Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Привлекательность российской системы высшего образования и России в целом как принимающего сообщества для образовательных мигрантов с позиций концепции «человеческого капитала» видится как индивидуальный выбор мигранта на основе оценки издержек/выгод своего последующего роста как компетентного специалиста и проектирования жизненной траектории. Авторы рассматривают региональный аспект проблемы привлечения образовательных мигрантов в Томск и Томскую область, где научно-образовательный комплекс является градообразующим, а доля студентов в населении (в том числе иностранных) - одна из самых высоких по стране. В статье рассматривается качество отношений «иностранный студент - принимающее сообщество», региональный медийный фон, задающий общественные настроения, и возможности использования социальных медиа мигрантами для социально-психологической поддержки как важнейшие факторы одобрения/неприятия региона в целом и его системы высшего образования. Эмпирической базой статьи послужили полуформализованные интервью с образовательными мигрантами, посвященные миграции ресурсы региональных интернет-медиа и общение образовательных мигрантов в российских социальных сетях. Как показали результаты исследования, межэтническая обстановка в Томской области характеризуется образовательными мигрантами как благоприятная, однако в принимающем сообществе сложилась иерархия установок в отношении разных национально-географических сегментов образовательной миграции, многие жители региона, не испытывая открытой вражды к иностранным студентам, считают, что образовательную миграцию следует приостановить, видимо, под влиянием негативного информационного фона, создаваемого местными медиа в отношении трудовых мигрантов. Социальные сети как поддерживающая коммуникативная инфраструктура частично снимают негатив или равнодушие принимающего сообщества, выступают в эмоционально-компенсаторной роли квази-института, конвертирующего социальный капитал общения в экономические преференции и психологическую удовлетворенность.

Об авторах

Татьяна Алексеевна Булатова

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bulatowa@mail.ru

кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Томского государственного педагогического университета

ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Андрей Петрович Глухов

Томский государственный педагогический университет

Email: GlukhovAP@tspu.edu.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Томского государственного педагогического университета

ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Власти: более 18% студентов томских вузов - иностранцы // https://www.riatomsk.ru/ article/20180507/inostrannie-studenti-tomsk.
  2. Деева А. Из России с дипломом: В томские вузы наберут иностранных студентов // http://smartnews.ru/regions/tomsk/6833.html# ixzz4w24hzK8i.
  3. Иностранные студенты в России // https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-v-rossii.
  4. Как студенты студентов изучали // https://www.hse.ru/news/avant/74465897.html.
  5. Клячко Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015. Т. 1. № 2.
  6. Кушнарева А.А. Реализация образовательных возможностей студентов-мигрантов в вузах России и Великобритании: на пути к решению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1.
  7. Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. 2017. Т. 26. № 2.
  8. Погодаев Н.П. Владение русским языком как условие адаптации студентов-мигрантов из Таджикистана в университетском пространстве Томска // Вестник ТГУ. Серия: Философия. Социология. Политология. 2015. № 1.
  9. Приезжие студенты инвестируют в томскую экономику 7 млрд руб. в год // https://www.riatomsk.ru/article/20141215/studenti-investicii-tomsk.
  10. Радина Н.К. Образовательная миграция в контексте новой миграционной политики России // XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Под ред. Е.Г. Ясин. М., 2015. Кн. 4.
  11. Рыкун А.Ю., Абрамова М.О., Сухушина Е.В. Отношение молодежи Томска к трудовым и образовательным мигрантам (на примере исследования молодежи Томска) // Вестник ТГУ. Серия: Философия. Социология. Политология. 2017. № 37.
  12. Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. № 6-7.
  13. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // http://government.ru/news/28013.
  14. Черткова Н. Томск все больше привлекает иностранных студентов // http://www.tvtomsk.ru/ vesti/education/20416-tomsk-vse-bolshe-privlekaet-inostrannyh-studentov.html.
  15. Экспертный доклад «12 решений для нового образования» // https://www.hse.ru/news/ expertise/217884372.html.
  16. Backstrom L., Bakshy E., Kleinberg J., Lento T.M., Rosenn I. Balance of attention: How Facebook users allocate attention across friends // AAAI International Conference on Weblogs and Social Media (ICWSM), 2011.
  17. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago-London, 1993.
  18. Bessudnov A. Ethnic hierarchy and public attitudes towards immigrants in Russia // European Sociological Review. 2016. No. 2.
  19. Brinkerhoff J.M. Digital Diasporas. Identity and Transnational Engagement. New York, 2009.
  20. Burke M., Kraut R.E., Marlow C. Social capital on Facebook: Differentiating uses and users // Proceedings of the 2011 Annual Conference on Human Factors in Computing Systems, 2011.
  21. De Jong F. The production of translocality. Initiation in the sacred grove in Southern Senegal // Modernity on a Shoestring / Eds. by R. Fardon, W. van Binsbergen, R. van Dijk. Leiden, 1999.
  22. Diker E. Social media and migration // Review of Political and Social Research Institute of Europe. 2015 // http://ps-europe.org/social-media-and-migration.
  23. Ford R. Acceptable and unacceptable immigrants: The ethnic hierarchy in British immigration preferences // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2011. No. 37.
  24. Hainmueller J., Hangartner D. Who gets a Swiss passport? A natural experiment in immigrant discrimination // American Political Science Review. 2013. No. 107.
  25. Lim K., Meier E.B. International student’s use of social network services in the new culture: A case study with Korean youths in the United States // Asia Pacific Education Review. 2012. No. 13.
  26. UNESCO Institute for Statistics. 2015 // http://www.uis.unesco.org.

© Булатова Т.А., Глухов А.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах