах и их замене на Азербайджан. В 1986 г. издан полный перевод известного арабского сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик («Книга путей и стран»), выполненный Н.М. Велихановой по Лейденскому изданию 1889 г., [29. С. 433], которое относится к категории географических сочинений. В рассматриваемом памятнике дан богатый информативный материал самого разнообразного характера; большое место в нем уделено маршрутному описанию стран - как входящих в состав Халифата, так и сопредельных с ним, в том числе о Восточном Кавказе. Научная статья «Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (К хронологии и географии борьбы с мусульманами)» Т.М. Айтберова примечательна тем, что его исследование позволяет получить представление о количестве политических образований, в частности, в Центральном Дагестане и состоянии их изученности. Он рассмотрел в ней историю пяти политических образований, из которых в послеордынское время сложилось Кайтагское уцмийство [30. С. 22-40]. Основные работы российских и зарубежных авторов начала XXI в. Полученный в результате исследований материал стимулировал дальнейшее изучение арабских средневековых источников о Дагестане. Так, на рубеже XX-XXI вв. в изучении вопросов, связанных с этнической, политической, религиозной историей населения и локализации средневековых политических образований Дагестана X-XIV вв., проделана значительная работа российскими востоковедами - А.Р. Шихсаидовым, Т.М. Айтберовым, А.К. Аликберовым, М.А. Гизбулаевым. При подготовке книги «Дагестанские исторические сочинения» [31. С. 302] ее авторами были привлечены новые списки изданных текстов и ранее неизвестные исторические сочинения, кроме того, опубликованные переводы были вновь проверены и отредактированы. В числе издаваемых текстов, относящихся к жанру региональной историографии - Дарбанд-наме и Тарих Дагестан («История Дагестана») - свод преданий и рассказов о важнейших политических событиях в Дагестане X-XIV вв., исламизации и др. Эта работа интересна для нашего исследования, потому что она также основана на сведениях арабских источников. Исследованием проблемы генезиса политических образований, существовавших на Кавказе (Дагестане) в период халифатского господства, вопросов, связанных с теорией и практикой ислама, в первую очередь в форме суфизма на Северном Кавказе, который в XI в. распространяется среди определенной части населения г. Дербент, занимался также А.К. Аликберов. Так, в своей монографии «Эпоха классического ислама на Кавказе» [32. С. 854] он использовал материал уникальной арабской рукописи Райхан ап-хака’ик («Базилик истин и сад тонкостей») Абубакра ад-Дарбанди, написанной на рубеже XI-XII вв., которая была переведена советским востоковедом М.-С. Саидовым на русский язык. Следует отметить, что в своих диссертационных исследованиях А.М. Нурмагомедов [33. С. 259], Р.И. Гаджиев [34. С. 167] и Ш.Ш. Шихалиев [35. С. 214] привлекают сведения арабских авторов (ал-Куфи, ал-Балазури, ат-Табари, ал-Йа’куби, ал-Истахри, Ибн Хордадбех и др.), сами они, конечно же, не занимались переводом с арабского, а использовали переводы П.К. Жузе, Н.К. Караулова, В.М. Бейлиса, З.М. Буниятова, Н. Велихановой по которым производили отождествление с населенными пунктами. Освещение вопросов военно-политических, социально-экономических отношений, культуры и религии занимает значительную часть их работ. В 2011 г. Т.М. Айтберов опубликовал учебное пособие для студентов исторического факультета ДГУ «Начальный этап в процессе формирования мусульманской государственности и исламских центров на Восточном Кавказе». В нем на основе данных арабских источников им предпринята попытка исторической реконструкции событий VII-IX вв., - от времени правления халифа Усмана ибн Аффана (644-656) до Харуна Рашида (786-809) и Амина (809-813), - сопровождавшихся исламизацией дагестанцев [36. С. 79]. Отдельные проблемы исследуемой темы нашли отражение в научных статьях М.Г. Гизбулаева. В них на основе источниковедческого анализа, перевода и комментирования отрывков из арабских исторических и географических сочинений им освещены ценные сведения по истории Кавказа (Дагестана) в VII-XII вв., выполнено сопоставление сведений о Дагестане, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у авторов этих сочинений, таких как Халифа б. Хаййат [37. C. 22-27], ал-Балазури [38. C. 130-138], Ибн Асам ал-Куфи [39. С. 129-147], ат-Табари [40. C. 513-528], Хилял ал-Саби [41. C. 14-19], Ибн Хордадбех и ал-Йа’куби [42. С. 63-70], Мискавейх и ал-Мукаддаси [43. C. 77-85], Ибн Факих [44. C. 131-135], Йакут ал-Хамави [45. C. 32-39], проведено сравнение перевода отрывков о Дагестане Н.А. Караулова, З. Буниятова, А.Р. Шихсаидова с оригиналом текста на арабском языке. Выводы Таким образом, из приведенного обзора российской и зарубежной литературы видно, что наибольший вклад в развитии исследования Дагестана по арабским источникам IX-XIII вв. среди зарубежных ученых внес В.Ф. Минорский, тогда как среди востоковедов царской России - акад. В.В. Бартольд. При этом необходимо отметить, что прочные основы этой части медиевистики были заложены публикациями, из арабских географических и историографических сочинений, советских востоковедов: А.Н. Генко, М.-С. Саидов, В.М. Бейлис, А.Р. Шихсаидов, Б.Н. Заходер, О.Г. Большаков, З. Буниятов и др. В российской историографии последних лет одними из первых источниковедческих исследований, посвященных вопросу об отношении сведений средневековых арабских историков и географов о Дагестане, являются реферируемые статьи М.А. Гизбулева. Им были привлечены новые списки изданных текстов, кроме того, опубликованные переводы фрагментов были им вновь проверены и отредактированы. На рубеже XX-XXI вв. можно констатировать существование заметной историографической лакуны в изучении существующих арабских источников изучаемого периода, содержащих информацию о средневековом Дагестане, зарубежными востоковедами.

×

Об авторах

Магомед Андалавмагомедович Гизбулаев

Автор, ответственный за переписку.
Email: awariyav@gmail.com

кандидат исторических наук, независимый исследователь

Список литературы

  1. Klaproth J. Extrait du Derbend Nameh ou de I’histoire de Derbend par J. Klaproth // Nouveau Asiatique. Paris, 1829. T. 3.
  2. Kazem-Beg Aleksandr. Derbend-nameh, or the history of Derbend: translated from a select Turkish version..and with notes, St.-Petersbourg, 1851.
  3. Dom В. Beiträge zur Geschichte der Kaukasischen Länder und Völker, aus morgenländischen Quellen. V. Geographica, enthaltend Auszüge aus Istakhry (Persische Uebersetzung), Sakaria Kaswiny, Hamdullah Mustaufy Kaswiny und Amin Ahmed Razy // Mémoires de l’Académie. Sér. T. VII. 1848.
  4. Дорн Б. Каспий: О походах древн. русских в Табаристан, с доп. сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моряю Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1875.
  5. Бакиханов А. Гюлистан и Ирам. Баку, 1991.
  6. Marquarl J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Leipzig, 1903.
  7. Жузе П.К. Баладзури «Книга завоевания стран» // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927. Вып. 3.
  8. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане. III. Ибн-Хордадбэ. IV. Кудама. V. Ибн-Рустэ. VI. Ал-Якубий // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 32. Тифлис, 1903.
  9. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане: VIII. ал-Мукаддаси, Мас’уди, Ибн Хаукаль // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Вып. 38. Тифлис, 1908.
  10. Бартольд В.В. Дагестан. Соч. Т. III. М.-Л., 1965.
  11. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Соч. Т. II. Ч. I. М.-Л., 1963.
  12. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963.
  13. Hudud al-’Alam, The Regions of the World A Persian Geography, 372 A.H. - 982 A.D. Havertown, Pennsylvania] Gibb Memorial Trust, 2015.
  14. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избр. соч. Т. 6. М.-Л., 1960.
  15. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй ассоциации арабистов. М.-Л., 1941.
  16. Шихсаидов А.Р. Востоковедение в Дагестане // Исламоведение, 2012 (1).
  17. Саидов М.-С. Дербенд-наме // Труды второй научной сессии Дагестанской базы АН СССР. Махачкала, 1949.
  18. Саидов М.-С. О распространении Абу Муслимом ислама в Дагестане // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т.1. Махачкала, 1957.
  19. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969.
  20. Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.
  21. Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008.
  22. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир) // Исторические записки. 1963. Т. 73.
  23. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1: Горган и Поволжье в IX-X вв. М., 1962.
  24. Большаков О.Г. Примечания // Ал-Гарнати Абу Хамид. Путешествие в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.). М., 1971.
  25. Сипенкова Т.М. «История» Халифы ибн Хайата как источник по истории арабских завоеваний на Кавказе и в Закавказье // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. V. Л., 1980.
  26. Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-’Усфури об арабо-хазарских войнах в VII - первой пол. VIII в. // ДГВЕ. Отв. ред. Т. Калинина. М., 2000.
  27. Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку,1965.
  28. Буниятов З. Абу Мухаммад б. ‘Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981.
  29. Велиханова Н.М. Книга путей и стран. М., 1986.
  30. Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (К хронологии и географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.
  31. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.
  32. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе М., 2003.
  33. Нурмагомедов А.М. Дагестан и Арабский Халифат: Автореферат диссертации канд. ист. наук. Махачкала, 2007.
  34. Гаджиев Р.И. Первые походы арабов и начала расширение ислама на Восточном Кавказе (сер. VII - пол. VIII в.) / Автореферат диссертацци канд. ист. наук. Махачкала, 2006.
  35. Шихалиев Ш.Ш. Исламизация Дагестана в X-XVI веках: историко-культурные аспекты / Автореферат диссертации канд. ист. наук. Махачкала, 2007.
  36. Айтберов Т.М. Начальный этап в процессе формирования мусульманской государственности и исламских центров на Восточном Кавказе. Махачкала, 2011.
  37. Гизбулаев М.А. Та’рих Халифы ибн Хаййата как источник по истории Дагестана VII-VIII вв. // Вестник СПбГУ, 2016. Серия (13). Вып. 4.
  38. Гизбулаев М.А. Арабские источники по средневековой истории Дагестана // Вопросы истории. № 7 (2018).
  39. Гизбулаев М.А. Дагестан в арабских исторических источниках: Китаб ал-Футух ал-Куфи // Вопросы истории. № 4 (2019).
  40. Гизбулаев М.А. Сведения о Дагестане в арабском историческом сочинении Та’рих ал-русул вал-мулук ал-Табари // Вестник СПбГУ, 2019. Серия (13). Вып. 4.
  41. Гизбулаев М.А. Тухфат ал-умара фи Т’арих ал-вузара как источник по истории Дербента X в. // Вестник СПбГУ, 2016. Серия (13). Вып. 2.
  42. Гизбулаев М.А. Китаб Ал-Масалик Ва-Л-Мамалик Ибн Хордадбеха и Китаб Ал-Булдан Ал-Йа’куби: арабские географические источники о средневековой истории Дагестана // Проблемы востоковедения, 2017. Вып. 4.
  43. Гизбулаев М.А. Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII-X вв. // Исламоведение, 2018. № 04.
  44. Гизбулаев М.А. Арабский источник о средневековой истории Восточного Кавказа: Китаб ал-Булдан Ибн ал-Факиха // Вестник Томского госуниверситета, 2019. История. Вып. 60.
  45. Гизбулаев М.А. Арабские источники о средневековой истории Северного Кавказа: Му’джам ал-булдан Йакута ал-Хамави о Дагестане // Проблемы востоковедения, 2020.

© Гизбулаев М.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах