Взросление детей с разным уровнем здоровья: социологический анализ событийности
- Авторы: Майорова-Щеглова С.Н.1, Бессчетнова О.В.2,3, Губанова А.Ю.4
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Государственный университет управления
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
- Российское общество социологов
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024)
- Страницы: 992-1012
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/42233
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-4-992-1012
- EDN: https://elibrary.ru/PZRMGK
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена требованиями научного осмысления и интерпретации особенностей взросления социально ювенальных групп с разным уровнем здоровья. Современные тенденции распространения идей универсального дизайна социальной инклюзии и постепенной смены медицинской модели на социальную в решении проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стимулировали изучение влияния уровня здоровья на социализацию российских детей и подростков. Оригинальность авторского подхода состоит в том, что, в отличие от большинства проектов, исследование ориентируется на субъектность ребенка, изучаются мнения представителей ювенальной группы о детстве и здоровье. Цель статьи - выявление специфики детских событийных траекторий у лиц с нарушениями здоровья и без них. Были проанализированы данные опроса молодежи о детстве и произведен поиск ответов на следующие исследовательские вопросы: зависимость доли имеющих проблемы со здоровьем в детстве от социально-демографических характеристик; ограничения в прохождении некоторых эпизодов стандартной событийности респондентами с ОВЗ в конкретный период детства; различия в возрасте проживания знаковых личностных событий; влияние фактора здоровья на самоопределение в этот период жизни и его характеристику как счастливого. В исследовании использовался биографически-событийный анализ с уточнением возможностей и ограничений онлайн-опроса респондентов 17-23 лет, проведенного в 2023 году в 8 федеральных округах (N=1210). Сравнительный анализ двух групп показал отличия ситуаций по ряду параметров, что доказывает ограничения или особенности детства респондентов с ОВЗ: более раннее субъективное ощущение окончания детства; интенсивная выработка навыков самообслуживания, успешность медицинской социализации; освоение практик эмпатии, взаимопомощи и ответственности. Дети с ОВЗ не отстают от здоровых сверстников в интернет-практиках и даже демонстрируют развитие дополнительных навыков и компетенций (например, чаще имеют интернет-друзей). В то же время подтверждается тезис о запаздывании у детей с ОВЗ самостоятельного освоения географических, образовательных и культурных пространств. Неравномерный опыт освоения событий детства в процессе взросления влияет на социальную компетентность и, вероятно, этим можно объяснить более низкую самооценку благополучия в период детства.
Полный текст
Процесс взросления — важный этап жизненного пути и объект изучения в психологии, социологии, культурологии, антропологии и целом ряде других наук, каждая из которых рассматривает его со своих позиций, используя собственные методы сбора и анализа эмпирических данных. До сих пор в социологии нет единого понимания, что является доминирующим в этом процессе. По мнению Б. Колера, взросление связано с историческими событиями, временем и местом, а не с биографией [27; 29]. Если взросление рассматривается как интерпретативное и активное взаимодействие с доминирующими, коллективно разделяемыми нарративами взрослости, то оно ассоциируется с нормативными ролями и ожиданиями, которые создают определенные формы воспроизводства моделей жизни и неравенства [29]. В других случаях подчеркивается, что взросление превращает индивида в социального актора, способного сформировать устойчивый способ интерпретации окружающих событий и принятия решений [16]. Исходя из этой позиции, взросление определяют через сочетание микро- (личные возможности, навыки, выборы) и макро- (политические, социокультурные, структурные) факторы, которые непосредственным образом оказывают влияние на жизненный путь индивида, поколения или когорты.
Особенности взросления социально ювенальных групп с разным уровнем здоровья требуют дополнительного научного осмысления в связи со сменой парадигм в обществе — распространением идеи и универсального дизайна социальной инклюзии, постепенной сменой медицинской модели на социальную в решении проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), преодолением стереотипов мышления и стигматизации, порождая вопросы о влиянии здоровья на социализационные процессы детей и подростков. Доказательный подход требует совмещения в эмпирических исследованиях социокультурной теории нетипичности (Е.Р. Ярская-Смирнова [24]), теории стигматизации (Г. Беккер, И. Гофман [26; 28]), теории дискриминируемого меньшинства (М. Оливер, Т. Шекспир [36; 37]) и теории девальвации (В. Вольфенсбергер [39]). Особое значение обретает и изучение влияния урбанизма и доступности городской среды на вхождение ювенальных групп с инвалидностью и ОВЗ в социум (Э.К. Наберушкина [13]).
Сегодня в научной литературе широко используются понятия «инвалид» (лица с инвалидностью) и лица с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что оба понятия описывают те или иные ограничения здоровья (физические или ментальные), они не тождественны и не могут употребляться как синонимы. С юридической точки зрения «ребенок-инвалид» — это социальный статус, который присваивается решением медико-социальной экспертизы на основе медицинского заключения о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, полученных травмах и предусматривает выполнение индивидуальной программы реабилитации для улучшения или стабилизации функций организма. Наличие социального статуса обуславливает получение пенсии по инвалидности, а также предусмотренных для данной категории граждан социальных льгот. Термин «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) шире, он предполагает, что ребенок имеет в результате медицинских обстоятельств ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров, что потребовала создание специальных условий для обучения и взросления. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ признает препятствия для получения образования и необходимость создания специальных условий для обучающихся с ОВЗ. В качестве ограничений могут выступать нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического и психоречевого развития, умственная отсталость и др. (статья 79).
Особое внимание ученые обращают на связь между показателями ограничения здоровья (физическими и ментальными) и включения детей с ОВЗ в социум, указывая на замедление их социализации в связи с проблемами со здоровьем. Так, приобретенные в юном возрасте заболевания ведут к неравномерности социализационных процессов по скорости и объему вследствие статуса «больного» [6], что объясняется установками и деятельностью ближайшего социального окружения (родители, родственники, педагоги), которые накладывают ограничения на передвижение, обучение, трудоустройство, круг друзей и знакомых, стремление к самостоятельной жизни в ущерб типичным социализационным траекториям. Г.В. Жигунова [7] рассматривает проблемы лиц с ОВЗ через совокупность институциональных факторов социальной зависимости и вынужденной изоляции, видя пути их преодоления в создании учреждений и институтов образования, интеллектуального развития, спорта, творчества, досуга и коммуникации со сверстниками: дети с нарушениями здоровья имеют те же потребности, что и их нормотипичные сверстники, однако фокус их социализации смещается взрослыми на лечение и реабилитацию, оставляя на периферии те важные процессы, которые оказывают непосредственное влияние на их самосознание и личную идентичность.
И здесь возникает, помимо основного вопроса о сложности признания лиц с ОВЗ полноценными субъектами социальной жизни, вопрос о субъектности ребенка. Под социальной субъектностью лиц с нарушениями здоровья понимается «способность осуществлять сознательный, самостоятельный выбор в поле социальных отношений и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни» [5. С. 2]. Иными словами, с одной стороны, лица с ОВЗ обладают социальной субъектностью как совокупностью социально-психологических качеств личности, позволяющих им осуществлять осознанный выбор жизненных стратегий и моделей взаимодействия со средой на основе усвоенной нормативно-ценностной картины мира. С другой стороны, социальная субъектность проявляется как способность и возможность выступать в качестве полноценного субъекта общественных отношений, позволяя определять направленность и задавать вектор социальной активности с учетом преодоления социокультурных, структурных и институциональных барьеров, а также ограничений, связанных со здоровьем. Присвоение социальной субъектности происходит в ходе социализации — становления деятельности, взаимодействий и общения, а также самосознания личности. Так считают исследователи, развивая теории субъектности детей и подростков в сфере здравоохранения [2; 3; 33; 35], инклюзивного общего и дополнительного образования [21; 23].
В этой связи представляется крайне важным включение в научный анализ в качестве социальных детерминант позиций и действий детей и подростков, имеющих проблемы со здоровьем. Несмотря на обилие работ о разных аспектах жизнедеятельности детей и молодых людей с ОВЗ, большая их часть ориентирована на выявление специфики социализации в детстве. К сожалению, пока не определены те реперные точки в детских биографиях, где фиксируются различия. Мы предлагаем использовать биографически-событийный анализ детства, признавая важным разнообразие специфических ситуаций, случаев и практик для процесса взросления и выстраивания жизненных траекторий в дальнейшей жизни. Помимо освоения этих практик возраст их начала и масштабы распространения/ограничения показывают дополнительные черты современного взросления, позволяя оценить качество жизни детей и их уровень подготовки ко взрослой жизни.
Цель исследования — выявление специфики событийных траекторий детей на основе описания ситуаций, доказывающих ограничения или особенности детства у лиц с нарушениями здоровья. При анализе эмпирических данных были сформулированы следующие исследовательские вопросы/задачи: зависит ли доля имеющих серьезные проблемы со здоровьем в детстве от социально-демографических характеристик, в частности, от состава и материального положения семьи? Действительно ли молодые люди с ОВЗ в конкретный период детства фиксируют ограничения в переживании некоторых эпизодов, ситуаций стандартной событийности? Одновременно ли происходят знаковые личностные события у нормотипичных детей и детей с ОВЗ? Имеются ли доказательства отставания или, напротив, опережения во времени в каких-либо событиях? Влияет ли фактор здоровья на самоопределение молодежи и самоощущение возраста перехода от детства к взрослости? Можно ли говорить об инфантилизации или о более раннем взрослении конкретной социально-демографической группы?
Была разработана онлайн-анкета: было размещено открытое приглашение ее заполнить в социальных сетях, а также приглашения в образовательных учреждениях (поскольку молодежь 17–23 учится и характеризуется высоким уровнем активности в информационном пространстве). Выборка неслучайная потоковая, при помощи двух процедур отсева массив был скорректирован — в него вошли только представители молодежи определенного возраста, которые провели детство во всех восьми территориально-административных округах. Дополнительная корректировка массива была проведена на основе контрольной перепроверки — исключения анкет с неправдивой информацией (одинаковый возраст в большинстве событий, указание на невладение навыками работы в Интернете, хотя заполнялась электронная анкета). После ремонта выборки для анализа использовались 1210 анкет, около 80 % из них заполнили студенты высшей школы, 12,6 % — обучающиеся системы специального профессионального образования (СПО), остальные — работающая или безработная молодежь. 1/5 часть провела свое детство в городах-миллионниках, чуть более 30 % — в малых и средних городах, у двух близких по объему групп (по четверти опрошенных) детский период прошел в сельской местности и в крупных городах. Большинство оценили уровень дохода своих родительских семей как средний, около 15 % — как высокий, 28 % — как низкий; в полных семьях хотя бы часть своего детства провели 3/4 респондентов.
Потоковая выборка по биографическим данным всегда имеет ряд особенностей, поскольку у женщин лучше развита нарративная память и они готовы делиться воспоминаниями открыто и подробно. Поэтому гендерный перекос в пользу анкет молодых женщин воспринимается, с одной стороны, как закономерный, с другой стороны, ставит задачу дополнительного вычленения гендерных различий [15].
В анкете, после основных социально-демографических данных, располагалась просьба отметить, в каком возрасте происходило впервые какое-то событие детства из 100 предложенных вариантов (Табл. 1), т.е. возможный вариант ответа по любому эпизоду был ограничен промежутком от 3 до 18 лет. Далее рассчитывался средний возраст прохождения каждого из событий (до десятых значений), проводилось сравнение по медиане и по децилям. Сравнение в подгруппах по социально-демографическим и иным социальным характеристикам проводилось, если они были сопоставимы по объему, достаточно наполнены содержательным ответами (более 75 %), а при оценке распределения ответов не обнаруживалась концентрация экстремально низких или высоких значений [см. подробнее в: 9].
Таблица 1
Пример инструкции по заполнению анкеты
Сообщите, пожалуйста, с какого возраста с Вами происходили указанные ниже события. Если Вы сомневаетесь отметить точно (например, что-то, как Вам вспоминается, началось с 6–7 лет), то выберите, пожалуйста, более старший возраст (отметьте 7). Если какого-то события не было, то отметьте последний пункт — не произошло | ||||||||||||||||
Примеры вопросов: | ||||||||||||||||
Я впервые влюбился/влюбилась в возрасте: | ||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Не произошло |
Я попробовал (а) спиртное в возрасте: | ||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Не произошло |
Я впервые участвовал (а) в вечеринке без взрослых: в возрасте: | ||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Не произошло |
Крайне важным было решение, что считать значимой разницей в среднем возрасте прохождения событий при сопоставлении подгрупп. Мы ориентировались на данные возрастной психологии, которая считает полгода значимой разницей в освоении некоторых психических функций ребенком, например, при определении готовности к школе, установлении границ пубертатного созревания [22; 24]. В изучении некоторых феноменов детского периода ученые рассматривают и минимальные различия в один месяц [37]. Учитывая сложившуюся практику, мы фиксировали в качестве интервала 0,3 года, считая значимой разницу в 0,5 года и более.
Помимо социально-демографического блока в анкету был включен вопрос о наличии в детстве серьезных проблем со здоровьем. Выбранная методика событийности имеет свои преимущества для изучения детства с ОВЗ ввиду своей латентности, поскольку в анкетах не делался акцент на различиях с нормотипичными детьми. Сложности сравнения видятся в том, что сам по себе событийный ряд является слабо исследуемым аспектом, и пока мы не имеем достаточно данных, чтобы судить о некоторой стандартной, нормативной модели проживания значимых небиографических событий. Все представляемые данные сопоставлялись только между группами нормотипичной молодежи и респондентов с ОВЗ в детстве, исключив группу тех, кто не помнит или по какой-то причине не захотел об этом сообщить (11 %; 15 % имели проблемы со здоровье в детстве; 74 % — нет).
Исходя из первого исследовательского вопроса, мы попытались выявить долю молодых людей с ОВЗ, обращая внимание на некоторые социально-демографические характеристики — различия по составу и социально-экономическому положению семьи, роду занятий на момент опроса. Установлено, что в детстве респонденты с ОВЗ реже проживали в полных семьях, в неполных материнских — четверть (Рис. 1). Современные российские и зарубежные исследователи отмечают риски распада семьи при рождении ребенка с ОВЗ. Среди основных причин: трудности принятия одним из родителей (как правило, отцом) сложившейся ситуации, невозможность адаптации к новым жизненным обстоятельствам; повышенная концентрация матери на потребностях больного ребенка при одновременно высоком уровне психо-эмоциональной и физической нагрузки, стигматизации и/или самостигматизации, тревожности, чувства вины (что приводит к дисгармонии супружеских отношений, ослаблению интеракций и коммуникаций) [18]. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с особенностями развития, составляли от 30 % до 40 % [1]. Мы получили меньшую долю неполных семей, что может быть объяснено процедурой исследования: в выборку онлайн-анкетирования не могли попасть молодые люди с тяжелыми нарушениями и ментальными особенностями.
Рис. 1. Полная/неполная семья и наличие у ребенка проблем со здоровьем в детстве, %
К особенностям семей с детьми с ОВЗ отнесем также развод родителей в более раннем возрасте (средний возраст пережитого развода — 8,2 года, у нормотипичных ровесников — 8,9), что, вероятно, служит дополнительным доказательством, что отношения супругов с больными детьми подвергаются большему риску, результатом часто становится уход отца из семьи. Кроме того, была выявлена зависимость наличия проблем со здоровьем и материально-экономического состояния родительской семьи (Рис. 3), поскольку лечение ребенка — дополнительное бремя для семейного бюджета: большинство респондентов с ОВЗ живут в семьях с низким и средним доходом. Так, доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием, составляет не более 30 % необходимых затрат; возможно, семья не в состоянии обеспечить лечение, реабилитацию, развитие и образование ребенка в силу того, что отец часто оставляет семью, а мать не может работать, так как осуществляет уход и присмотр за ребенком [17. С. 66].
Рис. 2. Материально-экономическое положение семьи и наличие проблем со здоровьем в детстве, %
Проблемы со здоровьем ограничивают возможности в получении образования, «снижая» его уровень и качество: среди студентов высшей школы респондентов с ОВЗ меньше, но больше среди обучающихся в системе СПО (Табл. 2).
Таблица 2
Вид деятельности в настоящее время и наличие проблем со здоровьем в детстве, %
Вид деятельности сейчас | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было |
Выполнение домашних обязанностей (например, молодая мама, уход за родственниками) | 0,6 | 0,8 |
Обучение краткосрочное (курсы, тренинги, переобучение, повышение квалификации) | 4,5 | 2,1 |
Работа | 5 | 3,7 |
Обучение в СПО | 13,4 | 11,9 |
Обучение в ВУЗе | 76 | 81,3 |
Следующим шагом было вычленение из всей совокупности ключевых групп событий взросления, влияющих на успешное протекание социализации в детстве или на отклонение от некоторой распространенной модели. Ниже последовательно изложены краткие результаты анализа по группам событий, связанных с самостоятельностью в семье, заботой о здоровье, включением в сообщество ровесников, освоением информационно-коммуникационных технологий, мобильностью и т.д. Средний возраст событий показал, что две трети ситуаций происходили в сравниваемых группах в одно время.
Внутри семьи респонденты с ОВЗ в детстве были окружены большим уходом, заботой и контролем, что приводит в некоторых случаях к более поздней самостоятельности: стали самостоятельно выбирать, в каком кружке, секции, клубе заниматься в 9,8 лет, в то время как нормотипичные сверстники — в 9,3 года; их мнение стало учитываться при покупке одежды в 10,2 года, у второй группы — уже в 9,4 года. Через освоение некоторых ситуаций у групп респондентов с ОВЗ стимулируется вид социализации, которая может быть, по нашему мнению, названа медицинской. Это процесс усвоения совокупности присущих социальной роли пациента норм, ценностей, символов, моделей поведения, формирование представлений о диагностике, лечении и профилактике заболеваний, функционале медицинских работников, правилах и стандартах, принятых в амбулаторно-поликлинических, стационарных организациях и на дому. Дети с ОВЗ, интегрируя их в структуру личности под влиянием значимых социальных факторов, адаптируют свои поведение и деятельность к состоянию здоровья.
Условно здоровые дети и дети с ОВЗ имеют несколько различные жизненные траектории, отличающиеся насыщенностью, частотой и концентрацией событий, глубиной погружения в сферу здоровьесбережения (Табл. 3). Опыт взаимодействия здоровых детей с системой здравоохранения чаще всего ограничивается плановыми или эпизодическими (при возникновении заболевания) посещениями врача и прививочных кабинетов, редкими либо единичными случаями пребывания в медицинском стационаре (при необходимости оперативного вмешательства, инфекционном заболевании, сложных травм и пр.), которые не оказывают существенного влияния на самооценку, ценности, установки и цели нормотипичных респондентов.
Таблица 3
Средний возраст начала событий медицинской социализации и наличие проблем со здоровьем в детстве, лет
Событие | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было |
Самостоятельное пребывание дома при болезни | 11,5 | 12,1 |
Самостоятельное лечение дома, прием лекарств, выполнение лечебных процедур по рекомендации врача, родителей | 12,6 | 13,4 |
Самостоятельное посещение врача, медицинских учреждений без родителей | 14,4 | 14,9 |
Вместе с тем дети с ОВЗ могут иметь более широкий спектр теоретических знаний и практических навыков, касающихся конкретного заболевания, его симптомов, лечения, профилактики, по сравнению с более здоровыми респондентами, поскольку значительно чаще сталкиваются со сферой здравоохранения, проходя лечение как амбулаторно, так и в стационаре, пребывая там длительное время, постепенно привыкая и самостоятельно адаптируясь к условиям медицинской организации, ее распорядку дня, требованиям и правилам, расписанию обходов и процедур, находя друзей и социализируясь под влиянием специфических обстоятельств. Они постигают новый опыт, опережая своих сверстников в знаниях о медицинской сфере, которые, однако, не являются «обязательными», характерным для большинства детей или усваиваются уже во взрослом возрасте. Респонденты с проблемами здоровья в детстве прошли через события манипуляций с телом также в среднем раньше, более чем на полгода, чем представители другой группы (сделали себе пирсинг в 14 лет против 14,7, впервые пошли к косметологу/дерматологу/другому специалисту для коррекции внешности в 14,2 года против 15). Нахождение в одиночку дома при болезни стимулирует и развитие навыков самообслуживания: респонденты с ОВЗ раньше научились готовить еду себе, а потом и другим (средний возраст 12,1 против 12,7). В некоторых случаях у них ранее чем на полгода происходило освоение практик эмпатии, взаимопомощи, ответственности (Табл. 4). Мы также зафиксировали значимую разницу в возрасте дебюта обращения к специалистам психологической поддержки: у нормотипичных респондентов — 14,8 лет, в группа с ОВЗ — на целый год раньше, в 13,8 года.
Таблица 4
Средний возраст начала событий эмпатии и ответственности и наличие проблем со здоровьем в детстве, лет
Событие | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было |
Получение ответственного задания (например, стал (а) старостой класса, ведущим мероприятия и т.д.) | 11,1 | 11,7 |
Участие в волонтерском проекте (помогал (а), организовывал (а) что-то без денег, от души) | 13,6 | 14,1 |
Эмпирические данные свидетельствуют, что, несмотря на ограничения, у имевших проблемы со здоровьем в детстве не наблюдается отставания в прохождении ряда событий взросления в сообществе ровесников. В ряде случаев фиксируется опережение в освоении некоторых практик, например, при контактах в компаниях сверстников, включении в субкультурный контекст, апробировании «недетских сфер» (Табл. 5). Одно из возможных объяснений состоит в том, что дети с ОВЗ испытывают особую потребность в общении с ровесниками, что мотивирует их на преодоление комплексов и стимулирует компенсировать некоторые пробелы коммуникации. Вероятно, участие респондентов с ОВЗ в такого рода событиях выступает как технология изменения позиции «исключенных».
Таблица 5
Средний возраста начала событий и наличие проблем со здоровьем в детстве, лет
Событие | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было |
Первая влюбленность | 11,9 | 12,4 |
Проба спиртного | 13,7 | 14,4 |
Первое участие в вечеринке без взрослых | 14,1 | 14,6 |
Прогулки ночью с друзьями, любимым/любимой | 15,1 | 15,7 |
В исследованиях последнего десятилетия уделяется особое внимание особенностям использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с детьми с ОВЗ. В частности, были выделены специфические интернет-риски [4; 30; 32] и сделан вывод, что данная социальная группа в большей степени склонна к проявлению «ролевой виктимности» и игровой зависимости, в том числе в связи с проблемой понимания и управления личным временем. Однако большинство отечественных и зарубежных исследований вновь опираются на данные опросов родителей и профессионалов [4; 11; 25; 38], заметно реже учитывая мнение детей и молодежи. Результаты нашего исследования показывают, что наличие или отсутствие проблем со здоровьем оказывает разновекторное влияние на событийность в сфере ИКТ: не наблюдается серьезных различий между группами в предоставлении родителями технологических устройств (телефонов, планшетов и др.) — эти вещи стали реальными атрибутами поколения, их имели почти 100 % опрошенных (от 95 % до 99 %) независимо от наличия/отсутствия проблем со здоровьем. Однако все гаджеты дети с ОВЗ получают немного раньше: так, возраст появления первого мобильного телефона отличается менее чем на 0,3 года — у детей без проблем со здоровьем он появлялся в 8,6 лет, у детей с проблемами — в 8,9 лет; планшет с доступом в Интернет также появляется почти одновременно (10,2 и 10,6 лет соответственно); чуть раньше первый компьютер, ноутбук появлялся у тех, кто не имел проблем со здоровьем (12,1 и 12,4 года), однако в обоих случаях после окончания начальной школы.
Что касается ИКТ-навыков у сравниваемых групп, то раньше всего дети начинают играть в компьютерные игры (9 лет), а уже затем смотреть мультфильмы, фильмы, ролики. Для данных практик средний возраст начала немного ниже у тех, кто заявляет об отсутствии проблем со здоровьем в детстве. Тенденция к минимальным отклонениям сохраняется: отличия в первом опыте игр на компьютере составляют 0,2 года (9,2 и 9 лет соответственно), в просмотре видео на электронном носителе — 0,3 (9 и 8,7 лет). Отметим, что опыт первой онлайн-покупки у обеих групп произошел достаточно рано — в 8,9 лет у тех, кто заявил о наличии проблем со здоровьем в детстве, и в 8,6 у тех, у кого проблем не было. Первый опыт самостоятельного поиска информации связан с появлением мобильного телефона и планшета — соответственно в 10,9 и 10,8 лет. И в данном случае отличие в среднем возрасте появления интернет-аккаунта минимально — 10,8 и 10,6 лет. Фотографии с друзьями появляются у обоих групп после 10 лет, но у тех, кто имел проблемы со здоровьем, чуть позже (10,5 против 10,1). Онлайн-испытания те, у кого были проблемы со здоровьем, начинали проходить чуть позже (13,1 против 12,9 лет). Также в 13 лет обе группы начинали вести блоги, каналы в Интернете (13,3 против 13,1).
Самый значительный разрыв между группами наблюдается в вопросе о фотографиях с друзьями — больше респондентов, имевших проблемы со здоровьем в детстве, указали, что у них таких фотографий в сети нет (7 % против 3 %). Возможно, дети с некоторыми нозологиями не склонны фиксировать визуально свои контакты. Друзья по Интернету появились у обеих групп одновременно — в 12,9 лет, но почти треть респондентов, имевших проблемы со здоровьем в детстве, заявили об отсутствии интернет-друзей (29 % против 37 % нормотипичных ровесников). Вероятно, онлайн-общение более значимо для молодых людей с ОВЗ, что мотивирует их на поиск друзей в сети (71 % против 62 % среди нормотипичных детей) (Табл. 6).
Таблица 6
Значимые события в ИКТ сфере и наличие/отсутствие проблем со здоровьем в детстве
Событие | Произошло, % | Средний возраст, лет | ||
Были проблемы со здоровьем | Проблем не было | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было | |
ИКТ-навыки | ||||
Занятия на онлайн-курсах | 68,2 % | 63,2 % | 15,2 | 15,8 |
Просмотр на электронном носителе мультиков, фильмов, роликов | 97,2 % | 96,8 % | 9 | 8,7 |
Самостоятельные практики в информационном пространстве | ||||
Появление фотографий с друзьями | 92,7 % | 97,1 % | 10,5 | 10,1 |
Появление интернет-друзей | 70,9 % | 62,3 % | 12,9 | 12,9 |
Таким образом, сравнивая поведение детей в сфере ИКТ, можно сделать вывод, что это поколение проходит «цифровую социализацию». Абсолютное большинство, независимо от состояния здоровья, заводит аккаунт в сети (99 %) и более половины пробует вести свою страницу или даже канал/блог. В обеих группах наблюдается идентичная событийность (последовательность событий) в освоении и использовании ИКТ, отсутствие значимых (более полугода) опережений или отставаний по среднему возрасту событий. Исключение составляют дебюты обучения на онлайн-курсах: у респондентов с ОВЗ по сравнению с нормотипичными ровесниками это событие произошло на полгода раньше (15,2 против 15,8 лет), но это единственное интернет-событие, произошедшее на полгода раньше у группы тех, у кого были проблемы со здоровьем. Однако необходимо учитывать историко-социальный контекст: опрошенные в 2023 году 18-летние респонденты учились в школе во время пандемии 2020–2021 годов, что оказало влияние на их повседневные практики и на общий процесс взросления, однако дистантные формы обучения в большей степени затронули детей с ОВЗ.
В научной литературе довольно часто в объяснении эксклюзии группы с ОВЗ упоминаются серьезные ограничения мобильности [14], а детская мобильность играет важную роль в развитии и становлении личности, с одной стороны, предоставляя больше возможностей для осуществления проб новых общений, игр, фантазий, получения новых компетенций в освоении городского ландшафта и правил социума, а, с другой стороны, формируя самостоятельность и независимость [3; 10]. Данные нашего исследования показывают, что более половины событий из предложенного списка, связанных с мобильностью, осваивались информантами с ОВЗ с отставанием, хотя и незначительным, например, практически одновременно — в 8 с небольшим лет — дети начинали гулять во дворе, без сопровождения взрослых посетили библиотеку, в 10 лет впервые осуществили самостоятельные поездки по населенному пункту, городу (в школу, к бабушке и т.д.), и наблюдается отставание в 0,3 и более года в дебютах самостоятельных поездок в другой населенный пункт и за границу, посещения театра (Табл. 7).
Таблица 7
Значимые события мобильности и наличие проблем со здоровьем в детстве, сравнение по среднему возрасту, лет
События | Были проблемы со здоровьем | Проблем не было |
Первые поездки за границу с семьей, родителями или родственниками | 8,9 | 8,6 |
Посещение театра | 10 | 9,6 |
Первые поход или экскурсия с группой (одноклассников, друзей, каким-либо коллективом и т.п.) без родителей | 10,6 | 10,3 |
Поездка в лагерь, центр на каникулах без родителей | 10,9 | 10,6 |
Поход за грибами, на рыбалку, охоту без родителей | 12,4 | 13,1 |
Самостоятельное вождение небольшого транспортного средства (мотоцикла, скутера, моторной лодки и т.п.) | 13,6 | 14,4 |
Поездка за границу самостоятельно или с группой ровесников | 14,4 | 13,8 |
Интересен тот парадоксальный факт, что информанты с ОВЗ могут демонстрировать опережение в «индивидуальном» освоении удаленных локаций, требующих ориентации в городском/сельском пространстве, построении логистических маршрутов в лесу, для рыбалки или охоты за пределами населенного пункта. Вероятно, сдерживание мобильности не во всех случаях обусловлено нозологией заболевания, а зависит от многих факторов: объективных (органических или ментальных ограничений) и субъективных (барьеры взрослых, собственные страхи, некомпетентность).
Мы предложили респондентам в анкете дать обобщающую ретроспективную оценку детского периода своей жизни (Рис. 3). Данные свидетельствуют, что отсутствие в детстве серьезных проблем со здоровьем тесно связано с ощущением детского периода как счастливого (среди респондентов с ОВЗ таких меньше на 10 %), высок и коэффициент связи по сравнению с иными выявленными зависимостями между оценками детства как счастливого и социально-демографическими характеристиками.
Рис. 3. Взаимосвязь оценки детства как счастливого/несчастливого и наличия проблем со здоровьем в детстве, %
Противоречиво, на первый взгляд, выглядит то, что молодежь с ОВЗ назвала более раннюю субъективную границу окончания детства — 13,6 года (против 14,4), и это не может быть объяснено общепринятым мнением, что дети, пережившие болезнь, взрослеют раньше. Мы полагаем, что это закономерный результат дополнительного социального опыта, овладения компетенциями в опережающих ситуациях взаимодействия с разновозрастными детьми в медицинских организациях, со специалистами в больницах, реабилитационных учреждениях и НКО, а также формирования дополнительной ответственности за свое самосохранительное поведение.
***
Полученные результаты подтверждают значимость исследования событийности молодежи с ОВЗ в период детства для понимания особенностей социального конструирования исключения людей с разным уровнем здоровья. Помимо физических и психических особенностей детей с ОВЗ, (не) доступности физического пространства, неготовности общества принимать и поддерживать особых детей прослеживается специфика усвоения и интериоризации социального опыта, практик и навыков, но мы не можем утверждать, что эта специфика линейно влечет лишь замедление процессов адаптации и интеграции в систему общественных отношений. Респонденты, имеющие проблемы со здоровьем, чаще проживают в неполных и низкодоходных семьях, чей уровень благосостояния не позволяет получить дорогостоящие медицинские услуги по их лечению и реабилитации. Несмотря на развитие идей инклюзивного образования, молодежь с ОВЗ реже поступает в вузы, чаще выбирая систему СПО. Событийные практики молодых людей с ОВЗ в большинстве случаев существенно не отличаются по времени наступления тех или иных дебютов взросления, характерных для нормотипичных сверстников. Тем не менее, фиксируются некоторые различия: с одной стороны, респонденты, чей период взросления был детерминирован проблемами со здоровьем, раньше отмечают период окончания детства, выработку навыков самообслуживания, приготовления пищи, приема лекарственных средств, освоение практик эмпатии, взаимопомощи и ответственности. Молодежь с ОВЗ в детстве не только не отстает от здоровых сверстников в интернет-практиках, но и демонстрирует развитие дополнительных навыков и компетенций (в сфере ИКТ, например, имеют чаще друзей в сети Интернет). Наблюдается и ранняя медицинская социализация — в результате не только ситуаций адаптации к работе системы здравоохранения из-за частых посещений специалистов и не только в форме более продвинутых знаний о причинах конкретного заболевания, его течении и лечении, но и в ходе освоения роли пациента через активные навыки самостоятельного пребывания и лечения дома.
С другой стороны, молодые люди с ОВЗ несколько позже осваивают локальные географические, образовательные и культурные пространства за пределами школы и дома. Неравномерный опыт прохождения событийности детства оказывает влияние на социальную компетентность и приводит к более низкой самооценке своего благополучия в период детства. Помимо четко выделенных зон благополучия/неблагополучия, определяемых возрастом, местом проживания, достатком и рядом иных факторов [11], на формирование удовлетворенностью жизнью влияет состояние здоровья и опосредованный им багаж социальных практик, приобретаемый в детстве. Это необходимо учитывать и в исследованиях субъективного благополучия, и в разработке технологий по укреплению самостоятельности и сужению секторов инфантилизации молодого поколения, эмоциональной стабилизации в современном российском обществе.
Об авторах
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sheglova-s@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия
Оксана Владимировна Бессчетнова
Государственный университет управления; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: besschetnovaov@mgupp.ru
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра общественного здоровья и социальной инклюзии Государственного университета управления; профессор кафедры социальной работы Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Рязанский просп., 99, Москва, 109542, Россия; ул. Островитянова, 1, Москва, 117513, Россия
Александра Юрьевна Губанова
Российское общество социологов
Email: alexandra.gubanova@gmail.com
кандидат социологических наук, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» по информационному развитию Российского общества социологов ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, Россия
Список литературы
- Безрукова О., Самойлова В. Как поддерживать отцов и семьи, воспитывающих детей с инвалидностью? // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 2.
- Бессчетнова О.В., Майорова-Щеглова С.Н. Освоение социальной роли пациента в период детства // Социологические исследования. 2023. № 7.
- Бочавер А.А., Поливанова К.Н., Павленко К.В. Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей // Городские исследования и практики. 2020. Т. 5. № 3.
- Волкова И.П., Машкова А.В. Взаимосвязь виктимного поведения и зависимости от Интернета подростков с ограниченными возможностями здоровья // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 204.
- Дарган А.А. Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2.
- Деточенко Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2.
- Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик: Дис. д.с.н. Новочеркасск, 2012.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М., 2008.
- Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах новой теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3.
- Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3.
- Мареева С.В. Зоны субъективного благополучия и неблагополучия в российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 4.
- Медведева Е.А., Данилова Ю.Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4.
- Наберушкина Э.К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2.
- Наберушкина Э.К., Бессчетнова О.В. Социальное самочувствие студентов с инвалидностью в городе // Научные результаты в социальной работе. 2023. Т. 4. № 2.
- Осипова И.С., Никишов С.Н., Андриянова А.В. Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1.
- Павленко Е.С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 2.
- Петрулевич И.А., Снежко Г.Е. Социокультурные ресурсы семьи для создания платформы самореализации детей c ОВЗ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3.
- Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Корниенко Т.Ю. Современная семья ребенка с нарушением зрения: анализ материалов всероссийского опроса // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 207.
- Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. М., 2007.
- Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Сравнительный анализ психофизиологической и психосоциальной готовности к школе первоклассников 7 и 8 лет // Новые исследования. 2012. № 1.
- Федорцева М.Б., Литвинова Ю.А., Кречетова Н.М., Фрезе Н.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями // Современное дошкольное образование. 2017. № 3.
- Хохлов В.А. Половые различия в состоянии высших психических функций у детей и подростков 4–17 лет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1.
- Шаповал И.А. Диспозиции социальных субъектов инклюзии и интеграции лиц с инвалидностью в общество // Ценности и смыслы. 2019. № 4.
- Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
- Akgun F. Parents’ attitudes and opinions towards their children’s use of technology // International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2023. Vol. 9. No. 3.
- Becker H. Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. N.Y., 1963.
- Cohler B.J., Hammack P.L. The psychological world of the gay teenager: Social change, narrative, and “normality” // Journal of Youth and Adolescence. 2007. Vol. 36.
- Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs, 1963.
- Hammack P.L., Toolis E. Narrative and the social construction of adulthood // New Directions in Child and Adolescent Development. 2014. Vol. 145.
- Hammond S.P., D’Arcy J., Polizzi G. Connection brokers: How educators work within and between social networks to cultivate community digital resilience to support children with disabilities using the Internet // New Media & Society. 2023 // URL: https://ueaeprints.uea.ac.uk/id/eprint/91271.
- Ibrahim S., Vasalou A., Benton L., Clarke M. A methodological reflection on investigating children’s voice in qualitative research involving children with severe speech and physical impairments // Disability & Society. 2022. Vol. 37. No. 1.
- Kocamaz E.B., Akça K., Uygun Ş. The use of Internet and technological devices in children with disability from the perspective of parents // Technology and Disability. 2021. Vol. 33. No. 3.
- Lewis-Dagnell S., Parsons S., Kovshoff H. Creative methods developed to facilitate the voices of children and young people with complex needs about their education: A systematic review and conceptual analysis of voice // Educational Research Review. 2023. Vol. 39.
- Mills C.M., Goldstein T.R., Kanumuru P., Monroe A.J., Quintero N.B. Debunking the Santa myth: The process and aftermath of becoming skeptical about Santa // Developmental Psychology. 2024. Vol. 60. No. 1.
- Montreuil M., Carnevale F.A. A concept analysis of children’s agency within the health literature // Journal of Child Health Care. 2016. Vol. 20. No. 4.
- Oliver M. Social policy and disability: Some theoretical issues // Disability, Handicap & Society. L., 2007.
- Shakespeare T. The social model of disability: An outdated ideology? // Research in Social Science and Disability. 2001.Vol. 2.
- Sorbring E., Kuczynski L. Children’s agency in the family, in school and in society: Implications for health and well-being // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-Being. 2018. Vol. 13. Supplement 1.
- Wolfensberger W. Advanced Issues in Social Role Valorization Theory. Plantagenet, 2012.