СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ-УЧИТЕЛЯ (на примере Тюменской области)
- Авторы: Ефимова Г.З.1, Семенов М.Ю.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2018)
- Страницы: 521-531
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/19187
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-521-531
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены официальные статистические данные, которые указывают на преобладание женщин в педагогическом составе учреждений системы общего образования в России и ряде других стран. Феминизация структуры педагогических работников актуализирует изучение социально-культурных и иных последствий данного социально-профессионального явления. Авторы разделяют последствия феминизации учительского корпуса на два полюса: усвоение преимущественно феминной модели поведения и формирование гендерной асимметрии в образовании. Цель статьи - определение социальных характеристик женщин учителей в современной России и влияния педагогической профессии на повседневную жизнь женщины по результатам исследований (в 2015 и 2016 году), проведенных коллективом социологической лаборатории Тюменского государственного университета. Основной метод исследования - репрезентативный квотно-гнездовой выборочный анкетный опрос. Через рассмотрение социального портрета анализируется специфика трудовой и повседневной жизни учителя. Авторы акцентируют внимание на социальных, а не на профессиональных характеристиках женщин-учителей в России. Основными индикаторами стали удовлетворенность социальным положением; доля времени, свободного от основной и домашней работы; состояние здоровья и взгляд на будущее. Выделены основные противоречия, особенности жизни и взаимоотношений женщин-учителей с окружающими. Отмечается низкий уровень неудовлетворенности социальным положением вследствие осознания своего социального статуса и специфических социальных ожиданий в отношении женщин, связанных с традиционной моделью женских ролей. Исследование показало, что женщины-учителя оценивают свое состояние здоровья выше, чем женщины в среднем по России, что связано с наличием социального капитала, обеспечивающего высокий уровень социальной поддержки, который приобретается в ходе реализации профессиональных обязанностей. Вместе с тем по этой же причине рост доли воспринимающих свое будущее негативно среди женщин-учителей начинается позже, чем в среднем по России.
Об авторах
Галина Зиновьевна Ефимова
Тюменский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: g.z.efimova@utmn.ru
кандидат социологических наук, заведующая социологической лабораторией при кафедре общей и экономической социологии
ул. Ленина, 16, Тюмень, 625003, РоссияМаксим Юрьевич Семенов
Тюменский государственный университет
Email: m.y.semenov@utmn.ru
младший научный сотрудник социологической лаборатории при кафедре общей и экономической социологии
ул. Ленина, 16, Тюмень, 625003, РоссияСписок литературы
- Борисова У.С. Социальный портрет учителя республики Саха // Социологические исследования. 1998. № 8.
- Веэрманн Р., Хелемяэ Е. Оценка здоровья мужчинами и женщинами в России, Эстонии, Литве и Финляндии // Социологические исследования. 2016. № 7.
- Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие эффективной работе учителя: по материалам социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2.
- Ильченко В.В., Бекоева Т.А. Социально-психологические аспекты удовлетворенности браком у мужчин и женщин // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 5.
- Котлова Т.Б. Учительницы в Российской провинции сто лет назад // Женщина в российском обществе. 2001. № 1-2.
- Махиянова А.В. Социальный портрет населения: сравнительный анализ высокодоходных и низкодоходных групп // Дискуссия. 2016. № 9.
- Нижегородова Л.А. Оздоровление семейных отношений у женщин учителей как способ преодоления личностных деформаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2011. № 1.
- Образование в цифрах: 2017 / Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг, О.Б. Жихарева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
- Полывянная М.Т. К вопросу о феминизации учительства // Женщина в российском обществе. 2006. № 3.
- Порш Л.А. Феминизация педагогической профессии в контексте обновления роли образования в развитии российского общества // Вестник ЗабГУ. 2013. № 8.
- Российский статистический ежегодник. 2017. М.: Росстат, 2017.
- Российские учителя в свете исследовательских данных / М.Л. Агранович и др.; отв. ред. И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, М. Карной. М.: НИУ ВШЭ, 2016.
- Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщины // Высшее образование в России. 2004. № 3.
- Соколова Е.А. Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект // Педагогическое образование в России. 2014. № 10.
- Хасбулатова О.А. Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. Иваново, 2005.
- Шереги Ф.Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. 2016. № 1.