СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И ЧЕХИИ): СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (Часть 1)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены заключительные эмпирические результаты трехлетнего исследовательского проекта, который реализовывался сотрудниками кафедры социологии Российского университета дружбы народов совместно с зарубежными коллегами в целях сопоставительного анализа мировоззренческих приоритетов современной студенческой молодежи. Будучи ограничены объемами публикации, авторы разбили материал на две части: в первой части они сосредоточились на обозначении некоторых акцентов в ценностях, которые выступают в качестве ориентиров, задающих смысловые горизонты социального действия и критерии оценки событий и ситуаций. Полученные данные в силу неэквивалентности используемого в трех странах опросного инструментария не позволяют проводить широкие обобщения, однако показывают, что по ряду характеристик нынешняя российская молодежь больше похожа на своих чешских или казахстанских сверстников, чем на себя же десятилетней давности. Подобный вывод авторам позволил сделать анализ данных, проведенный согласно тематической структуре опросного инструментария. В частности, в статье представлены образовательные ценности студенчества (прагматично-инструментальное восприятие высшего образования), трудовые ценности (сложное переплетение оптимизма и пессимизма в оценке шансов на трудоустройство после окончания вуза и разное отношение к сочетанию учебы и работы в настоящий момент), особенности межличностного взаимодействия (высокий кредит доверия родителям, особенно в сложной жизненной ситуации, не зависит от само-восприятия и широты круга личной ответственности), политические ценности (соотношение аполитичности и заинтересованности различается, как и уровень социального доверия, несмотря на схожесть оснований для национальной гордости), общие ценностные приоритеты (отношение к религии, трактовка жизненного успеха и необходимых для его достижения качеств, горизонты планирования) и проблемы (оценка своего поколения с точки зрения актуальных для него угроз).

Об авторах

Н П Нарбут

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: narbut_np@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

И В Троцук

Российский университет дружбы народов

Email: trotsuk_iv@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Список литературы

  1. Андреенкова А.В. Межстрановые сравнительные исследования в социальных науках: методология, этапы развития, современное состояние // Мир России. 2011. № 3.
  2. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи: релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1.
  3. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология: 4М. 1997. № 9.
  4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4.
  5. Руднев М.Г. Инвариантность измерения базовых ценностей по методике Шварца среди русскоязычного населения четырех стран // Социология: 4М. 2013. № 37.
  6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М., 2013.
  7. Davidov E., Meuleman B., Cieciuch J., Schmidt P., Billiet J. Measurement equivalence in crossnational research // Annual Review of Sociology. 2014. № 40.
  8. Inglehart R. Changing values among western publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31.
  9. Khizrieva A.G., de Munck V.C., Bondarenko D.M. The Moscow School of quantitative crosscultural research // Cross-Cultural Research. 2003. Vol. 37. № 5.
  10. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, 1973.
  11. Scheuch E.K. Society as context in cross-cultural comparisons // Social Science Information. 1967. Vol. 6. No. 7.
  12. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25 / Ed. by M. Zanna. New York, 1992.
  13. Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., Owens V. Extending the crosscultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. № 5.

© Нарбут Н.П., Троцук И.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах