Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном обществе медиа формируют существенную часть социальной жизни и занимают в повседневности каждого из нас огромное количество времени, хотя и параллельно с прочими рутинными занятиями. Столь важная роль медиа в индивидуальных и социальных практиках не могла не привлечь внимание представителей самых разных дисциплинарных направлений, в том числе социологов, разрабатывающих все новые подходы и методические решения для изучения проблем и перспектив использования медиа разными социально-демографическими группами. Автор полагает, что в предметном поле коммуникативистики именно аудиторные исследования способны решить наиболее важные для медиасоциологии задачи, потому что предполагают сочетание разных аналитических подходов, видов исследований и методических решений - и количественную оценку практик медиапотребления аудитории, и «качественное» описание устойчивых паттернов медиапотребления. Несомненно, по мере развития медиаиндустрии менялись потребности заказчиков и задачи исследований, соответственным образом трансформировались и развивались используемые социологами подходы и методы, что привело к насыщенности поля медиасоциологии огромным количеством методологических подходов и методических решений в рамках аудиторных исследований. В статье показаны достоинства и ограничения основных из них применительно к аудиторным исследованиям следующих медиа - телевидения, радио, прессы и Интернета; приведены примеры использования рассматриваемых методов и подходов в российской исследовательской практике; обозначены направления дальнейшего развития медиаисследований, исходя из трактовки медиапотребления как совокупности социальных практик.

Об авторах

Василь Наильевич Ильмухин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vilmukhin@mail.ru

Кафедра социологии

Список литературы

  1. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М., 2014.
  2. TNS Россия. Marketing Index, 2015/1 полугодие.
  3. ARMS All Radio Methodology Study. New York, 1967.
  4. ComScore press release. Cookie-Based Counting Overstates Size of Web Site Audiences. 16 April 2007.
  5. Green A. From Prime Time to My Time - Measuring Television Audiences. Warc Exclusive, 2010.
  6. Holmes M.E., Papper R.A., Popovich M.N. V1N1: Middletown Media Studies. Bell State University, 2013.
  7. Nic.ru // URL: http://info.nic.ru/st/8/out_1769.shtml.
  8. Warc.com // URL: http://www.warc.com.
  9. Yandex.ru // URL: https://yandex.ru/support/common/browsers-settings/browsers-cookies.xml.

© Социология, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах