КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И ПРОБЛЕМА «СИНХРОНИЧЕСКОГО» ВРЕМЕНИ
- Авторы: Шубрт И.1
-
Учреждения:
- Карлов университет
- Выпуск: Том 18, № 4 (2018)
- Страницы: 601-612
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/19743
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-4-601-612
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Человеческое общество существует в двух временн ы х плоскостях. Астрономическое время является равномерным, однородным, квантитативным и непрерывным. Социальное время так охарактеризовать нельзя - здесь присутствуют дни, посвященные особым функциям, периоды времени, обладающие специфическими качествами благодаря деятельности, значениям и ассоциациям, которые с ними связывают, а также критические даты, разрывающие континуальность времени. Социальное время обладает квалитативным характером, оно не протекает равномерно - может замедляться, ускоряться и даже остановиться - и его нельзя произвольно делить на части. Концепция социального времени предполагает, что время - человеческое творение, продуктом социальной жизни являются разные темпоральные структуры социальных явлений, а также инструменты и единицы измерения времени. Несмотря на длительность и тематическую насыщенность, дискуссии о социальном времени несправедливо игнорирует концепцию синхронического времени К. Леви-Стросса. В статье представлены ее предпосылки, критика и основные положения, в частности, знаменитая типология «горячих» и «холодных» обществ, в качестве критерия различения которых выступает время, по-разному проявляющееся в разных типах социальных систем и имеющее в них разное значение. Общества, разделяющие нашу концепцию исторического времени как огромной папки, где систематизированы исторические события, которые не должны быть забыты, называются горячими (они подчеркивают свою историчность). Холодные - это общества, основные познавательные системы которых пытаются быть статичными и безразличными к изменениям, т.е. стремятся игнорировать историчность и экстернализируют ее как чуждую. Автор подчеркивает, что, говоря о холодных обществах, пытающихся не принимать время и историчность во внимание, Леви-Стросс не хочет переписать законы логики или физики - это всего лишь попытка увидеть мир глазами иной культуры.
Об авторах
Иржи Шубрт
Карлов университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: jiri.subrt@ff.cuni.cz
доктор философии, заведующий кафедрой исторической социологии факультета гуманитарных исследований Карлова университета
ул. У Криже, 8, Прага 5, 15800, ЧехияСписок литературы
- Abbott A. Time Matters: On theory and method. Chicago: University of Chicago Press; 2001.
- Adam B. Time and Social Theory. Cambridge: Polity Press; 1990.
- Adam B. Timewatch: The Social Analysis of Time. Cambridge: Polity Press; 1995.
- Alexander J.C. Sociological Theory Since 1945. London: Hutchinson; 1987.
- Aristotelés. Poetika. Praha: Orbis; 1962.
- Baert P. Time, Self and Social Being: Temporality within a Social Context. Avebury: Aldershot; 1992.
- Devereux G. Social time: A methodological and functional analysis. American Journal of Sociology. 1938; 6: 967-968.
- Durkheim E. Elementární formy náboženského života. Praha: Oikúmené; 2002.
- Dux G. Die Zeit in der Geschichte: Ihre Entwicklungslogik vom Mythos zur Weltzeit. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1989.
- Elias N. Über die Zeit. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1988.
- Evans-Pritchard E. The Nuer. Oxford: Clarendon; 1940.
- Gell A. The Anthropology of Time: Cultural Constructions of Temporal Maps and Images. Oxford - Providence: Berg; 1992.
- Giddens A. New Rules of Sociological Method. London: Hutchinson; 1976.
- Giddens A. Central Problems in Social Theory: Action, Structure and Contradiction in Social Analysis. Berkeley - Los Angeles: University of California Press; 1979.
- Giddens A. Time and space in social theory. J. Matthes (Ed.). Lebenswelt und soziale Probleme. Frankfurt/Main: Campus; 1981. Pp. 88-97.
- Giddens A. Die Konstitution der Gesellschaft. Grundzüge einer Theorie der Strukturierung. Frankfurt/Main - New York: Campus; 1988.
- Hawking S.W. Stručná historie času. Praha: Mladá fronta; 1991.
- Kant I. Kritika čistého rozumu. Praha: Oikúmené; 2001.
- Lauer R.H. Temporal Man: The Meaning and Uses of Social Time. New York: Praeger; 1981.
- Lévi-Strauss C. Smutné tropy. Praha: Odeon; 1966.
- Lévi-Strauss C. Myšlení přírodních národů. Praha: Československý spisovatel; 1971.
- Lévi-Strauss C. Anthropologie structurale deux. Paris: Plon; 1973.
- Lévi-Strauss C. Mýtus a význam. Bratislava: Archa; 1993.
- Nassehi A. Die Zeit der Gesellschaft: Auf dem Weg zu einer soziologischen Theorie der Zeit. Opladen: Westdeutscher Verlag; 1993.
- Rifkin J. Time Wars: The Primary Conflict in Human History. New York: Henry Holt and Company; 1987.
- Sorokin P.A. Sociocultural Causality, Space, Time: A Study of Referential Principles of Sociology and Social Science. New York: Russell-Russell INC; 1964.
- Sorokin P.A., Merton R.K. Social time: A methodological and functional analysis. American Journal of Sociology. 1937: 42(5): 615-629.
- Sue R. Temps et ordre social: Sociologie des temps sociaux. Paris: Presses Universitaires de France; 1994.
- Young M. The Metronomic Society: Natural Rhythms and Human Timetables. Cambridge - Massachusetts. Harvard University Press; 1988.