НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
- Авторы: Данилов АН1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2017)
- Страницы: 460-467
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/17288
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-4-460-467
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается сложная геополитическая ситуация, сложившаяся в глобальном мире на исходе второго десятилетия ХХI века, связанная с последствиями распада Советского Союза и формированием нового мирового порядка. Кто сегодня определит его содержание, по чьим лекалам он будет строиться, что станет основой новых геополитических реалий, базой нравственной солидарности человечества, духовной основой будущей цивилизации? Новые вызовы рождают отчаянную борьбу за свой вариант построения счастливой жизни на Земле. К тому же не ясно, какой идеал будущего мира поддерживается и берется за ориентир развития. Признание за эталон модели развития и образа жизни сильнейшего становится реальной угрозой новой цивилизации, сдачей суверенными государствами своих национальных интересов, потерей самостоятельного будущего. В настоящее время идет активный поиск новых теорий, концепций, которые могли бы адекватно объяснить современные мировые процессы. В данном тематическом контексте автор среди про-чего формулирует основные уроки, не усвоенные мировой властной элитой. Первый урок: новые государства рождаются не на пустом месте, а их совместное недавнее прошлое является большим преимуществом, открывая, в частности, перспективы для дальнейшего развития форм межгосударственной кооперации. Второй урок: повсеместно получают распространение фальсификации истории, негативным образом влияющие на национальную, культурную и социально-групповую идентичность в трансформирующихся обществах. Третий урок: с распадом СССР оказалось разрушено послевоенное равновесие сил, уничтожена сложившаяся система сдержек и противовесов в мировой политике, какую представляла собой биполярная модель мира. Четвертый урок: в периоды радикальной социальной трансформации наблюдается девальвация корпуса нравственных ценностей населения, оборачивающаяся многочисленными кризисными последствиями.
Об авторах
А Н Данилов
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.danilov@tut.by
ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, Республика Беларусь
Список литературы
- Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики): в 2 т. Т. 1. М.: Новый хронограф, 2016.
- Леонов Л.М. Из дневников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Терра, 2013.
- Степин В.С. ХХI век - радикальная трансформация типа цивилизационного развития. Доклад на ХVII Лихачевских чтениях // http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/ dokladi/StepinVS_plen_rus_izd.pdf.
- Титаренко Л.Г. Современная западная социология: реконструкция парадигм. Минск: БГУ, 2015.
- Тощенко Ж.Т. Социология жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
- Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2006.