Результаты лабораторных исследований укрепления грунта земляного полотна с помощью модификатора

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальные современные тенденции в дорожном строительстве - это и увеличение интенсивности движения, и грузоподъемности автомобильного транспорта, а также расширение сети дорог, в том числе и местных, выдвигают задачу не только повышения долговечности дорожных конструкций, но и применения при строительстве автомобильных дорог местных материалов и грунтов. Для укрепления грунтов основания дорог разработано несколько методов. Также производится множество поверхностно-активных веществ, модификаторов и добавок для укрепления земляного полотна. Многие из них не показали свою эффективность на практике. Поэтому существует необходимость проведения множества лабораторных и полевых исследований по этой теме. Для изучения влияния модификатора на грунт дорожного полотна проведены лабораторные исследования. Определяли тип грунта и его максимальную плотность при оптимальной влажности. На основании этого в состав грунта вводился цемент и модификатор, определялись показатели плотности и прочности на сжатие. Получены результаты сканирующего электронного микроскопа для изучения влияния модификатора на грунт земляного полотна. Лабораторные исследования и СЭМ-анализа показали, что добавление модификатора на грунт приводит к увеличению его максимальной плотности, значительному увеличению прочности на сжатие и что модификатор служит для улучшения свойств связывания, образуя кристаллическую связь с цементом.

Полный текст

1. Введение В настоящее время в результате увеличения количества большегрузных автомобилей увеличиваются и нагрузки на автомобильные дороги. В результате до истечения срока службы автомобильных дорог возникают различные деформации. Кроме того, дефицит сырья, используемого для основания дороги, и транспортные затраты на транспортировку материалов приводят к увеличению общей стоимости дорожного строительства [1-4]. Поэтому в местах, где наблюдается дефицит местных каменных материалов, актуальным является вопрос использования грунта, армированного вяжущими материалами. В качестве технического решения с целью повышения прочности местных грунтов рассматривается проведение стабилизирующих работ путем внесения в грунт земляного полотна дороги различных добавок и модификаторов [5-9]. Как показали результаты многолетних исследований дорожных институтов, а также практический опыт проектирования и строительства денежные и материальные затраты могут быть значительно снижены, если для устройства дорожных одежд вместо каменных материалов применять местные грунты [10-12]. В настоящее время широко используются органические вяжущие для укрепления грунтов, но в связи с удорожанием нефти и нефтепродуктов, а также трудностями разработки нефти в Узбекистане, использование органических вяжущих как основных веществ для укрепления грунтов становится невыгодным. В современных условиях настоятельно необходимы новые эффективные технологии и более дешевые материалы, обеспечивающие высокое качество дорожных работ, новые методы улучшения грунтов. 2. Методы и материалы В ходе исследовательских работ грунт был взят с территории города Ташкента. Для определения типа грунта в лабораторных условиях по межгосударственному стандарту ГОСТ 25100-2011[18] сначала определяли его влажность в пределах текучести и набухания (табл. 1), а на основании этого определяли число пластичности. Таблица 1 / Table 1 Показатели грунта в зависимости от влажности / Soil indicators depending on humidity Число пластичности: Ip = WТ - Wр = 5,7 Затем определяли зернистость грунта по межгосударственному стандарту ГОСТ 12536-2014[19]. Таблица 2 / Table 2 Установлено, что тип грунта, использованный в лабораторных условиях, - супесь пылеватая. После этого определяли максимальную плотность грунта при оптимальной влажности по межгосу- дарственному стандарту ГОСТ 22733-2016[20]. При определении максимальной плотности грунта исходная влажность составляла 6 %, а затем для испытаний была увеличена до 3 %. Полученные результаты представлены в табл. 3. На основе приведенной таблицы был составлен график максимальной плотности грунта при оптимальной влажности (рис. 1). Как видно из рис. 1, при влажности W = 14 % имеет максимальную плотность ρ = 1,83 г/см3. В настоящее время разработано много поверхностно-активных веществ (модификаторов) для использования на автомобильных дорогах развитых стран, многие из которых также не дали эффекта на практике. По этой причине были проведены экспериментальные испытания в лабораторных условиях применения модификатора Акропол ГСМ [13, 14], разработанного зарубежными странами и широко используемого на практике, на земляном полотне. Худайкулов Р.М., Аралов Д.Э Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024. Т. 20. № 1. С. 84-93 Таблица 3 / Table 3 Влажность, W % / Humidity, W% Рис. 1. График максимальной плотности грунта при оптимальной влажности Источ ник: выполнено авторами Figure 1. Graph of maximum soil density at optimal humidity Sou rce: made by the authors Образцы подготовили для проведения исследовательских работ с использованием модификатора. Изготовление образцов выполняли по межгосударственному стандарту ГОСТ 23558-944, аналогично схеме, показанной на рис. 2. Были получены образцы портландцемента марки M400 грунта в количестве 4, 6, 8 и 10 %, модификатора Акропол ГСМ в количестве 0,10, 0,12, 0,14, 0,16 % по отношению к полной массе, а также с помощью пресса, смешанного с водой в количестве 14 % для достижения оптимальной влажности. Портландцемент является одним из самых распространенных универсальных и дешевых минеральных вяжущих, применяемых для укрепления грунтов. Рис. 2. Технологическая схема подготовки и испытания образцов армированного грунта Источ ник: выполнено авторами Figure 2. Technological scheme for the preparation and testing of reinforced soil samples Sou rce: made by the authors 3. Результаты и обсуждение Образцы сушили в течение 28 суток и определяли максимальные плотности (табл. 4). Готовые образцы проверяли на прочность на сжатие с помощью современного пресса Universal Test Machine. Результаты отображаются на компьютерном графике (рис. 3). Рис. 3. Результаты, полученные в графической форме от пресса Universal Test Machine Источ ник: выполнено авторами Figure 3. Results obtained in graphical form from the Universal Test Machine Sou rce: made by the authors По результатам исследования показатель прочности грунта на сжатие в сухом состоянии составил 3,6 МПа. Показатели при добавлении в него цемента и модификатора изображены на графике (рис. 4). Грунт+4% цемент / Грунт+6% цемент / Soil+4% cementSoil+6% cement Грунт+8% цемент / Грунт+10% цемент / Soil+8% cement Soil+10% cement Рис. 4. График изменения прочности при сжатии с добавлением модификатора к укрепленному грунту Источ ник: выполнено авторами Figure 4. Graph of changes in compressive strength with the addition of a modifier to reinforced soil Sou rce: made by the authors Проведенные лабораторные исследования показали, что добавление цемента и модификатора в грунт значительно увеличивает прочность грунта на сжатие. Согласно данным, например, прочность на сжатие при добавлении в грунт 8 % цемента составила 10,41 МПа, тогда как Акропол ГСМ показал более высокий результат при добавлении 0,14 %, то есть 12,96 МПа. Это указывает на увеличение консистенции на 24 %. Аналогичным образом, в то время как прочность на сжатие составляла 12,38 МПа при добавлении в грунт 10 % цемента, Акропол ГСМ показал более высокий результат при добавлении 0,14 %, что составляет 14,21 МПа. Это указывает на увеличение консистенции на 15 %. Мы видим, что те же показатели также увеличиваются при добавлении 4 и 6 % цемента. Грунт и укрепленный грунт изучались с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ), который сканирует структурное состояние образцов. С помощью СЭМ изучаются структурные изменения грунтов, а также содержащиеся в них химические элементы. Многие ученые проводят исследования и разработки в области СЭМ-анализа [15-20]. С помощью СЭМ образцы фотографировали на расстоянии 10 μm (увеличение × 2000) и сравнивали. Результаты изменения показаны на фотографиях и в табл. 5. Результаты СЭМ-анализа показали, что, хотя заполнители грунта стояли в рассеянном состоянии на изображении, на котором был отсканирован сам грунт, при добавлении цемента они выглядели в сколотом состоянии. Под действием цемента и модификатора мы можем увидеть кристаллические связи и скалообразное состояние вокруг заполнителя грунта. Из табл. 5 можно сделать вывод, что кристаллические связи служат для увеличения максимальной плотности и упругости грунта, увеличивая его прочность. 4. Заключение 1. Лабораторные исследования и СЭМ-анализа показали, что добавление модификатора на грунт приводит к увеличению его максимальной плотности, значительному увеличению прочности на сжатие и что модификатор служит для улучшения свойств связывания, образуя кристаллическую связь с цементом. Худайкулов Р.М., Аралов Д.Э. Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024. Т. 20. № 1. С. 84-93 Таблица 5 / Table 5 Фотографии анализа СЭМ / Photos of SEM analysis Материал / Material Изображение сделано СЭМ / Image taken by SEM Химические элементы в образцах, полученных методом СЭМ / Chemical elements in samples obtained by SEM 2. Применение стабилизационных работ на земляном полотне дает возможность уменьшить объем земляных работ, сокращает расход перевозимого песчано-гравийного материала, обеспечивает устойчивость откоса дорожного полотна, уменьшает неровностей просадки и увеличивает срок службы автомобильной дороги.
×

Об авторах

Рашидбек Мансуржонович Худайкулов

Ташкентский государственный транспортный университет

Email: Rashidbek_19_87@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-0133-2361

PhD., профессор кафедры изыскания и проектирование автомобильных дорог

Ташкент, Республика Узбекистан

Дилшод Эргаш угли Аралов

Ташкентский государственный транспортный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dilshod.aralov.96@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-1707-1788

аспирант кафедры изыскания и проектирование автомобильных дорог

Ташкент, Республика Узбекистан

Список литературы

  1. Худайкулов Р.М., Салимова Б.Д., Аралов Д.Э. Стабилизатор грунта // Дорожное строительство и его инженерное обеспечение : материалы III Международной научно-технической конференции. Минск : БНТУ, 2022. С. 26-28.
  2. Махмудова Д.А. Исследование водно-теплового режима земляного полотна автомобильных дорог // Universum: Технические науки. 2021. № 5-2 (86). C. 83-86. EDN: ZOZDSM
  3. Махмудова Д.А. Результаты исследования влажности грунтов земляного полотна автомобильных дорог // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. 2016. № 1 (51). С. 103-106. EDN VURNYJ
  4. Hudaykuov R.M., Salimova B.D., Aralov D.E. Avtomobil yo‘llarining yo‘l poyi gruntlarini mustahkamlashda innovatsion materiallarni qo‘llashning samaradorligi // Texnika va texnologiyalar rivojining istiqbollari: muammolar va yechimlar mavzusidagi Xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiya (1-To'plam). 2023. Vol. 1. No. 1.
  5. Худайкулов Р.М., Мирзаев Т.Л. Применение стабилизаторов для улучшения прочности грунтового основания автомобильных дорог // Транспортные сооружения. 2019. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.15862/14SATS119
  6. Егоров Г.В., Андреева А.В., Буренина О.Н. Укрепление местных грунтов стабилизатором при строительстве автомобильных дорог в условиях Севера // Вестник Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 4. С. 41-45. EDN: RURDCP
  7. Брехман А.И., Вдовин Е.А., Мавлиев Л.Ф. Модификация укрепленных грунтов при строительстве сельских автомобильных дорог // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 2 (14). С. 313-318. EDN: NUHSYH
  8. John R. Bowman P.E. Efficacy of road bond end condor as soil stabilizers // Final Report ~ Fhwa-Ok-13-06. University of Oklahoma, 2013. No. 2242. 110 p. URL: https://rosap.ntl.bts.gov/view/dot/31441 (дата обращения: 11.09.2023).
  9. Чудинов С.А. Повышение эффективности укрепления грунтов портландцементом со стабилизирующей добавкой // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 5. С. 163-163. EDN: SZVKCD
  10. Nigitha D., Prabhanjan N. Efficiency of cement and lime in stabilizing the black cotton soil // Materials Today: Proceedings. 2022. Vol. 68. Part 5. P. 1588-1593. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2022.07.286
  11. Prusinski J.R., Bhattacharja S. Effectiveness of Portland Cement and Lime in Stabilizing Clay Soils // Transportation Research Record. 1999. Vol. 1652. Issue 1. P. 215-227. https://doi.org/10.3141/1652-28
  12. Solihu H. Cement Soil Stabilization as an Improvement Technique for Rail Track Subgrade, and Highway Subbase and Base Courses: A Review // Journal of Civil & Environmental Engineering. 2020. Vol. 10. No. 3. https://doi.org/10.37421/jcde.2020.10.344
  13. Дмитриева Т.В., Куцына Н.П. Применение стабилизаторов в дорожном строительстве для укрепления грунтов Белгородской области // Наука и инновации в строительстве: сборник докладов Международной научнопрактической конференции (к 165-летию со дня рождения В.Г. Шухова), Белгород, 17 апреля 2018 года. Белгород. 2018. С. 356-361. EDN: VQZGKQ
  14. Дмитриева Т.В., Маркова И.Ю., Строкова В.В., Куцына Н.П. Эффективность стабилизаторов различного состава при укреплении грунтов минеральным вяжущим // Строительные материалы и изделия. 2020. Т. 3. № 1. C. 30-38. https://doi.org/10.34031/2618-7183-2020-3-1-30-38
  15. Yuan B., Chen W., Zhao J., Yang F., Luo Q., Chen T. The Effect of Organic and Inorganic Modifiers on the Physical Properties of Granite Residual Soil // Hindawi Advances in Materials Science and Engineering. 2022. Vol. 2022. https://doi.org/10.1155/2022/9542258
  16. Gupta D., Kumar A. Strength characterization of cement stabilized and fiber reinforced clay-pond ash mixes // International Journal of Geosynthetics and Ground Engineering. 2016. Vol. 2. No. 4. https://doi.org/10.1007/s40891-016-0069-z
  17. Kapogianni E., Sakellariou M., Laue J., Springman S. Investigation of the mechanical behaviour of the interface between soil and reinforcement, via experimental and numerical modelling // Procedia Engineering. 2016. Vol. 143. P. 419-426. https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.06.053
  18. Namjoo A.M., Jafari K., Toufigh V. Effect of particlesize of sand and surface properties of reinforcement on sand geosynthetics and sand-carbon fiber polymer interface shear behavior // Transportation Geotechnics. 2020. Vol. 24. https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2020.100403
  19. Madhusudhan B.N., Baudet B.A., Ferreira P.M.V., Sammonds P. Performance of fiber reinforcement in completely decomposed granite // Journal of Geotechnical and Geoenvironmental Engineering. 2017. Vol. 143. No. 8. https://doi.org/10.1061/(ASCE)GT.1943-5606.0001716
  20. Čalkovský M.E.M. Material Contrast by Scanning Electron Microscopy and Low-Energy Scanning Transmission Electron Microscopy // Zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktors der Naturwissenschaften (Dr. rer. nat.), Dissertation. 2022.

© Худайкулов Р.М., Аралов Д.Э., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах