The impact of the China-Africa cooperation Forum on the deepening of relations between China and Africa

Cover Page

Cite item

Abstract

The Sino-African cooperation forum largely determines the trajectory of cooperation between Chinese and African countries. Being established in 2000, it facilitated the institutionalisation of the interactions between China and its African partners. Throughout twenty years of FOCAC functioning, the parties have successfully held a number of forums, which have significantly expanded the scope of cooperation. At present, a big number of scientific works are devoted to research the increase of the Chinese presence in Africa, on the other hand there is quite a few works done on FOCAC activities research, which predetermined the choice of this topic. In addition, analysis of the FOCAC performance results that have been reached by the 20th anniversary are of a certain interest. In this article, the author will identify the reasons for the parties’ interest in institutionalizing the interaction between China and Africa, will reveal promising areas of cooperation, as well as will analyze the impact of the Beijing FOCAC Action Plan for 2019-2021 to expand cooperation between China and the countries of the African continent.

Full Text

Введение. Форум китайско-африканского сотрудничества был создан по инициативе китайской стороны в 2000 году. В том же году состоялся первый Форум в Пекине. ФОКАК является основным механизмом взаимодействия между КНР и странами Африканского континента. Если к 2000 году еще не все государства Африки установили дипломатические отношения с китайской стороной, то по мере расширения китайского присутствия в Африке, укрепления взаимодействия в рамках Форума все большее число африканских стран стали устанавливать официальные отношения с Пекином. Так, к 2012 году из 54 государств Африканского континента 50 имели дипотношения с Китаем. Буркина-Фасо, Гамбия, Сан-Томе и Принсипи, а также Свазиленд (с 2018 года государство переименовано в Королевство Эсватини) по-прежнему поддерживали официальные отношения с Тайванем. Однако в 2013 году Гамбия, в 2016 году Сан-Томе и Принсипи, в 2018 году Буркина-Фасо признали, а затем установили дипотношения с Китайской Народной Республикой. Переход на новый уровень взаимоотношений с КНР привел к включению данных стран в работу ФОКАК, а также предоставил доступ к выгодам, которые открывает сотрудничество в рамках Форума. На сегодняшний день лишь Королевство Эсватини поддерживает дипломатические связи с Тайванем. Китай является сторонником развития многостороннего сотрудничества, таким образом, ФОКАК олицетворяет собой эффективный механизм взаимодействия между КНР и Африкой путем диалога и консультаций. Заседания Форума китайско-африканского сотрудничества проводятся раз в три года поочередно в Китае и африканских государствах. Заседания делятся на два типа: саммиты с участием глав государств, министерские конференции. На сегодняшний день состоялось 3 саммита (в 2006 г. - в Пекине, в 2015 г. - в Йоханнесбурге, в 2018 г. - в Пекине), а также 4 конференции (в 2000 г. - в Пекине, в 2003 г. - в Аддис-Абебе, в 2009 г. - в Шарм-эш-Шейхе, в 2012 г. - в Пекине). В то же время необходимо сказать о том, что в рамках саммитов также проходят министерские конференции. В рамках Форумов подводятся итоги сотрудничества, принимаются новые программные документы, которые предопределяют характер и направления взаимодействия между КНР и Африкой на последующие три года. Конференции и саммиты ФОКАК Первая конференция была проведена в Пекине в октябре 2000 года, с поздравительной речью выступил председатель КНР Цзян Цзэминь. Более 80 министров из Китая, 44 из стран Африки, представители 17 региональных и международных организаций, члены бизнес-сообщества приняли участие в работе конференции. Здесь же были обозначены основные направления сотрудничества, нацеленные на создание нового, стабильного, долгосрочного партнерства между Китаем и африканскими государствами, базирующегося на равенстве и взаимной выгоде. В результате конференции были приняты Пекинская декларация, Программа китайско-африканского сотрудничества в области экономического и социального развития. Было решено создать Фонд развития человеческих ресурсов в Африке для помощи африканской стороне в деле подготовки специалистов различных направлений, а также для поощрения инвестиций китайскими предприятиями в Африке. Данный фонд работает под эгидой ряда министерств - министерства иностранных дел, образования, науки и технологий, здравоохранения, коммерции, сельского хозяйства - каждое из которых занимается подготовкой африканских граждан в меру своих компетенций. Стороны также пришли к выводу о необходимости учреждения Выставочного центра китайской и африканской продукции в Китае для продвижения торговли и содействия африканской продукции на китайском рынке. Успешное проведение данной конференции знаменует открытие Форума китайско-африканского сотрудничества, создание новой платформы для диалога между Китаем и Африкой. Вторая конференция ФОКАК прошла в столице Эфиопии, городе Аддис-Абебе, в 2003 году. Премьер-министр Китая Вэнь Цзябао, премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи и другие приняли участие в работе конференции. В своем выступлении премьер-министр КНР выдвинул предложение из четырех пунктов для дальнейшего развития дружбы и сотрудничества между сторонами. Они включают в себя: 1) продвижение традиционной китайско-африканской дружбы через взаимную поддержку; 2) содействие демократизации международных отношений посредством интенсивных консультаций; 3) совместное решение проблем глобализации путем координации позиций; 4) открытие новой главы в дружественных отношениях между Китаем и Африкой через расширение сотрудничества [1]. Стороны также подвели итоги, которые были сделаны в результате выполнения целей и задач, поставленных в ходе первой конференции. По итогам встречи была принята Декларация, а также план действий (2004-2006) [2]. Большое внимание было сосредоточено на экономических и социальных вопросах. Сторонами было принято решение установить новый тип партнерства, базирующегося на долгосрочной стабильности, равенстве, взаимной выгоде и всестороннем сотрудничестве. Первый саммит ФОКАК состоялся в Пекине в 2006 году. Также прошла встреча в рамках третьей министерской конференции. Этот год был юбилейным, так как в 1956 году были установлены дипломатические отношения между Китаем и Египтом, что способствовало дальнейшему расширению китайско-африканского взаимодействия. Итогом саммита стала принятая Декларация, а также Пекинский план действий на 2007-2009 гг. [3]. В Декларации нашли отражение позиции Китая и государств Африки по основным международным проблематикам, а также был провозглашен переход на новый уровень сотрудничества между сторонами - уровень стратегического партнерства, который включает политическое равенство, взаимное доверие, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и культурные обмены. Пекинский план действий на 2007-2009 гг. включил в себя основные направления сотрудничества в экономической и социальной сферах, которые должны способствовать взаимной выгоде и общему развитию. Принято решение о создании Фонда развития с общей суммой 5 млрд долл. США, а также открытии от 3 до 5 специальных экономических зон. Увеличивалось количество грантов с 2 тыс. до 4 тыс. для получения образования в Китае африканским персоналом, решено увеличить количество строящихся школ до 100 единиц, а также 30 больниц и 30 противомалярийных центров, предоставить финансирование на противомалярийные медикаменты и т.д. Во время саммита председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул три позиции: 1) Китай всегда является надежным партнером по содействию миру и стабильности в Африке; 2) Китай всегда является надежным партнером для достижения развития и процветания в Африке; 3) Китай всегда является надежным партнером, поддерживающим активное участие Африки в международных делах [4]. Примечательно, что в 2006 году Китай впервые, а затем в 2015 году опубликовал два документа - «Политика Китая в отношении Африки», которые содержат план дальнейшего китайско-африканского сотрудничества в различных сферах. Западная аудитория окрестила данные доклады как «Белые книги» [5. С. 347]. Четвертая конференция Форума прошла в 2009 году в египетском городе Шарм-эш-Шейхе. Результатом встречи стала принятая Декларация, а также план действия на период с 2010 по 2012 гг. Традиционно большое внимание уделяется развитию сотрудничества в сфере экономики и социального развития. Китайская сторона не только увеличила количество запланированных проектов, предоставляемых грантов, совместных программ, но также сделала акцент на проекты в области чистой энергии и других сферах. Китай, как и прежде, включил в план финансирование проектов по строительству противомалярийных центов (их количество было увеличено), предоставление лекарств на сумму 1,5 млрд долл. США, переквалификацию медицинских сотрудников и т.д. Также в рамках конференции был принят План китайско-африканского партнерства в области науки и технологий. Здесь также важно отметить, что данная конференция способствовала тому, что в октябре 2010 года в Китае прошел первый «Мозговой» форум Китая и Африки (China-Africa Think Tanks Forum - CATTF). Цель данного мероприятия заключалась в обмене идеями по дальнейшему развитию китайско-африканского сотрудничества. Премьер-министр КНР Вэнь Цзябао в ходе форума отметил восемь направлений для большего углубления китайско-африканских отношений: 1) изменения климата; 2) наука и технологии; 3) аграрный сектор; 4) медицина и здравоохранение; 5) развитие человеческих ресурсов и образование; 6) культурные обмены; 7) торговые преференции; 8) финансовая поддержка [6]. Пятая конференция состоялась в 2012 году в Пекине. Приняты Декларация, а также Пекинский план действия (2013-2015 гг.). На конференции стороны пришли к выводу о необходимости не только расширения сотрудничества между Китаем и африканскими государствами, но и укрепления взаимодействия по линии «Юг-Юг» для обеспечения прогресса в развитии. В плане подчеркивалась значимость сельского хозяйства и продовольственной безопасности, необходимость передачи технологий, важность прямых инвестиций и доступа на рынки. Стороны также обозначили намерение создать китайско-африканский энергетический форум, целью которого является расширение возможностей для улучшения производства энергии, а также более эффективного использования природных ресурсов. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун во время своего выступления на пятой Министерской конференции подчеркнул важность непрерывного сотрудничества «Юг-Юг» для глобального экономического роста. «Китай и африканские страны считают, что их будущее благополучие тесно связано с интеграцией в мировую экономику и рынок. Сегодня эти отношения равенства и взаимной выгоды поднимают новые высоты», - отметил господин Пан Ги Мун [7]. Примечательно, что в докладе Фонда Карнеги в 2012 году Китай был отмечен в качестве главного источника внешней помощи странам Африки [8]. Можно предположить, что на новое позиционирование Китая оказали влияние действия Пекина по оказанию продовольственной помощи странам Африканского Рога ввиду сильной засухи в 2011 году. Второй саммит и шестая конференция в 2015 г. в Йоханнесбурге. Данный саммит является знаковым, так как впервые прошел на территории африканского континента. В ходе саммита были приняты Декларация, а также План действия на 2016-2018 гг. В Декларации были сформулированы пять столпов китайско-африканских отношений: 1) равенство и взаимное доверие в политической сфере; 2) сотрудничество и стремление к взаимному выигрышу в экономике; 3) культурные обмены; 4) взаимная помощь в сфере безопасности; 5) сплоченность и взаимодействие в международных делах [9]. В своем выступлении в Йоханнесбурге председатель КНР Си Цзиньпин выразил готовность Китая в расширении сотрудничества в сфере здравоохранения, оказании помощи в ее модернизации и в борьбе против малярии и других заболеваний, в сокращении детской и материнской смертности. Си Цзиньпин также объявил о готовности Китая построить Центр Африканского Союза по контролю за заболеваниями. Можно предположить, что большой акцент на сотрудничестве в сфере здравоохранения и медицины не случаен, так как ранее в 2014 году Китай активно участвовал в предотвращении распространения и создании вакцины против лихорадки Эбола. Китай также выразил готовность продолжать оказывать поддержку и предоставлять гранты на обучения африканским гражданам в Китае. Стоит отметить, что реализуется программа «Африканские таланты», в рамках которой за 2012-2015 гг. подготовлены 30173 квалифицированных специалистов [10. C. 52]. Таким образом, Китай не только оказывает столь необходимую поддержку странам Африки, но также улучшает имиджевую составляющую своего государства за рубежом посредством «мягкой силы». Третий саммит прошел в 2018 г. в Пекине. Примечательно, что ранее планировалось провести не саммит, а конференцию, однако китайская сторона приняла решение повысить уровень встречи ввиду значимости более глубокого развития китайско-африканских отношений, а также увеличивающихся нужд Африки. Такое решение, по мнению автора, также может быть связано с осложнением китайско-американских отношений и необходимостью успешной реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь», к участию в которой привлечены африканские государства. Увеличивающаяся значимость ФОКАК подтверждается тем, что в работе саммита приняли участие представители 54 африканских государств и организаций, из них 40 президентов, 10 премьер-министров, 1 вице-президент, 1 председатель Комиссии Африканского Союза, а также другие представители власти, в том числе из 26 международных и африканских региональных организаций, в общей сложности более 3200 человек из КНР и из зарубежных стран. На саммите также присутствовал Генеральный секретарь ООН г-н Антониу Гутерриш, которые выделил пять областей, которые буду иметь важное значение для успеха китайско-африканского сотрудничества: 1) укрепление основ прогресса Африки, которое будет способствовать достижению устойчивого развития на всем континенте; 2) обеспечение национальной ответственности и устойчивого развития под руководством Африки; 3) уважение к руководству Африкой своего собственного будущего; 4) важность сотрудничества «Юг-Юг» как «основополагающего фактора справедливой глобализации» подчеркнул необходимость выполнения обязательств по линии Север-Юг, в том числе принятых в контексте Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития; 5) содействие устойчивой налогово-бюджетной политики [11]. Следует отметить, что данный саммит был самым представительным среди ранее проводимых в Китае дипломатических мероприятий. Председатель КНР Си Цзиньпин встретился с африканскими лидерами во время проведения Пекинского саммита, тем самым установив рекорд по количеству встреч с иностранными лидерами. Министр иностранных дел КНР Ван И в интервью отметил время саммита в качестве «золотой недели китайско-африканской дружбы» [12]. Президент ЮАР Сирил Рамафоса охарактеризовал Пекинский саммит ФОКАК как успешный и подчеркнул, что отношения между КНР и государствами Африки вступили в золотой век, настоящий век глубокого сотрудничества [13]. Си Цзиньпин также отметил, что Китай, развивая отношения со странами Африки, придерживается подхода «пять нет»: 1) не вмешиваться в стремление африканских стран идти по пути развития, который отвечает их национальным условиям; 2) не вмешиваться во внутренние дела; 3) не навязывать свою волю; 4) нет политической привязки помощи Африке; 5) нет стремлениям к эгоистическим политическим выгодам в инвестициях и финансировании при сотрудничестве с Африкой. Китайской стороной был предложен новый курс развития взаимодействия между сторонами, получивший название «шесть в одном». Курс предусматривает строительство китайско-африканского сообщества с единым будущим, а следовательно, и с совместной ответственностью, взаимовыгодное сотрудничество, достижение счастья, культурного процветания и общей безопасности, а также гармонии между человеком и природой. В результате встреч было подписано около 150 соглашений по сотрудничеству, в том числе соглашения по углублению взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Во время саммита были приняты Пекинский план действий (2019-2021 гг.), а также Декларация. Пекинская декларация была направлена на дальнейшее расширение направлений сотрудничества, а также на построение более тесного сообщества между Китаем и станами Африки. Были озвучены «восемь больших инициатив», которыми будут руководствоваться стороны при сотрудничестве. Интерес представляет намерение китайской стороны расширить поставки в Китай не сырьевых товаров из Африки. Виной тому дисбаланс в торговле и ее замедлившийся рост. Хотя стоит отметить, что торговый оборот между сторонами в 2017 году увеличился и достиг 170 млрд долл. США. К слову, в 2018 году торговля между Китаем и Африкой достигла более 204 млрд долл. США. Достижение поставленной цели видится в проведении первого китайско-африканского экономического и торгового ЭКСПО, которое с успехом прошло летом 2019 года. Главная цель проведения такого рода мероприятий видится в намерении Китая добиться к 2030 году решения проблемы продовольственной безопасности, с которой сталкиваются многие африканские государства. Китай также намерен в 2020 году создать торгово-экономическую инкубационную зону Китай-Африка, где будут сконцентрированы международные организации, предприятия и перспективные сотрудники из Китая и Африки. Данная зона-инкубатор будет призвана благоприятствовать китайско-африканскому сотрудничеству в области торговли, а также технологическому взаимодействию и обменам в различных сферах. Примечательно, что Китай также начинает все большее внимание уделять созданию Специальных экономических зон (СЭЗ) в Африке (такие уже работают в ряде стран, например на Маврикии, в Сенегале и Руанде). Пекин также отдает приоритет развитию человеческих ресурсов, так как без высококвалифицированного персонала невозможно достичь успеха в процессе модернизации Африки. Здесь же Си Цзиньпин заявил о создании Института Китай-Африка, который будет способствовать углублению взаимной учебы цивилизаций. Китайская сторона во время работы саммита неоднократно подчеркивала необходимость разрешения экологических проблем, углубления сотрудничества в области здравоохранения, культуры, энергетики, создания «зеленой экономики», совместного решения проблем мира и безопасности. Что касается объема финансирования, то оно традиционно удваивалось на каждом Форуме. Однако Пекинский саммит стал исключением, так как сумма соответствовала ранее заявленной в Йоханнесбургской декларации 2015 года и ровнялась 60 млрд долл. США. Из этой суммы 15 млрд составляет финансовая помощь, а 20 млрд будут израсходованы на беспроцентные кредиты. Безусловно, приоритетным направлением является финансирование инфраструктурных проектов. Особое внимание уделялось привязке африканских стран к инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП). По этой причине одной из тем Форума была связь между китайской инициативой и программой устойчивого развития ООН 2030 и Повесткой 2063 Африканского Союза, а также стратегиями африканских государств (например, План экономического восстановления и роста Нигерии). Для успешного продвижения ОПОП китайская сторона инициировала открытие логистического центра в Джибути, важность геостратегического расположения страны подтверждается сосредоточением военных баз ряда иностранных государств. Джибути в данном случае отводится особая роль, которая заключается не только в обеспечении бесперебойного прохода китайских судов в направлении Европы, но и контроль со стороны Китая Баб-эль-Мандебского пролива. Новый форпост является частью китайской зоны влияния, протянувшейся по восточным и южным рубежам Индии, охватывает Шри-Ланку, Бангладеш, Мьянму. Положительным результатом создания ВМС может служить более широкое обеспечение безопасности в Африке, а также расширение международного сотрудничества в области региональной безопасности [14. С. 83]. Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на запуск новых торговых путей, установление связей и создание новых возможностей для развития бизнеса между странами. ОПОП проходит через более чем 60 стран, через Азию, Европу, Ближний Восток и Африку. История - наш лучший учитель. Шелковые маршруты показывают, что географическое расстояние не является непреодолимым. В целом китайская инициатива может содействовать миру и развитию во всем мире. Как гласит китайская поговорка, «персики и сливы не говорят, но они настолько привлекательны, что под деревьями образуется тропинка», так и инициатива «Один пояс, один путь» становится реальностью и приносит богатые плоды [15. С. 48]. Свою речь во время Форума в Пекине Си Цзиньпин завершил нижеследующей фразой: «Будущее китайско-африканских отношений зависит от нашей молодежи…. “Красное восходящее солнце осветит дорогу впереди”. Уверен, что эстафета китайско-африканской дружбы будет передаваться из поколения в поколение и в том, что Китай и Африка, работая вместе, построят еще более динамичное сообщество с общим будущим. Наступил день, когда китайская нация реализует свою мечту о национальном обновлении, а Африка реализует свою мечту о единстве и умиротворении!» [16]. Заключение Стоит отметить, что Форум китайско-африканского сотрудничества (ФОКАК) играет важную роль в развитии взаимодействия между Китаем и африканскими государствами. Привлекательность Китая для Африки не вызывает сомнений, что может быть подтверждено количеством официально установленных дипломатических отношений. Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день лишь одно государство сохраняет «несговорчивость» по вопросу установления дипотношений с Китайской Народной Республикой, речь идет о Королевстве Эсватини (Свазиленде). В ходе каждой встречи стороны подводят итоги сотрудничества за прошедшие три года, а также провозглашают новые программы сотрудничества. Здесь также важно сказать об открытии Института Китай-Африка в апреле 2019 года, необходимость создания которого была отмечена председателем КНР во время ФОКАК 2018 года. По мнению д.и.н., профессора РАН А.В. Ломанова, «теперь Китай создает инструменты для международного научного взаимодействия и проекции собственных идей во внешний мир» [17. С. 166]. Китай большое внимание уделяет инфраструктурным проектам в Африке. Учитывая тот факт, что в 2017 году были опубликованы «Руководящие рекомендации о дальнейшем управлении и стандартизации направлений зарубежного инвестирования» № 74, где отмечена необходимость «придавать особое значение инвестиционным проектам за рубежом, способствующим развитию инициативы «Один пояс, один путь», а также развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры в сопредельных государствах», автор полагает, что ОПОП будет привлекать все большее и большее внимание африканских партнеров ввиду заинтересованности в получении инвестиций в инфраструктуру, что позволит Китаю увеличить свое присутствие в Африке. Анализируя 20 лет, на протяжении которых функционировал Форум китайско-африканского сотрудничества, стоит отметить, что были не только институционализированы отношения между Китаем и Африкой, но и Форум расширил присутствие китайской стороны на континенте. Как Китай, так и Африка заинтересованы в расширении сотрудничества. Африканские государства, безусловно, рассчитывают на получение все новых и новых дивидендов от взаимодействия с китайскими партнерами, которые находят отражения в безвозмездных кредитах, грантах, строительстве школ и больниц, помощи в переподготовке персонала, инфраструктурных проектах и так далее. Ввиду осложнения китайско-американских отношений Африка становится все более значимым внешнеполитическим направлением, что также связано с необходимостью успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь». Таким образом, автор приходит к заключению о том, что ФОКАК играет первостепенную роль в развитии китайско-африканских отношений, определяет тональность развития сотрудничества.

×

About the authors

Anastasia A. Zabella

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: zabella-aa@rudn.ru

PhD in History, Assistant of the Department of Theory and History of International Relations, the Department of Foreign Languages

6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russia

References

  1. Four- Points Proposal of the Chinese side // Forum on China-Africa cooperation. URL: https://www.focac.org/eng/ljhy_1/dejbzjhy_1/CI22009/t157583.htm. 10.01.2020.
  2. Forum on China-Africa Cooperation-Addis Ababa Action Plan (2004-2006) // China.org.cn. URL: http://www.china.org.cn/english/features/focac/185197.htm. 11.01.2020.
  3. Forum on China-Africa Cooperation Action Plan (2007–2009) // CCTV.com. URL: http://www.cctv.com/english/special/China-Africa_coop_forum/20091104/104289.shtml. 15.01.2020.
  4. Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation Adopts the Declaration and Beijing Action Plan // Consulate-General of the People’s Republic of China in San Francisco. URL: http://www.chinaconsulatesf.org/eng/xw/t279645.htm. 12.01.2020.
  5. Zabella A.A. Africa in the foreign policy course of PRC // Vestnik RUDN. Seriya: Vseobshchaya istoriya. 2017. № 4.
  6. The Fourth Ministerial Conference of the China-Africa Cooperation Forum (FOCAC) opens // FOCAC. URL: https://www.fmprc.gov.cn/zflt/eng/dsjbzjhy/t625618.htm. 14.01.2020.
  7. At China-Africa meeting, Ban highlights role of South-South cooperation // UN News. 2012. 19 July. URL: https://news.un.org/en/story/2012/07/415922-china-africa-meeting-ban-highlights-role-south-south-cooperation. 19.01.2020.
  8. Chen Weihua. China has potential to play a positive role // China Daily. 2013. 25 March. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2013-03/25/content_16341142.htm. 08.01.2020.
  9. V Pretorii proshla 11-ya vstrecha vysokopostavlennykh ofitsial’nykh lits v ramkakh Foruma po kitaysko-afrikanskomu sotrudnichestvu // [Elektronnyy resurs] Agentstvo Sin’khua. URL: http://russian.news.cn/2015-12/03/c_134878663.htm. 25.12.2019.
  10. Deytch T.L. Chinese “soft power” in Africa: cooperation in education and culture // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: obshchestvennye nauki. 2017. № 4 (788).
  11. In Beijing, UN chief urges win-win collaboration between China and Africa for ‘the future we want’ // UN news. 2018. 03 September. URL: https://news.un.org/en/story/ 2018/09/1018242. 03.01.2020.
  12. Wang Yi gives an interview to the media on the Beijing Summit of the FOCAC // Chinese Ministry of Foreign Affairs. 2018. 13 September. URL: http://dj.china-embassy.org/fra/xwdt/t1594771.htm. 04.01.2020.
  13. China-Africa relations enters “Golden age” – Ramaphosa // africanews. 2018.06. September. URL: https://www.africanews.com/2018/09/06/china-africa-relations-enters-golden-age-ramaphosa//. 28.12.2019
  14. Zabella A.A. Voenno-tekhnicheskoe vzaimodeystvie Kitaya i afrikanskikh stran v nachale XXI veka // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. № 2.
  15. Ponomarenko L.V., Sidorov D.A., Zabella A.A. «One Belt One Road» initiative as a way of connecting China with the world // Diplomaticheskaya sluzhba. 2018. № 1.
  16. Full text of Chinese President Xi Jinping’s speech at opening ceremony of 2018 FOCAC Beijing Summit // Xinhua net. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-09/03/c_129946189.htm. 15.12.2019.
  17. Lomanov A.V. Mezhdunarodnye issledovaniya v institutakh Kitayskoy akademii obshchestvennykh nauk // Problemy Dal’nego Vostoka. 2019. № 5 (1). S. 161–172.

Copyright (c) 2020 Zabella A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies