Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований
- Авторы: Ильмухин В.Н.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 2 (2016)
- Страницы: 270-284
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6468
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современном обществе медиа формируют существенную часть социальной жизни и занимают в повседневности каждого из нас огромное количество времени, хотя и параллельно с прочими рутинными занятиями. Столь важная роль медиа в индивидуальных и социальных практиках не могла не привлечь внимание представителей самых разных дисциплинарных направлений, в том числе социологов, разрабатывающих все новые подходы и методические решения для изучения проблем и перспектив использования медиа разными социально-демографическими группами. Автор полагает, что в предметном поле коммуникативистики именно аудиторные исследования способны решить наиболее важные для медиасоциологии задачи, потому что предполагают сочетание разных аналитических подходов, видов исследований и методических решений - и количественную оценку практик медиапотребления аудитории, и «качественное» описание устойчивых паттернов медиапотребления. Несомненно, по мере развития медиаиндустрии менялись потребности заказчиков и задачи исследований, соответственным образом трансформировались и развивались используемые социологами подходы и методы, что привело к насыщенности поля медиасоциологии огромным количеством методологических подходов и методических решений в рамках аудиторных исследований. В статье показаны достоинства и ограничения основных из них применительно к аудиторным исследованиям следующих медиа - телевидения, радио, прессы и Интернета; приведены примеры использования рассматриваемых методов и подходов в российской исследовательской практике; обозначены направления дальнейшего развития медиаисследований, исходя из трактовки медиапотребления как совокупности социальных практик.
Об авторах
Василь Наильевич Ильмухин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vilmukhin@mail.ru
Кафедра социологии
Список литературы
- Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М., 2014.
- TNS Россия. Marketing Index, 2015/1 полугодие.
- ARMS All Radio Methodology Study. New York, 1967.
- ComScore press release. Cookie-Based Counting Overstates Size of Web Site Audiences. 16 April 2007.
- Green A. From Prime Time to My Time - Measuring Television Audiences. Warc Exclusive, 2010.
- Holmes M.E., Papper R.A., Popovich M.N. V1N1: Middletown Media Studies. Bell State University, 2013.
- Nic.ru // URL: http://info.nic.ru/st/8/out_1769.shtml.
- Warc.com // URL: http://www.warc.com.
- Yandex.ru // URL: https://yandex.ru/support/common/browsers-settings/browsers-cookies.xml.