VII международная научная конференция «Цифровизация общества и будущее христианства. К вопросу о трансформации ценностно-нормативной системы общества»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

18-19 февраля 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла VII международная научная конференция «Цифровизация общества и будущее христианства. К вопросу о трансформации ценностно-нормативной системы общества». На этом научном мероприятии с докладами выступили крупные ученые из России, Италии, Германии, Франции, Тайваня, Китая, Индии, Нигерии, Украины и Белоруссии. В своих докладах они с христианской точки зрения рассмотрели те проблемы, вызовы и преимущества, которые привносит в современную жизнь процесс цифровизации. Особый акцент был сделан на тех изменениях в ценностях и нормах людей, которые несет с собой цифровизация.

Полный текст

18–19 февраля 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) прошла VII международная научная конференция «Цифровизация общества и будущее христианства. К вопросу о трансформации ценностно-нормативной системы общества». Часть участников присутствовали на мероприятии онлайн, а остальные — очно. В рамках конференции прошли пять секций и три круглых столов.

В начале работы конференции с приветственным словом выступил протоиерей Константин Польсков (проектор ПСТГУ по научной и международной работе). Затем со вступительным словом к участникам конференции обратились сопредседатели организационного комитета — Игорь Павлович Рязанцев (ПСТГУ) и Ип-Мэй Ло (Христианский университет Чжунъюань, Тайвань).

Конференцию открыл президент Европейской социологической ассоциации Роберто Чиприани (Университет Рома Тре, Италия). Его доклад «Diffused religion and digital society» («Диффузная религия и цифровое общество») был посвящен проблеме уменьшения роли религиозных структур в современном обществе на фоне распространения «диффузной» религии. Она занимает ниши, возникшие вследствие так называемого «расколдовывания мира». Самой распространенной практикой «диффузной» религии Чиприани называет молитву. Однако социализирующая роль религии в современном мире не ослабевает, и многие секулярные ценности по-прежнему имеют религиозные источники. Период пандемии увеличил масштабы использования цифровых технологий, и отсутствие других возможностей сделать богослужение доступным для верующих вынудило священников пользоваться онлайн платформами. Чиприани утверждает, что все мировые религии признали цифровые технологии неотъемлемой частью своего существования. Несмотря на угасание роли традиционных религиозных институтов и возникновение секулярного пространства, религия не исчезает, а приспосабливается к новой среде, в том числе осваивая цифровые инструменты.

Алексей Николаевич Гуня (Институт географии РАН, ПСТГУ) в выступлении «Свято место пусто не бывает? Переосмысление географического пространства в эпоху цифровизации» говорил о виртуализации пространства. В небольшом теоретическом вступлении он отметил, что под географическим пространством понимается, прежде всего, физическое, где человек существует как биологический вид. Очевидна историческая проблема стремления человека к автономии в природе, и виртуализация пространства — следующий шаг в этом направлении. В исследованиях сакрального пространства Гуня выделил три направления: во-первых, богословские труды по онтологии священного пространства; во-вторых, исторические, культурологические и, реже, географические работы по изучению процессов сакрализации пространств; в‑третьих, исторические, социологические, философские, реже политологические и антропологические работы, отражающие влияние священного пространства на развитие государств и народов. В частности, феномен «святого места» связан с современной тенденцией виртуализации пространства.

Алекс Хан-Хо Ип (Колледж Чунг Чи, Гонконг, Китай) выступил с докладом «A methodological review on digital theology and the study on the relationship between the social media use patterns in the era of big data, using Hong Kong as a test case» («Методологический обзор цифровых технологий и изучение взаимосвязи паттернов использования социальных сетей в эпоху больших данных на примере Гонконга»). Автор начал с обзора методологических проблем развития цифрового богословия, выделив в нем следующие стадии: 1) анализ позитивного и негативного влияния цифровых технологий на религию; 2) поиск новой типологии для описания того, как новейшие цифровые технологии создают пространство для возникновения новых форм религиозной деятельности (виртуальный храм, киберцерковь и т.д.); 3) поиск теоретической перспективы для интерпретации большого объема данных, возникшего в результате широкого вхождения Интернета в повседневную жизнь. Автор утверждает, что в «эпоху Big Data» информация о любых действиях человека в Интернете и социальных медиа может сохраняться, накапливаться и анализироваться. Результатом такого анализа становится информация, которую индивид получает из социальных медиа, т.е. они оказывают влияние на взгляды и мировоззрение пользователей. В частности, это влияние может проявляться в том, как христиане интерпретируют библейские тексты. Автор приводит результаты исследования сообщества христиан Гонконга: было выявлено две группы с разными подходами к использованию социальных медиа, у которых оказались различными и интерпретации предложенного им отрывка из Библии.

Следующая сессия началась с доклада Армина Грунвальда (Технологический университет Карлсруэ, Германия) «Digitalization as a challenge to human self-understanding» («Цифровизация как вызов для самопонимания человека»). Грунвальд обратился к современному постгуманизму, который считает искусственный интеллект вершиной и главной целью развития человечества или, по меньшей мере, средством перехода на новую стадию эволюции. Хотя развитие технологий с эпохи Просвещения воспринимается как освобождение от уз природы и культуры, сегодня в отношении технологий возникают более радикальные, подобные религиозным, ожидания. Ссылаясь на современных футурологов и визионеров, автор отмечает, что от технологического прогресса сегодня ожидают освобождения от фундаментальных ограничений природы человека — болезни и смерти. Но создание технологического рая на Земле лишает человека необходимости полагаться на божественную помощь. Искусственному интеллекту приписываются такие божественные свойства, как всеведение и справедливость. Грунвальд подчеркивает, что любого, кто выполняет работу, можно сопоставить с алгоритмом, и человек может быть сведен к количественным характеристикам, которые можно измерить, посчитать и сравнить. Результатом подобных сравнений становится представление об алгоритме как «совершенном человеке», лишенном недостатков. Возможность замены человека роботом — лишь часть проблемы внедрения искусственного интеллекта, не меньшее беспокойство вызывает превалирование технического представления о человеке в современном дискурсе.

Грунвальд делает несколько критических замечаний относительно развития технологий: технологическое развитие связано с экологическими проблемами; утверждение о превосходстве техники над человеком тривиально, так как любое техническое устройство лучше человека только в определенной области; объективность искусственного интеллекта подвержена влиянию его создателей — компаний и профессиональных коллективов, преследующих свои корпоративные, политические, военные и иные цели; граничащее с религиозным представление о совершенстве искусственного интеллекта иллюзорно, что объясняется систематическими ошибками и общей тенденцией к деградации компонентов устройств. Цифровизация и развитие искусственного интеллекта ставят антропологический вопрос о том, что в человеке есть человеческого. Этот вопрос делает сравнение человека с искусственным интеллектом абсурдным и исключает возможность технического отношения к индивиду.

Протоиерей Вадим Леонов (Сретенская духовная семинария) в выступлении «Перспективы цифровизации человеческой жизни с позиции православной антропологии» рассмотрел разные стороны цифровизации с точки зрения православного учения о благодатном взаимодействии. Сначала автор привел классификацию преимуществ и рисков цифровизации, а затем представил типологию способов общения между людьми: прямое общение личностей в Боге по своей схеме практически тождественно общению людей посредством искусственного интеллекта. Риск его обожествления существует, поскольку искусственный интеллект иллюзорно принимает на себя свойства Бога — в этом основная опасность цифровизации. В завершении выступления автор перечислил пять возможных ответов христианства на эту угрозу и назвал наиболее приемлемым православное учение о духовном общении в Боге, общении в любви.

Сергей Анатольевич Чурсанов (ПСТГУ) выступил с докладом «Антропологические начала христианской культуры в цифровом информационно-коммуникативном пространстве». Он рассмотрел богословские концепты «человеческая личность» и «межличностные отношения»: начал с методологии междисциплинарного взаимодействия и перешел к характеристике межличностного общения, охарактеризовав совершенное общение в богословском и информационно-коммуникативном контексте. Чурсанов отметил, что современные информационные технологии имеют негативные предпосылки, связанные с пантеизмом и индивидуализмом. В условиях этих антропологических рисков особую актуальность обретает обращение к христианскому пониманию человека как образа воплотившегося Сына Божьего.

Следующая сессия началась с выступления Эндрю Ван-Хуня (Гонконгский политехнический университет, Китай). В его докладе «Ellul, Taylor and Digitalisation» («Эллюль, Тейлор и цифровизация») было отмечено возрастающее преобладание технического мышления на фоне трансформации индустриального общества в цифровое. Автор обратился к творчеству Жака Эллюля и Чарльза Тейлора, которые предложили свои способы решения этой проблемы. Он перечислил семь особенностей современной техники по Эллюлю: рациональность, искусственность, автоматизм технического выбора, самовоспроизводство, неделимость, технологический универсализм и автономия. Технологии создают специфический мир с собственными законами, поэтому техническое мышление способно входить в противоречие с моралью, социальными и религиозными табу, десакрализирует человека, разрушает социальные группы и человеческие отношения в целом, что, по мнению Эллюля, не может не иметь социальных и духовных последствий. Техника разрушает то, что относилось к сакральному, а с исчезновением сакрального сама становится предметом сакрализации.

Тейлор также отмечал, что даже в областях, где решения принимались с опорой на сакральное, на волю Бога, господствующим становится инструментальное мышление, что заставляет людей искать технологические решения для всех проблем, включая природные. Преодоление технического мышления, по Эллюлю, возможно посредством крупномасштабной войны, восстания людей, опасающихся порабощения техникой, или в результате непосредственного божественного вмешательства в человеческую историю. Эллюль призывает к борьбе за свободу от всепроникающей техники с опорой на христианскую веру. Тейлор считает достаточным более тщательный анализ современной культуры с моральной точки зрения — чтобы подчинить технологии моральным и религиозным императивам. Эти подходы докладчик считает взаимно дополняемыми.

С докладом на тему «The impact of digitalization in the current and future evolution of identities in the Christian world» («Влияние цифровизации на настоящую и будущую эволюцию идентичностей христианского мира») выступила Светлана Васильевна Радченко-Драяр (Парижский университет Дидро, Франция). Она исследовала применение цифровых технологий и их влияние на коммуникации в христианском мире (православной, католической и протестантской конфессиях), отмечая связь цифровых технологий с формированием идентичности отдельных индивидов в контексте религии. Радченко-Драяр отмечает, что для христианства характерно приспособление к окружающей социальной среде и использование новых технологий для распространения своего учения. Так, сегодня новейшие цифровые и коммуникационные технологии используются в миссионерской деятельности. При этом конкретные формы внедрения технологий, степень их критического восприятия зависят от предшествующего развития каждой христианской конфессии. Наблюдается двоякий процесс: христианство осваивает цифровые технологии, но их внедрение оказывает влияние на религиозные практики и формы их осуществления, что порождает споры о допустимости и целесообразности некоторых изменений (например, «оцифровки» богослужебных практик) и об угрозах цифрового контроля за индивидом.

Радченко-Драяр отмечает способность цифровых технологий создавать новые сообщества, существующие в двух формах: реальные группы, создающие интернет-площадки для коммуникации, и виртуальные сообщества из незнакомых лично людей. Таким образом, цифровые технологии позволяют создавать религиозные сообщества без привязки к конкретным территориям и политическим границам. Автор выделяет пять направлений влияния христианской религии на идентичность индивида в цифровую эпоху: теоретическое, историко-философское (распространение фундаментальных знаний о христианстве; педагогическое; психолого-психотерапевтическое; социальное; политическое).

Следующая сессия открылась выступлением Патрика Гнаны (Универститет Мадраса, Индия) на тему «Resonances of ‘digital Christianity’: An exploration from the perspective of the public religion» («Резонансы “цифрового христианства”: исследование с позиций публичной религии»). Автор отметил, что в современном христианском мире происходят изменения, в частности, христианство становится «публичной религией», стремительно осваивая цифровое пространство: с одной стороны, оцифровываются религиозные тексты, и все вероучение становится доступным онлайн; с другой стороны, в цифровом пространстве организуются дебаты, создаются форумы для дискуссий. Такие форумы могут ограничиваться одной религиозной традицией или предоставлять ограниченный доступ членам других конфессий и несогласным. Форумы могут быть ориентированы на межрелигиозный диалог и изучение чужого религиозного опыта. По мнению докладчика, цифровое пространство должно осваиваться христианством, поскольку позволяет создавать группы и сообщества верующих без географических, социальных, расовых и телесных ограничений. Примером может служить основанное в Индии сообщество христиан «Yesu Ennesar Church».

Виктор Иванович Шамшурин (МГУ) в докладе «Цифровизация и высшая школа: образование и гуманитарные ценности (патристика об образовании)» затронул вопрос о взаимоотношении преподавателей и студентов в современном университете. Процесс цифровизации изменяет лишь возможности подачи материала при обучении, а преподавателю важно не только научить и эмпирически удостоверить истинность знания, но и пропустить его через свой опыт. Так, преподаватель не просто указывает на источники происхождения и места проявления знания, но и последовательно проверяет и утверждает его индивидуальным жизненным действием-поступком как личным уроком. Истинное наставничество — это не только научение образцам, данным Образом, но и научение деланию образцов.

Онюеуказири Джастин Ннаемека (Университет провидения Тайчжун, Тайвань) выступил с докладом «Covid-19 pandemic and the question of divine providence in the digitalized age» («Пандемия коронавируса и божественное провидение в цифровую эпоху»). Автор проанализировал воздействие пандемии через призму теодицеи в эпоху, когда цифровизация усиливает масштаб катастроф, распространяя в глобальном масштабе атмосферу страха, паники и безысходности. Нынешняя пандемия стала тому наглядным подтверждением. Автор предложил экскурс в философское и теологическое осмысление природы зла (Аристотель, Платон, стоики, Августин, Аквинат и др.) и сделал вывод, что зло не имеет онтологической основы, а обладает логическим существованием в человеческом сознании, т.е. является отсутствием добра. То же верно и в отношении пандемии — она не противоречит божественному провидению.

Протоиерей Александр Абрамов (Сретенская духовная семинария) в выступлении «Ватикан об искусственном интеллекте: богословие, институты, практика» затронул вопросы взаимодействия Римской католической церкви с новыми явлениями, порожденными технологическим прогрессом. Так, Ватикан уделяет особое внимание роботизации и этике искусственного интеллекта, активно задействуя свою научно-исследовательскую инфраструктуру (Папская академия в защиту жизни, Папская академия наук, Дикастерия по содействию целостному человеческому развитию). Нарабатывается опыт частно-государственного партнерства и взаимодействия с крупнейшими корпорациями и межгосударственными структурами. Серьезное значение имеет так называемый «Римский призыв по этике искусственного интеллекта», принятый с участием и по инициативе Римской католической церкви в 2020 году. Важно подвергнуть «инвентаризации» ее опыт богословского осмысления цифровизации и практической работы по сохранению христианского этоса в новых условиях.

После завершения конференции было согласовано создание международного института цифровизации, который объединит усилия ученых по формированию христианского взгляда на гуманитарные вопросы и духовно-нравственные проблемы, стоящие перед человечеством в эпоху цифровизации общества.

Также было предложено провести следующую конференцию в Нью-Йорке (США) на базе Института изучения восточного христианства Объединенной семинарии при Колумбийском университете.

×

Об авторах

Игорь Павлович Рязанцев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dekan-soc@mail.ru

доктор экономических наук, заведующий кафедрой социальных наук

Лихов пер., 6, стр. 1, Москва, 127051, Россия

Роман Михайлович Плюснин

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Институт Европы РАН

Email: senterix@yandex.ru

младший научный сотрудник Института Европы Российской академии наук; преподаватель кафедры социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Лихов пер., 6, стр. 1, Москва, 127051, Россия; ул. Моховая, 11, стр. 3, Москва, 125009, Россия

Евгений Андреевич Каргин

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: stou-st@yandex.ru

ассистент кафедры социальных наук

Лихов пер., 6, стр. 1, Москва, 127051, Россия

Список литературы


© Рязанцев И.П., Плюснин Р.М., Каргин Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах