Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сочетание нескольких социологических методик может стать эффективным способом получения более репрезентативных данных. Сочетание методов фокус-группы и эксперимента позволяет исследователям расширить познавательные возможности каждого метода и лучше понять сложные социальные явления, получив более полное представление о социальных объектах и процессах, а также об их восприятии. Достоинства и недостатки сочетания методов фокус-группы и эксперимента сформулированы авторами преимущественно на основе проведенных исследований, в которых ключевыми показателями выступали такие характеристики, как психотип, эмоциональный интеллект и внушаемость. Очевидно преимущество комбинирования двух методов - глубокий анализ исследуемого явления, поскольку фокус-группа позволяет реконструировать контекст и обеспечить детальное понимание мнений и переживаний участников, а эксперимент - контролировать условия и воздействие на респондентов, проверять гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи. Однако комбинация методов имеет и ряд ограничений: ограниченное время проведения фокус-группы может влиять на продолжительность эксперимента; групповая динамика в ходе фокус-группы может воздействовать на результаты эксперимента и привести к искажениям; наличие модератора и видеофиксация групповой дискуссии могут повлиять на поведение участников и исказить данные. По итогам анализа ряда «кейсов» в статье сформулированы рекомендации по комбинированию методов фокус-группы и эксперимента: уточнение критериев отбора респондентов во время рекрутинга; размещение участников фокус-группы с учетом их психотипов и личностных характеристик, а также рассадка «подсадных уток» по определенной схеме; предоставление стимульного материала в печатном виде каждому участнику фокус-группы. В целом комбинирование фокус-группы и эксперимента - достаточно редкий подход, поэтому основные выводы сформулированы по данным исследований, проведенных авторами в РУДН.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Андреевна Игнатова

Российский университет дружбы народов

Email: eignatova0304@mail.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Barringer S.N., Eliason S.R., Leahey E.A History of causal analysis in the social sciences. S.L. Morgan (Ed.). Handbook of Causal Analysis for Social Research. New York; 2013.
  2. Belanovsky S.A., Nikolskaya A. What’s wrong with focus groups? ECO. 2021; 6. (In Russ.).
  3. Colucci E. Focus groups can be fun: The use of activity-oriented questions in focus group discussions. Qualitative Health Research. 2007; 17 (10).
  4. Devyatko I.F. Methods of Sociological Research. Ekaterinburg; 1998. (In Russ.).
  5. Ekman P. Lie to me. Saint Petersburg; 2011. (In Russ.).
  6. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Applied Sociology: Methodology and Techniques. Moscow; 2012. (In Russ.).
  7. Hernan M.A., Robins J.M. Graphical representation of causal effects. Causal Inference: What If. 2019; 6.
  8. Kramer L.L., van Velsen L., Mulder B.C. Optimizing appreciation and persuasion of embodied conversational agents for health behavior change: A design experiment and focus group study. Health Informatics Journal. 2023; 29.
  9. Larina T.I. Combination of focus group and experimental methods for applied sociological purposes. Diary of Science. 2022; 9. (In Russ.).
  10. Levinson A., Stuchevskaya O. Focus groups: Evolution of the method (review of the discussion at the ESOMAR conference). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2003; 1. (In Russ.).
  11. Merton R., Fiske M., Kendall P. The Focused Interview. Moscow; 1991. (In Russ.).
  12. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Gudkova Ya.A. Diagnostics of the level of conformity of the student youth (results of a methodological experiment). RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (3). (In Russ.).
  13. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Zakharova S.V. Recommendations for interviewers conducting sociological surveys: The use of the psychotypes theory and analysis of respondents’ nonverbal reactions. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1).
  14. Rawls A.W. Durkheim’s epistemology: The neglected argument. American Journal of Sociology. 1996; 102.
  15. The Tincture Experiment. URL: https://russianfield.com/experimentnastoika. (In Russ.).
  16. Vakurova N.V., Moskovkin L.I. Conditions for the transmission of meaning and generating the new one in experiments based on focus groups. Arhivarius. 2016; 1 (1). (In Russ.).

© Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Игнатова Т.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах