Новый взгляд на прежние маркеры социальной стратификации: образование в обществе потребления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ трансформации роли образования как ценностнообразующего элемента культурного поля общества потребления; дан теоретический обзор истории становления общества потребления; выявлены направления исследования образования как социокультурного феномена, включенного в рыночные отношения. В статье использован культурсоциологический подход к выявлению паттернов потребления образовательных услуг, который открывает возможности для методологического расширения исследований проблем социальной стратификации: рассмотрены теории социального неравенства и принципы социальной стратификации; показаны причины социальной нестабильности и сформулирована оценка социального неравенства в обществе потребления. На основе работ зарубежных и отечественных специалистов в статье анализируется институциональная среда формирования и воспроизводства социального неравенства: по результатам многочисленных сравнительных исследований к таким институтам чаще всего относят централизованную систему отношений в сфере образования. В статье анализируются категории образования и воспитания, глобализации и глобализма в современном обществе; рассматриваются аспекты становления потребительского общества в России и особенности поведения российского потребителя в свете глобальных потребительских трендов. Таким образом, подчеркивается, что общество потребления в целом деструктивно, замкнуто на себе, однако это вектор глобального развития капиталистических стран и его не получится отрицать, следует изучать тенденции его развития с учетом исторических аспектов становления потребительства и предпринимать адекватные меры по нормализации общественной жизни.

Об авторах

Агамали Куламович Мамедов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: akmnauka@yandex.ru
Москва, Россия

Эка Демуриевна Коркия

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: ekakorkiya@mail.ru
Москва, Россия

Софья Геннадьевна Малашонок

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: sophie.malashonok@gmail.com
Москва, Россия

Список литературы

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПб., 1997.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
  4. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
  5. Иванова И. Потребление образовательных услуг. Саратов, 2004.
  6. К обществам знания: всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005.
  7. Коркия Э.Д., Васильев А.В., Васильев Д.А. Перформанс в современном культурном пространстве: постмодернистский контекст. Якутск, 2014.
  8. Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Стандартизация как контекст отчуждения современного «urban-society» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 5.
  9. Мамедов А.К., Липай Т.П. Социальная стигматизация: социокультурные аспекты // Труд и социальные отношения. 2008. № 11.
  10. Неклесса А.И. Эпоха Постмодерна и новый цивилизационный контекст. М., 2008.
  11. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М.Н. Голубевой; ред. пер. А.М. Корбута; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Мн., 2005.
  12. Райх Р. Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
  13. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
  14. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М., 2004.
  15. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1993.
  16. Bauman, Z. Consuming Life. Cambridge, 2007.
  17. Gabriel Y., Lang T. The Unmanageable Consumer: Contemporary Consumption and Its Fragmentation. L., 1995.
  18. Galbraith J.K. The Affluent Society. N.Y., 1998.
  19. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford, 1989.
  20. Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L., 1994.
  21. Massumi B. Navigating Movements. In “Hope”. M. Zournazi (ed.). N.Y., 2002.
  22. Smart B. Consuming: Historical and Conceptual Issues. Consumer Society: Critical Issues and Environmental Consequences. L., 2010.

© Мамедов А.К., Коркия Э.Д., Малашонок С.Г., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах