ПРОЕКТ «5-100»: НЕКОТОРЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
- Авторы: Ключарев ГА1, Неверов АВ2
-
Учреждения:
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018)
- Страницы: 100-116
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/17829
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Задачи модернизации и развития имеют важнейшее значение для российского образования и науки. Несмотря на ряд значительных изменений, которым за последние 10-15 лет подверглась система образования и науки, лучшие университеты России все еще не могут на равных конкурировать с ведущими мировыми вузами. Для решения данной задачи в 2013 году был запущен один самых масштабных и амбициозных государственных проектов по повышению международной конкурентоспособности российских университетов, получивший наименование «5-100». Несмотря на необходимость крупных проектов развития науки и образования, «5-100» получил неоднозначные оценки вузовской общественности и экспертов. К 2017 году прошла половина срока его реализации и была израсходована значительная часть ресурсов, выделенных на проект, что требует промежуточной оценки его эффективности. При этом пристальное внимание к проекту стало причиной значительного количества спекуляций, имеющих место не только в публицистике, но и в аналитических статьях, в рамках которых предпринимаются попытки оценить «5-100», основываясь во многом не на объективном анализе влияния проекта на систему образования и науки, а исходя из субъективных суждений. Понимая возможность и важность любых обоснованных точек зрения, авторы отмечают, что при оценке проектов подобного масштаба требуется анализ причин, обусловливающих его появление, и факторов, влияющих на его реализацию. Поверхностная оценка «5-100» приводит к выдвижению на передний план часто не самых значительных недостатков и отвлекает внимание от менее очевидных, но, как правило, более весомых и позитивных особенностей проекта. В связи с этим в статье предпринимается попытка проанализировать место и роль «5-100» в процессе модернизации российского образования и науки, рассмотреть различные стороны проекта, выделить возможные подходы к оценке его эффективности и высказать рекомендации по совершенствованию проекта на завершающих его этапах (или при реализации новых проектов повышения международной конкурентоспособности российских вузов).
Об авторах
Г А Ключарев
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: kliucharevga@mail.ru
ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, Россия, 117218
А В Неверов
Российский университет дружбы народов
Email: neverov_av@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Абанкина Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг. // Вопросы образования и науки. 2009. № 2.
- Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10.
- Борисова И. Высший балл // http://rg.profkiosk.ru/article.aspx?aid=542584.
- Буренкова А., Курносова А. Недостаточно высокое образование // https://www.kommersant.ru/ doc/3037653.
- Данилин Г. До мирового уровня рукой подать // https://vecherka-spb.ru/2017/03/15/ do-mirovogo-urovnya-rukoj-podat.
- Жигунова Э. Смогут ли 5 российских вузов войти в 100 лучших в мире? Какой ценой? // https://regnum.ru/news/2339554.html.
- Зернов В.А., Лобанова Е.В. «Стэнфорд» в российских реалиях // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. М., 2016.
- Зеткин А.С., Сержюк Ю.В., Шаврин В.С., Скрипова Д.С. Разработка и внедрение процедур электронных внутренних аудитов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3.
- Ивойлова И. Пора выйти из тени // https://rg.ru/2017/04/11/rossijskie-universitety-podnialisv-vedushchih-mirovyh-rejtingah.html.
- Ключарев Г.А. Реформа российского образования в оценках экспертов и мнениях родителей // Социологический журнал. 2014. №3.
- Манжула В.Г. Совершенствование нормативно-правовой базы проекта 5-100 в части оценки качества образования // Политика, государство и право. 2015. № 10.
- Методические вопросы оценки реализации проекта «5-100» по рейтингам университетов / Под ред. Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьева. М., 2014.
- Милкус А. Зачем российские вузы пробиваются в международные рейтинги // https://www.kp.ru/daily/26747.5/3776239.
- Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5.
- Полихина Н.А, Тростянская И.Б. Современные тенденции развития рейтингов // https://5top100.ru/rankings.
- Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-100-2020» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 2.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2013.
- Россия и страны мира. Статистический сборник. М., 2012.
- Троцук И.В. Рейтинг вузов: идеология и методология составления «таблиц лиг» (зарубежная практика) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2008. № 1.
- Троцук И.В. Рейтинг вузов: идеология и методология составления (российская практика) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. № 1.
- Тюрина И.О., Неверов А.В., Ульянычев М.А. Technoparks and science-intensive production: An advanced experience // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 3.
- Черных А. Студенты доучились до пониженных стипендий // https://www.kommersant.ru/ doc/2680594.
- Шарков Ф.И., Ревзина Е.М. Форсайт российского образования: проблемы и перспективы // Труд и социальные отношения. 2017. № 1.