Новый взгляд на прежние маркеры социальной стратификации: образование в обществе потребления
- Авторы: Мамедов А.К.1, Коркия Э.Д.1, Малашонок С.Г.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 16, № 4 (2016)
- Страницы: 777-788
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/14810
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ трансформации роли образования как ценностнообразующего элемента культурного поля общества потребления; дан теоретический обзор истории становления общества потребления; выявлены направления исследования образования как социокультурного феномена, включенного в рыночные отношения. В статье использован культурсоциологический подход к выявлению паттернов потребления образовательных услуг, который открывает возможности для методологического расширения исследований проблем социальной стратификации: рассмотрены теории социального неравенства и принципы социальной стратификации; показаны причины социальной нестабильности и сформулирована оценка социального неравенства в обществе потребления. На основе работ зарубежных и отечественных специалистов в статье анализируется институциональная среда формирования и воспроизводства социального неравенства: по результатам многочисленных сравнительных исследований к таким институтам чаще всего относят централизованную систему отношений в сфере образования. В статье анализируются категории образования и воспитания, глобализации и глобализма в современном обществе; рассматриваются аспекты становления потребительского общества в России и особенности поведения российского потребителя в свете глобальных потребительских трендов. Таким образом, подчеркивается, что общество потребления в целом деструктивно, замкнуто на себе, однако это вектор глобального развития капиталистических стран и его не получится отрицать, следует изучать тенденции его развития с учетом исторических аспектов становления потребительства и предпринимать адекватные меры по нормализации общественной жизни.
Об авторах
Агамали Куламович Мамедов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: akmnauka@yandex.ru
Москва, Россия
Эка Демуриевна Коркия
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: ekakorkiya@mail.ru
Москва, Россия
Софья Геннадьевна Малашонок
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: sophie.malashonok@gmail.com
Москва, Россия
Список литературы
- Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПб., 1997.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
- Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
- Иванова И. Потребление образовательных услуг. Саратов, 2004.
- К обществам знания: всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005.
- Коркия Э.Д., Васильев А.В., Васильев Д.А. Перформанс в современном культурном пространстве: постмодернистский контекст. Якутск, 2014.
- Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Стандартизация как контекст отчуждения современного «urban-society» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 5.
- Мамедов А.К., Липай Т.П. Социальная стигматизация: социокультурные аспекты // Труд и социальные отношения. 2008. № 11.
- Неклесса А.И. Эпоха Постмодерна и новый цивилизационный контекст. М., 2008.
- Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М.Н. Голубевой; ред. пер. А.М. Корбута; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Мн., 2005.
- Райх Р. Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
- Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М., 2004.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1993.
- Bauman, Z. Consuming Life. Cambridge, 2007.
- Gabriel Y., Lang T. The Unmanageable Consumer: Contemporary Consumption and Its Fragmentation. L., 1995.
- Galbraith J.K. The Affluent Society. N.Y., 1998.
- Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford, 1989.
- Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L., 1994.
- Massumi B. Navigating Movements. In “Hope”. M. Zournazi (ed.). N.Y., 2002.
- Smart B. Consuming: Historical and Conceptual Issues. Consumer Society: Critical Issues and Environmental Consequences. L., 2010.