The role of Sultan Qaboos bin Said in the formation and implementation of Oman’s foreign policy

Cover Page

Cite item

Abstract

The article analyzes the role of Sultan Qaboos bin Said in the development and implementation of Oman’s foreign policy strategy. Having come to power in 1970 and remained on the throne for almost half a century, this wise and far-sighted ruler not only brought his country out of poverty and backwardness, but also turned it into one of the most successful and stable states in the Middle East. His foreign policy was aimed at enhancing the international prestige of the Sultanate and strengthening its influence in the region. The Omani diplomatic school, founded by Qaboos bin Said and based on political pragmatism and realism, moderate openness, caution and flexibility, demonstrates its effectiveness and professionalism.

Full Text

Султанат Оман, страна, прославленная легендой о Синдбаде-мореходе, раскинувшаяся на берегах Персидского (в арабской интерпретации - Арабского) и Оманского заливов. За последние несколько десятилетий султанат из отсталого британского владения превратился в одну из стабильных и процветающих стран Арабского Востока. Бывший правитель Омана Кабус бен Саид Аль Саид, возглавлявший государство на протяжении пяти десятков лет, стал воплощением сильного и успешного лидера, который буквально совершил социальную и экономическую революцию, модернизировав и усовершенствовав оманское общество. В качестве основы внешнеполитического курса cултан Кабус избрал повышение международного авторитета страны и укрепление ее влияния в Ближневосточном регионе. Султан Кабус родился 18 ноября 1940 г. в городе Салале, является восьмым потомком, прямо восходящим к имаму Ахмеду бен Саиду - родоначальнику правящей династии Аль-Бусаид. Получив начальное образование в родном городе, в 1958 г. он отправился в Великобританию, где окончил частный колледж в графстве Саффолк, а в 1962 г. - Королевскую военную академию в Сандхерсте, в графстве Беркшир. По ее окончании Кабус был отправлен в Германию в составе британского пехотного батальона. Вернувшись в Великобританию, он решил постичь азы местного самоуправления. Позже, в 1964 г., по требованию отца Саида бен Таймура ему пришлось отправиться на родину, где он принялся изучать основы исламского права и историю своей страны [1. С. 47]. 23 июля 1970 г. в результате бескровного переворота Кабус пришел к власти. Именно с этого момента начинается глобальная трансформация и модернизация султаната. В результате правления консервативного лидера и сторонника ограничений и запретов Саида бен Таймура Оман столкнулся с многочисленными проблемами, которые требовали скорейшего разрешения. В реформировании нуждались финансовая сфера, здравоохранение, образование, армия, инфраструктура, внешнеполитические связи [2]. Вновь образованное государство практически не имело дипломатических отношений со странами мира (за исключением Индии и Великобритании) - предстояло поднять авторитет страны на международной арене. Основы внешнеполитического курса Омана Согласно Конституции Омана, приоритетные направления внешней политики, ее курс и характер определяет султан, являющийся одновременно главой законодательной и исполнительной ветвей власти. Маскат придерживается принципов разумного прагматизма во внешнеполитической стратегии. В Конституции Омана прописаны основные принципы, на которых строятся внешние сношения, и они заключаются в «укреплении уз сотрудничества и дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общности интересов, соблюдения норм международного права, международных и региональных соглашений и договоров в целях укрепления мира и безопасности между странами и народами» [3]. Султан Кабус охарактеризовал внешнеполитический курс страны следующим образом: «Внешняя политика строится на прочных основах, которые остаются неизменными: это деятельность, направленная на поддержание безопасности, мира и благополучия всего человечества» [4. C. 103]. Большое влияние на характер внешнеполитического курса Омана оказала приверженность значительной части населения страны (ок. 45%) ибадитскому течению исламского вероучения. Это направление отличается своим миролюбием, религиозной терпимостью, взаимопониманием, мирным сосуществованием и необходимостью урегулировать любые конфликты и противоречия исключительно мирным путем [5]. Сам султан, у которого отец исповедовал ибадизм, мать - суннизм, а значительная часть его окружения во дворце - шиизм, делал ставку на религиозную терпимость и толерантность. С приходом к власти султана Кабуса руководство Омана приступило к установлению дипломатических отношений с другими странами. За короткое время была создана развитая инфраструктура для поддержания политических и иных контактов и связей с внешним миром. Султанат постепенно встал на путь завоевания доверия и авторитета не только среди оманского населения, но и арабских стран и мирового сообщества в целом. Ближневосточный вектор внешней политики Султаната Оман Приоритетным направлением внешней политики Султаната является Арабский Восток. Поддержание тесных и дружественных отношений с братскими странами обеспечивает стабильность и безопасность в регионе. При этом стоит заметить, что Оман проявляет чрезвычайную гибкость и осторожность в словах и действиях. Оманское руководство предпочитает не вмешиваться в межарабские разногласия и конфликты, одновременно позиционируя себя в качестве посредника в разрешении споров между странами. Подтверждением тому является позиция, занятая Маскатом по ирано-иракской войне 1980-1988 гг. Оман придерживался нейтралитета, не поддерживая ни одну из воинствующих сторон. Более того, в сотрудничестве с арабскими и иностранными медиаторами он способствовал скорейшему завершению военного конфликта. Во время ирако-кувейтского военного столкновения 1990-1991 гг. султан Кабус высказывал серьезную озабоченность насчет того, что такие события могут расшатывать региональную безопасность. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств, которого неизменно придерживался султан Кабус на протяжении всего периода пребывания на троне, также является основополагающим во внешнеполитическом курсе страны. События недавних лет также подтверждают традиционный подход султана к выстраиванию отношений с региональными акторами, основанный на осторожности и прагматизме. Султан Кабус не разорвал дипломатические отношения с Катаром в 2017 г., подобно своим соседям в лице Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, а также Египту, которые обвиняли Катар в налаживании тесных связей с Ираном и финансировании радикальных группировок. Оман выступает за такой баланс сил в регионе, в котором было бы уравновешено влияние Саудовской Аравии и Ирана. Султанат при Кабусе бен Саиде традиционно поддерживал позитивные отношения с Ираном, этот внешнеполитический курс остался неизменным и при новом руководстве страны. У Омана сложились, пожалуй, самые тесные отношения с Тегераном из всех государств ССАГПЗ, поскольку Иран является его крупным северным соседом. Через год после вхождения на трон, в 1971 г., султан Кабус нанес визит в ИРИ, полагая, что, вступив в постколониальную эпоху, «нельзя допустить обострения соперничества, должны быть учтены интересы и согласованы позиции всех стран, на судьбе которых отразятся эпохальные изменения в Заливе» [6. C. 81]. Их беседы с шахом носили достаточно доверительный характер. Тогда шаха очаровали прямота и достоинство султана во время ведения переговоров. Вскоре между монархами начали складываться особые отношения, нацеленные на поддержание мира в таком неспокойном регионе. Поддержание союзнических и в то же время прагматичных связей с Ираном обусловлено интересом оманского руководства к созданию в зоне Персидского залива эффективной системы безопасности. Огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе является неоспоримым фактом, поскольку обусловлен его географическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом. К тому же оба государства контролируют Ормузский пролив - стратегический водный путь, по которому осуществляется мировая торговля, в том числе энергетическими ресурсами. Известно, что каждые 10 минут через пролив проплывает один танкер, что соразмерно с 40% мировых транзитных перевозок нефти. Учитывая стратегическое положение Ирана, султан Кабус видел в лице «северного соседа» политического и экономического партнера, укрепление отношений с которым не должно было стать камнем преткновения в сотрудничестве с арабским обществом и мировым сообществом [7. C. 117]. Независимый курс Омана прослеживается и в отношениях с Израилем, несмотря на существовавший длительное время общеарабский антагонизм с еврейским государством. В 1978 г. Кабус единственный из лидеров аравийских монархий признал Кэмп-Дэвидские соглашения и не разорвал дипломатические связи с Египтом после подписания им в 1979 г. мирного договора с Израилем. Дипломатические отношения между Израилем и Оманом были установлены в 1994 г., однако через шесть лет они были прерваны в связи с началом Второй интифады. Потепление в двусторонних отношениях началось лишь в начале 2018 г., когда политические и военные круги обеих стран начали искать возможности для взаимных контактов, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил визит в Маскат. На встрече премьер-министра Израиля с лидером Омана обсуждались вопросы мирного урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Первоочередной темой было палестино-израильское урегулирование, о важности которой свидетельствовал и тот факт, что вслед за Б. Натаньяху Маскат посетил палестинский лидер Махмуд Аббас. Бывший министр иностранных дел Омана Юсуф бен Алауи отметил, что «Израиль - это государство, которое существует в регионе, и мы все прекрасно понимаем это. Мир тоже осознает это, и, возможно, настало время относиться к Израилю так же, как и к другим государствам, чтобы он мог выполнять те же обязательства» [8]. Султан прекрасно осознавал, что Израиль является одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке, пользующийся серьезной поддержкой США. Тем не менее, Оман до сих пор не имеет дипломатических отношений с Израилем, поскольку руководство страны относится негативно к действиям Израиля по отношению к палестинскому народу. Несмотря на потепление отношений с Израилем, оманское руководство не забывает и о палестинской проблеме. Кабус бен Саид всегда поддерживал позитивные инициативы, направленные на решение палестинского вопроса, придавал особое внимание восстановлению законных прав палестинского народа и признавал их право на собственное независимое государство во благо достижения полноценного справедливого мира на Ближнем Востоке [9]. Урегулирование сирийского кризиса также находилось в повестке дня оманского руководства. Кабус отказался от прямой критики президента САР Башара Асада, тем не менее, призывал Дамаск принять мирный план ЛАГ, подразумевавший передачу Асадом власти своему заместителю. По его мнению, «для решения проблемы необходимо терпение, настойчивость и время. Дамаск должен принять мирный план ЛАГ» [4. C. 107]. Глава Султаната всегда стремился к проведению независимого внешнеполитического курса, зачастую несколько отличавшегося от политики арабских государств - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) [10]. Тщательно продуманная и динамичная политика Маската по отношению к соседям в значительной степени, способствовала стабилизации обстановки в регионе. В начале своего правления Кабус бен Саид поставил перед собой задачу полностью урегулировать территориальные споры с соседними странами мирным путем без применения актов агрессии или давления и провести демаркацию и делимитацию государственной границы. Отвечая на вопрос о пограничных проблемах журналистам ливанской газеты «Аль-Хаят», Его Величество Султан Кабус сказал: «Пограничные проблемы на самом деле не оказывают влияния на основы деятельности Совета. Однако в них нет и ничего приятного, должен быть радикальный путь их решения раз и навсегда» [11. C. 91]. Оман разрешил территориальные споры с Саудовской Аравией, эмиратом Шарджа, пошел на значительные уступки своему южному соседу - Йемену, предоставив ему большую часть спорных земель. Именно благодаря оманской дипломатии в настоящий момент отношения между братскими странами развиваются в позитивном ключе, в том числе путем поддержания тесных экономических связей и реализации совместных инвестиционных проектов. Таким образом, Оман из всех стран Аравийского полуострова стал образцом для подражания как государство, сумевшее превратить пограничные разногласия в зону сотрудничества. Отношения со странами Запада и Россией В реализации западноевропейского и американского направлений внешней политики султан Кабус придерживался тех же принципов прагматизма, действуя во благо монархии и собственного народа. Султану удалось поддерживать контакты с США несмотря на то, что он сотрудничал с Ираном - «заклятым врагом» Белого дома. На территории Омана расположена американская военная база, однако, по словам Кабуса, Оман никогда не позволит США использовать страну в качестве плацдарма для нанесения ударов по Ирану. Принимая во внимание значимость Султаната для американской политики в регионе Персидского залива, Вашингтон открыто не критиковал дружественные отношения между Оманом и Ираном [12. C. 283]. Более того, Вашингтон использовал Оман в качестве посредника для разрешения разногласий и установления контактов с ИРИ. Наиболее глубокие и стабильные отношения Оман поддерживает с Великобританией, которая остается ведущим партнером султаната в политической, торговой и военно-технической областях. В ноябре 2010 г. Королева Елизавета II и Герцог Эдинбургский прибыли в Оман в честь 40-летия правления султана Кабуса. В рамках визита министр иностранных дел Султаната Юсуф бен Алауи бен Абдалла и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг подписали в Маскате соглашение о введении безвизового режима для дипломатов и обладателей специальных паспортов. В сфере военно-технического сотрудничества Лондон и Маскат добились больших успехов. Лондон оказал поддержку Султанату в деле повышения боеспособности военно-воздушных сил Омана и в строительстве регулярной современной армии. Отношения Омана и России изначально строились на основе взаимовыгодного сотрудничества. Его Величество султан Кабус бен Саид высказал мнение относительно перспектив омано-российского взаимодействия: «Наши взаимоотношения прекрасны. Они вначале развивались медленно, но затем приобрели динамику. Развитие идет в положительном направлении. Я уверен, что наши отношения и дальше будут укрепляться» [6. C. 93]. По ряду вопросов, таких как палестинский, йеменский кризисы, позиции глав двух государств совпадают. И Москва, и Маскат придерживаются принципов невмешательства во внутренние дела государств и предоставления народам права на самоопределение. Заключение Таким образом, встав во главе Султаната Оман, Кабус бен Саид смог превратить закрытую, изолированную от всего мира страну в процветающее государство, роль которого в регионе весьма значительна. Пересмотр внешнеполитической стратегии отца, преодоление изоляционизма и разработка принципиально нового курса, нацеленного на интеграцию и взаимодействие с аравийскими монархиями и другими международными акторами, послужили основой для укрепления позиций страны в регионе с обладанием решающего голоса в региональных организациях и интеграционных союзах. На сегодняшний день Оман, благодаря той основе во внутренней и внешней политике, которую заложил султан Кабус, представляет собой наиболее стабильное государство в регионе. Оманская дипломатическая школа, созданная Кабусом бен Саидом, включает стратегию политического прагматизма и реализма, умеренной открытости, осторожности и гибкости. Будучи одним из выдающихся арабских политиков и дипломатов, за полувековой срок нахождения на оманском троне он превратил свою страну в динамично развивающееся государство, причем при сохранении верности исламским и традиционным устоям и ценностям, поддерживал дружеские связи практически со всеми странами мира, порой враждебными по отношению друг к другу. Благодаря незаурядным качествам политика, дипломата, посредника, лидера и отца народа султан Кабус бен Саид заслужил уважение как оманского народа, так и глав государств и высокопоставленных чиновников других стран мира. Память о таком выдающемся человеке сохранится на века в сердцах многих людей.
×

About the authors

Nigina S. Akhmedova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: akhmedova.de@gmail.com
student of the Department of Theory and History of International Relations (Foreign Regional Studies) 6 Miklukho-Maklay St, Moscow, Russia, 117198

Ali Salih Al-Yafai

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: alyafai.ali@hotmail.com
postgraduate student, Department of Theory and History of International Relations 6 Miklukho-Maklay St, Moscow, Russia, 117198

References

  1. Isaev VA., Filonik AO. Sultanat Oman. Оcherk obshchestvenno-politicheskogo i sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya [Sultanate of Oman (Outline of Social, Political and Economic Development)]. Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Moscow: NIOPIK; 2001. (In Russ.).
  2. Maseud Dahir. Alaistimrariat waltaghyir fi tajribat altahdith aleamaniat. [Constancy and change on the example of modernization of Oman]. Dar al-farabi. Beirut, 2008. (In Arab.).
  3. Constitution of the Sultanate of Oman. Muscat, 1996. (In Arab.).
  4. Al-Balushi Abdallah Ahmed. Sultan Omana Kabus bin Said: politik i diplomat [Sultan of Oman Qaboos bin Said: politician and diplomat]. Vestnik RUDN. International Relations. 2012;1:103–111. (In Russ).
  5. Hashim Euthman Muhammed. Al’aemal alttarikhiat lilsultan qabus. [Historical Achievements of Sultan Qaboos]. Cairo, 2011. (In Arab.)
  6. Plekhanov S.N. Reformator na trone. Sultan Omana Kabus bin Said. [Reformer on the throne. Sultan of Oman Qaboos bin Said]. Moscow: International Relations; 2003. (In Russ.).
  7. Calvin AH. Oman: the Modernization of the Sultanate. London: Croom Helm; 1987.
  8. Yurchenko VP. Oman: problemy natsional’noy bezopasnosti. [Oman: problems of national security]. Institute of the Middle East. Available from: www.iimes.ru. Accessed: March 25, 2021. (In Russ.).
  9. Kosach GG. Arabskiy mir: identichnost’ i struktura geopoliticheskogo regiona, 19.04.2009. [The Arab World: Identity and Structure of the Geopolitical Region, April 19, 2009]. Institute of the Middle East. Available from: http://www.iimes.ru/. Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).
  10. Savicheva EM. Arabskiy Vostok: istoricheskiye fakty i vydayushchiyesya lichnosti. [The Arab East: Historical Facts and Prominent Personalities]. Moscow: RUDN; 2004. (In Russ.).
  11. Al’-Amri Mokhamed Said Mokhamed Kanalat. Mezhdunarodno-pravovoye regulirovaniye territorial’nykh sporov mezhdu gosudarstvami Araviyskogo poluostrova. [International legal regulation of territorial disputes between the states of the Arabian Peninsula] [dissertation]. Kazan; 2004. (In Russ.).
  12. Kechichian Joseph A. Oman and the World. The Emergence of an Independent Foreign Policy. RAND Corporation. 1995.

Copyright (c) 2022 Akhmedova N.S., Al-Yafai A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies