Опыт определения современных религиозных представлений и практик: Даниэль Эрвье-Леже

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях современной социальной реальности изменяются принципы формирования религиозных представлений и практик: религиозность становится мировоззренческой опцией; религиозные субъекты пользуются большей автономией относительно институтов и могут самостоятельно конструировать и утверждать модели верований; ослабевают механизмы наследования религиозной идентичности; приватизированная религиозная этика проходит социальную легитимацию вне прямой зависимости от религиозных организаций. В данной статье автор обращается к работе французского социолога Даниэль Эрвье-Леже для того, чтобы получить один из возможных вариантов социологического осмысления и концептуализации подобного спектра проблем. Техническим решением деинституционализации религиозной жизни по Эрвье-Леже служит бриколаж - bricolage (франц.). Бриколажем можно назвать индивидуальную практику за пределами системно установленных способов и средств производства, а также деятельность, в которой особая (возможно, даже определяющая) роль отведена случайности, например, «случайному» набору применяемых элементов. Основной чертой современной религиозности французский социолог считает право каждого на бриколаж, т.е. на индивидуальную конструкцию религиозной этики. Однако подобный режим социального контроля не является прямым указанием ни на этическую небрежность, ни на радикальный индивидуализм. Отмечая ослабление межпоколенческой трансляции религиозной идентичности, упрощение процедур входа-выхода из религиозных сообществ, Эрвье-Леже формулирует тезис о движении как основном поведенческом мотиве современных религиозных субьектов. Движение становится форматом не только индивидуального поиска, но и коллективного производства и обмена религиозным опытом.

Об авторах

Юлия Викторовна Яцуценко

Российский университет дружбы народов

Email: yulia.yatsutsenko@gmail.com
Кафедра социологии

Список литературы

  1. Исаева В.Б. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1.
  2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  3. Руткевич Е.Д. Питер Бергер - полвека творческого пути // Социологические исследования. 2011. № 1.
  4. Эрвье-Леже Д. Социология религии во Франции: от социологии секуляризации до социологии современной религиозности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 2.
  5. Hervieu-Léger D. Le pélerin et le converti: la religion en mouvement. Paris, 1999.

© Социология, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах