Влияние фактора тревожности на пересказ текстов подростками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Признаки тревожности в онтогенезе еще недостаточно изучены. Также малоисследованными остаются такие показатели как индикаторы тревожности в определенной возрастной группе в речевом онтогенезе. Авторами данной статьи выдвинута гипотеза о влиянии фактора тревожности у школьников на процесс пересказа ими учебных текстов. Изучение транскриптов устных пересказов свидетельствует о том, что психологические состояния подростков влияют на процесс речепроизводства. Материал для данного исследования был собран в ходе массовых экспериментов, которые проводились в 2020-2021 гг. на базе нескольких общеобразовательных школ Республики Татарстан. Всего было опрошено 458 учащихся 5-х классов в возрасте от 11 до 12 лет, которые нами относятся к младшему подростковому возрасту. Мальчики и девочки были опрошены практически в равных пропорциях, что позволяет говорить о гендерной репрезентативности полученных данных. Для построения социально-психологических портретов респондентов был проведен ряд тестов, предшествующих основному интервью: тест общей осведомленности; тест на тревожность; тест на концентрацию и объем внимания; тест по русскому языку. Наше исследование тревожности у подростков основано на интегративном тесте тревожности, взятом из электронного варианта Энциклопедии психодиагностики под редакцией Д.Я. Райгородского. Основной целью эксперимента является изучение изменений целостности пропозиций при пересказах текстов, которые могут происходить в результате действия фактора тревожности. Проанализировав более 300 пересказов текстов, мы пришли к выводу, что психологические факторы могут влиять на процесс обработки информации и ее дальнейшую вербализацию. Нами были выделены два типа проявлений тревожности при пересказах текстов у детей младшего подросткового возраста. Во-первых, проявления тревожности на поверхностном уровне, которые отмечаются в изменениях звукового и лексического материала. Во-вторых, проявления тревожности на глубинном уровне пропозиций, связанные с полной сменой смысловых ролей, возникновением дополнительных препозиционных элементов или дроблением существующих пропозиций.

Об авторах

Ирина Владимировна Привалова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivprivalova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7740-2185
SPIN-код: 9909-6839
Scopus Author ID: 57191959637
ResearcherId: D-1768-2017

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации

420021, Российская Федерация, г. Казань, ул. Татарстан 2, д. 33

Анна Александровна Петрова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: petrova16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4322-1324
SPIN-код: 7184-4466
Scopus Author ID: 56241167000
ResearcherId: E-1237-2015

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации

420021, Российская Федерация, г. Казань, ул. Татарстан 2, д. 33

Список литературы

  1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Санкт-Петербург: Питер, 2019.
  3. Khalil, A.A.A. & Larina, T.V. (2022). Terms of Endearment in American English and Syrian Arabic Family Discourse. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 13 (1), 27-44. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-27-44
  4. Khola, T. & Waki, F. (2019). Worrying about Worry: A Generalized Anxiety Disorder Case Study. Pakistan Journal of Professional Psychology: Research and Practice, 10 (1), 68-79.
  5. Almokhtar, A., Adwas, J.M. & Jbireal, Azab Elsayed Azab (2019). Anxiety: Insights into Signs, Symptoms, Etiology, Pathophysiology, and Treatment. The South African Journal of Medical Sciences, 2 (10), 80-91.
  6. Yuan, Xi (2020). Anxiety: A Concept Analysis. Frontiers of Nursing, 7 (1), 9-12. https://doi.org/10.2478/fon-2020-0008
  7. Lima, R.A., de Barros, M.V.G., Dos Santos M.A.M., Machado, L., Bezerra, J. & Soares, F.C. (2020). The Synergic Relationship Between Social Anxiety, Depressive Symptoms, Poor Sleep Quality and Body Fatness in Adolescents. Journal of Affective Disorders, 260, 200-205. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.08.074
  8. Knappe, S., Sasagawa, S. & Creswell, C. (2015). Developmental epidemiology of social anxiety and social phobia in adolescents. In: Ranta K., La Greca A.M., García-López L.J., Martunnen M. (eds.), Social anxiety and phobia in adolescents. Springer. pp. 39-70. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16703-9_3
  9. Dryman, M.T. & Heimberg, R.G. (2018). Emotion Regulation in Social Anxiety and Depression: A Systematic Review of Expressive Suppression and Cognitive Reappraisal. Clinical Psychology Review, 65, 17-42. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.07.004
  10. Schweizer, E. (1995). Generalized Anxiety Disorder: Longitudinal Course and Pharmacologic Treatment. Psychiatric Clinics of North America, 18 (4), 843-857.
  11. Katon, W. & Roy-Byrne, P.P. (1991). Mixed Anxiety and Depression. J Abnorm Psychol, 100 (3), 337-345. 10.1037//0021-843x.100.3.337' target='_blank'>https://doi: 10.1037//0021-843x.100.3.337
  12. Eysenck, M.W. & Fajkowska, M. (2018). Anxiety and Depression: Toward Overlapping and Distinctive Features. Cognition & Emotion, 32 (7), 1391-1400. https://doi.org/10.1080/0269 9931.2017.1330255
  13. Clark, L.A. & Watson, D. (1991). Tripartite Model of Anxiety and Depression: Psychometric Evidence and Taxonomic Implications. Journal of Abnormal Psychology, 100 (3), 316-336. https://doi.org/10.1037/0021-843x.100.3.316
  14. De la Torre-Luque, A., Fiol-Veny, A., Balle, M., Nelemans, S.A. & Bornas, X. (2020). Anxiety in Early Adolescence: Heterogeneous Developmental Trajectories, Associations with Risk Factors and Depressive Symptoms. Child Psychiatry and Human Development, 51 (4), 527-541. https://doi.org/10.1007/s10578-019-00936-y
  15. Gao, W., Ping, S. & Liu, X. (2020). Gender Differences in Depression, Anxiety, and Stress among College Students: A Longitudinal Study from China. Journal of Affective Disorders, 263, 292-300. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.11.121
  16. Daros, A.R., Daniel, K.E., Meyer, M.J., Chow, P.I., Barnes, L.E. & Teachman, B.A. (2019). Impact of Social Anxiety and Social Context on College Students’ Emotion Regulation Strategy Use: An Experience Sampling Study. Motivation and Emotion, 43 (5), 844-855. https://doi.org/10.1007/S11031-019-09773-X
  17. García-Fernández, J.M., Inglés, C.J., Marzo, J.C. & Martínez-Monteagudo, M.C. (2014). Psychometric properties of the school anxiety inventory-short version in Spanish secondary education students. Psicothema, 26 (2), 286-292. https://doi.org/10.7334/ psicothema2013.288
  18. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 39-51.
  19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж: МОДЭК, 2000.
  20. Lovibond, P.F. & Lovibond, S.H. (1995). The Structure of Negative Emotional States: Comparison of The Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the Beck Depression and Anxiety Inventories. Behaviour Research and Therapy, 33 (3), 335-343. https://doi.org/10.1016/0005-7967 (94)00075-u
  21. Scholten, S., Velten, J., Bieda, A., Zhang, X.C., Margraf, J. (2017). Testing Measurement Invariance of the Depression, Anxiety, and Stress Scales (DASS-21) Across Four Countries. Psychological Assessment, 29 (11), 1376-1390. https://doi.org/10.1037/ pas0000440
  22. Daza, P., Novy, D., Stanley, M. & Averill, P. (2002). The Depression Anxiety Stress Scale DASS-21: Spanish Translation and Validation with a Hispanic Sample. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 24 (3), 195-205. https://doi. org/10.1023/a:1016014818163
  23. McCarthy, K.S., McNamara, D.S., Solnyshkina, M.I., Tarasova, F.Kh. & Kupriyanov, R.V. (2019). The Russian Language Test: Towards Assessing Text Comprehension, Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 18 (4), 231-247. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.4.18
  24. Fillmore, Ch.J. (2003). Valency and semantic roles: the concept of deep structure case. In: Vilmos Agel, ´Ludwig M. Eichinger, Hans Werner Eroms, Peter Hellwig, Hans Jurgen Heringer, and Henning Lobin (eds.) Dependenz und Valenz: Ein internationals Handbuch der zeitgen¨ossischen Forschung. Walter de Gruyter. Ch. 36. pp. 457-475.
  25. Fillmore, Ch.J. (2012). Encounters with Language. Computational Linguistics, 38 (4), 701-718. https://doi.org/10.1162/COLI_a_00129
  26. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М.: Языки славянской культуры, 2006.
  27. Кашкин Е.В., Ляшевская О.Н. Семантические роли и сеть конструкций в системе FrameBank // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Материалы ежегодной Международной конференции «Диалог»: в 2 т. Т. 1. Вып. 12 (19). М., 2013. C. 325-344.
  28. Солнышкина М.И., Мартынова Е.В., Андреева М.И. Пропозициональное моделирование для оценки информативности текста // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2020. № 3 (31). С. 47-57.
  29. Petrova, A.A., Privalova, I.V., Kazachkova, M.B. & Yessenova, K.U. (2023). Specifics of Text Derivatives Propositions in Speech Ontogeny. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 9 (1), 136-152. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-9
  30. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2001.
  31. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2003.
  32. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: PerSe, 2001.
  33. Privalova, I.V. (2021). Methods of Psycholinguistic Research as Possible Cognitive Approaches to Linguistic Data Processing. In: Dubrovskaya, T.V. & Sukhova, N.V. (eds.), Numanities - Arts and Humanities in Progress. Geneva: Springer Nature. pp. 20, 181-201. https://doi.org/10.1007/978-3-030-84071-6_11
  34. Елисеева Н.Н., Горобец Е.А. Восприятие идиом русскоговорящими детьми: материалы для нейролингвистического опросника // Филология и культура. 2017. № 4 (50). С. 16-21.
  35. Петрова А.А., Солнышкина М.И. Неподготовленный устный пересказ как вторичный текст: референциально прагматические и пропозициональные характеристики // Russian Journal of Linguistics. 2021. Т. 25. № 1. С. 221-249. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-221-249

© Привалова И.В., Петрова А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах