Выбор стратегии созидания будущего

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу П.А. Водопьянова «На переломе эпох: выбор стратегии созидания будущего» (Минск: «Беларуская навука», 2023. 469 с.). Монография имеет большое теоретическое и практическое значение, намечая новые горизонты стратегии достаточного развития в созидании будущего. В книге отмечено, что встраивание человека в природное окружение, подчинение его законам природы, поиск путей преодоления новых вызовов и рисков, обусловленных негативными последствиями достижений науки и техники, задают новые направления коэволюционной стратегии достаточного развития посредством чрезвычайных и непопулярных мер: регулирование численности населения; снижение индустриального давления на биосферу за счет внедрения природоподобных технологий; экономное использование природных ресурсов, их замена искусственными; повышение производительности ресурсов благодаря новым технологиям; использование альтернативных источников энергии вместо углеводородного топлива; изменение вектора социально-экономического развития на основе его согласования с законами природы; формирование нравственности нового типа и нового гуманизма; переход к эпохе «нового Просвещения» - с экологическим сознанием и мышлением. В работе раскрыты основные факторы поддержания устойчивости природных экосистем и биосферы в целом, объясняющие необходимость использования законов биосферной организации для выбора стратегии безопасного будущего. Намечены ключевые направления созидания будущего на основе биоантропоцентризма как главного условия сохранения биосферы - важнейшего фактора выживания человечества. Выявлены основные типы экологических кризисов и обозначены меры по их преодолению с учетом содержания природных и социальных катастроф. Особое внимание уделено главным факторам жизнедеятельности человека в условиях глобальной нестабильности и необходимости формирования соответствующих мировоззренческих универсалий.

Полный текст

Читая новую книгу известного белорусского ученого, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси Павла Александровича Водопьянова «На переломе эпох: выбор стратегии созидания будущего», ощущаешь искреннее стремление автора помочь людям осознать глобальные проблемы человечества, задуматься о личной ответственности за будущее планеты, сделать практические шаги по недопущению глобальной экологической катастрофы. Автор задается вопросом «Есть ли силы у человечества, чтобы найти адекватные ответы на новые вызовы времени?». И, отвечая на этот вопрос утвердительно, предлагает свою стратегию достаточного развития.

Но вначале несколько слов об авторе. Судьба П.А. Водопьянова очень непроста, особенно учитывая, что основной предмет его исследований — будущее человечества, и его работы по экологии и эволюционной биологии имеют широкий резонанс и признание. Неизгладимый след в биографии ученого оставила учеба на философском факультете Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова, где в 1960-е — начале 1970-х годов блистали выдающиеся знатоки эволюционной теории, биологи и генетики, многие из которых пострадали в годы лысенковщины. На формирование научных взглядов Водопьянова повлиял его учитель, выдающийся эволюционист К.М. Завадский, который привил ему интерес к творчеству ученых всего мирового сообщества — Дж. Хаксли, Э. Майра, Ф.Г. Добжанского, А.А. Пономарева, К.Х. Уоддингона, Н.И. Вавилова, С.С. Четверикова, Н.В. Тимофеева-Рессовского, И.И. Шмальгаузена и др. Дипломная работа Водопьянова была посвящена творчеству одного из создателей современной синтетической эволюции Шмальгаузена (подвергшегося обструкции Т.Д. Лысенко): он впервые обосновал теорию стабилизирующего отбора, положив начало изучению устойчивости биологических систем и биосферы в целом. Благодаря идеям Шмальгаузена Водопьянов еще в 1974 году опубликовал монографию «Устойчивость и динамика биосферы» — о механизмах поддержания устойчивости биологических систем, что имеет особое значение для теоретической биологии.

Проблемы, которые Водопьянов поднимает в своих работах, необыкновенно актуальны — по большому счету это стратегия бытия человека, безмерный мир человеческих отношений, судеб и надежд, особенно в периоды, когда природные катаклизмы, глобальные катастрофы и кризисы наступают, и кажется, что они вот-вот поглотят нашу планету. Работы ученого помогают найти берег надежды, служат безмолвным напоминанием о пределах роста, об исчерпаемости ресурсов нашей планеты. Его слова, пронизанные искренним желанием помочь людям не погибнуть, не потеряться в пучине веков, словно вещий колокол, взывают ко всем живущим — задуматься о личной ответственности за будущее планеты, предпринять усилия по упреждению глобальной экологической катастрофы. Таков главный лейтмотив научных исследований Водопьянова и его новой книги.

Тридцать лет назад широкий общественный резонанс вызвала его монография «Великий день гнева. Экология и эсхатология» (1993). За прошедшие годы планета Земля чище не стала: усложнилась демографическая ситуация, возросло загрязнение окружающей среды, произошли крупнейшие природные и социальные катастрофы (аварии на Чернобыльской АЭС, японской АЭС Фукусима–1), войны и конфликты, террористические акты и другие кризисные события, может быть, менее известные, но не менее опасные для всего живого на Земле. Современная цивилизация столкнулась с новыми глобальными вызовами, такими как пандемия covid-19, угрожающими ее будущему. Не меньшую тревогу вызывает и проблема нравственного разложения, свидетельство чему — распространение наркомании и алкоголизма, употребление психотропных веществ, ведущих к биологической деградации человека. Извечные ценности — доброта, справедливость, порядочность, взаимопомощь — все чаще уступают место насилию, злобе и ненависти.

Новая книга Водопьянова — квинтэссенция его неустанных исследований устойчивости биосферы как фундаментальной теоретической и прикладной проблемы, в которой сконцентрированы важнейшие мировоззренческие и методологические аспекты современной науки, уточняющие и углубляющие научную картину мира. Книга обобщает более чем полувековой опыт изучения глобальных проблем современности, представляющих угрозу ближайшему будущему человечества, и существенно расширяет горизонт поиска решений этих проблем. В свое время вышли монографии Водопьянова «Устойчивость в развитии живой природы» (Минск, 1974), «Устойчивость и динамика биосферы» (Минск, 1981), «Динамика биосферы и социокультурные традиции» (Минск, 1987, в соавторстве), «Великий день гнева: экология и эсхатология» (Минск, 1993, в соавторстве), «Стратегия бытия человечества: от апокалиптики к ноосферному веку» (Минск, 2018, в соавторстве) и др. В них раскрыты механизмы поддержания устойчивости биосферы: биологическое разнообразие, дублирующие и страхующие механизмы, преобладание процессов синтеза над деструкцией, стабилизирующий отбор на уровне филогенеза и др., что позволило обосновать основные законы эволюции биосферы, принципиально важные для разработки стратегии выживания человечества. Водопьянов открыто говорил и об отрицательных сторонах научно-технического прогресса, обосновывая необходимость новых ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы и изменения сложившегося потребительского вектора развития на основе анализа концептуального содержания стратегии устойчивого развития и разработки оптимальной экологической политики.

Структурно книга состоит из предисловия, двух разделов, восьми глав и заключе ния. В первом разделе «Сохранение биосферы как важнейший фактор выживания человечества» представлен краткий обзор развития проблемы устойчивости, раскрыты специфика и факторы поддержания устойчивости сложных динамических систем на уровне биосферы, рассмотрено единство устойчивости и изменяемости в процессе эволюции, проанализирована статика и динамика биосферы, проблемы социально-экологического содержания человеческой деятельности. Во втором разделе «Цивилизация на пути регулирования социоприродных отношений и созидания будущего» приведена концепция глобального эволюционизма как новый образ динамического бытия, рассмотрены основные причины глобального антропологического и экологического кризиса, угрозы будущему человечества в условиях глобальной нестабильности, представлены ключевые факторы жизнедеятельности общества и человека и авторская концепция стратегии безопасного будущего на пути приближения ноосферного века. Вместо заключения автор намечает пути использования законов биосферы в целях созидания будущего.

Краткий исторический анализ проблемы устойчивости показывает, что «выявление устойчивости в беспрерывно изменяющемся мире всегда стояло в центре внимания создателей самых разнообразных концепций» (С. 35). Для поддержания равновесия в популяции «особое значение имеет стабилизирующая форма отбора, направленная на сохранение тех генотипов, которые ведут к образованию фенотипов, наиболее полно соответствующих внешним условиям, преобладающим в данное время. Если в течение длительного времени условия жизни существенно не изменяются, то популяция способна достичь высокого уровня приспособленности» (С. 148). «Выявление роли стабилизирующего отбора как важнейшего фактора поддержания равновесного состояния природных экосистем имеет значение для разработки конкретных мероприятий по сохранению среды обитания и определению основных направлений человеческой деятельности в области экологической политики» (С. 149).

Как верно отмечает Водопьянов, «в эпоху научно-технической революции качественно изменяется характер воздействия общества на природу. Увеличение числа индустриальных центров, интенсивная добыча полезных ископаемых и древесины, распашка пригодных для земледелия угодий, высокий уровень загрязнения газами и твердыми частицами воздуха, естественных водоемов — таков далеко не полный перечень факторов, существенно изменяющий окружающую среду» (С. 227). К тому же первая четверть ХХI века характеризуется глобальной нестабильностью, новыми вызовами и угрозами. «Успешно проходившее с помощью науки и техники в течение нескольких столетий преобразование и “покорение” природы, как известно, привело к современному экологическому кризису, который ставит под вопрос будущее человечества, ибо произведенные во внешней природе изменения несовместимы с биологической природой человека» [2. С. 270]. В этих чрезвычайных условиях кристаллизуются точки роста новой цивилизации, чей главный вызов — новое видение роли природной среды в жизни человечества. Стремление освободиться от природной зависимости посредством достижений научно-технического прогресса и игнорирование законов эволюции биосферы обусловили высокий уровень жизни в странах Запада, что повлекло ухудшение качества окружающей среды.

Сегодня формируется новое видение природной среды — она начинает рассматриваться «не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, способное вызвать необратимое разрушение целостности системы» [4. С. 485]. К сожалению, как констатирует Водопьянов, «сложившийся потребительский вектор развития, ориентированный всецело на получение прибыли… привел в современных условиях к разрушению природных территорий, к утрате их качественных параметров, что представляет непосредственную угрозу здоровью и жизнедеятельности людей» (С. 269). Дальнейшая судьба цивилизации зависит от «выбора стратегии будущего… либо следовать по уже проторенному пути наращивания материального богатства за счет интенсивного экономического роста, ведущего к разрушению и деградации окружающей среды, либо избрать принципиально иной путь — согласования социально- экономического развития с законами биосферы» (С. 279).

Анализ положения дел в развитых странах показывает, что предпочтение во многих случаях отдается сохранению и достижению высокого уровня потребления. Подтверждение тому — грозные очертания глобального экологического кризиса, проявляющегося в нарастании загрязнения окружающей среды, разрушении озонового слоя, многочисленных пожарах, наводнениях, ураганах и других опасных симптомах, затронувших большинство стран мира. В этих условиях «удовлетворение потребностей общества и поддержание оптимальных соотношений между ним и природой — основная задача охраны природы» (С. 231): необходимо повсеместное утверждение коэволюционной стратегии взаимодействия общества и природы — это одна из ключевых задач современной экологической политики.

Ее решение Водопьянов видит не только в преодолении социально- экономических, экологических и геополитических проблем, но и в радикальном изменении сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей. Иными словами, для преодоления кризисных явлений в жизни общества необходимо, в первую очередь, разрешить тот духовный кризис, что породил глобальные проблемы, обострившиеся в последние годы. «Экологический и антропологический кризисы, растущие процессы отчуждения, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью человечеству, — это побочные продукты техногенного развития. И поэтому сегодня стоит вопрос: можно ли выйти из этих кризисов, не меняя базисной системы ценностей техногенной культуры?» [1. С. 65]. В.С. Степин полагает, что «эта система ценностей должна трансформироваться… придется изменить наше отношение к природе, выработать иное понимание целей человеческой деятельности, чем то, которое представлено фундаментальными мировоззренческими установками техногенной культуры. Не исключено, что человечеству предстоит духовная революция, сопоставимая с той, которая была в эпоху Возрождения и Реформации» [3. С. 735].

Водопьянов показывает, что приближение биосферного века призвано изменить антропоцентристскую ориентацию в использовании природных ресурсов: сугубо количественная ориентация на экономические показатели привела к тому, что объемы потребления природных ресурсов уже превысили допустимые нормы и во многих случаях влекут разрушение и деградацию окружающей среды. Разумное самоограничение, самодостаточность, сохранение пригодной для обитания среды — наиболее характерные черты экологического мышления, основанного на осознании взаимосвязанности и взаимозависимости процессов в биосфере.

Утверждение экологического мышления тесно связано со становлением нового гуманизма, ориентированного на формирование мировоззрения и образа жизни, которые утверждают приоритетную ценность человека по отношению к самому себе и другим людям, а также осознание ценности всех живых существ и относительную ценность/равноправие по отношению к другим людям, обществу и природе. «Новый гуманизм означает не только установление истинно человеческих отношений между людьми, но и уважение и заботу о сохранении всех форм жизни» (С. 392). Здесь велика роль образования, но «господствующая до сих пор парадигма образования покоится на антропоцентристской ориентации, в основе которой лежит противопоставление человека природе, отношение к ней как к кладовой ресурсов… Кризис образования, наблюдаемый сегодня во многих странах, обусловлен известным консерватизмом образовательных систем, ориентированных всецело на прагматизм и практицизм» (С. 393). Преодоление этих негативных явлений возможно «на пути кардинального изменения мировоззренческих ориентиров, формирования новых ценностных установок во взаимодействии общества и природы и перехода цивилизации на путь эколого-безопасного развития» (С. 394).

В стратегии коэволюции, ориентированной на будущее, содержится установка на изменение всех сфер жизнедеятельности людей. «Новая модель образования предполагает формирование объективного миропонимания, изучение реального состояния окружающей среды, знание законов эволюции биосферы, на основе которых возможно разумное удовлетворение человеческих потребностей и определение основных направлений достижения будущего» (С. 456). Кроме того, «образование нового типа предполагает усвоение знаний о культурном наследии мировых ценностей, понимание причин кризисных явлений в различных сферах жизнедеятельности людей, необходимость выработки биосферного мышления, направленного на формирование бережного отношения к природе, осознание важности использования системного подхода к изучению мировых процессов» (С. 457).

Важную роль в достижении безопасного будущего играет внедрение в сферу промышленного производства природоподобных технологий (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных), способных существенно повысить производительность ресурсов и ориентированных на предотвращение индустриального давления на биосферу. Аддитивные технологии направлены на отбор нововведений и инноваций, которые послужат основой промышленного развития на ближайшие десятилетия.

Построение будущего основано на осмыслении позитивных достижений прошлого, преодолении негативных явлений человеческой деятельности и выявлении нравственных ориентиров, определяемых самой природой. Ценностно-духовные ориентации — основание социально-экономического развития страны и всего мирового сообщества. Современное информационное общество оказывает огромное влияние на основы человеческой нравственности, духовный мир человека. Констатация необходимости новых ценностных ориентаций, учитывающих требования законов биосферы и определяющих возможность становления новой цивилизации, становится неизбежным условием сохранения жизни на Земле. В условиях глобальной нестабильности кристаллизуются точки роста новой цивилизации, где главный вызов — новое видение роли природной среды в жизни человечества. Выдвигая и обосновывая свою стратегию достаточного развития, Водопьянов утверждает, что будущее человечества зависит от того, сможет ли разум преодолеть пропасть между технологической мощью и культурной эволюцией и справиться с существующими опасностями.

Рецензируемая книга логически выстроена, учитывает многовековые изменения и новые данные, анализирует большой массив научной литературы, точно очерчивает круг рассматриваемых вопросов — сохранение биосферы, проблема устойчивости развития, регулирование социоприродных отношений, вызовы и угрозы будущему человечества, основные факторы жизнедеятельности человека, стратегия безопасного будущего на пути к ноосферному веку. Обозначенные проблемы представлены в мониторинговом режиме — к сожалению, они усугубляются и требуют все новых усилий со стороны всех и каждого по спасению планеты и всего живого, на ней обитающего. Монография написана ярким, образным языком, каждый тезис хорошо аргументирован и практически выверен. Книга хорошо иллюстрирована и рассчитана на широкий круг читателей: научных работников, преподавателей, аспирантов и всех, кто интересуется вопросами прогнозирования путей дальнейшего развития человеческой цивилизации.

×

Об авторах

Александр Николаевич Данилов

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.danilov@tut.by
доктор социологических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси; заведующий кафедрой социологии Белорусского государственного университета ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, Беларусь

Список литературы

  1. Данилов А.Н. Программирующая роль культуры в теории социальной эволюции // Социологические исследования. 2023. № 2.
  2. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. СПб., 2018.
  3. Степин В.С. Человек. Деятельность. Культура. СПб., 2019.
  4. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, история эволюции. Минск, 2021.

© Данилов А.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах