NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии
- Авторы: Буланова М.Б.1, Артамонова Е.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Московский физико-технический институт
- Выпуск: Том 20, № 1 (2020)
- Страницы: 64-72
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/22944
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-64-72
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка определить особенности и представить социальный портрет NEET-молодежи в европейском и российском контекстах. С феноменом NEET развитые европейские страны столкнулись в конце ХХ - начале XXI века: согласно Евростату, к этой группе относятся молодые люди 15-24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку, - на 2017 год они составляли в среднем 14,7% трудоспособного населения европейских стран. В России численность NEET находится на общеевропейском уровне - 15% молодежи соответствующего возраста. В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) в структуре NEET выделены две группы: NEET-безработные и NEET-неактивные. Авторы статьи предлагают считать определяющим фактором отнесения к группе NEET нежелание работать и учиться, т.е. критерием NEET-молодежи является отнесение ее представителей к неработающим (а не к безработным) и не обучающимся (а не к экономически неактивным). Речь идет о формах «социального иждивенчества», затрудняющих изучение этой группы. В статье анализируются объективные и субъективные причины появления группы, а также социальные последствия пребывания в группе NEET, представители которой стараются извлечь выгоду из сложившегося положения. Авторы показывают, что оценка положения NEET-молодежи как маргинального, т.е. переходного и неустойчивого, побуждает европейские государства к оказанию ей помощи по выходу из состояния не-работы и не-учебы. В статье приводятся примеры такой работы в Италии, Великобритании, Польше, Испании и Нидерландах.
Полный текст
Современная молодежь представляет собой неоднородную общность, в последнее время пополнившуюся специфической группой NEET (Not in Employment, Education or Training). В конце XX века внимание европейских исследователей привлекла особая группа, состоящая преимущественно из молодежи, отдельные представители которой получали пособие по безработице, но отказывались проходить профессиональное переобучение в целях трудоустройства. В 1999 году в докладе Правительства Великобритании была предпринята попытка выделить эту группу молодежи 16—18 лет, обозначив ее как NEET, т.е. не имеющую постоянного места учебы или работы и не участвующую в профессиональной подготовке [10]. В дальнейшем термин NEET стал использоваться в официальных документах Евросоюза в отношении молодежи в возрасте 15—24 лет.
Численность и состав NEET
С 2010 года Евростат собирает статистику по NEET-молодежи (масштабы, динамика, отличительные характеристики) на основе общенациональных обследований рабочей силы в каждой европейской стране. Показатель доли представителей NEET рассчитывается отдельно для групп 15—19 и 20—24 лет. В 2011 году почти 7,5 млн 15—24-летних находились за пределами официальных сфер образования и труда. Доля NEET составила в среднем 13% от общей численности европейской молодежи: в Ирландии, Италии и Испании — 17%, в Люксембурге и Нидерландах — около 7% [15]. В последние годы возрастные границы NEET, установленные для европейских стран, увеличились — 15—34 лет. По данным за 2017 год в Европе численность NEET-молодежи в среднем составляет 14,7% трудоспособного населения, и этот показатель связан со статистикой молодежной безработицы. Например, максимальная численность NEET в Италии — 25,5% и Греции — 24,2%, средняя — в Испании (17,9%) и Польше (14,3%), минимальная — в Норвегии (7,9%) и Исландии (4,5%) [11].
Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), в составе NEET выделяют две группы — безработные и экономически неактивные, и обе оцениваются как доли всего населения в возрасте 15—24 лет, а не только рабочей силы. Однако следует учесть тот факт, что в этом возрасте общие показатели безработицы и экономической неактивности недостаточно информативны, так как многие молодые люди продолжают обучение, которое является для них основным занятием [8. C. 202]. По данным Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата за 2015 год, доля NEET-молодежи среди 15—24-летних россиян составила 12% (NEET-безработные — 5%, экономически неактивные — 7%) [2]. В последнее время в России фиксируется рост данного показателя, однако общая численность NEET-молодежи остается на уровне среднеевропейских значений. Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, доля NEET-молодежи в 2016 году составила около 15% молодежи в возрасте 15—24 лет [5].
Предложенная МОТ конкретизация состава NEET показывает наметившуюся тенденцию к расширительной трактовке этой группы. С одной стороны, к NEET отнесены временно неактивные молодые люди, имеющие договоренности о работе и учебе и собирающиеся приступить к ней ближайшее время; краткосрочно безработные, которые официально зарегистрированы как безработные и пребывают в этом статусе менее года; длительно безработные — молодые люди, не имеющие работу более года. С другой стороны, в NEET попала молодежь, экономически неактивная по причине болезни и инвалидности, в связи с выполнением семейных обязанностей, а также отчаявшиеся молодые люди, которые прекратили активные поиски рабочего места [2].
Классификация отражает реальное положение молодежи на рынке труда, в первую очередь факт молодежной безработицы. Однако во всех описанных случаях бо2льшая часть безработных молодых людей активно стремится найти работу и готова сразу приступить к ней в случае приемлемого предложения работодателя. Эта часть молодежи часто прибегает к официальным методам поиска работы (регистрация на бирже труда) или обучения (продолжение образования, переквалификация). В таком случае не совсем понятно, как исследователи смогут выделить представителей NEET из общей группы безработной молодежи. Что касается экономически неактивных по причине болезни и инвалидности или в связи с выполнением семейных обязанностей, то эти представители молодежи, как правило, не исключены из социальной жизни, а используют альтернативные варианты трудоустройства и обучения. Кроме того, у любого молодого человека есть шанс хотя бы раз в жизни попасть в описанные ситуации. Пожалуй, только группа отчаявшихся, сознательно отказавшихся от поиска работы, представляет интерес с точки зрения критериев выделения группы NEET.
На наш взгляд, определяющим фактором отнесения молодежи к группе NEET является ее нежелание работать и учиться. Эта группа включает молодых людей, которые не всегда могут указать причину своей неактивности, но всегда сознательно отказываются от работы и учебы, т.е. более точным критерием NEET-молодежи является отнесение ее представителей к неработающим (а не к безработным) и к не обучающимся (а не к экономически неактивным). Если попытаться классифицировать такую группу NEET, то можно получить полярную версию социальной стратификации: дети представителей «социального дна», которые наследуют практики утративших социальную идентичность родителей, предпочитающих жить за счет общества (нищие, бездомные и др.); те, кто даже не пытался выйти на рынок труда, получить или продолжить свое образование. Однако нельзя отнести NEET полностью к представителям андеркласса — это могут быть дети вполне благополучных родителей, которые предпочитают заниматься духовными практиками, хобби, отправиться в путешествие, годами думать о смысле жизни и своем предназначении. Впрочем, в обоих случаях речь идет о формах «социального иждивенчества», затрудняющих как изучение этой группы, так и установление контактов с ней.
Часть европейских исследователей также считает, что отнесение NEET (по классификации МОТ) к безработным и экономически неактивным представителям молодежи недостаточно для выделения этой группы, и предлагают, например, считать NEET группой риска (добровольного или вынужденного) с точки зрения развития и использования личного жизненного потенциала [14]. Однако здесь речь идет скорее о последствиях попадания молодежи в группу NEET, чем о критериях ее выделения.
Причины появления NEET
Понимание NEET как группы социального иждивенчества позволяет выделить объективные и субъективные причины ее появления. К объективным причинам можно отнести следующие:
- NEET появились вследствие сокращения трудовой занятости под влиянием крупных изменений современного производства (автоматизация, гибкие системы, роботизация). Например, в отчете Глобального института McKinsey (MGI) «Будущее, которое работает: автоматизация, занятость и производительность» утверждается, что к 2055 году половина рабочих мест в мире может быть автоматизирована [13]. Это означает, что произойдет массовое высвобождение рабочей силы, нуждающейся в трудоустройстве, что позволит части молодежи не выходить на рынок труда.
- Высокий уровень экономического развития ряда стран (европейских), достигших стадии общества массового потребления, позволяет гарантировать обеспечение проблемных групп населения (безработных, пенсионеров, инвалидов, мигрантов, многодетных семей и др.). Наряду с этими группами существование NEET поддерживают реалии социальной политики развитых государств мира.
- Еще одна причина — девальвация в современном обществе установки на получение образования. NEET — часть поколения Z, ориентированного на досуг и соответствующие системы ценностей. Европейские исследователи отмечают, что для представителей этого поколения ценности работы и образования менее важны, чем ценности отдыха и обладания разными гаджетами [22].
- На формирование NEET оказывают влияние размер социального капитала современной семьи. Для европейских семей характерно неравенство возможностей первоначального обеспечения и поддержки детей: чтобы ребенок смог продолжить учебу или найти хорошее место работы, требуются немалые материальные вложения, которые зачастую отсутствуют.
- Не менее важна и специфика социально-экономического развития страны. Например, в Италии распространен семейный бизнес, который чаще всего оформлен на родителей, а дети участвуют в нем неофициально, в статистике попадая в группу тех, кто не работает и не учится [9].
В качестве субъективных причин появления NEET можно назвать следующие. - Прежде всего, отсутствие индивидуальных стимулов для работы и учебы. Если П. Сорокин считал, что образование — «социальный лифт», позволяющий достигнуть высших социальных позиций (вертикальная мобильность), то в современном обществе ситуация изменилась. Например, согласно данным исследований [см., напр.: 3], социальное положение и престиж человека в российском обществе определяют, в первую очередь, деньги, власть и связи с нужными людьми, тогда как образование входит в разряд личных качеств, влияющих на продвижение по социальной лестнице, в последнюю очередь. Кроме того, программы социальной помощи, а подчас и материальная поддержка семьи делают работу для представителей NEET-молодежи скорее желательной, чем обязательной. В ситуации выбора молодые люди занимают выжидательную позицию, дожидаясь, когда предложение работы или обучения станет для них интересным и выгодным.
- Нахождение в группе NEET может быть своеобразной формой протеста части молодежи против общественных требований обязательно работать или учиться. В данном случае речь идет о добровольной социальной изоляции: например, хикикомори (находящиеся в уединении) в Японии получили официальный статус лиц, добровольно изолирующих себя от общества на срок более шести месяцев [16].
- Не справляясь с натиском глобализации и экономической нестабильности, а также с личными проблемами, часть молодежи становится бродягами, обрывая связи с семьей и друзьями [7]. У некоторых подростков фиксируется дромомания — психическое состояние, которое характеризуется непреодолимым желанием вести бродячий образ жизни: они оставляют свой дом без определенной цели или маршрута, их не волнуют последствия. К бродяжничеству могут подтолкнуть не только реальные проблемы, но и нехватка впечатлений и эмоций, незрелость личности.
- Представители NEET-молодежи демонстрируют психотип пользователя социальных сетей, которому присущи информационная анонимность, символизм, цифровые атрибуции и желание укрыться в виртуальной среде от реальной [6].
- К субъективным причинам можно также отнести индивидуальные особенности личности, прежде всего, состояние физического и психического здоровья. Например, молодые люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, попадают сначала в вынужденную, а затем и в добровольную изоляцию от общества.
Пребывание молодого человека в статусе NEET оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь, социальное и экономическое благополучие.
Последствия пребывания в NEET
NEET, добровольно занявших статус социального иждивенца, отличает от других групп молодежи то, что они стараются извлечь выгоду из сложившегося положения. Однако пребывание в NEET приводит к социальным последствиям, не всегда осознаваемым этой частью молодежи. Отсутствие привычки к каждодневному труду может стать причиной утраты навыков самообеспечения, которое постепенно будет переноситься на других субъектов (семью, родственников, друзей). Длительная социальная невостребованность может привести к проблемам с физическим и психическим здоровьем. Долгое неучастие в социальной жизни и уход в виртуальную реальность могут способствовать уменьшению потребности в социальных контактах. Кроме того, NEET, как правило, имеют слабое представление о правилах социальной жизни, но крайне подвержены влиянию СМИ и других информационных систем (социальные сети, блоги), в том числе благодаря возможности анонимного представления, порождающей как безответственность, так и нарушение социальных норм.
Появление российской NEET-молодежи пришлось на экономические и политические реформы 1990-х годов. Эта часть молодежи взрослела в социально травмированном обществе, пережившем смену вектора политического и экономического развития, разрыв между поколениями, возрастающую социальную напряженность. Порожденное реформами имущественное расслоение в российском обществе, в первую очередь, отразилось на положении молодого поколения: вчерашние дети оказались в известной степени изолированы и от семьи, озабоченной поисками хлеба насущного, и от образовательных учреждений, вступивших в фазу реформирования. Первой группу NEET пополнила молодежь из малоимущих и неблагополучных семей, не имеющих возможности оказать необходимую материальную и духовную поддержку подрастающему поколению. Субъективно это переживалось молодыми людьми как отсутствие четкой жизненной позиции, утрата гражданских и патриотических чувств, стремление к социальной изоляции. Другая часть NEET вышла из вполне благополучных семей, где предоставленные самим себе и виртуальному миру подростки отправились в «свободный полет» с полным набором инновационных гаджетов, принимая это как должное.
Результатом обеих ситуаций стала экономическая неактивность молодежи. По данным обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата, за период 1995—2015 годов тенденция к постоянному снижению экономической активности наблюдалась как у 15—19-летних (с 22,5% до 8,7%), так и у 20—24-летних (с 77% до 58%) [8]. Это соответствовало напряженной ситуации на рынке труда, связанной с запуском механизма «отложенного» старта. Альтернативой трудовой деятельности стало получение и продолжение образования, а его уровень и качество стали индикаторами попадания в группу NEET. Так, недостаточный уровень образования характерен для неактивных NEET, а его невысокое качество — для безработных. В частности, высшее профессиональное образование сопряжено с наибольшими рисками NEET-безработицы, а для тех, кто закончил ПТУ после неполного среднего образования или после выпуска из старшей школы, существует риск перехода в NEET-неактивность [5].
Важным фактором попадания в группу NEET являются установки семьи на поддержку иждивенческих устремлений детей. Это характерно для большей части российских семей, в которых родители согласны обеспечивать ребенка и после достижения им совершеннолетия. Нередки ситуации, когда пенсионеры содержат взрослых детей.
В России проживание в небольших или отдаленных населенных пунктах также становится причиной попадания в NEET-молодежь в связи с трудностью, а иногда и невозможностью найти работу или продолжить образование по месту жительства. По данным Росстата, за период 1995—2015 годов Москва и Санкт-Петербург показали меньший уровень вовлеченности молодежи в группу NEET по сравнению с селами и поселками городского типа. Так, доля NEET-безработных в городах колебалась от 3% до 11%, а в поселках городского типа и селах — от 5% до 14%. Показатели NEET-неактивности в 2015 году составил в городах 9%, а в поселках городского типа и селах — 17%. Причем в областных центрах выше NEET-неактивность и ниже NEET-безработица по сравнению с городами: наибольшая вовлеченность молодежи в группу NEET наблюдается в селах, наименьшая — в областных центрах [5. C. 207].
В последнее десятилетие феномен российской NEET-молодежи стал особенно актуален вследствие сложной демографической ситуации — снижения рождаемости и уменьшения численности трудоспособного населения. Интересные данные получены в ходе исследования, проведенного на базе РМЭЗ НИУ ВШЭ в 2000—2016 годы на выборке, построенной в соответствии с рекомендациями МОТ в отношении NEET-молодежи. С одной стороны, средняя вероятность NEET-молодежи остаться безработными составляет 26%, причем у каждого пятого есть шанс изменить свое положение, перейдя в статус неактивного; с другой стороны, почти у 50% высока вероятность в следующем периоде найти работу, и только у 4% есть шанс на обучение [5. C. 208]. Что касается NEET-неактивных, то средняя вероятность остаться в данном состоянии достигает практически 52%, а перейти в состояние безработного — около 15%. Вероятность выйти на работу, прервав состояние неактивности, составляет 28%, т.е. значительно ниже, чем переход из состояния безработного. Таким образом, статус NEET-безработного — переходный от не-работы к работе, а NEET-неактивного — от не-учебы к обучению. Соответственно, пространство NEET для молодежи — «зал ожидания» работы или учебы [1; 4; 5].
Считая NEET маргинальной группой с неустойчивым положением, европейские государства оказывают молодежи поддержку по выходу из состояния не-работы и не-учебы. В Италии существуют государственные программы и гранты, позволяющие NEET-молодежи получить высшее образование и квалификацию, но только 10% из них заканчивают университеты. Государство финансирует программы по поддержке неработающих NEET, но большинство из них не стремятся выйти на работу. Доступность высшего образования оборачивается желанием выпускников трудоустроиться только на высокооплачиваемые места, а если не получается, то они снова пополняют группу NEET. Итальянские исследователи обращают внимание на то, что у части подростков NEET есть психологические проблемы, связанные с нежеланием войти в мир взрослых [9].
Не только государство, но и общественные организации стремятся помочь NEET преодолеть социальную изоляцию. Например, существуют две программы по поддержке и трудоустройству такой молодежи через интерес к спорту: одна реализуется в Роттердаме (Нидерланды), другая — в Сток-он-Тренте (Великобритания) [20]. В Польше разработана оперативная программа развития знаний (PO WER), позволяющая поддержать NEET-молодежь на этапе выхода на рынок труда, заранее предоствляя ей информацию о специфике предстоящей работы и организации рабочих мест [18]. Также в Польше показывает хорошие результаты образовательный проект RLG (Reaching the Lost Generation), направленный на пробуждение интереса учеников старших классов к индивидуальному предпринимательству [21]. В Испании пытаются предотвратить попадание молодежи в группу NEET средствами специальной программы, облегчающей переход из школы к работе [17]. В России определенная последними исследованиями зависимость попадания молодежи в группу NEET от уровня и качества образования позволяет планировать расширение возможностей обучения, переобучения и последующего трудоустройства для данной группы [1].
Общий вывод европейских исследователей состоит в том, что необходимо отказаться от драматизации ситуации с NEET-молодежью и перестать использовать термин «NEET» как стигму в отношении отдельных людей, поколений и стран [19]. В изучении NEET-молодежи следует учитывать социально-экономическую и культурную специфику стран, выстраивая особую молодежную политику и финансируя целевые программы, призванные помочь молодому поколению перестать быть «потерянным» [12].
Таким образом, NEET-молодежь представляет собой особую социальную группу, сформировавшуюся в силу ряда объективных и субъективных изменений современного общества. Численность, состав и положение NEET-молодежи зависит от социально-экономической и культурной специфики каждой страны, однако появление такой группы всегда вызывает тревогу у общества в связи с возможными рисками ее маргинализации, бедности и социального отчуждения. Европейские исследователи уверены, что только правильно выстроенная молодежная политика смогут вернуть NEET-молодежь из добровольной социальной изоляции. Кроме того, следует подчеркнуть, что NEET-молодежь по многим показателям примыкает к прекариату по причине отсутствия социальных связей. Понимание специфики NEET как группы социального иждивенчества позволяет уточнить в будущих исследованиях не только то, как молодые люди пополняют данную группу, но и то, почему они не хотят ее покидать.
Об авторах
Марина Борисовна Буланова
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: rsuh@rsuh.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии
Миусская пл., 6, Москва, 125993, РоссияЕкатерина Александровна Артамонова
Московский физико-технический институт
Email: info@mipt.ru
кандидат искусствоведения, старший преподаватель департамента иностранных языков
Институтский пер., 9, Долгопрудный, 141701, РоссияСписок литературы
- Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9 / Varshavskaya E.Ya. Rossiyskaya NEET-molodezh: kharakteristiki i tipologiya [Russian NEET-youth: Features and typology]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2016; 9 (In Russ.).
- Вишневская Н., Зудина А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11 / Vishnevskaya N.T., Zudina A.A. Ekonomicheski uyazvimye gruppy molodezhi v stranakh OESR i Rossii [Economically vulnerable youth in OECD and Russia]. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2018; 62 (11) (In Russ.).
- Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2000-х гг.) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2016 / Zhiznenny mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-h - seredina 2000-h gg.) [The Life World of Russians: 25 Years Later (late 1980s - mid 2000s)]. Pod. red. Zh.T. Toshchenko. Moscow; 2016 (In Russ.).
- Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России. М., 2017 / Zudina A.A. “Ne rabotayut i ne uchatsya”: NEET-molodezh na rynke truda v Rossii [“They Do Not Work and Do Not Study”: NEET-Youth in the Russian Labor Market]. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Зудина А.А. Дороги, ведущие в NEET: случай России // Экономический журнал. 2018. Т. 22. № 2 / Zudina A.A. Dorogi, vedushchiye v NEET: sluchay Rossii [Ways to NEET: The case of Russia]. Economichesky Zhurnal. 2018; 22 (2) (In Russ.).
- Курбатов В.И. NET-мышление: новые реалии информационной эры // Гуманитарий юга России. 2017. T. 6. № 6 / Kurbatov V.I. NET-myshlenie: novye realii informatsionnoy ery [NET thinking: New realities of the information era]. Gumanitary Yuga Rossii. 2017; 6 (6) (In Russ.).
- Лиходей О.А. Субъективные факторы маргинализации. М., 2001 / Likhodey O.A. Subiektivnye faktory marginalizatsii [Subjective Factors of Marginalization]. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Тощенко Ж.Т. Прекариат. От протокласса к новому классу. М., 2018 / Toshchenko Zh.T. Prekariat. Ot protoklassa k novomu klassu [Precariat. From Protoclass to the New Class]. Moscow; 2018 (In Russ.).
- Alfieri S., Rosina, A., Sironi, E., Marta E., Manzana D. Who are Italian ‘Neets’? Trust in institutions, political engagement, willingness to be activated and attitudes toward the future in a group at risk for social exclusion. Rivista Internazionale di Scienze Sociali. 2015; 123 (3).
- Bridging the Gap: New Opportunities for 16-18 Year Olds Not in Education, Employment or Training. http://dera.ioe.ac.Uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf.
- Eurostat: Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status. http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=edat_ lfse_20&lang=en
- Ermolieva E.G. Lost generation? The plight of young people in Europe. http://www.sov-europe.ru/ 2016/5-2016/9.pdf.
- Harnessing Automation for a Future That Works. https://www.mckinsey.com/featured-insights/ digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works.
- Kariková S., Krystoň M., Michalovič V., Neupauer Z., Pavlov I., Vaněk B. Literacy of adults as a problem of inclusion and equality in lifelong learning. How to Work with NEETs. Recommendations for Policy and Practice. Kraków, 2018.
- NEETs: Young People Not in Employment, Education or Training: Characteristics, Costs and Policy Responses in Europe. Luxembourg; 2012.
- Ogawa А. Hikikomori in contemporary Japan. http://su.diva-portal.org/smash/get/diva2: 568035/FULLTEXT01.
- Rodríguez-Modroño P. Youth unemployment, NEETs and structural inequality in Spain. https://www.researchgate.net/publication/330434800_Youth_unemployment_NEETs_and_structural_inequality_in_Spain.
- Saczyńska-Sokół S. Supporting NEETs - challenges facing labor market institutions in Poland. https://www.researchgate.net/publication/324496870_Supporting_NEETs_-_challenges_facing_ labor_market_institutions_in_Poland.
- Serracant P. A brute indicator for a NEET case: Genesis and evolution of a problematic concept and results from an alternative indicator. Social Indicators Research. 2014; 117 (2).
- Spaaij R., Magee J., Jeanes R. Urban youth, worklessness and sport: A comparison of sports-based employability programmes in Rotterdam and Stoke-on-Trent. Urban Studies. 2013; 50 (8).
- Świętek A., Rachwał T., Kurek S., Osuch, W. Sytuacja młodzieży NEET w Polsce i propozycje podniesienia jej kompetencji przedsiębiorczych w świetle rezultatów projektu RLG // https://www.researchgate.net/publication/329873828_Sytuacja_mlodziezy_NEET_w_Polsce_ i_propozycje_podniesienia_jej_kompetencji_przedsiebiorczych_w_swietle_rezultatow_ projektu_RLG_Situation_of_NEETs_in_Poland_and_Proposals_for_developing_their_Entrepren.
- Williams A. Move Over, Millennials, Here Comes Generation Z. https://www.nytimes.com/ 2015/09/20/fashion/move-over-millennials-here-comes-generation-z.html.