КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ: КЛОНИРОВАНИЕ ИДЕЙ И СМЫСЛОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

При очевидном интересе средств массовой информации (далее - СМИ) к культурным индустриям этот специфический сегмент интеллектуального рынка все еще остается вне фокуса социологического интереса. Пристального внимания заслуживает, например, «продукция с подтекстом» - отвечающая за мировоззренческую состоятельность информационного общества, тем более что информационные технологии, став частью производственных цепочек культурных индустрий, заметно расширили функции образования и сферы досуга. Крайне разнородные, на первый взгляд, производства идей и смыслов обладают единством в выработке репертуара, создания культа героя своего времени и культуры потребления информационных продуктов. Э. Морен отметил в креативных технологиях органическую «способность стандартизации великих романтических тем, превращения архетипов в стереотипы». С повсеместной оцифровкой производства этот процесс приобрел небывалую динамику, масштаб, а также идеологическую направленность и материальный интерес. Неизжитые драмы холодной войны и неурядицы на постсоветском пространстве убеждают, что «умная сила» оппонентов России достаточно действенна и результативна. Она, с одной стороны, консолидирует общественное мнение других стран, а, с другой стороны, деформирует политическую культуру объекта влияния, изощренными манипуляциями искажая картину мира современных молодых поколений. Инвесторы культурных индустрий не только вкладывают средства в расширение прибыльного интеллектуального бизнеса, но и обслуживают политический процесс воспроизводства власти, которая, в свою очередь, обеспечивает оптимальные условия для проникновения «продукции двойного назначения» в чужие информационные поля и культурные пространства. Готов ли российский социум к нейтрализации и парированию нового класса информационных угроз - об этих и некоторых других дискуссионных проблемах размышляют авторы статьи.

Об авторах

Владимир Николаевич Давыдов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: davidov_vn@mail.ru

кандидат политических наук, заместитель директора Института современной политики Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Алена Игоревна Аршинова

Комитет по образованию Государственной Думы Федерального Собрания

Email: alenapmr@rambler.ru

кандидат политических наук, член Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ул. Охотный ряд, 1, Москва, 103265, Россия

Софокли Софоклис

Кипрская газета «ХАРАВГИ»

Email: s.sophocli@cytanet.com.cy

доктор юридических наук, политический редактор кипрской ежедневной газеты «ХАРГАВИ» (Никосия, Кипр)

Список литературы

  1. Баксанский О.Е. Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход). Карманная книга политтехнолога. М.: ЛЕНАНД, 2017.
  2. Берге Б. Исчезнувшие страны 1840-1970 / Пер. с норв. Е. Воробьевой. М.: Текст, 2018.
  3. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
  4. Давыдов В.Н. Безопасность информационного пространства: современные политические проблемы взросления // Вопросы политологии. 2017. № 3.
  5. Давыдов В.Н. Любовь в масштабе 1:43 // http://medicie.psj.ru/saver_magazins /detail.php? ID=5896.
  6. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / Пер. с англ. Т. Парфеновой. Екатеринбург: Ультра. Культура; М.: АСТ, 2008.
  7. Диденко Д.В. Оценка конкурентоспособности российской креативной экономики в международном контексте // Экономический анализ: теория и практика 2014. Т. 13. Вып. 9.
  8. Кузьмина В. Доступное приключение // Эксперт. 2017. № 37.
  9. Лашук И.В., Таранова Е.В. Сфера культуры в социологическом измерении // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3.
  10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2015.
  11. Маркс Дж. ЦРУ и контроль над разумом. Тайная история управления поведением человека. М.: Издательство «Э», 2015.
  12. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации / Ред.-сост. В.С. Глаголев. М.: Проспект, 2017.
  13. Сесар И. Как информация управляет миром / Пер. с англ. М.: Издательство «Э», 2016.
  14. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Ч. 1. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013.
  15. Сондерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны / Пер. с англ. под рук. Е. Логинова, А. Верченкова; ред. В. Крашенинникова. М.: Институт внешнеполитических исследований и инициатив, Кучково поле, 2013.
  16. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
  17. Суриков В. Бродвейский стандарт. Как сделать мюзикл в России, а потом хорошо его продать // Эксперт. 2016. № 49. SOCIOLOGICAL LECTURES 783
  18. Троцук И.В. Концептуальные и эмпирические находки и пробелы истории эмоций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
  19. Троцук И.В., Карпова А.М. Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2010. № 1.
  20. Фергюсон Н. Великое вырождение. Как разрушаются институты и гибнут государства / Пер. с англ. И. Кригера. М.: АСТ, 2016.
  21. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ, 2017.
  22. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Издательский дом ВШЭ, 2014.
  23. Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке / Пер. с англ. Н. Охотина. М.: АСТ, 2017.
  24. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018.
  25. Шеховцев М. Кто победит: большие данные или материаловедение // Эксперт. 2016. № 48.
  26. Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Book, 2002.
  27. http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12416.html.
  28. https://medium.com/insurge-intelligence/exclusive-documents-expose-direct-us-militaryintelligence-influence-on-1-800-movies -and-tv-shows-36433107c307.
  29. Morin E. The Stars. Paris: Éditions de Minuit, 1957.

© Давыдов В.Н., Аршинова А.И., Софоклис С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах