Проблема формирования социальной парадигмы экоцентризма: опыт философского осмысления социологического исследования в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности отношения молодежи к экологической проблематике и экологическому кризису, ситуация в экологической науке - характерные ее черты на современном этапе развития, и обосновывается актуальность теоретических и практических разработок, посвященных развитию экологического сознания и воспитанию экологической культуры. Приведены две альтернативные точки зрения на экологические проблемы: алармистские и оптимистические стереотипы. Сегодня в связи с качественным и количественным ростом информации меняется отношение к экологическим проблемам - оно становится более рациональным и взвешенным. В то же время задача отслеживать ценностные трансформации в общественном сознании в отношении к экологии продолжает быть актуальной. В статье представлены результаты собственного социологического исследования, проведенного среди студентов, обучающихся по программам бакалавриата на инженерных и гуманитарных направлениях. Исследование было направленно на изучение экологических взглядов российской молодежи и проведено в 2019 году в четырех вузах Москвы: Московский энергетический институт, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский университет дружбы народов и Московский государственный лингвистический университет. Результаты опроса свидетельствуют, что традиционное экологическое образование, основанное на механическом увеличении удельного веса знаний об охране природы, не приводит к изменению экологических ценностей и поведения человека в природе. В статье обосновывается необходимость внедрения в современную экологию и неформальное (информальное) экологическое образование новой социальной парадигмы экоцентризма, соответствующей идее гармонизации отношений человека и природы и взвешенного, «спокойного» отношения общества к экологическому кризису. Также показана связь психоэкологии с экологическими проблемами в общественном сознании и возможности данной концепции как морально-этической основы социальной парадигмы экоцентризма.

Об авторах

Марина Левенбертовна Ивлева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleva-ml@rudn.ru

доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Виталий Юрьевич Ивлев

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Email: vitalijivlev@yandex.ru

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии

2-я Бауманская ул., 5/1, Москва, Россия, 105005

Сергей Николаевич Курилов

Московский энергетический институт

Email: kurilov85@mail.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, политологии, социологии

ул. Красноказарменная, 14, Москва, Россия, 111250

Список литературы

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
  2. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура как вершинное достижение личности на этапе развития информационного общества // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2013. № 1.
  3. Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития / сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М., 2017.
  4. Ивлева М.Л., Курмелева Е.М., Рудановская С.В. Человек и общество в контексте современности // Вопросы философии. 2018. № 4.
  5. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. Минск, 2001.
  6. Курилов С.Н. Роль экологии сознания в формировании развития экологии // Российская наука в современном мире. М., 2018.
  7. Мякинников С.П. Мировоззренческие основания экоцентризма и экомышление // Известия ТПУ. 2005. Т. 308. № 1.
  8. Никольский А.А. Великие идеи великих экологов: История ключевых концепций в экологии. М., 2014.
  9. Осипов В. Первая попытка синтеза экоцентризма // Зеленый мир. 1994. № 7.
  10. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. Вып. 5. М., 2015.
  11. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В. Захаровой. М., 1985.
  12. Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник ТГПУ. 2007. № 6.
  13. Философские идеи В.И. Вернадского и современность. Вып. 51: Ценологические исследования. М., 2013.
  14. Шарден де Т. Феномен человека / Предисл. и комм. Б.А. Старостина; пер. с фр. Н.А. Садовского. М., 1987.
  15. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию // На пути к устойчивому развитию России. 2006. Вып. 34.
  16. Bartram T. Employee management systems and organizational contexts: A population ecology approach // Management Research Review. 2011. Vol. 34. No. 6.
  17. Biro A. Towards of denaturalized ecological politics // Polity. 2003. Vol. 35. No. 2.
  18. Brulle R.J. Environmental discourse and social movement organizations: A rhetorical perspective on the development of US environmental organizations // Sociological Inquiry. 1996. Vol. 66. No. 1.
  19. Gladvin T.N., Kennely J.J., Krause T.S. Shifting paradigms for sustainable development: Implications for management theory and research // Academic Management Review. 1995. Vol. 20. No. 4.
  20. Hanna M.D. Environmentally responsible management behavior: Is ecocentrism a prerequisite? // Academic Management Review. 1995. Vol. 20. No. 4.
  21. Moore P. Pacific Spirit: The Forest Reborn. Terra Bella Publishers, 1995.
  22. Pindyck R.S. Risk and return in the design of environmental policy // Journal of Association of Environmental and Resource Economists. 2014. Vol. 1. No. 3.
  23. Rapport D.J. Economics and ecologically sustainable futures // International Journal of Social Economics. 1997. Vol. 24. No. 7/8/9.
  24. Repetto R. The Forest for the Trees? Government Policies and the Misuse of Forest Resources. Washington, 1988.
  25. Shin D-H., Park Y.J. Understanding the Internet of things ecosystem: Multi-level analysis of users, society, and ecology // Digital Policy, Regulation and Governance. 2017. Vol. 19. No. 1.

© Ивлева М.Л., Ивлев В.Ю., Курилов С.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах