Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье систематизировано предметное поле социологических исследований популярной культуры на теоретическом и эмпирическом уровнях анализа. В первом случае речь идет о дефинициях поп-культуры в сопоставлении с близким ей понятием массовой культуры, междисциплинарных попытках концептуализации поп-культурной проблематики, выделении функций поп-культуры и обозначении ее социализационных возможностей - как позитивных, так и негативных. На эмпирическом уровне перечисленные вопросы рассматриваются крайне редко: обычно в социологический инструментарий включаются лишь тематические блоки по досуговым предпочтениям и ценностным ориентациям молодежи, призванные зачастую подтвердить негативные оценки воздействия телевизионной продукции на социализацию. Авторы предлагают иной фокус эмпирического рассмотрения поп-культурного воздействия - анализ идентификационных моделей, представленных в «текстах» поп-культуры - и приводят пример реализации подобного подхода (контент-анализ молодежного журнала «Молоток»).

Об авторах

Ирина Владимировна Троцук

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru

Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов

Анастасия Михайловна Карпова

Российский университет дружбы народов

Email: rudn@rudn.ru

Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов

Список литературы

  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006.
  2. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. - 2001. - № 8.
  3. Иваненков С.П. Актуальные проблемы социализации молодежи // Credo New. Теоретический философский журнал. - 1997. - № 3.
  4. Климов И.А. Социальные вызовы «приватизированного» телевидения // bd.fom.ru/report/ map/gur050401.
  5. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: КомКнига, 2006.
  6. Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру // sociologs.nm.ru/articles/ mukerji_schudson_01.htm.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2001.
  8. Петухов В. Деградация нравов или вербализация страхов? // wciom.com/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1702.html.
  9. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М.: Норма, 2000.
  10. Поп-культура начала третьего тысячелетия // Культура. - 2000. - № 33.
  11. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  12. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: Ультра. Культура, 2003.
  13. Силласте Г.Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2004. - № 12.
  14. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. - М., СПб.: Медиум-Ювента, 1997.
  15. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. - 2003. - № 3.
  16. Baker S.L. Pop in(to) the bedroom: popular music in pre-teen girls' bedroom culture // European journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
  17. Callahan J.L., Rosser M.H. Pop goes the program: using popular culture artifacts to educate leaders // Advances in developing human resources. - 2007. - № 9.
  18. Dolfsma W. Consuming pop-music/constructing a life world: the advent of pop-music // International journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
  19. Jönsson A. TV - a threat or a complement to school? // International communication gazette. - 1986. - № 37.
  20. Tetzlaff D.J. MTV and the politics of postmodern pop // Journal of communication inquiry. - 1986. - № 10.

© Социология, 2010

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах