Медиа, институты и доверие российских граждан
- Авторы: Назаров М.М.1,2, Иванов В.Н.1, Кублицкая Е.А.1
-
Учреждения:
- Институт социально-политических исследований РАН
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 19, № 2 (2019)
- Страницы: 277-288
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/21100
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-2-277-288
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Медиа являются одним из важнейших социальных институтов, а также опосредуют отношение граждан к другим институтам общества. Одной из важнейших в этой связи характеристик является доверие граждан ключевым социальным институтам. В статье рассматривается проблема доверия населения российским медиа. В фокусе анализа находится вопрос, в какой мере доверие российских граждан средствам массовой информации (далее - СМИ) соотносится с доверием другим государственным и общественным институтам. Основанием для выводов являются сравнительные эмпирические исследования в столичном регионе, проведенные в 2016-2018 годы. Согласно результатам исследований доверие медиа среди населения является невысоким, около половины респондентов не доверяют этому институту. Причем данный тренд характерен для постсоветского периода в целом. Использование бинарной логистической регрессии позволило определить, что недоверие медиа связано с недоверием таким институтам, как Президент РФ, Дума, правоохранительные органы, политические партии, церковь, банковские и предпринимательские структуры. Наряду с этим недоверие медиа актуализируют социальные проблемы, беспокоящие людей в повседневной жизни. Согласно приведенной статистической модели недоверие медиа также связано с тем, что респонденты не разделяют положительного отношения к действующей политической системе. Другим важным фактором недоверия является негативное отношение респондентов к содержанию и функциональной направленности медиа. При анализе доверия медиа необходимо учитывать и трансформации современного медиа-ландшафта: среди медиа респонденты отдают предпочтение Интернету и телевидению, в отношении которых показатели доверия практически одинаковы. Существует и возрастная дифференциация - доверие медиа в целом с возрастом растет, но применительно к Интернету наблюдается обратная зависимость. С развитием современных медиа-технологий и Интернета информационные условия для вынесения оценок о доверии или недоверии медиа и другим институтам общества объективно усложняется.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Михайлович Назаров
Институт социально-политических исследований РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vy175867@yandex.ru
доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333; ул. Мясницкая, 9/11, Москва, Россия, 101000Вилен Николаевич Иванов
Институт социально-политических исследований РАН
Email: vilen_ivanov@bk.ru
доктор философских наук, член-корреспондент и советник Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333Елена Александровна Кублицкая
Институт социально-политических исследований РАН
Email: eakubl@yandex.ru
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333Список литературы
- Андреенкова А.В. Политическое поведение россиян // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 4.
- Волченко ОВ. Доверие как продукт вовлеченности в информационные потоки // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 4.
- Кертман Г.Л. Социум и власть. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые // Политические исследования. 2005. № 2.
- Левашов В.К. Тревоги общества и доверие к государственным институтам // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 4.
- Локосов В.В., Шульц В.Л. Основания консолидации современного российского общества. Социологические аспекты. М., 2008.
- Миронова А.А. Доверие, социальный капитал и субъективное благополучие индивида // Общественные науки и современность. 2014. № 3.
- Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Политические ценности российского общества (результаты сравнительного проекта) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. № 3.
- Назаров М.М. Цифровое поколение «двухтысячных»: особенности медиапотребления // Информационное общество. 2016. № 3.
- Попов В., Тавокин Е. Доверие к СМИ в общественном сознании граждан России // Государственная служба. 2002. № 4.
- Чупров В.И., Михеева В.В. Доверие в обществе как фактор преодоления кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 4.
- Штомпка П. Доверие - основа общества. М., 2012.
- Ariely G. Does commercialized political coverage undermine political trust?: Evidence across European countries // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2015. Vol. 59. No. 3.
- Coleman S., Ross K. The Media and the Public. “Them” and “Us” in Media Discourse. Oxford, 2010.
- Gallup:2016. Americans’ trust in mass media sinks to new low politics. http://www.gallup.com/ poll/195542/americans-trust-mass-media-sinks-new-low.aspx.
- Gronke P., Cook T.E. Disdaining the media: The American public’s changing attitudes toward the news // Political Communication. 2007. Vol. 24.
- Hardy J. Western Media Systems. London, 2008.
- Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Vintage Books, 2000.
- Inglehart R. East European value systems in global perspective // Democracy and Political Culture in Eastern Europe. New York, 2006.
- Jackob N.G.E. No alternatives? The relationship between perceived media dependency, use of alternative information sources and general trust in mass media // International Journal of Communication. 2010. Vol. 4.
- Lee T. Why they don’t trust the media: An examination of factors predicting trust // American Behavioral Scientist. 2010. Vol. 54.
- Meyer T. Media Democracy: How the Media Colonize Politics. Cambridge, 2002.
- Mierina I., Cers Е. Is communism to blame for political disenchantment in post-communist countries? Cohort analysis of adults’ political attitudes // Europe-Asia Studies. 2014. Vol. 66. No. 7.
- Norris Р., Inglehart R. Cosmopolitan Communications. Cultural Diversity in a Globalized World. Cambridge, 2009.
- Śuvakoviç U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: social trust and key generational problems // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 4.
- Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task // Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. No. 4.
- Trotsuk I.V., Ivlev E.A. Few words on the high level of social distrust among the Russian youth: Civil servants’ social image // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. T. 16. № 2.
- Trust in Media-2016. www3.ebu.ch/publications.
- Tsfati Y., Cappella J.N. Do people watch what they do not trust? Exploring the association between news media skepticism and exposure // Communication Research. 2003. Vol. 30.
- Tsfati Y., Ariely G. Individual and contextual correlates of trust in media across 44 countries // Communication Research. 2014. Vol. 41. No. 6.
- Ward P., Miller E., Pearce A., Meyer S. Predictors and extent of institutional trust in government, banks, the media and religious organisations: Evidence from cross-sectional surveys in six Asia-Pacific countries // PLoS ONE. 2016. Vol. 11. No. 10.