ТОРГУТЫ: К ВОПРОСУ ЭТНОГЕНЕЗА И РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
- Авторы: Китинов Б.У.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 9, № 1 (2017)
- Страницы: 84-95
- Раздел: Этнологические исследования
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/15831
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-1-84-95
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Торгуты были частью четырехсоставного союза ойратских (западно-монгольских) племен. Впервые они упомянуты в связи с организацией империи Чингисхана в качестве его личной гвардии (турхаут-кешигтен), и сведения о них находятся в источниках по истории разных стран Азии. В гвардию брали представителей разных национальностей, однако костяк, судя по всему, составил народ кереитов, несториан по религиозной принадлежности, с именем главы которых, Ван-ханом, была связана европейская средневековая легенда о существовании на Востоке христианского царства пресвитера Иоанна. Турхаут-кешигтены, пребывавшие в Восточном Туркестане, в течение двух-трех веков, т.е. к середине XV в., из воинского сословия сформировались в этнос торгутов, и вступили в состав ойратов. Их дальнейшая этническая и религиозная история была связана с событиями, имевшими место на огромной территории от Каспийского моря до Тибета и Монголии. Торгутами было создано, при соучастии иных ойратских племен, Калмыцкое ханство в России; они оказались влиятельными игроками в историческом развитии тибетского буддизма, и их главы получали ханский титул от Далай-ламы. Развитие событий, вначале благоприятное для торгутов и других ойратов в первые годы XVIII в., во второй половине того же века привело к исчезновению их ханств, значительным людским потерям, ликвидации политической и иной самостоятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Осенью 2013 г. автору статьи довелось встретиться в Стамбуле с гражданином Турции Турханом Тургутом - бывшим влиятельным предпринимателем, ныне пенсионером, историком по призванию. Как следует из его фамилии, и Турхан сам об этом говорит, он считает себя по происхождению торгутом - потомком отборных воинов Чингисхана, позже составивших один из этносов ойратов. Торгуты прибыли в Переднюю Азию совместно с иными полками Хулагу - внука Чингисхана, основавшего в Персии государство иль-ханов. История с Турханом Тургутом тем более показательна (более того - она показалась неправдоподобной для некоторых ведущих монголоведов, кому мне приходилось рассказать об этом уникальном случае), что в настоящее время среди жителей этого обширного региона, прежде входившего в состав империи иль-ханов, безусловно, немало потомков торгутов и ойратов, но они, как правило, не сохранили память о своих предках, и уж тем более не интересуются этой частью своего прошлого. Турхан Тургут написал статью «Позабытые буддисты. Тургуты между Китаем и Россией» [32], и в настоящее время проводит исследования, связанные с судьбами этого племени ойратов в пост-иль-ханский период. Надо отметить, что торгуты (тогда - турхаут-кешигтены), как личная гвардия Чингисхана, сыграли выдающуюся роль в событиях иль-ханского и пост-иль-ханского Среднего Востока. Кроме того, они охраняли жизнь как самого Иль-хана, так и его ближайших родственников и окружения. По словам Кирти Ценшаб Ринпоче (1), влияние торгутов при дворе Ильханов было значительным; в целом он оценивал их количество в Персии как половину из всего торгутского сословия. В статье автор рассматривает отдельные вопросы происхождения и истории торгутов, их роли в истории тибетской буддийской школы Гелук. Методы и материалы. Для изучения настоящей темы в распоряжении ученых имеется достаточное количество материалов, поскольку ойраты вообще, и торгуты в частности, отмечены во многих источниках. Особенностью этих источников являются трудности в определении конкретной этнической группы монголов, участвовавшей в тех или иных событиях, проблема локализации их мест обитания. Не всегда удается выявить имена ханов и лам, достаточно часто они могут совпадать у представителей разных групп ойратов, монголов и тибетцев. По-прежнему малодоступны некоторые тибето-язычные, монголо- и ойрато-язычные источники, имеющие отношение к изучаемому периоду и народу, а также ряд других источников. Автор уделял должное внимание сопоставительному анализу различных источников (прежде всего в контексте исторической хронологии) и выделял некоторые из наиболее значимых точек зрения на проблемы, являющиеся ключевыми для статьи: этническое происхождение и религиозная ориентация. Исследование проблемы. Вопросы, связанные с этнической, политической, религиозной историей ойратов, и в частности торгутов, продолжают оставаться в центре монголоведческих и ойратоведческих исследований. В целом можно выделить две основные точки зрения на происхождение торгутов, которые, в принципе, не противоречат друг другу: согласно первой, торгуты произошли от кереитов (тюрко-монгольский народ), во главе которых стоял Ван-хан (Онг-хан), по второй, как этнос они возникли на основе особой военной когорты Чингисхана - турхаут-кешигтенов. В частности, Х. Ховорс считал, что торгуты произошли от кэргудов, связанных с кереитами [25. P. 590], П. Пеллио придерживался следующей точки зрения: это этнос, образовавшийся от личной гвардии Чингисхана - турхаут-кешигтенов [30. P. 32]. Примерно о том же писали В. Успенский [20. С. 87.] и С.А. Козин [10. C. 91]. Известный калмыцкий историк XIX в. Габан Шараб также отмечал, что торгуты - выходцы из кереитов [6. C. 140-141]. Таким образом, этноним «торгут» есть не что иное, как изменившееся со временем название личной гвардии Чингисхана (монг. turga’ut, тюрк. turgaq, кит. ху-вэй сань-бань) [1. C. 44-46; 30. P. 30-33], которая имела «особое значение для военных успехов монголов» [4. C. 619]. Это мнение также разделяется и С. Хойтом [21. C. 34]. Гвардию составляли преимущественно сыновья нойонов-темников, тысячников и сотников, а также некоторые способные, смекалистые и «крепкого телосложения» люди из «сул кун», то есть из «свободных аратов» [17. C. 35]. Торгуты оформились на базисе военно-управленческих институтов периода Монгольской империи, на смешении различных племен. Родоначальником торгутов по исторической традиции признается известный Онг хан (Ван хан), глава кереитов [4. C. 25; 25. P. 558; 29. S. 92; 31. P. 25]. П. Пеллио писал, что «история торгоутов представляет особый интерес ввиду их миграций, а также из-за возможного их родства с древними кереитами-христианами» [30. Р. 25], которые воспринимались в Европе как подданные пресвитера Иоанна и на помощь которых надеялись в период крестовых походов. В.П. Санчиров отмечал, что «с распадом единого монгольского государства... остатки монголоязычных племен, консолидировавшиеся в некую этническую общность, выступили на арену истории под названием торгоутов» [18. C. 68]. Им удалось образовать в Южной Монголии свое ханство, располагавшееся на землях ту-мэтов [25. P. 558] или же в Ордосе [2. C. 147]. По Дж. Крюгеру, эта местность носила название Бегу-морин [28]. По нашему мнению, торгуты как этнос сформировались на прежних землях тангутов, где некогда было их государство Западное Ся, разгромленное Чингисханом в 1227 г. Согласно С. А. Козину [10. C. 74, 77] и Ц.Д. Номинхано-ву [15. C. 102], данное положение подтверждается существованием у калмыков сочетания «Хальмг тангч» (2), где «тангч» означает «человек из Тангута» и является сохранившимся в памяти народа воспоминанием о прежней родине [12. C. 83-84]. Прежние земли тангутов составили территории современных провинций Циньхай и Ганьсу КНР. Затем торгуты вошли в состав ойратов, которые располагались несколько севернее, примерно в районе современной провинции Синьцзян КНР. Когда это произошло? Согласно Дж. Крюгеру, ссылавшегося на торгутское сочинение «Торгу-дын гарулга» («Происхождение торгутов»), торгуты присоединились к ойра-там в период правления чороского Тогон-тайши, т.е. в первой трети XV в. [28]. Примерно этот же период отмечается и таким калмыцким историком XIX в., как Батур-Убуши Тюмен, писавшим: «Когда торгоуты присоединились (курсив мой. - Б.К.) к ойратам, у них был хан Мергени-Еркету...» [19. C. 26]. Поскольку от него в седьмом колене упоминается хан Хо-Урлюк, живший в конце XVI - первой половине XVII вв., то указанное событие могло иметь место около 1420-х гг. (см. также: [13. C. 50]). Торгуты присоединились к ойратам ввиду экспансии китайцев на север, когда последние в 1405 г. заняли «Тангуторон» (страну тангутов - на калм. языке). Возможно, продвижение китайских армий на запад было обусловлено необходимостью укрепить границы ввиду угроз от тюркских и монгольских племен, и предупреждения нашествия в Китай наследников Тамерлана (скончался в 1404 г.). Ойратские племена торгоутов и хошоутов не позднее конца XIV в. уже кочевали близ Тибета и на землях Тангута, т.е. в Северном Тибете. Это была территория, где значительным влиянием пользовалась тибетская буддийская школа Гелук. Соответственно, торгуты были среди первых ойратских племен, оказавшихся под влиянием этой школы, и среди них появились видные духовные лица. Так, Сарат Чандра Дас на основании изучения тибетских источников о торгуте Тондуп Гьяцо, утверждал, что «монах из Дрепунга Тондуп Гьяцо, достигший второй ступени совершенства бодхисаттвы, распространил буддизм в стране торгоутов, но развитие религии было затруднено уходом торгоутов к русским» [23. P. 154]. К наиболее известным следует отнести также Нейджи-тоина (1557-1653). Согласно его биографии, написанной в классическом стиле буддийских жизнеописаний, Нейджи-тоин (в миру - Абида) вел обычную светскую жизнь. У него была семья, но после случая на охоте, когда им была убита лань, бывшая на сносях, он, с состраданием воспринявший чужую боль, бросил мирскую жизнь и ушел в монахи. Позже у торгутов появились и другие известные ламы (Шакур-лама, Анджатан-лама и др.). По всей вероятности, в связи с вхождением торгутов в состав ойра-тов (процесс завершался к середине XV в.) «желтое учение» (то есть учение школы Гелук) начало распространяться среди остальных ойратских племен. Далее, вплоть до конца XVI в., торгуты будут более заняты разрешением территориально-административной проблемы, поскольку усилившиеся джунгары - лидеры ойратского союза - стремились подчинить себе торгутского хана, и кроме того, имели место частые стычки с восточномонгольскими племенами. Около половины торгутов в конце XVI в. направилась в сторону России (Сибири), чтобы позже осесть вдоль р. Волги и на Северном Кавказе. Здесь их дальнейшая история и развитие будет определяться как взаимодействием с Российской империей, так и спецификой иного конфессионально-этнического окружения [27]. Результаты. Оставшаяся в Центральной Азии часть торгутов, как и все остальные ойратские племена, с начала XVII в. оказалась тесно вовлечена во внутритибетские дела. Так, в период 1610-1618 гг. цзанские правители подчинили себе Уй (часть Центрального Тибета, Цзан также входил в его состав), что привело к ограничению влияния Гелук. В 1619 г. случилось особенное событие - «в Тибет “возвратился” отряд монголов, якобы бывший там еще при Четвертом Далай Ламе. А в 1620 г. монголы попросту атаковали войска Цзана» [11. C. 83; 5. С. 85-87]. На наш взгляд, такая точка зрения ошибочна. Дело в том, что в десятых и двадцатых годах XVII в. монголы (восточные монголы) были заняты внутренними усобицами. Как отмечает Й. Элверског, летом 1626 г. глава восточномонгольского племени хорчинов Ооба хунтайджи принял покровительство Нурхаци - главы маньчжуров, «чтобы защитить себя от других монголов» [24. P. 14], поскольку несколько знатных людей его племени были убиты чаха-рами и халхами. Только к 1634 г. войска чахарского хана Лигдана и халхаско-го тайджи Цокту появятся в Северном Тибете у оз. Кукунор, т.е. в непосредственной близости к ойратам. Согласно «Автобиографии Панчен-ламы» в 1619-1621 гг. на помощь Гелук пришли войска двух братьев - Гуру Хунтайджи и Лхацун Лобсан Тен-зин Гьяцо, сыновей нойона Холочи [22. P. 3], хана кукунорских торгутов. Им помогали силы депа из Кйишодпа (известный политический деятель Тибета в первой трети XVII в., активный сторонник Гелук), а связь между ойра-тами и монахами Дрепунга осуществлял Соднам Рабдан (bsod nam rab brtan), более известный как Соднам Чойпел (bsod nams chos ‘phel), бывший старшим служителем при Далай Ламе IV. Он известен тем, что в том же 1619 г. отыскал «перерожденца» - будущего Далай Ламу V, и был главой секретной делегации к ойратам, направленной руководством школы в сложный для нее период для испрашивания помощи. После совещания ойратских ханов в Тибет было решено послать войска хошутов (в нем было немало и торгутских воинов) во главе с ханом Турубайху; военные действия длились в 1637-1642 гг. Согласно Сумба Хамбо, «монгольские (ойратские. - Б.К.) войска разгромили цзанцев ... вследствие чего все ранее потерянное снова досталось ... Гэлук» [16. C. 127]. К известным покровителям буддизма из среды торгутов следует отнести нойона Холочи - деятеля, который упоминается в ряде тибетских источников [31. P. 155; 16. C. 45]. В историографии о нем сложилось ошибочное мнение как о главе монголов-тумэтов кукунорского региона [8. C. 55; 16. C. 179, прим. 544], тогда как в действительности он являлся ханом кукунорских тор-гоутов, согласно калмыцким источникам. Так, в «Сказании об ойратах» Га-бан Шараба указано: «У пятого Бойго Орлюкова сына Улу Цензея три сына: старший Хулучи...» [6. C. 142]. Улу Цензей был родным дядей хана торгоутов Хо-Урлюка, который в конце XVI в. увел свой улус в Россию. Как отмечалось выше, около половины торгутов осталась в Центральной Азии, они кочевали по Тарбагатаю и близ Кукунора. Среди оставшихся был и нойон Холочи со своим улусом. Поскольку Холочи был сыном дяди Хо-Урлюка, то следовательно, Холочи и Хо-Урлюк были двоюродными братьями. Нойон Холочи, вероятно, стремился наладить отношения с различными направлениями тибетского буддизма. Так, X. Ричардсон писал: «Десятый Кармапа, Rgyal mchog chos dby ins rdo rje, который родился в 1604 г., в 1610 г получил приглашение посетить “Короля (хана) Холочи” [31. P 155], но он отклонил приглашение. Однако уже через 4 года этот лама отправился к восточным монголам - по мнению Х. Ричардсона, это могли быть тумэты, хар-чины или халха. Согласно тибетскому сочинению «Книга-океан» («Дэбтэр-джамцо»), в 1603 г. нойон Холочи готовился ко встрече с Далай Ламой IV Йонтен Гьяцо [7. C. 56]. Значимая роль торгутов (после хошутов) в тибето-буддийских делах высоко оценивалась Далай-ламами, и это проявилось во вручении соответствующих титулов торгутским ханам. Известная японская исследовательница Ю. Исихама специально изучила вопрос о значимости титула «хан», которым Далай-лама удостаивал ханов [26]. Первым ойратским ханом, получившим титул «тензин-хан» с вручением соответствующих регалий, был хан хошутов Гуши (Турубайху), получивший этот титул от Далай Ламы V в 1637 г. Такой же титул получили и оба его сына: Даян и Далай (в 1663 и 1671 гг.). В 1678 г. этот же титул получил джунгарский хан Галдан, несколько ранее удостоенный другого титула от Далай-ламы - Бошогту. Торгутские ханы (Дайчин, Аюка и др.) получали только титул «хан», на основании чего Ю. Исихама пришла к выводу, что «титул “хан” без дополнительного “bstan ‘dzin” имел значение... “хана ойратов”» [26. P 508]. Так, например, всеойратским ханом вначале признавался Очирту Сэцэн, хан хошутов (в 1657 г.), чьи кочевья занимали Цинхай (Северный Тибет), с его смертью в 1678 г. этот титул не вручался никому по причине междоусобицы у ойратов и калмыков, а также ввиду внутритибетских проблем (смерть Далай Ламы V в 1682 г.). 1697 г. был значимым в истории Тибета, именно тогда, спустя 15 лет, было объявлено о кончине Далай-ламы V и обнаружении очередной инкарнации. Весной эта важная весть была доставлена в Пекин знатным ламой Ньиматан Шабдрунг Нгаванг Жону. Вероятно, тогда же информация была передана и в Джунгарию и волжским калмыкам. С этим событием связано и решение тибетского первоиерарха вручить ханский титул торгутскому хану Аюке. Надо отметить, что еще В. Бакунин, секретарь по калмыцким делам при Астраханском губернаторе в 1720-1740-х гг., писал, что хан Аюка «от Далай-ламы первый он испросил себе около 1690 года титул ханский» [3. C. 26]. Ввиду упомянутых выше событий Аюка получил титул лишь в 1697 г.; в ответ он в 1698 г. направил в Тибет своего двоюродного племянника Рабчжура (Арабджура) «для выражения Далай ламе благодарности за ханское достоинство, выполнения религиозных обетов и приглашения тибетских духовных на Волгу; на обратном пути поручил ему заехать в Пекин для поднесения Богдо хану дани и выражения подданства» [14]. Но Арабджур в 1705 г. был задержан китайскими властями и поселен близ заставы Цзяюйгуань. Ввиду отправки Аюкой в 1712 г. следующего посольства, теперь уже для вызволения своего племянника из почетного плена, Пекин попросил разрешения у русского правительства направить к калмыкам свое посольство. Этот случай позволил Петру Первому вновь поднять вопрос о посылке в Пекин русской духовной миссии. Императорский двор в Пекине счел это обращение удачной возможностью для налаживания отношений с Россией, поскольку решались также и другие задачи: посещение калмыков цинским посольством и дальнейшая изоляция ойратской Джунгарии, которая стала грозным противником Цинскому Китаю. Такова была ситуация в начале XVIII в., который принесет большие потрясения всем народам и государствам, вовлеченным в описываемые события: ойратские государства будут разгромлены Цинской державой, большая часть торгутов вернется из волжских берегов в Китай, а Россия совершит два крупных дипломатических прорыва: отрегулирует границу с Китаем и запустит важный духовно значимый проект - Русскую духовную миссию в Китае. Заключение. Таким образом, торгуты как военно-управленческий институт (личная гвардия хагана - турхаут-кешигтен) возникли в эпоху Чингисхана. Они были представлены практически во всех государствах чингизидов. Тор -гуты были смешанного происхождения, но, вероятно, в немалой степени они были выходцами из кереитов. Пребывая под влиянием различных религий и культур, они восприняли, соответственно, в пределах Персии и Среднего Востока - ислам, в Восточной Азии - тибетский буддизм, как правило, направления Гелук. Их потомки до сих пор живут на пространстве огромного региона от Ближнего Востока до СУАР КНР. Торгутские ханы и ламы сыграли выдающуюся роль в истории тибетского буддизма, они оказали значительное содействие хошутам в установлении власти Далай-ламы в Тибете. Те торгуты, что проживали в России (ВолгоКавказский регион), смогли образовать Калмыцкое ханство и сохранить свою идентичность, несмотря на уход в 1771 г. большей части народа обратно в Китай и отсутствие в своем окружении близких по духу и происхождению народов. Оставшиеся же в степях Центральной Азии (Джунгария, Северный Тибет) торгуты оказались участниками бурных событий, связанных с Тибетом и тибетским буддизмом, и, будучи вовлечены в борьбу с цинским Китаем, практически полностью были уничтожены.
Об авторах
Баатр Учаевич Китинов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kitinov@mail.ru
ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, 117198
Список литературы
- Авляев Г.О., Санчиров В.П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков) // Проблема этногенеза калмыков. Элиста, 1984.
- Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. Москва-Элиста, 1994.
- Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них тогоутского, и поступков их ханов и владельцев. Элиста, 1995.
- Бартольд В.В. Сочинения. Т. 5. М., 1968.
- Беспрозванных Л.Е. Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII - XVIII вв. Волгоград, 2001.
- Габан Шараб. Сказание об ойратах // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969.
- Дугаров Р.Н. «Дэбтэр-Чжамцо» - источник по истории монголов Куку-нора. Новосибирск, 1983.
- История Кукунора, называемая «прекрасные ноты из песни Брахмы». Сочинение Сумба Хамбо. Пер. с тибет., введ. и примеч. Б.Д. Дандарона. М., 1972.
- Кукеев Д.Г. О вхождении торгутов и хошутов в ойратский союз (XV в.) // Письменные памятники Востока. 2008. 2 (9).
- Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. «Юань чао би ши». М.-Л., 1941.
- Кычанов Е.И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов. М., 1975.
- Лувсандэндэв А. Относительно калмыцкого слова тангч. // V Международный Конгресс монголоведов. Доклады российской делегации. Т. 2. М., 1992.
- Лыткин Ю. История калмыцких ханов // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969.
- Лыткин Ю.С. Аюки - хан калмыцкий. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Mongol/Lunnij_svet/text14.phtml?id=12315.
- Номинханов Ц.Д. Происхождение этнонима «калмык» // Вестник АН Каз.ССР. 1958. № 11.
- Пагсам-джонсан: История и хронология Тибета. Пер. с тибет. яз., предисл., коммент. Р.Е. Пубаева. Новосибирск, 1991.
- Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970.
- Санчиров В.П. «Илэтхэл-шастир» как источник по истории ойратов. М., 1990.
- Сказание о дербен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши Тюменем // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969.
- Успенский В. Страна Кукэ-нор или Цин-хай, с прибавлением краткой истории ой-ратов и монголов по изгнании последних из Китая в связи с историей Кукэ-нора. СПб., 1880.
- Хойт С. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015.
- The Autobiography of the first Panchen Lama Blo-bzang-chos-kyi-rgyal-mtshan. 1567-1662. Ed. and intr. by Ngawang Gelek Demo. New Delhi, 1969.
- Das S.Ch. Tibetan Studies. New Delhi, 1984.
- Elverskog J. Our Great Qing. The Mongols, Buddhism and the State in Late Imperial China. University of Hawai’i Press, 2010.
- Howorth H. History of the Mongols from the IX-th to the XIX-th Century. Pt. l. The Mongols proper and the Kalmuks. L., 1876.
- Ishihama Yumiko. A Study of the Seals and Titles Conferred by the Dalai Lamas // Tibetan Studies. Proceedings of the V Seminar of the International Association for Tibetan Studies. Narita, 1989. Vol. 2. Naritasan shinshoji, 1992.
- Kitinov Baatr. Buddhism and Polity in Caspian Region // Himalayan and Central Asian Studies. 2016. Vol. 20. № 1.
- Krueger J. New Materials on Oirat Law and History. Pt. 2. The origin of the Torgouts // Central Asiatic Journal. 1974. Vol. XVIII. № 1. P. 30-42. According to: [28. P. 233].
- Pallas P.S. Sammlungen historischer Nachrichten über die mango-lischen Volkerschaften. T. 1. SPb., 1776.
- Pelliot P. Notes Critiques d’Histoire Kalmouke. Pt. 1-2. P., 1960.
- Richardson H. The Karma-pa Sect. A Historical Note // Journal of Asian Studies. 1958, October.
- Turgut Turhan. Unutulan Budistler. Cin - Rusya arasinda Turgutlar // Toplumsal Tarih. 2013. № 234.