Малое предпринимательство: роль в социально-экономической системе
- Авторы: Голодова Ж.Г.1, Смирнов П.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 3 (2021)
- Страницы: 567-579
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/27421
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-3-567-579
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Оптимизация структуры экономики и обеспечение стабильной занятости населения - важнейшие составляющие политики формирования гибкой и конкурентоспособной экономики. Стратегии экономического развития стран ЕАЭС подчеркивают необходимость увеличения доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП и доли занятых в этом секторе. Однако запланированные параметры развития ни разу не были достигнуты, что обусловлено не только длительным периодом экономической нестабильности и недостаточной государственной поддержкой субъектов МСП, но и отношением населения к предпринимательству. В статье рассмотрена роль предпринимательства, прежде всего малого, в социально-экономической системе. На основе обобщения трактовок предпринимательства показано, что наряду с экономической значима и его социальная составляющая, особенно для стран с развивающимися рынками. Малое предпринимательство, выполняя многочисленные функции и обладая такими чертами, как массовость, инновационность, рисковость и ответственность, является институтом социального развития, фактором экономического роста и политической стабильности. Анализ результатов деятельности субъектов малого предпринимательства в странах ЕАЭС (Белоруссии, Казахстане и России) в 2015-2019 годы показал их существенное отставание от развитых стран. Однако в последние годы возрастает социальная роль МСП, учитывающего потребности местных потребителей и возможности локальных рынков. Это связано как с числом занятых и уровнем их квалификации, так и в внедрением наукоемких технологий. Данные социологических исследований показывают изменение восприятия предпринимательской деятельности в странах ЕАЭС: она признается удачным вариантом карьеры и социального статуса, но осознаются и проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. В статье использованы данные органов статистики стран ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии, аналитические материалы рейтинговых агентств и исследовательских центров.
Полный текст
В течение длительного процесса становления предпринимательство рассматривалось как деятельность, основная цель которой — производство товаров, а также получение и максимизация прибыли как плата за риск (по сути, предпринимательство стало восприниматься как дополнительный фактор производства). Такой точки зрения придерживались представители классической и неоклассической теории [15; 23; 31] и марксизма [14], и предприниматель изначально отождествлялся с собственником капитала [3; 21; 23; 38]. В рамках неоклассической теории предпринимательство было обозначено как совокупность четырех основных факторов производства — земли, труда, капитала и организации, причем в «организацию», помимо способностей предпринимателя, состояния и величины капитала компании, были включены репутация компании и ее контрагенты [15]. Согласно теории предпринимательства и неопределенности, среди функций предпринимательства особенно выделялись управление (деятельностью других) и контроль, но предприниматель должен быть собственником компании [16].
Противоположная точка зрения характерна для представителей теории экономического развития: предприниматель был отделен от собственности, а предпринимательство стало считаться главным фактором экономического развития. Фактор «организация» было предложено заменить фактором «предприниматель» (предпринимательские способности) [26. С. 170]. Подчеркивалась роль предпринимательства в создании новых продуктов и разработке новых способов их производства, выявлении новых источников сырья, использовании новых комбинаций факторов производства, т.е. предпринимательство рассматривалось как двигатель инноваций и структурных изменений.
Основатели теории фирмы были солидарны с представителями институционализма, подчеркивая, что «рынкам присуща организация и координация производства», а «предприниматели играют основную роль в создании самих рынков» [9. С. 13]. Сочетание получения прибыли с удовлетворением достигнутыми результатами отражено в теории предпринимательства, сторонники которой отмечали, что предпринимательская деятельность определяет локальную местную экономическую ситуацию [25. С. 9]. В то же время важным стимулом предпринимательства было признано нежелание подчиняться, обретение самостоятельности при принятии решений.
Впоследствии периодически предпринимались попытки «раздвинуть» восприятие предпринимательства: любую целенаправленную деятельность в силу неопределенности будущих обстоятельств можно считать предпринимательской. Предприниматель участвует в формировании рыночных цен, «производя» новые знания, и спонтанное обучение превращается в сознательное знание [8. С. 9–10]. Особая бдительность «активного предпринимателя», достигаемая, в том числе, с помощью деловой информации, и понимание ситуации на местах позволяют ему создавать виды деятельности и обмена, невозможные без его посредничества.
Обобщая трактовки предпринимательства, следует признать наличие в них в течение длительного времени акцента на экономической роли предпринимателя. Однако еще представители классической политической экономии справедливо полагали, что капитал и предприимчивость обращаются к тем отраслям промышленности, в которых «естественные условия и другие факторы обеспечивают особенные преимущества» [21. С. 180–183], но подчеркивали, что цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, поскольку наряду с личной выгодой должна быть ощутимая польза для общества, т.е. впервые была обозначена проблема социальной ответственности предпринимательства. Только в последние десятилетия произошло переосмысление роли и функций предпринимательства, в результате чего его социальная составляющая стала восприниматься как не менее значимая, чем экономическая роль.
В социологии предпринимательство выступает субъективным элементом развития рыночного хозяйства, хотя отдельные авторы пессимистично оценивали перспективы капитализма: «в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри» [4. С. 354–355]. Основным источником становления капитализма считался «дух буржуа», который имел двойственную природу: предпринимательский дух, определяемый личностными характеристиками предпринимателя и факторами социальной среды, и мещанский дух, формируемый под воздействием внешних факторов (национальной принадлежности) [4. С. 118–121]. При раскрытии моральных норм в области хозяйствования (часть «духа») делался акцент на таких чертах предпринимателя, как благоразумие, энергичность, правдивость и др. [5. С. 28]. Предприниматель, нацеленный на успех, должен быть одновременно завоевателем, организатором и торговцем [5. С. 86].
Согласно М. Веберу, предпринимательство — рациональный вид деятельности, и в рыночной экономике «предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель». Сам предприниматель — трудолюбивый, сдержанный и скромный человек, мотивацией которого является также «исполнение профессионального долга в рамках своего призвания» [3. С. 38, 336; 38. С. 5, 27], т.е. получение прибыли перестало быть частным стимулом индивида и превратилось в признак системы хозяйствования. Предпринимательская «деятельность, направленная внешне только на получение прибыли, стала подводиться под категорию “призвания”, по отношению к которому индивид ощущает известное обязательство, а предприниматель испытывает радость и гордость от осознания предоставления работы многим людям, содействия процветанию родного города» [3. С. 40–41]. Кроме того, капиталистический предприниматель считался единственным социальным типом, который смог сохранить «относительный иммунитет» от подчинения рациональному бюрократическому знанию, — остальное население, как правило, организовано в крупные корпоративные группы, которые неизбежно подвержены бюрократическому контролю [38. С. 339].
Социальный аспект предпринимательства усилился в процессе развития малого предпринимательства, которое доминирует по числу субъектов. Малое предпринимательство играет важную роль в социальной, экономической, политической и инновационной деятельности, и его роль во многом определяется функциями, среди которых преобладают социально-экономические. Неслучайно в качестве основных параметров, раскрывающих роль субъектов малого предпринимательства в социально-экономической системе, используют два показателя — его долю в ВВП и количество новых рабочих мест.
Значимость социальной составляющей малого предпринимательства обусловлена его особенностями: массовость — создание рабочих мест, повышение уровня занятости в регионе; сокращение дифференциации населения по уровню доходов, снижение социальной напряженности; формирование конкурентной среды; становление среднего класса, обеспечивающего стабильность общества; формирование условий для развития творчества и предпринимательской инициативы; инновационность (новаторство) — разработка и внедрение новых технологий, стимулирующих научно-техническую деятельность; повышение качества жизни посредством создания новых видов деятельности, товаров и услуг; совершенствование культуры управления; рисковость — реализация новых проектов; организация новых производств; ответственность — выполнение обязательств перед субъектами экономической системы.
В психологической теории предпринимательства (теории потребностей) подчеркивается готовность предпринимателя к разным видам рисков — производственным, финансовым, психологическим и др. [28; 29; 37 и др.]. Как следствие, делается вывод о наличии у предпринимателей, помимо способностей объединять рынки и сглаживать рыночные сбои, таких свойств, как амбициозность и самоуверенность, позволяющих им удовлетворить потребность в достижении успеха (удовлетворение от успешности) и решении проблем [10. С. 176, 224, 257–258]. Соответственно, получение прибыли не является мотивацией деятельности, а служит подтверждением ее успешности. Предприниматель стимулирует рост производительности работников посредством учета таких потребностей людей, как потребность в причастности, достижениях (успехе) и власти, — устанавливая соответствующие цели и вознаграждения за их достижение.
Социальная ответственность субъектов предпринимательства, прежде всего малого, проявляется в разных аспектах: ответственность перед государством — соблюдение законодательства, осуществление налоговых платежей, соблюдение норм хозяйственной деятельности и деловой этики, предоставление необходимой информации; ответственность перед контрагентами — соблюдение договорных отношений и правил расчетов, обеспечение своевременности поставок, поддержание стабильных партнерских отношений, производство качественной продукции, учет интересов потребителей; ответственность перед персоналом — соблюдение трудового законодательства, порядка и сроков выплаты вознаграждения, обеспечение охраны и безопасности труда, использование легальных схем выплат заработной платы; ответственность перед обществом — содействие экономическому росту, решение социальных проблем территории, повышение качества жизни.
В конце ХХ — начале XXI века в развитых странах были проведены новые исследования роли предпринимательства и особенностей малого предпринимательства [27; 34; 36], позволившие выявить новые тенденции. Во-первых, на фоне развития стартапов возросла роль предпринимательства в развитии бизнес-образования [34. С. 7]. С одной стороны, в процессе обучения развиваются черты предпринимателя, а, с другой стороны, обучение (дополнительное образование) мотивирует предпринимателя на достижения более высокого уровня [31]. Во-вторых, был сделан вывод, что предприниматели менее экстравертны по сравнению с менеджерами и им не требуется постоянно общаться с бюрократическими структурами, что трансформирует формат управления — удобным становится управление малым бизнесом «из дома» [36]. В-третьих, был отмечен рост неоднородности субъектов предпринимательства с точки зрения мотивации и типичных свойств: форма деятельности (малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели) обусловливает различия личностных черт [33]. В-четвертых, было показано, что потребности в принадлежности (аффилиации), избегании, власти и достижении успеха не зависят от пола или возраста, а пропорциональны жизненному опыту и культуре [35]. В-пятых, была расширена мотивация субъектов малого бизнеса (финансовые и моральные мотивы) — увеличение прибыли или желание получать дополнительный доход, владение собственным бизнесом и нежелание подчиняться (быть себе начальником, иметь гибкий график), реализация бизнес-идеи или создание нового продукта, получение удовольствия от работы (хобби), отсутствие иной возможности трудоустройства, продолжение семейной традиции, получение государственной поддержки [33. С. 26, 27–28, 36]. Причем «моральные мотивы создания малого бизнеса становятся преобладающими» [28. C. 16–17]. В-шестых, оказалось, что мужчины-предприниматели чаще сталкиваются с неудачами по сравнению с женщинами, поскольку «чаще рискуют даже в ситуациях, когда изначально была очень велика вероятность негативных последствий» [30. С. 378].
Социально-экономические реформы 2015–2020 годов позволили некоторым странам ЕАЭС улучшить свои позиции в мировом рейтинге «Doing business»: Армения переместилась с 35 на 47 позицию, Белоруссия — с 44 на 49, Казахстан — с 41 на 25, Кыргызстан — с 102 на 80, Россия — с 62 на 28. Если в странах ОЭСР, Индии и Китае на долю МСП приходится около 50–60% ВВП, 90% предпринимательских структур и 70% экономически активного населения, то в большинстве развивающихся стран доля МСП в ВВП — около 33%. Несмотря на тенденции роста, параметры развития МСП в странах ЕАЭС существенно ниже по сравнению с показателями развитых и многих развивающихся стран, хотя доля предприятий МСП довольно велика в таких отраслях, как строительство и торговля [11; 12; 13; 22] (Табл. 1). В качестве негативной тенденции развития МСП следует отметить периодическое сокращение численности работников.
Развитие малого предпринимательства способствует оптимизации структуры экономики, расширению объема и перечня услуг и, как следствие, росту численности занятого в этой сфере населения: его доля возросла в Белоруссии с 58,9% в 2015 году до 61,2% в 2019, в Казахстане — с 62,8% до 66,8%, в России — с 66,1% до 66,5% [24. С. 49]. Увеличение числа субъектов МСП сопровождалось снижением уровня безработицы в Белоруссии с 5,2% до 4,2%, Казахстане — с 5% до 4,8%, России — с 5,6% до 4,6%. Уровень занятости вырос за аналогичный период в Белоруссии с 68,2% до 75,4%, Казахстане — с 72,2% до 74%, России — с 70,3% до 71,6%. Следует отметить, что увеличение численности работников МСП во многом обусловлено отсутствием других возможностей получения дохода, что косвенно подтверждается динамикой коэффициента Джини, который незначительно снизился в Белоруссии и России (на 0,004 и 0,001 соответственно), но увеличился на 0,012 в Казахстане [24. C. 72]. Однако малое предпринимательство характеризуется меньшей имущественной дифференциацией.
Таблица 1. Параметры развития МСП в 2015–2019 годы в Белоруссии, Казахстане и России
Факторы | РБ | РК | РФ* | |||
2015 | 2019 | 2015 | 2019 | 2015 | 2019 | |
Доля в ВВП (включая ИП), % | 23,4 | 26,1 | 24,9 | 30,8 | 19,9 | 22,9 |
Доля МСП в численности работающих, % | 31,9 | 35 | 37,8 | 38,9 | 27 | 15,8 |
Доля МСП в промышленности, % | 15,7 | 18,4 | 21 | 22 | 10,7 | 8,6 |
Прирост рабочих мест за год, тыс. | −60 | 34 | 377 | 131 | −412 | −574 |
Число субъектов МСП, тыс. | 107 | 111 | 1243 | 1330 | 2242 | 2529 |
Доля субъектов МСП в общем количестве предприятий, % | ||||||
– промышленность | 90,4 | 89,5 | 8,6 | 4,9 | 51,3 | 71,4 |
– сельское хозяйство | 85,8 | 89,6 | 3,6 | 8 | 40,3 | 47,6 |
– строительство | 91,9 | 83,4 | 17,7 | 14,6 | 51,7 | 71,6 |
– оптовая и розничная торговля | 91,3 | 95,9 | 30,9 | 31,8 | 46 | 72,6 |
– финансовая деятельность | 81 | 89 | – | 2,3 | 0 | 0 |
– операции с недвижимым имуществом | 68,7 | 48,7 | 4,1 | 3,7 | 51,3 | 58,3 |
– транспорт и складирование | 95,3 | 96,9 | 4,7 | 4,3 | 46,6 | 71,1 |
Численность занятых в ИП, тыс. чел. | 240,8 | 257 | 1408 | 1379 | 2524 | 2451 |
* Данные за 2018 год
В то же время имеет место негативная тенденция: на фоне роста занятых в ИП доля государственных расходов на социальную защиту в совокупных расходах консолидированного бюджета Белоруссии сократилась с 8,8% до 7,9%, России — с 35,2% до 34,8%, а в Казахстане наблюдалась обратная ситуация — при сокращении численности ИП показатель увеличился с 21,6% до 25,6% [24. C. 390–392].
Социальная составляющая малого предпринимательства, помимо обеспечения занятости и самозанятости, важна для повышения профессиональной грамотности и квалификации работников, поскольку малым предпринимательством занимаются, как правило, люди с высшим образованием (доля «устоявшихся» предпринимателей с высшим образованием возросла в России с 44,3% до 51,1%), владеющие современными методами управления и способные оперативно адаптироваться на рынке. Кроме того, развитие малого предпринимательства способствует возрождению национальных традиций, народных промыслов и ремесленничества, стимулируя творческие возможности и создавая условия для обеспечения занятости, в том числе неполной, наименее защищенных слоев — пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, учащихся. А все большее распространение информационных технологий позволяет организовать надомную работу независимо от места жительства и графика работы.
Повышается, хотя и медленными темпами, инновационная активность малых предприятий. Так, количество малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличилось в Белоруссии с 45 до 48 (обрабатывающие производства), Казахстане — с 1485 до 1779, России — с 10104 до 13227 (обрабатывающие производства).
Активно развивается женское предпринимательство — в условиях отсутствия иных возможностей трудоустройства или недостаточного дохода по основному месту работы. Ключевые сферы бизнеса в Белоруссии, где женщины выступают одновременно собственниками, руководителями и лицами, принимающими решения, стали образование, здоровье и личные услуги (доля женщин-предпринимателей 37%); бизнес-услуги, недвижимость, туризм, информация (32%); промышленность (26%) [6; 19]. По мере стабилизации бизнеса женщина-предприниматель в меньшей степени заинтересована в его росте или наращивании экспортной составляющей. Доля субъектов МСП, возглавляемых женщинами, составила в Казахстане в 2019 году 41,3% (в 2015 — 42%), и в основном женское предпринимательство представлено в торговле (42,5%), сельском и рыбном хозяйстве (10,5%), операциях с недвижимостью (8,5%) [1; 17]. Доля женского предпринимательства растет и в России: к концу 2019 года доля женщин-предпринимателей увеличилась до 54,4% [2; 7; 18; 20].
Опрос 400 субъектов МСП (собственники и менеджеры; 24,9% — микропредприятия, 11,3% — малые, 13,8% — средние), проведенный Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Белоруссии в 2019 году, показал, что 2,5% готовы прекратить или сократить свою деятельность (в 2015 — 8,4%), 57,4% решили сохранить достигнутые параметры (63,9%), а 40,1% планировали развивать бизнес (27,6%) [6; 19]. В 2020 году под влиянием пандемии ухудшилась экономическая ситуация, что наиболее серьезно отразилось на МСП: к концу 2020 года у более 50% субъектов МСП (опрошено 700 человек) произошло сокращение производства, а 46,7% ожидали сокращение в 2021 году. Среди основных проблем МСП в 2019 году были названы высокие налоги (50%), сложные административные процедуры (50,9%), неравные условия по сравнению с государственными предприятиями (44,3%), изменчивость законодательства (43,5%), высокие процентные ставки по кредитам (40,6%), а в 2020 году к ним добавились неопределенность экономической ситуации (62,9%), низкий спрос (53,8%), макроэкономическая нестабильность, включая колебания валютного курса (52,6%), финансовые проблемы, в том числе ограниченность финансов, высокая кредиторская задолженность (31,3%) и недоверие к правовой системе (19,5%).
Высокий статус предпринимателя в Казахстане отметили в 2018 году более 80% из 2100 респондентов (в 2014 — 74%), доля считающих предпринимательство успешной карьерой сократилась с 78,6% до 59,7% [1; 17]. Почти в два раза возросла доля лиц, имевших возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, более чем в три раза возросла доля лиц, выразивших желание стать предпринимателями. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», в 2020 году все респонденты (представители 37 тысяч предприятий сферы услуг и торговли, из которых 99% — малые) признали сокращение рабочих мест более чем на треть [1]. «Оптимизация» рабочих мест коснулась, прежде всего, сфер общественного питания, туризма, отдыха и развлечений. 86% (из 3 тысяч представителей малого и микробизнеса) отметили сокращение выручки в связи со снижением спроса на товары и услуги и ростом валютного курса. В результате у 52% предпринимателей были нарушены договоренности, 36% не смогли оплатить аренду помещений, 30% — выплатить вознаграждение работникам. В качестве необходимых мер 30% назвали налоговые послабления, 27% — отсрочки по кредитам, 23% — признания ситуации форс-мажорной, 20% — поддержку персонала.
В России опросы субъектов МСП проводят разные организации. Согласно данным университета «Синергия» (2019 год), у 41,6% бизнес рос, а 12% были вынуждены его сократить [20]. 80% позитивно оценивают деятельность МСП как создающего рабочие места. В качестве мотивации деятельности были названы стремление работать на себя (64,7%), увеличение доходов (53,7%), желание заниматься делом своей мечты (39%), единоличное принятие решений (34,9%), управление рабочим временем (30,4%). Для мужчин-предпринимателей важны независимость в решении задач и проблем (59,4%) и получение более высокого дохода (57,5%), для женщин — самостоятельность (56%) и реализация творческих планов (52,7%). В то же время мужчины более склонны к риску, поэтому доля мужчин-собственников бизнеса, доходы которого превышают 500 тысяч рублей, составляет 64%, а у женщин — 36%. Высшее образование имели 76% собственников бизнеса, и была обнаружена связь уровня образования и величины дохода: каждый десятый собственник с ежемесячным доходом более 100 млн рублей окончил аспирантуру (каждый шестой из десяти имел ученую степень), а доход лиц, окончивших только среднюю школу, не превышал 100 тысяч [20. С. 12]. В качестве своих проблем предприниматели назвали недостаток финансовых ресурсов и капитала (42,6%,), отсутствие необходимых знаний и стратегии (40,5%), низкий спрос (35%), высокую конкуренцию (26,9%). Опрос Левада-центра выявил следующие самые важные проблемы МСП: высокие налоги (42%), коррупция (29%), отсутствие стартового капитала и дорогие кредиты (26%), а также низкий потребительский спрос.
По данным опроса предпринимателей Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), основная роль МСП — создание рабочих мест (68%), уплата налогов (42%) и удовлетворение спроса на товары и услуги (15%) [2]. 71% оценивает условия ведения бизнеса в стране как неблагоприятные, но 76% не готовы отказаться от собственного бизнеса. 18% готовы прекратить или сократить свою деятельность, 33,1% решили сохранить достигнутые параметры, 49,1% планировали развивать бизнес. Общественное признание статуса предпринимателя с 2009 по 2019 годы возросло с 63,1% до 73,7%, позитивная оценка карьерных перспектив предпринимателей — с 60,1% до 70,8% [18. С. 26], причем особенно сильно в «столичных» регионах: так, в Москве в конце 2019 года 93% респондентов отметили положительное отношение к предпринимателям (в 2009 — 79%). В качестве угроз развитию малого предпринимательства были названы снижение спроса на товары и услуги (72%), повышение цен на энергоресурсы (71%), незащищенность бизнеса (62%), нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства (62%).
Таким образом, предпринимательство — фактор экономического и инновационного развития, а также институт социального развития. Некоторые современные тенденции развития МСП, характерные для развитых стран, проявляются и в странах с формирующейся рыночной экономикой, в том числе в странах ЕАЭС: это влияние уровня образования на успехи бизнеса, трансформация мотивации предпринимательства, активизация женского предпринимательства и рисковость предпринимателей-мужчин. Результаты социологических опросов субъектов МСП в странах ЕАЭС подтверждают как возросшее позитивное восприятие предпринимательской деятельности, так и схожие существенные проблемы предпринимателей.
Об авторах
Жанна Гаврииловна Голодова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: golodova-zhg@rudn.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияПавел Александрович Смирнов
Российский университет дружбы народов
Email: smirnov-pa@rudn.ru
старший преподаватель кафедры национальной экономики
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСписок литературы
- Без работы осталась треть работников предприятий - участников опроса НПП «Атамекен» // URL: https://kursiv.kz/news/biznes/2020-08/bez-raboty-ostalas-tret-rabotnikov-predpriyatiy-uchastnikov-oprosa-npp-atameken.
- Бизнес в России: взгляд изнутри // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Экономическая социология // URL: http://tower-libertas.ru/wp-content/uploads/2013/10/Max_Veber_-_Protestantskaya_etika_ i_dukh_kapital.pdf.
- Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М., 2004.
- Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. СПб., 2005.
- Исследование IFC «Деловая среда в Белоруссии, 2019» // URL: https://ru.scribd.com/ presentation/441683682/IFC-SME-Survey-2019.
- Как заниматься бизнесом в России // URL: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/ 2020/03/Otchet-Kak-Delat-Biznes-2020-1.pdf.
- Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Челябинск, 2010.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 2007.
- Макклеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
- Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь в 2020 году // URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ index_17467.
- Малое и среднее предпринимательство в России // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13223.
- Малый бизнес в Казахстане // URL: https://stat.gov.kz/edition/publication/collection.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 6.; Т. 23. М., 1955-1974.
- Маршалл А. Принципы политической науки. М., 1993.
- Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003.
- Национальный доклад: Казахстан 2018/2019 // URL: https://gsb.nu.edu.kz/storage/files/ shares/GEM%20project/ru-2018.pdf.
- Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020» // URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf.
- Опрос: Развитие малых и средних предприятий Беларуси, январь-февраль 2020 г. // URL: http://www.research.by/publications/surveys-of-business/2001.
- Результаты социологического исследования, проведенного на портале «Мой бизнес» (сентябрь-декабрь 2019 г.) // URL: https://mbnso.ru/upload/iblock/fa7/fa7d68f922f8875d 63c2086ec0561838.pdf.
- Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения М., 2020.
- Российский статистический ежегодник // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/ 12994.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1997.
- Статистический ежегодник Евразийского экономического союза // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Stat_Yearbook_2020.pdf.
- Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1993.
- Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2007.
- Baron R.A. The cognitive perspective: A valuable tool for answering entrepreneurship’s basic “why” questions // Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19. No. 2.
- Baum J., Frese M., Baron R. The Psychology of Entrepreneurship. N.Y., 2014.
- Bodill K., Roberts L. Implicit theories of intelligence and academic locus of control as predictors of studying behavior // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 27. No. 1.
- Byrnes J.P., Miller D.C., Schafer W.D. Gender differences in risk taking: A metaanalysis // Psychological Bulletin. 1999. No. 3.
- Clark J.B. Essentials of economic theory // URL: https://cdn.mises.org/Essentials%20of% 20Economic%20Theory_2.pdf.
- Hisrich R. Entrepreneurship and intrapreneurship: Methods for creating new companies that have an impact on the economic renaissance of an area // Entrepreneurship, Intrapreneurship and Venture Capital. R.D. Hisrich (Ed.). Lexington, 1986.
- Hurst E., Pugsley B.W. What Do Small Businesses Do? Working Paper 17041. Cambridge, 2011.
- Kerr S.P., Kerr W.R., Xu T. Personality Traits of Entrepreneurs: A Review of Recent Literature. Working Paper 18-047. Harvard, 2017.
- Khurana H., Joshi V. Motivation and its impact on individual performance: A comparative study based on McClelland’s three need model // International Journal of Research in Commerce & Management. 2017. Vol. 8. No. 7.
- Lofstrom M., Bates T., Parker S.C. Why are some people more likely to become small-businesses owners than others? Entrepreneurship entry and industry-specific barriers // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29. No. 2.
- Longenecker J. Small Business Management: An Entrepreneurial Emphasis. Cincinnati, 1934.
- Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947.