РЕКОМЕНДАЦИИ ИНТЕРВЬЮЕРАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ПСИХОТИПОВ И АНАЛИЗА НЕВЕРБАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ РЕСПОНДЕНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество социологических данных - проблема, не теряющая актуальности в работах методологов и практикующих социологов на протяжении многих десятилетий. Для каждого вида социологического опроса разработаны и продолжают создаваться методики повышения качества данных. Цель статьи - ознакомить с рекомендациями для интервьюеров, использующих полуформализованное или свободное интервью, разработанное на основе теории психотипов (В.В. Пономаренко). Представленная технология работы с использованием этой методики будет способствовать повы-шению качества социологической информации. В ее основу положены знания о психотипе респондента и его эмоциональных реакциях на сенситивные тематики, демонстрируемые во время интервью. Эмоциональные реакции хорошо прослеживаются на основе невербальных проявлений (мимических, пластических и поз), для анализа которых использована технология анализа невербальных реакций, разработанная и апробированная ранее. В ходе многоэтапного эксперимента отслеживались и анализировались реакции, которые значимы в процессе интервьюирования - раздражение, удивление, печаль, презрение, радость, страх, отвращение, стресс/дискомфорт, сомнение/нерешительность, проявления мыслительных процессов. На первом этапе при помощи сокращенного психологического теста и внешней диагностики были отобраны представители «идеальных типов» каждого психотипа, с которыми было проведено интервью на сензитивные темы. На заключительном этапе была реализован анализ доминирующих реакций, в том числе в зависимости психотипа респондента, и сделаны соответствующие выводы - рекомендации по проведению полуформализованного интервью. Для реализации предложенной техники необходимо перед началом интервью протестировать интервьюируемого по сокращенной психологической методике (если возникли сомнения в ходе визуальной диагностики). В зависимости от психотипа нужно обратить внимание на вопросы по сензитивной тематике, и в случае необходимости по ходу интервью пере-формулировать вопросы открытого типа так, чтобы снизить сензитивность значимых тем для каж-дого интервьюируемого.

Об авторах

Ж В Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova_zhv@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Т И Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: arina_ti@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

С В Захарова

Российский университет дружбы народов

Email: rundmc13@yandex.ru
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Список литературы

  1. Batygin G.S. Lektsii po metodologii sotsiologicheskikh issledovanii [Lectures on Methodology of Sociological Research]. Moscow: RUDN; 2008 (In Russ).
  2. Larina T.I. Povyshenie kachestva oprosnogo instrumentariya na osnove analiza neverbalnykh reaktsii respondentov [Improvement of the quality of survey questionnaire on the basis of respondents’ nonverbal reactions]: Dissertation. Moscow; 2015 (In Russ).
  3. Zhuravleva I.V. Osobennosti interview kak raznovidnosti metoda oprosa [Features of an interview as survey method]. Andreenkov V.G., Maslova O.M. (Eds.). Metody sbora informatsii v sotsiologicheskikh issledovaniyakh. Moscow: Nauka; 1990 (In Russ).
  4. Ponomarenko V.V. Prakticheskaja harakterologija [Practical Characterology]. Rostov-na-Donu: Feniks; 2006 (In Russ).
  5. Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Personality Accentuation]. Kiev: Vysshaya shkola; 1981 (In Russ).
  6. Puzanova Zh.V., Larina T.I. Vozmozhnost analiza neverbalnyh reaktsij respondentov na oprosnyj instrumentarij v pilotazhnyh issledovanijah [Technology of the analysis of respondents’ nonverbal reactions to sociological tools in pilot research]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017: 2 (In Russ).

© Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Захарова С.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах