US public diplomacy in the Republic of Cyprus 1974-2004

Cover Page

Cite item

Abstract

The article covers the period of the development of public diplomacy of the United States of America in the Republic of Cyprus. The chronological framework is determined by the process of historical formation of the US public policy and the beginning of the active implementation of public diplomacy programs on the island as a means of fulfilling foreign policy tasks. The author points out that the political course of the leadership of the United States from the second half of the 20th century was focused on more active inclusion of the country in international politics and the rejection of isolationism, which was primarily reflected in the departure from the postulates of the Monroe Doctrine and the entry of the United States into the First World War. This, in turn, had a great influence on the development of public diplomacy in the United States as a tool to promote the interests of the country, the creation of the necessary information support for foreign policy actions of the state, as well as a favorable image of the United States in other countries. For a long time, the USA did not consider Cyprus as one of the priorities of its foreign policy in the Eastern Mediterranean. This was largely due to the fact that Cyprus was part of traditional interests of Great Britain. Washington’s involvement in Cyprus occurred after the events of 1974 and the following Cyprus crisis. The United States focused on the Cyprus problem in the face of growing destabilization of the Middle East, showing interest in the logistics and transport infrastructure, a kind of natural “outpost” on the southeastern borders of NATO.

Full Text

Публичная дипломатия США оказывает огромное влияние на современные международные отношения, представляя собой уникальное явление политико-культурной традиции США, а также являясь средством достижения геополитических и макроэкономических целей страны в конкретном регионе мира. До военного турецкого вторжения 1974 г. Вашингтон находился в стороне от активного проведения публичной дипломатии на Кипре, который традиционно входил в зону интересов его ключевого союзника - Лондона. Однако военное вторжение, а затем оккупация Турцией северного Кипра стала яркой иллюстрацией провала внешней политики Великобритании на кипрском направлении. Активизация публичной дипломатии США на Кипре приходится на период после 1974 г., именно с момента начала турецкой агрессии в северной части Кипра начинается активное подключение ООН, международных организаций и прочих акторов международных отношений. Таким образом, внешнеполитические действия США на данном направлении укладываются в общую логику исторического процесса, происходящего на Кипре. Напомним, что в 1975 г. на «медном острове» было провозглашено «Турецкое федеративное государство Кипра». Мировое сообщество осудило этот шаг, в частности, резкая критика указанного события содержалась в соответствующей резолюции СБ ООН [1, 2]. Первым шагом Вашингтона, направленным на выработку плана мирного урегулирования на Кипре, стали «рамочный проект» или «план АВС» [1], представленный в 1978 г. на сессии в ООН. Данный проект был подготовлен совместно с Канадой и Великобританией. Автор отмечает, что данный вопрос является одним из основных рычагов давления, применяемых Вашингтоном и Лондоном, против кипрских элит. В частности, как отметил госсекретарь США, один из самых известных деятелей американской внешней политики, Г. Киссенджер в 1978 г. в своем письме министру иностранных дел Греции Д. Бициосу, что США намерены «противодействовать попыткам любой из сторон решить вопрос с применением военной силы» [3]. В этом свете случилось два важных события: в 1978 г. были сняты американские ограничения на экспорт вооружений в Турецкую Республику, в марте 1980 г. Вашингтон и Анкара подписали соглашение об оборонном и экономическом сотрудничестве. С некоторым опозданием подобные процессы шли между США и Грецией: в 1980 г. Афины вернулись в НАТО, новое соглашение об обороне было подписано в 1983 г. В то же время в 1983 г. ТРСК объявила независимость, что послужило поводом к началу экономической блокады. Попытки решения Кипрской проблемы предпринимали Генеральные секретари ООН Б. Гали (план Гали) и Кофи Аннан (план Аннана). На реализации проекта Б. Гали также настаивала Великобритания в 1996 году [4. Р. 96-97]. Также предпринимались попытки влиять на ситуацию в формате G-8 («Кельнская декларация» 1999 г.). США были заинтересованы в укреплении своего влияния в регионе со стратегической значимостью в контексте обеспечения юго-восточного фланга НАТО. Восточное Средиземноморье - одна из традиционных зон ответственности и интересов организации, что подтверждается доктринальными документами. Североатлантический Алльянс заинтересован в укреплении своего влияния в Средиземном море, поскольку регион занимает важную роль в логистических цепочках и транспортных коридорах, особое внимание заслуживает Суэцкий канал, по которому идет больше 40% мирового товарооборота. С другой стороны, побережье Северной Африки и Ближнего Востока традиционно является нестабильным регионом планеты, особенно в настоящий момент, когда он находится в состоянии турбулентности, вызванной событиями «арабской весны» и появлением многочисленных террористических группировок и гражданской войной в Сирии. Кипр также в силу своего географического положения, наличия на острове суверенных военных баз Великобритании, комплексов радио-спутникового перехвата, узлов связи, осуществляющих техническую коммутацию между Европой, Ближним Востоком и Северной Африкой, обширной национальной зоны приема/передачи полетной информации от транзитных воздушных судов (Flight information region - FIR), масштабной портовой и морской логистической инфраструктуры безусловно предоставляет и будет представлять интерес для НАТО. Отметим, что в 2014 г. Кипр выразил намерение присоединится к программе НАТО «Партнерство ради мира» [5], однако по всем нормативам в настоящий момент в силу наличия на своей территории неурегулированного конфликта не может стать членом НАТО. Вашингтон фактически является стороной, заинтересованной в привлечении НАТО в качестве гаранта будущих соглашений между двумя общинами и конституционного строя Кипра. При этом политические силы на Кипре показывают, что отношение на такие идеи внутри кипрского истеблишмента и за пределами РК крайне противоречиво. Например, партия АКЭЛ («Прогрессивная партия трудового народа») и ЭДЕК («Движение социал-демократов Единый демократический союз центра») считают, что НАТО не должно вмешиваться в каком-либо формате в вопросы обеспечения безопасности на острове. Лидеры ДИСИ («Демократический сбор») и управленческий аппарат рассматривают такую возможность как реальную. ДИКО («Демократическая партия») занимает выжидательную позицию, хотя лидеры этой партии очень скептически относятся к вовлечению Кипра в НАТО из-за членства в блоке Турции. Отметим, что пронатовская позиция правящей партии обеспечена обширным греческим лобби из числа действующих и бывших высокопоставленных военнослужащих Пентагона. Из этих обстоятельств вытекает необходимость США прибегать к различным институтам публичной дипломатии на Кипре. Однако, как обычно в американской внешней политике, присутствует и обширный коммерческий интерес. Так США заинтересованы в перспективных разработках морских нефтегазовых месторождений и развитии энергетических проектов. В 2011 г. американская нефтегазовая компания Noble Energy обнаружила на шельфе Кипра газовое месторождение с запасами в 150 млрд кубометров [6]. По предварительным данным, часть данного месторождения находится на участке 11 исключительной экономической зоны Кипра, на территории которого изыскательные работы осуществляет французская компания «Тотал» [7]. На фоне стремления ряда европейских государств снизить энергетическую зависимость от России вариант поставки сжиженного газа для них является более предпочтительным. Вице-президент США Джозеф Байден в мае 2014 г. в ходе своего официального визита на Кипр заявил следующее: «Кипр готовится стать ключевым игроком, способным превратить Восточное Средиземноморье в новый глобальный источник природного газа» [8]. Битву за самые перспективные блоки кипрской акватории выиграли американская Noble Energy, французская Total и итальянская Eni. На этом фоне правительство РК приняло решение о дополнительном комплексном исследовании ИЭЗ Кипра для получения полной информации о запасах углеводородов. В этих целях министр энергетики РК Г. Лаккотрипис 29 сентября 2014 г. подписал договор с президентом американской компании «Неос Геосолюшинз» Дж. Холлисом по проведению геологоразведочных работ [9]. США вынуждают привлекать именно их компании для проведения разработок благодаря давлению на РК со стороны Турции, которая угрожает сорвать все исследования. Израиль, так же как и Кипр, подписал договор с «Ноубл Энерджи» и «Делек Групп» [10] по разработке и использованию вышеназванных газовых месторождений. Таким образом, интересы США на острове увязываются в первую очередь с экономическими и политическими перспективами сотрудничества, а также образовательными обменами. В связи с перспективами разработки запасов углеводородов на шельфе Кипра большинство научных организаций страны выражает заинтересованность в изучении имеющегося зарубежного опыта и подключения к совместным исследовательским проектам в области энергетики. При этом киприоты рассчитывают не только получить необходимый объект практических знаний практических знаний, но и использовать его для создания собственной научно-производственной базы ТЭК, в первую очередь стран Западной Европы и США. Центральное место в реализации программ публичной дипломатии США в Республике Кипр занимает Государственный департамент. «Консультативная комиссия США по публичной дипломатии» при Госдепартаменте свидетельствует о том, что публичная дипломатия становится все более актуальной в контексте реализации внешней политики США. «Современные стратегии и инструменты общественной дипломатии последовательно реализуются с целью обеспечения национальной безопасности страны» [11]. Одобренный конгрессом США «Комплексный годовой отчет по вопросам публичной дипломатии и международного вещания» за 2015 г. раскрывает программы, проводимые Государственным департаментом и «Советом управляющих вещанием». Он основан на данных Совета управляющих вещанием, шести региональных и 11 функциональных бюро в Государственном департаменте, а также Секции по связям с общественностью (PAS) в посольствах США по всему миру. Две трети этого отчета служит в качестве справочного документа для всемирной стратегии продвижения внешней политики США с помощью информационных программ. Было реализовано 84 академических, профессиональных, молодежных, культурных и спортивных программ примерно в 180 представительствах за рубежом, а также программы для 72 международных вещательных служб. В 2014 финансовом году Государственный департамент потратил 1,069 млрд долларов США на финансирование публичной дипломатии. Совет управляющих вещанием выделил 7,3 млрд долларов США. Таким образом, общие расходы составили 1,803 млрд долларов США. Хотя это увеличение по сравнению с 1,759 миллиардов долларов США, потраченных в 2013 финансовом году, однако расходы на программы публичной дипломатии занимают лишь 3,53 процента от общих расходов на международные дела. На дипломатические и консульские программы (Diplomatic and Consular Programs (D&CP) в области публичной дипломатии было выделено 364,179 млн долл. США, на программы в области образовательных и культурных обменов (Educational and Cultural Exchange (ECE): было выделено 574,439 млн долл. США. Совет управляющих вещанием потратил 733,480 млн долл. США. Кипр находится на 105 месте по финансированию программ публичной дипломатии с бюджетом в 712,903 тыс. долл. США [9]. Программы внешней помощи (Support for Foreign Assistance Programs) 129,638 тыс. долл. США. Программы в области медиа и прессы (Media/Press Activities) 99,812 тыс. долл. США. Вспомогательные миссии (Support for Mission Initiatives) 95,051 тыс. долл. США. Культурные программы (Cultural Programs) 77,313 тыс. долл. США. Supplementing IIP Programs 67,167 тыс. долл. США. Основные программы, реализуемые Государственным департаментом на Кипре, осуществляются Бюро по образовательным и культурным программам (Bureau of Educational and Cultural Affairs Exchange Programs) [12]. Центральное место занимают программы Фулбрайта, которые предоставляют гранты для квалифицированных аспирантов из Кипра для учебы в аспирантуре в Соединенных Штатах. Ученые могут участвовать в проведении пост-докторских исследований в учреждениях США, а также имеют право на получение стипендиата программы Фулбрайта в резиденции грантов (Fulbright Scholar-in-Residence Grants). Кроме того, студенты и преподаватели из Кипра, также имеют право на программу Фулбрайта для преподавателей английского языка (Fulbright Foreign Language Teaching Assistant Program (FLTA). Ученые могут претендовать на программу Фулбрайт для Европейского Союза (Fulbright European Union Scholar-in-Residence Program) [13]. С 1981 г. американо-кипрская программа стипендий (CASP) привлекает студентов и профессионалов греков и турок киприотов в Соединенные Штаты для программ обучения и специальной подготовки в областях, которые являются жизненно важными для нужд Кипра, а также стремится содействовать улучшению коммуникации, уверенности и доверия между греками и турками-киприотами с помощью специальных межобщинных мероприятий. Госдепартамент США нацелен на повышение экономического и социального развития Кипра через высшее образование [14]. Также следует отметить такие программы, как: «Американский Совет молодых политических лидеров» (ACYPL), которая фокусируется на международных образовательных обменах для молодых политических лидеров во всем мире. Программа предусматривает глубокий анализ управления и политики государства, изучение двусторонних отношений, культуры и географического разнообразия. Эта программа предназначена для содействия взаимопониманию, уважению и дружбе с целью выращивания долгосрочных отношений между молодыми людьми, которые готовы стать завтрашними мировыми лидерами и политиками [12]. Программа «Молодые спортсмены» - программа для спортсменов и тренеров. Программа предоставляет участникам возможность взаимодействовать с американцами и перенимать опыт американского общества, культуры и ценностей из первых рук. «Изучение институтов США» (SUSIs) - это послевузовские учебные программы для среднего звена иностранных ученых, преподавателей, специалистов-практиков, целью которых является укрепление учебных программ и улучшение преподавания о Соединенных Штатах Америки в учебных заведениях за рубежом. В институтах ученые участвуют в академических и панельных дискуссиях, взаимодействуют и создают сети американскими учеными, встречаются с экспертами, посещают общественные институты, а в некоторых случаях принимают участие в научно-исследовательских симпозиумах. В 2016 г. планировалось реализовать 10 программ [16]. «Совет американских заморских исследовательских центров» («The Council of American Overseas Research Centers» (CAORC) основан в 1981 г. и является частной некоммерческой федерацией независимых зарубежных исследовательских центров (ORCS), которые продвигают передовые исследования в области гуманитарных и социальных наук, с акцентом на сохранение культурного наследия, понимания и интерпретации современных обществ. Финансирование производится Государственным департаментом США, департаментом образования США и Смитсоновским институтом, а также от частных фондов и частных лиц [17]. Реализацией на местах программ публичной дипломатии занимаются посольства, а именно Отделы по связям с общественностью (Public Affairs Sections (PAS), которые занимается прессой и культурными связями посольства США со страной пребывания. На Кипре штат состоит из 8 американцев и киприотов, которые проводят разъяснительную работу в различных кипрских аудиториях. Сотрудник по связям с общественностью является пресс-секретарем посольства. Культурные и пресс-специалисты разрабатывают программы по повышению понимания Соединенных Штатов среди всех киприотов. «Программа межобщинной поддержки» и «Центр информационных ресурсов» являются ключевыми программами. «Программа межобщинной поддержки» посольства «The Embassy’s Bicommunal Support Program» (BSP) организует учебные программы для греков-киприотов и турок-киприотов в таких областях, как образование, СМИ, молодежное лидерство и т.д. Эти программы дают участникам возможность работать вместе, чтобы сломать барьеры и найти практические решения проблем. С момента создания в 2000 г. BSP тысячи киприотов участвовали в данной программе через широкий спектр мероприятий. Программы BSP находятся в ведении «Amideast», американской некоммерческой организации, которая располагает собственным офисом и штатом на Кипре. В дополнение к программам «Amideast» BSP непосредственно курирует Фонд малых грантов (до 10000 долл. США), который поддерживает межобщинные проекты. Эти гранты предназначены для того, чтобы помочь киприотам поддержать свои собственные межобщинные начинания на Кипре. Агентство по международному развитию (USAID) впервые начало работать на Кипре в качестве гуманитарной операции по оказанию помощи летом 1974 г. и с тех пор превратилось в программу межсекторного развития, направленную на повышение качества и количества взаимодействия между киприотами-греками и киприотами-турками и на сокращение экономического неравенства между общинами, чтобы усилить практическую, экономическую основу для объединения в рамках будущего двухзональной, двухобщинной федерации. USAID поддерживает сотрудничество между отдельными лицами и организациями с двух сторон с тем, чтобы уменьшить напряженность и содействовать установлению климата, который будет способствовать примирению. Агентство тратит около 36,5 млрд долл. США в год согласно годовому отчету [18]. USAID финансирует ключевые программы, проводимые на острове, в том числе при посредничестве ООН. Совместные программы ПРООН финансируются USAID: «Action for Cooperation and Trust» (UNDP-ACT) «Bi-communal Development Programme» (BDP) [18]. В данных программах приняли участие более ста тысяч киприотов по всему острову. Цель программ - укрепление межобщинных отношений и доверия путем создания возможностей для гражданского общества для участия в процессе примирения и создание благоприятных условий для межобщинного сотрудничества. Более 60 млн долл. США USAID выделило на программу «Обеспечение сотрудничества и доверия» (Action for Cooperation and Trust (UNDP-ACT). Программа помогла наладить взаимоотношения между гражданским обществом двух общин, бизнес-представителями и политиками, которые ранее были напряженными или просто не существовали. Программа также способствовала восстановлению исторических зданий острова [19]. С момента своего создания в 2005 г. проекты UNDP-ACT и SCORE предоставили уровень социальной сплоченности и примирения по всему острову. Данные программы были разработаны совместно с «Центром по обеспечению устойчивого мира и демократического развития» (Centre for Sustainable Peace and Democratic Development). «Программа двухобщинного развития» заработала незадолго до того, как начались переговоры между кипрско-греческой и кипрско-турецких лидеров по формуле Организации Объединенных Наций по примирению и объединению. Была надежда, что под эгидой Организации Объединенных Наций, используя «план Аннана», две части острова воссоединятся, что, однако, не произошло, так как большинство участвовавших 24 апреля 2004 г. референдуме греков-киприотов проголосовали против объединения двух частей острова на предложенных условиях, USAID заключил контракт с Associates, Inc. для оценки развития стратегии, достижения целей и реализации «Программы двухобщинного развития». В 1998 г. программа была передана ПРООН. Программу двухобщинного развития (БПР) осуществляло Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (The United Nations Office for Project Services (UNOPS). Суммарно было потрачено около 67 миллионов долларов США на межобщинные мероприятия с целью укрепления сотрудничества и взаимопонимания между греками-киприотами и турками-киприотами. Помимо негосударственного влияния на население и элиты острова (НПО, НКО) Соединенные Штаты реализуют ряд ключевых программ через Госдепартамент, USAID, Отделы по связям с общественностью при посольстве США в Кипре. Кроме того, проводятся научные, образовательные и культурные обмены между Соединенным Штатами и Республикой Кипр. Киприотам выделяются специальные гранты и стипендии для прохождения обучения в американских вузах. Для совместного обучения по двойным программам активно привлекаются университеты так называемой ТРСК. США и Турция поддерживают студентов из третьих стран, которые начинают проходить обучение в «непризнанной республике», а затем заканчивают его в США, получая американские дипломы. Таким образом, несмотря на историческую привязку Кипра к Великобритании, все большую роль во внутренних делах страны играют США. Происходит комплексное проникновение американцев в экономику, энергетику и другие сферы. По мнению автора, подобные шаги Вашингтона полностью укладываются в общую логику мягкосилового воздействия, что позволяет сконструировать мощный рычаг воздействия на население и элиту. Вашингтон начинает подходить к Кипру как к важному элементу общей системы безопасности НАТО на Ближнем Востоке. Однако для полноценного вступления страны в НАТО требуется решение «Кипрского вопроса» о территориальной целостности, автор считает, что третьей стороной в этом процессе могут стать США.

×

About the authors

Alexey Vitalievich Danilov

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: danalessio@ya.ru

postgraduate student

6, str. Miklukho-Maklaya, Moscow, Russian Federation , 117198

References

  1. Karabarbunis H. Cyprus “From Turkish Invasion to EU Accession” Documents. 1974–2002. Athens, 2003.
  2. UNSC Resolution 353 [Electronic resource]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/ 353(1974)
  3. Meinardus R. Third-party Involvement in Greek-Turkish Disputes // The Greek-Turkish Conflict in the 1990s. Domestic and External Influences / Ed. by D. Constas. London, Basingstoke; Macmillan Bonn: Friedrich Nauman Foundation, 1991.
  4. Dodd C.H. The Cyprus Imborglio / C.H. Dodd. Huntingdon, Eothen Press, 1998.
  5. Cyprus intends to join the NATO Partnership for Peace program [Electronic resource]. URL: https://www.trend.az/world/europe/2231267.html.
  6. New Aphrodite is born from gas [Electronic resource]. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2482065.
  7. Total Enters Deep Offshore Exploration in Cyprus [Electronic resource]. URL: http://www.total.com/en/media/news/press-releases/20130206-total-enters-deep-offshore-exploration-in-cyprus.
  8. Ολοκληρώθηκε η επίσκεψη Μπάιντεν στην Κύπρο [Electronic resource]. URL: http://www.philenews.com/el-gr/top-stories/885/200656/epafon-synecheia-gia-ton-tzo-bainten-synechis-enimerosi Πέµπτη.
  9. Speech by the Minister of Foreign Affairs, entitled “Cyprus in the Eastern Mediterranean: Strategic Location, Strategic opportunities”, at the Woodrow Wilson Center (Washington – 12/20/2011) [Electronic resource]. URL: http://www.mfa.gov.cy/ mfa/mfa2016.nsf/All/AAD36B9C8D5E1C24C2257FA0004593B7?OpenDocument.
  10. Annual report of Noble Energy Inc., 2015 [Electronic resource]. URL: http://ar2015.nobleenergyinc.com.
  11. Comprehensive Annual Final Report Cyprus Bi-communal Development Program May 25, 2004 [Electronic resource]. URL: http://www.makarios.eu/upload/ 20041102/1099351622-02594.pdf.
  12. Exchange Programs – United States Department of State [Electronic resource]. URL: https://exchanges.state.gov/non-us.
  13. Bureau of Educational and Cultural Affairs [Electronic resource]. URL: http://eca.state.gov/fulbright/country/cyprus.
  14. Academic and Cultural Exchange [Electronic resource]. URL: http://www.amideast.org/ our-work/academic-and-cultural-exchange.
  15. Sports Visitor Program [Electronic resource]. URL: http://exchanges.state.gov/non-us/program/sports-visitor-program.
  16. Study of the U.S. Institutes for Scholars [Electronic resource]. URL: http://exchanges.state.gov/non-us/program/study-us-institutes-scholars.
  17. Council of American Overseas Research Centers [Electronic resource]. URL: http://www.caorc.org/#!who-we-are/c1wzq.
  18. Agency Financial Report – Fiscal Year., 2015 // United States Agency for International Development. November 16, 2015 [Electronic resource]. URL: https://www.ferc.gov/about/strat-docs/financial-reports/FY-2015.pdf.
  19. UNDP [Electronic resource]. URL: http://www.cy.undp.org/content/cyprus/ en/home/operations/about_undp.html.

Copyright (c) 2020 Danilov A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies