Том 18, № 5 (2022)

Расчет и проектирование строительных конструкций

Физико-механические свойства каркасных строительных композитов

Ерофеев В.Т., Казначеев С.В., Панкратова Е.В., Селезнев В.А., Тюряхина Т.П.

Аннотация

Применение при строительстве и реконструкции зданий и сооружений различного назначения новых строительных материалов и изделий, обеспечивающих улучшение их эксплуатационных показателей, повышение эффективности, снижение материалоемкости, стоимости и трудоемкости изготовления, является актуальной задачей. Перспективным направлением дальнейшего развития строительных композитов представляется получение и внедрение материалов каркасной структуры. Технология их изготовления включает предварительное создание оптимальных смесей заполнителей и склеивание зерен друг с другом с последующим заполнением пустот полученного каркаса высокоподвижной матрицей. Исследование посвящено экспериментальному изучению физико-технических свойств каркасных композиционных материалов. В качестве исследуемых объектов рассматривались композиты, составленные на различных связующих, в том числе на комплексных. В последнем случае каркас и пропиточная матрица изготавливались на связующих различной природы, порой несовместимых при обычном смешивании компонентов. При исследовании композитов использовался комплекс физико-механических методов. Установлено улучшение физико-механических свойств каркасных композитов при сравнении их с композитами, полученными по общепринятой технологии. Данные преимущества выявлены в первую очередь для таких свойств, как деформации, ударная прочность, ползучесть.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):399-406
pages 399-406 views

Обоснование параметров регулирования усилий сталежелезобетонных пролетных строений разработки ЦНИИПСК «43282 км»

Белуцкий И.Ю., Кудрявцев С.А., Лазарев И.В.

Аннотация

Сталежелезобетонные пролетные строения в автодорожных мостах стали широко применяться с конца 1950-х гг. в компоновке схем большепролетных мостов, сооружаемых через значительные водные преграды. На сегодняшний день все большую актуальность обретает вопрос необходимости реконструкции отмеченных пролетных строений, в том числе запроектированных и построенных по проекту ЦНИИПСК «43282 км». В исследовании разобраны этапы производства работ конкретного объекта, разработанные для реализации всего комплекса работ по его реконструкции с применением метода регулирования усилий. Представленный порядок выполнения работ успешно реализован на строительстве моста через р. Кабаргу в Приморском крае, что позволило сохранить существующую структуру пролетного строения (главные балки и связи), заменив изношенную железобетонную плиту на новую - металлическую ортотропную, при обеспечении выполнения условий прочности и устойчивости изгибно-крутильной формы сплошностенчатых балок в процессе демонтажа существующей плиты проезжей части и устройства новой. Учитывая, что сталежелезобетонные мосты возводятся через большие водные преграды и в том числе из-за большой длины имеют значительную стоимость, а реконструкция с использованием существующих опор позволяет существенно сократить стоимость строительства, актуальность модернизации существующих сталежелезобетонных пролетных строений является, несомненно, актуальной. На основании предложенных конструктивно-технологических мероприятий возможно проведение и эффективная реализация работ по реконструкции действующих сталежелезобетонных мостов, не в полной мере удовлетворяющих современным требованиям по грузоподъемности и пропускной способности.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):407-416
pages 407-416 views

Влияние связей на напряженное состояние каркаса ребристо-кольцевого купола

Лебедь Е.В.

Аннотация

Цель - установление зависимости между напряженным состоянием каркаса ребристо-кольцевого купола и степенью оснащения его связями. Меридиональные ребра и кольца купольного каркаса приняты металлическими. Купольный каркас состоит из 24 ребер и насчитывает 7 колец. Исследование выполнено для ребристо-кольцевого купола сферической формы пролетом 39,3 м и высотой 11,0 м на компьютерных моделях. Разработана исходная компьютерная модель каркаса ребристо-кольцевого купола без связей из стальных двутавров. На основе исходной модели созданы модели каркаса со связями между меридиональными ребрами в четырех, восьми циклически симметричных секторах и во всех секторах. И для исходной модели, и для всех моделей каркаса купола со связями выполнены компьютерные расчеты на действие нагрузки от собственного веса несущих и ограждающих конструкций и двух вариантов снеговой нагрузки. В процессе расчетов определены деформации, внутренние усилия и напряжения в меридиональных ребрах, верхнем и промежуточных кольцах разных моделей, которые сравнивались между собой. Получены графики изменения деформаций каркаса, графики и диаграммы изменения внутренних усилий и напряжений в меридиональных ребрах, в верхнем и промежуточных кольцах купола в зависимости от степени оснащения купола связями. Дана оценка влияния связей на напряженное состояние каркаса ребристо-кольцевого купола. Отмечены особенности влияния разных схем связей на напряженное состояние купольного каркаса.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):417-427
pages 417-427 views

Особенности состояния фундаментной плиты водоприемника гидроаккумулирующей электростанции

Лисичкин С.Е., Котицына С.С.

Аннотация

Представлены результаты анализа данных натурных наблюдений за состоянием фундаментной плиты водоприемника ГАЭС (в том числе за напряжениями в арматуре в зонах пересечения с вертикальными межблочными швами и шириной раскрытия этих швов). Цель исследования заключалась в контроле состояния железобетонной конструкции фундаментной плиты водоприемника гидроаккумулирующей электростанции, а также в разработке мероприятий по усилению низового участка фундаментной плиты в зонах вертикальных межблочных швов. В целях контроля напряженно-деформированного состояния фундаментной плиты водо-приемника ГАЭС установлена струнная контрольно-измерительная аппаратура: на арматурных стержнях - арматурные динамометры ПСАС, на вертикальных межблочных швах - датчики перемещений ПЛПС. Данные натурных наблюдений за напряженным состоянием арматуры фундаментной плиты водоприемника ГАЭС показали, что в арматурных стержнях (направленных вдоль потока), пересекающих низовые вертикальные межблочные швы, возникли высокие значения растягивающих напряжений, превышающие расчетное сопротивление арматуры класса А500С (435 МПа). Также зафиксирована ширина раскрытия вертикального межблочного шва, достигающая 1,28 мм. Возникла необходимость усиления низового участка фундаментной плиты водоприемника ГАЭС. Для этого были установлены наклонные арматурные стержни (анкеры), пересекающие низовые вертикальные межблочные швы. Выполнено наращивание выходных участков контрфорсов перекрытия низового участка водоприемника до низового парапета.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):428-437
pages 428-437 views

Аналитические и численные методы расчета конструкций

Прогнозирование остаточного ресурса бетонных конструкций при биокоррозии с позиции теории массопереноса

Федосов С.В., Логинова С.А., Шалыгина А.А.

Аннотация

Проблема коррозионного разрушения бетонных и железобетонных конструкций производственных зданий, испытывающих влияние агрессивных сред, не теряет своей актуальности, поскольку, несмотря на обилие современных способов защиты, до сих пор радикальных методов борьбы не существует. Коррозионная деструкция строительных материалов приводит к снижению прочности и несущей способности, потере эстетических свойств бетонных и железобетонных конструкций и, следовательно, к снижению остаточного ресурса зданий и сооружений. Интенсификатором коррозионной деструкции нередко выступает биологический фактор. В связи с этим рационален поиск возможности прогнозирования долговечности бетонных и железобетонных конструкций в агрессивных жидких средах с учетом действия биофактора с позиции теории массопереноса. Приводится модель массопереноса в бетонной конструкции, подверженной воздействию агрессивной среды и биообрастанию. Предложенная физико-математическая модель учитывает свойства бетона и агрессивной среды, а также кинетику непрерывных во времени процессов роста, размножения и гибели микроорганизмов. Приводятся результаты численных экспериментов по предложенной математической модели. Применение полученных решений позволит осуществлять своевременный мониторинг биокоррозионных разрушений бетонных и железобетонных конструкций и подбирать эффективные методы защиты.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):438-443
pages 438-443 views

Влияние грунтового основания на напряженно-деформированное состояние большепролетного здания с цилиндро-плитным покрытием

Кужахметова Э.Р., Сутырин В.И.

Аннотация

Рассмотрены конечно-элементные модели большепролетного здания с цилиндро-плитным покрытием как большой пространственной механической системы с разными граничными условиями. Первая модель представляет конструкцию надземной части здания с жесткой заделкой на уровне основания. У второй модели конструкция надземной части опирается на подземную часть, включающую свайный фундамент и грунтовое основание с разными физико-механическими свойствами. Цель исследования - сравнительно-численный анализ НДС большепролетного здания с разными граничными условиями. В ходе численного исследования выявлено влияние конструктивных особенностей подземной части здания, а также физико-механических свойств грунта на напряженно-деформированное состояние большепролетного покрытия и здания в целом. Численный статический анализ пространственных конечно-элементных моделей большепролетного здания проводился в программном комплексе САЕ класса Femap NX Nastran. Результаты статического анализа продемонстрировали существенное структурное влияние подземной части большепролетного здания на характеристики его НДС. В следующей статье предполагается провести модальный анализ для указанных моделей здания.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):444-457
pages 444-457 views

Геометрическое моделирование форм оболочек

Аналитические поверхности для архитектуры и машиностроения

Жиль-улбе М., Дау Т., Марико У.

Аннотация

Геометры предложили для внедрения более 600 аналитических поверхностей, из них наибольшее число применяется в архитектуре и машиностроении. Несмотря на то что сейчас значительное влияние на проектирование большепролетных оболочечных структур и искривленных зданий оказывают числовая архитектура и архитектура свободных форм, исследования и применение аналитических поверхностей продолжают увеличиваться. Цель исследования - изучение положения дел в применении аналитических поверхностей в строительной и машиностроительных отраслях и выяснение классов поверхностей, нашедших применение в исследовании физических явлений или в решении чисто математических задач, но не используемых в других отраслях деятельности человека. Определяются перспективы применения в архитектуре и машиностроении аналитических поверхностей, пока малоизвестных архитекторам и инженерам. Установлено, что дизайнеры по-прежнему берут новые аналитические поверхности для реализации своих творческих замыслов из хорошо изученных классов поверхностей вращения, переноса и зонтичных, минимальных, линейчатых, волнообразных поверхностей.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):458-466
pages 458-466 views

Параметризация поверхности сложной геометрии

Якупов С.Н., Низамова Г.Х.

Аннотация

Среди тонкостенных конструкций, в том числе строительных конструкций и сооружений, эффективными по своим жесткостным и прочностным характеристикам являются оболочки сложной геометрии, которые выделяются архитектурной гармоничностью. Для более широкого применения оболочек сложной геометрии необходимо достоверно оценивать их напряженно-деформированное состояние. При этом составной частью расчета является этап параметризации срединной поверхности оболочек сложной геометрии. Различают оболочки сложной геометрии канонической и неканонической формы. Для оболочек неканонической формы срединная поверхность не может быть задана аналитическими формулами. При этом возникают трудности на этапе задания (параметризации) формы срединной поверхности. Задача усложняется, когда у фрагмента оболочки сложный контур и одна или несколько точек поверхности имеют фиксированные координаты. Для строительных конструкций это, например, наличие дополнительных внутренних опор. Представлена информация о сплайновом варианте МКЭ. Отмечены некоторые известные способы параметризации. Рассмотрен подход параметризации минимальной поверхности сложной формы, ограниченной четырьмя криволинейными контурами и заданной (фиксированной) координатой одной внутренней точки поверхности. Описан алгоритм построения пространственной сети, а также определения координат, компонент метрического тензора и символов Кристоффеля, необходимых при решении задач параметризации в сплайновом варианте метода конечных элементов.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):467-474
pages 467-474 views

Экспериментальные исследования

Определение податливости винтовых муфтовых соединений арматуры класса прочности 500 Н/мм2

Гришин Г.Е., Тихонов Г.И., Саврасов И.П., Окольникова Г.Э.

Аннотация

Приведены результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы на тему податливости винтовых муфтовых соединений арматуры класса Ав500П. Цель исследования - получение экспериментальных данных для изучения влияния винтового муфтового соединения арматуры на податливость (деформативность) соединения и учет характеристик соединения при проектировании конструкций. Проведены исследования прочности и деформативности образцов муфтовых соединений арматуры диаметром 16, 25 и 40 мм с инновационным четырехсторонним (четырехрядным) винтовым профилем класса Ав500П по методике международных и российских норм. Образцы изготавливались с различными моментами затяжек контргаек и анкерно-клеевыми составами внутри соединения. Результаты показали, что данные муфтовые соединения инновационной четырехрядной винтовой арматуры класса Ав500П удовлетворяют требованиям международных и российский норм при приложении к затягиваемым контргайкам определенного момента затяжки, зависящий от диаметра стыкуемой арматуры и применении анкерно-клеевых составов на крупных и средних диаметрах стыкуемой арматуры. Полученные в ходе эксперимента диаграммы винтовых соединений могут использоваться в практике проектирования при расчете железобетонных конструкций по деформационной модели. В совокупности это позволяет внести винтовые соединения в российскую строительную нормативную базу.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2022;18(5):475-484
pages 475-484 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах