Генезис социологии медиапространства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социология медийного пространства (медиапространства) - новое и не устоявшееся социологическое направление, как и базовая отрасль социологического знания - социология пространства. Если предметом исследования социологии пространства является природная структура, в которой формируются общественные связи и отношения, то социология медиапространства рассматривает его как часть социального пространства, но не как некую протяженность, а как метафору. Природная протяженность превращается в социальное пространство, когда в нем размещаются люди и начинают им пользоваться. На пространство накладываются социальные границы и смыслы, превращающие его в социальный феномен. Хотя социология медиапространства все еще находится в стадии становления, нет никаких сомнений в том, что средства массовой информации (СМИ), размещая сообщения в социальном пространстве, внесли значительный вклад в развитие общественных связей и отношений, а также социологической науки. Медиапространство - это платформа, на основе которой осуществляются коммуникации в обществе, ключ к его развитию и позитивному влиянию на жизнь личностей, групп и организаций. Все социальное расположено в пространственно-временном континууме, и социологический подход к теории сетевого медиапространства основан на предположении, что существует устойчивая связь между сетевыми медиакоммуникациями и социальными изменениями. Становление социологии медиапространства происходит не путем «отпочкования» от социологии пространства: развивающееся медийное пространство, изучаемое с помощью социологических методов, проявляется в своих социальных координатах - так расширяется социологическое знание, которое рассматривает не только различные аспекты размещения социального в пространстве, но и особенности формирования специальных контентов и их прохождения по информационной цепи, созданной посредством конвергенции различных СМИ и разных способов распространения информации.

Полный текст

Несмотря на то, что социальное пространство сегодня насыщается контентом в основном посредством цифрового поля, формируемого в медиапространстве, в России (как и в мире) проведено лишь несколько академических исследований медиапространства [2; 20]. Актуальность изучения свойств сетевого медиапространства и генезиса социологии медиапространства трудно переоценить, однако интерпретации понятия «медиапространство» неоднозначны. Хотя медиапространство включает в себя практически любые социальные события, явления и процессы, а медиа функционируют в социальном пространстве, проведено лишь несколько фундаментальных и прикладных социологических исследований медиапространства. Даже само понятие «социология медиапространства» (тем более «социология сетевого медиапространства») отечественные и зарубежные авторы используют исключительно редко.

Для обоснования основных концептов социологии медиапространства охарактеризуем предметное поле социологии пространства. Одним из первых ее представителей можно назвать Г. Зиммеля, который ввел само это понятие в 1903 году в работе «Социология пространства». Он отмечал, что любая социальная организация предполагает пространственную организацию явлений и процессов. Органы управления вынуждены осуществлять территориальный контроль, а коммуникация между субъектами зависит от их пространственного расположения. Понимание пространства в социологии отличается от его физического толкования: пространство используется людьми для социальных целей и в процессе жизнедеятельности обрамляется разными границами. Социальное пространство зависит от конфигурации и исключительности физического пространства, а также разнообразия характеристик людей и сообществ, заселяющих различные территории. В отличие от естественных границ, социальная граница — это «не пространственный факт с социологическими последствиями, а социологический факт, который формируется пространственно», т.е. социальные границы обеспечивают особые конфигурации опыта и взаимодействия [25].

Ф. Теннис рассматривал социальное пространство в контексте общей социологии как науки о человеческой витальности, изучающей взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени [12]. А. Лефевр [27] полагал, что (социальное) пространство — это (социальный) продукт, или третье пространство — жизненное пространство, которое является социальным продуктом. П. Бурдье в книге «Физическое и социальное пространство» уточнил соотношение физического и социального пространства: «Социальное пространство — не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным… Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как, например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений» [3. С. 39–40]. Соответственно, пространственное измерение физического/социального мира обладает тремя характеристиками: исключительность, подвижность или неподвижность (мобильность), дистанция [30].

А.Ф. Филиппов выделяет следующие основные признаки социального пространства: порядок социальных позиций, например, статусов, сосуществующих таким образом, что занятие одной позиции исключает занятие другой, подобно тому как в физическом пространстве вещи одной и той же природы не могут занимать в одно и то же время одно и то же место; характеристика пространства (зоны, территории, места, региона), поскольку его составляющие (границы, объекты) имеют социальное происхождение; физическое пространство, поскольку на него проецируется принцип распределения и соотнесения социальных позиций [14. С. 4].

Таким образом, социальное пространство — это «сложный многоаспектный пространственно-временной конструкт, включающий внешние, собственно социальные и персональные, личностные поля и объективные и субъективные параметры времени. Психологическая сущность данного конструкта связана с субъективным отношением к его составляющим, выражающимся в социальных и персональных переживаниях, ценностях и интенциях» [8]. Следовательно, необходимо рассматривать становление и развитие социологии медиапространства, отталкиваясь от базовых определений физического и социального пространства и фокусируясь на взаимосвязях медиапространства и общества: способах, посредством которых медиапространство влияет на социальные процессы, жизнедеятельность личностей и организаций; факторах, превращающих социальное пространство в медийное; свойствах цифрового сетевого пространства, которые позволяют размещать в нем различные медиаконструкты, вбирающие в себя физических носителей и размещаемые с их помощью контенты.

Социальная жизнь существует в пространстве и протекает в определенных временных границах. Современное социальное пространство, в которое «вдыхают жизнь» медийные средства (прежде всего СМИ) уже не является только физическим пространством, но медиапространство разнообразными способами связано с реальным пространством и изменяет со временем опыт людей и сообществ, чья жизнедеятельность осуществляется в физическом пространстве, накладывая на природное (физическое) пространство социальные границы и смыслы, когда люди и сообщества вступают во взаимодействие. В домедийную эпоху социальные пространства были ограничены своими физическими пределами. «Третья волна» [13], «четвертая волна» [18] и цифровизация [26] расширили границы формирования и развития социального пространства, породив и «цифровой поворот в социологии», требующий сместить акцент глобальных технологических преобразований с рациональности, прагматизма и меркантилизма. Соответственно, социология изучает как цифровые методы познания социального, так и социальные аспекты цифровизации, ее факторы и последствия для человека, социальных групп и общества в целом.

Понятие «медиапространство» получило лаконичное определение в словаре «Коммуникология» в 2009 году [17]: «социальное пространство, формируемое и информационно-насыщаемое средствами массовой информации». С одной стороны, именно в физическом пространстве размещаются технические медиасредства, посредством которых распространяется информация в социальном пространстве. С другой стороны, медиапространство как элемент социального пространства представляет собой особую среду, в которой осуществляются общественные связи и отношения, взаимодействия, в которые могут быть вовлечены любой человек, общность и общество. Медиапространство формируется на «скрепах» социального пространства: множество медиаполей, охватывающих некую социальную совокупность, «скрепляют» носителей информации в социальное информационное пространство — это не социальное пространство в чистом виде, а та его часть, в которой люди получают информацию и воспринимают воздействие медиа (различая СМИ и медиа, следует признать, что воздействие медиа шире, чем влияние СМИ).

Современное медиапространство формируют традиционные, новые и конвергентные медиа, в частности, блоги, подкасты, вики, Википедию. В литературе и электронных источниках эти понятия трактуются вольно и не всегда обоснованно, поэтому необходимо уточнить их значения. Блоги — это комментарии или новости на определенную тему (например, еда, политика или местные новости), некоторые блоги функционируют как личные онлайн-дневники. Типичный блог объединяет текст, изображения и ссылки на другие блоги, веб-страницы и другие СМИ, связанные с его темой. Видеоблог использует видео в качестве основного контента: типичная запись видеоблога объединяет встроенное видео или видеосвязь с поддерживающим текстом, изображениями и метаданными.

Подкастинг — это способ распространения мультимедийных файлов (аудиопрограммы или музыкальные клипы) с использованием форматов RSS или Atom Syndication для воспроизведения на мобильных устройствах и компьютерах. Термин «подкаст», как и радио, может означать как содержание, так и способ доставки сообщения, но подкаст может загружаться автоматически — с помощью программного обеспечения, способного читать RSS-каналы или каналы Atom.

Вики (wiki) — это часть серверного программного обеспечения, которое позволяет пользователям создавать и редактировать содержимое веб-страниц с помощью любого веб-браузера. Wiki поддерживает гиперссылки и имеет простой текстовый синтаксис для моментального создания новых страниц и перекрестных ссылок между ними. Wiki — необычный механизм групповой коммуникации в том смысле, что позволяет редактировать и дополнять вклады в контент.

Википедия — это международный веб-проект свободной энциклопедии контента. Он существует как wiki — веб-сайт, который позволяет посетителям редактировать его содержимое. Википедия составляется совместно добровольцами, что позволяет изменять большинство статей любому, кто имеет доступ к веб-сайту. Интернет делает каждого издателем и библиотекарем в том смысле, что каждый может как производить, так и извлекать беспрецедентное количество информации [22. С. 4–5].

Медиапространство активируется в социальном пространстве лишь благодаря воздействию контента медиаисточников — активные элементы социальной структуры активизируют медиапространство. Оно проявляется в пределах конкретного социального пространства в виде совокупности ключевых узлов (точек), которые представляют собой людей и/или их совокупностей (сообществ) лишь при превращении их в реципиента (получателя информации из медиаисточников). Медиапространство подразумевает наличие статичных социальных форм — основы для «нанизывания» на них информационной паутины. Медиапространство активизирует жизнедеятельность сообщества посредством обрушивания на него потока информации. В данном контексте информация — часть циклического процесса коммуникации, порождаемого восходящим потоком (поиск новостей и их отбор) и нисходящим (информационная база масс-медиа). Иными словами, создатель контента не становится автоматически субъектом медиа — необходимо, чтобы направляемый в СМИ контент был активирован его реципиентом.

Индивиды и группы, включаясь во взаимодействие с другими коммуникантами посредством массмедиа, превращают социальное пространство в информационно-насыщенное медиапространство, которое, в свою очередь, позволяет оценивать реакцию индивидов и групп на социальные процессы, т.е. обеспечивает обратную связь между отправителем медиаконтента и массовой аудиторией. Медийное пространство дискретно, что объясняет разные подходы к его изучению. Социология объясняет саму возможность представления медиапространства в виде явления, существующего в совокупности своих разделенных фрагментов.

«Функционирование медиа происходит в социальном пространстве, а пространственность является одной из основных характеристик социального бытия, и социальная теория в своем развитии оказалась перед необходимостью интерпретировать социальную реальность в пространственном контексте» [2]. Медиапространство — это социальное пространство, в котором мы живем и создаем отношения с другими людьми, обществами и окружением посредством медийных средств, т.е. медиапространство существует как акт социального конструирования. Метафорически медиапространство — это некое расширение социального пространства, и в этом смысле оно относительно, изменчиво и конституируется посредством взаимодействия практики, концептуализации и репрезентации. Такое понимание медиапространства требует от социологов изучения факторов и мотивов возникновения нового социально-сетевого пространства, взаимопроникновения и взаимообусловленности медиа- и социального пространств, устраняющих саму возможность непреодолимых физических (географических) и административных границ. Таким образом, медийное пространство обусловливает интегративный и полипарадигмальный статус самой социологии.

Общество представляет собой совокупность локальных связей, образующих локальные «узлы» (привычных для восприятия сетей). В 1954 году Дж. Барнс включил в понятие «социальная сеть» существующий и потенциальный круг социальных связей: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, а эти друзья имеют, в свою очередь, собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие — нет. Такого рода круги можно называть сетями… — системой точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками системы являются люди, а линии соединения точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом» [20. С. 43].

В социальном пространстве личность включается в сетевые связи и отношения, всегда выступая как явный или неявный представитель (лидер, организатор, аутсайдер и т.д.) сетей, «завязывающий узлы» — образующий тесные связи с ближайшими коммуникантами. Рационализировать целевое (избирательное) воздействие контента на желаемые узлы сети позволяет медиапланирование. Посредством разделения аудитории, на которую нацелено воздействие медиа, на структурные элементы в конкретной точке медиапространства (например, путем выделения пенсионеров того или иного региона, регулярно просматривающих конкретную телепередачу) можно оценить эффективность информационного воздействия в обозначенных сегментах медиапространства. Социальные сети, вобравшие в себя медиасредства, имеют широчайший спектр распространения благодаря Интернету: предоставляют возможность интерактивных онлайн-коммуникаций с расширенными сетями потенциальных коммуникантов, включая как деловые, так и «мягкие» — ни к чему не обязывающие — взаимодействия.

Сетевое медиапространство, которое формируется благодаря напряженной и непрерывной работе субъектов по выбору каналов, способов и методов медийных коммуникации, опосредует взаимодействие субъектов с помощью медиа. Причем медиапространство, включенное в социальные сети, наполняется содержанием посредством как целенаправленного, так и стихийного воздействия на различные сегменты и элементы социального пространства, формируя его сетевую структуру. В сетевом обществе технологические и социальные изменения объединяются, а все его сферы гибридизируются, чему способствуют цифровизация, конвергенция и гипертекстуализация.

Таким образом, медиапространство существует лишь благодаря восприятию медиасообщений получателями информации, что возможно лишь при проявлении активности субъектов, представляющих медиаисточники. Такими источниками чаще всего являются СМИ, которые выступают одновременно средствами массовой коммуникации (СМК) — они распространяют информацию в не идентифицируемую субъектом коммуникации медиасреду и являются субъектами медиапространства. Третий элемент, претендующий на роль такого субъекта, — активные медиа (посредники), не являющиеся по своим отличительными признакам СМИ, но оказывающие воздействие на медиапространство (кино, массовые непериодические издания, видеоигры, публичные пространства YouTube, Twitter). Соотнесение медийных пространств, сформированных с помощью различных типов и видов медиа, создает определенное сетевое медиапространство, включающее в себя конечное число медийных средств, направляющих (переправляющих) информацию. Массовые потоки информации, перемещающиеся в медиапространстве, создают новые формы и пространства социальной деятельности.

Для целенаправленного движения потоков информации субъекты коммуникации формируют интерфейсы — программы и принципы взаимодействия между элементами медиапространства, определяют совокупность средств, методов и правил управления и контроля. Можно сказать, что формирование медиапространства — это выбор формы нового жизненного пространства, в котором на информационной платформе создаются условные (виртуальные) границы между сетевым и физическим пространствами. Для сетевого медиапространства Интернет — это не просто коммуникационная сеть, а средство формирования на основе информационного воздействия сложной социальной конструкции, которая базируется на совокупности ценностей и социальном производстве смыслов и влияет на пространственные практики и восприятия контента.

Безусловно, на этапе формирования теоретических основ социологии медиапространства неизбежна противоречивость в оценках новых теорий и их статуса в социологии. Поэтому статья уточняет значения понятий «социальное пространство» и «медиапространство», включая их сетевое измерение, и закладывает основания для дальнейшего теоретического и методического поиска в изучении сетевого медиапространства, включая отбор общетеоретических принципов и эмпирических методик изучения (виртуальных) сетевых пространств, интегрирующихся с медиапростраствами.

×

Об авторах

Феликс Изосимович Шарков

Московский государственный институт международных отношений; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharkov_felix@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики и заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия; просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, Россия

Владимир Владимирович Силкин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: vv.silkin@igsu.ru

доктор политических наук, декан факультета журналистики Института государственной службы и управления

просп. Вернадского, 84, Москва, 119606, Россия

Список литературы

  1. Фейк-ньюс: масштаб проблемы. 18.04.2019 // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236& uid=9660.
  2. Бузин В.Н. Гуманизация социума как императив управления медиапростраством // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2.
  3. Бурдье П. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993.
  4. Бурдье П. Социология социального пространства. М.-СПб., 2007.
  5. Бутусов А.В. Социальные сети как инструмент политического противоборства и информационных войн // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. № 13.
  6. Куликов С.Б. Дискретизация социального пространства и парадигмы в социологии // Социологические исследования. 2014. № 9.
  7. Мир 2035. Глобальный прогноз / Под ред. А.А. Дынкина. М., 2017.
  8. Могилевская Г.И. Информационная война в социальных сетях // Молодой ученый. 2015. № 15.
  9. Музыкант В.Л., Музыкант П.В. Социальное измерение современного медиапространства и его контента // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 1.
  10. Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. № 1.
  11. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабский мир после Арабской весны / Отв. ред. А.В. Коротаев, Л.М. Исаев, А.Р. Шишкина. М., 2013.
  12. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. М.-СПб., 2002.
  13. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010.
  14. Филиппов А.Ф. Прикладная социология пространства // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3.
  15. Филиппов А.Ф. Социология пространства. СПб., 2008.
  16. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления). Терминологический словарь-справочник. М., 2017.
  17. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М., 2009.
  18. Шарков Ф.И. Четвертая волна (интерактивные электронные коммуникации). М., 2005.
  19. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М., 2005.
  20. Barnes J.A. Class and committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. Vol. 7.
  21. Bustillos J. The Digital Divide. Neoliberal Imperatives and Education. S. Isaacs (Ed.). L.-N.Y., 2017.
  22. Ciacu Grasu N. The impact of new media on society // URL: https://www.researchgate.net/ publication/215489586_The_impact_of_new_media_on_society.
  23. Hakim Khalid Mehraj, Akhtar Neyaz Bhat, Hakeem Rameez Mehra. Impacts of media on society: A sociological perspective // International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2014. Vol. 3, No. 6.
  24. Herbert J.G. The Sociology of Space: A Use-Centered View. N.Y., 2002.
  25. Fearon D. Georg Simmel. The Sociology of Space // URL: https://escholarship.org/uc/item/ 7s73860q.
  26. Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn // Вестник РУДН. Cерия: Социология. 2019. Т. 19. № 3.
  27. Lefebvre H. The Production of Space. Oxford, 1991.
  28. Marres N. Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge, 2017.
  29. Mosco V. Becoming Digital. Toward a Post-Internet Society. Bingley, 2017.
  30. Vanderberg W.H. Our Batter for the Human Spirit: Scientific Knowing, Technical Doing, and Daily Living. Toronto, 2016.

© Шарков Ф.И., Силкин В.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах