Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников
- Авторы: Елисеева М.Б.1, Вершинина Е.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук
- Выпуск: Том 14, № 4 (2023): МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
- Страницы: 1050-1066
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/37652
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1050-1066
- EDN: https://elibrary.ru/DNFJRI
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Появление двукомпонентных высказываний в речи детей - один из ключевых этапов речевого онтогенеза. Переход от отдельных слов к предложению - кардинальное событие, связанное не только с развитием собственно речевых навыков, но и с когнитивным становлением. Предшествующие исследования, основанные на лонгитюдных наблюдениях за отдельными детьми, показали, что предложения появляются в возрасте от полутора до двух лет. Гендерные различия в приобретении этого умения никогда не рассматривались. Новизна настоящего исследования заключается в том, что результаты основаны на анализе репрезентативной базы данных детей обоих полов, а также отдельно мальчиков и девочек. Впервые статистически обоснованы нормы синтаксического развития и выделены группы риска. Материалом исследования была база данных, основанная на заполненных родителями 1037 Макартуровских опросников (487 мальчиков и 550 девочек от 18 до 36 мес.). Основные выводы в целом подтвердили возраст появления предложений от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы. Однако в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. - девочки, 2) около 22 мес. - мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.
Полный текст
Введение
Цель исследования — выяснить, в какой временной промежуток возникают предложения в речи детей раннего возраста безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек, описать нормы и определить группы риска развития синтаксиса.
По данным онтолингвистической, логопедической, педагогической и психологической литературы появление первых предложений при нормотипичном развитии фиксируется между полутора и двумя годами.
Проверить, насколько значительна вариативность нормы и как отличаются в усвоении фразовой речи мальчики и девочки, в том числе дети групп риска задержки речевого развития, позволили опросники, заполненные родителями детей в возрасте от полутора до трех лет. Статистическая обработка более тысячи ответов родителей дала возможность впервые получить достоверное представление о нормах развития начального детского синтаксиса и возраста комбинирования отдельных слов в высказывание детьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых, статистически обоснованных данных о возрасте возникновения предложений у русскоязычных детей безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек.
Исследование актуально и практически значимо для проведения речевой диагностики дефектологами, логопедами, педагогами, психологами.
Обзор литературы: вопросы о развитии начального детского синтаксиса
Основатель отечественной онтолингвистики С.Н. Цейтлин назвала главу в монографии «Лингвистические этюды» метафорически — «Завоевание синтаксиса». В книге рассмотрен «синтаксемный репертуар» детей раннего возраста, начальные комбинации синтаксем, а также функции реплик-повторов в диалоге взрослого с ребенком и роль матери в синтаксическом развитии ребенка. «В начале была синтаксема… — пишет С.Н. Цейтлин. — Конечно, в начале было слово. Но не слово-лексема, а слово-синтаксема. Потому что это слово уже выполняло синтаксическую функцию — именовало какую-то ситуацию» [1. С. 316].
Автор считает, что детский синтаксис является одной из самых неизученных областей и ставит ряд вопросов о начальных этапах синтаксического развития ребенка. Некоторые из них были исследованы, а часть до сих пор остается без ответов.
«С развитием каких компонентов языковой способности связан переход к двукомпонентному высказыванию?» — спрашивает автор и указывает возможные ответы: наличие определенного количества слов в лексиконе, их разнотипность, умение конструировать словоформы. Стоит вопрос о роли инпута и о взаимосвязи используемых взрослым синтаксических моделей и развитии синтаксемных комбинаций в речи ребенка. Существуют ли временные синтаксические системы ребенка, не имеющие параллелей в нормативном языке? Каковы разные стратегии освоения синтаксиса и зависят ли они только от индивидуальных особенностей ребенка или от типологических особенностей осваиваемого языка? [1. С. 333]. Это очень интересные вопросы, и на часть из них хотя и не получены еще окончательные ответы, но первые шаги в данном направлении сделаны. Так, известно, что предложения могут возникать у некоторых детей с очень незначительным объемом словаря, а другие дети долго не соединяют слова в предложения, даже имея обширный лексикон, при этом между словами в высказывании долго сохраняется пауза — свидетельство трудности построения целостного высказывания. Безусловно, можно говорить об особом типе двусинтаксемных предложений, состоящих из неизмененных слов, — таких фраз нет в речи взрослых, и ребенок их конструирует самостоятельно. Рассмотрим примеры из Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвистики. Первая группа примеров — из речи Алисы Н.: «Дать я!» — дать мне, 1,10; «Я а-а-а» — я хочу спать 2,0, «Я кап-кап» выдавливая крем, 2,2. Однако «телеграфные» высказывания нетипичны для речи этой девочки (заметим, что С.Н. Цейтлин считает период pivot-grammar в целом нехарактерным для детей, говорящих по-русски): так, большая часть первых предложений Алисы соотносима со взрослыми предложениями, по крайней мере, по внешнему оформлению: «Ачу чай» — хочу чай; Бросила телефон на качели: «Пусь тада!» (пусть туда); «Адась это» — карандаш это; «Атя дала» (Настя дала), 2,0. С.Н. Цейтлин пишет, что некоторые дети сразу используют морфологическую маркировку синтаксем, а другие продолжают употреблять слова в замороженных формах. В этом последнем случае телеграфный стиль сохраняется в течение долгого времени, и специфические детские фразы могут состоять уже не из двух, а нескольких слов. Приведем примеры из речи Виталика С. в возрасте 2,3–2,4. Мальчик увидел нож и говорит: «Во, нож бо-бо» (когда-то порезался ножом и помнит, что нож делает больно); «Ика нам-нам, бай» (Вика кушает и спит); «Тёте, тпрутпру дощика мока» (Тетя, идти гулять нельзя, дождик, мокро); «Мама, дай тпру-тпру» (Мама, пошли гулять). Даже в 2,7 Виталик говорит: «Така бось му» (Виталик боится коровы). Ближе к 3 годам ребенок усваивает некоторые грамматические категории, и предложения становятся «взрослоподобными»: «Мама, папа сипал хахар!* (Мама, папа рассыпал сахар!), 2,9; «Зата пидёшь ко ме?» (Завтра придешь ко мне?), 2,10. Таким образом, стратегии усвоения синтаксиса могут быть различны.
Пользуясь терминологией известного нейропсихолога Т.В. Ахутиной, можно представить развитие детского синтаксиса следующим образом: от первого этапа — смыслового, самого глубокого синтаксиса ко второму — семантическому [3], иначе говоря — к телеграфной речи, а затем к третьему — «формально-грамматическому», «поверхностному» [3], то есть к появлению грамматически оформленных предложений, подобных фразам взрослых. Грамматичность реализуется в самом факте появления различных частей речи, их категорий и изменения слов [4–6]. Не всегда грамматичность предполагает узуальность: в речи детей появляются сконструированные ими самостоятельно формообразовательные инновации как следствие активного освоения морфологии. В речи детей раннего возраста это прежде всего неправильное образование форм существительных и глаголов: любу вместо люблю, сидю вместо сижу, сосает вместо сосет, целовает вместо целует или целуть вместо целовать; ухи вместо уши, ушов, а не ушей, людь вместо человек или, наоборот, человеки вместо люди, кусоки вместо куски, стулы, а не стулья и т.п.). Примеров подобных инноваций великое множество, закономерность их появления обоснована и подробно прокомментирована онтолингвистами (например, см. [1; 4–6] и др.). В Макартуровских опросниках на разных языках отдельные пункты посвящены детским грамматическим формам существительных и глаголов: в английские опросники, например, включены формы footes, mouses и mices, buyed и bringed и др. Наличие в речи ребенка таких ошибок — свидетельство активного развития морфологии родного языка.
Становление, этапы и особенности развития начального детского синтаксиса изучались многими отечественными и зарубежными исследователями [1–10]. С.Н. Цейтлин подробно анализирует онтогенез синтаксем и их начальные комбинации в речи детей [1. С. 323–339] и отмечает, что состав компонентов первых предложений близок в разных языках [1. С. 318–319].
В.А. Еливанова считает показателем перехода от этапа голофраз к этапу двусловных высказываний синтаксическую продуктивность высказываний [7]. В статье М.Б. Елисеевой [9] рассмотрены вариативность и качественные отличия синтаксического развития трех детей с различными речевыми стратегиями.
Исследователями ведутся споры о том, отражает ли существование стадии двусловных предложений в первую очередь когнитивные или языковые ограничения. В статье S. Berk и D. Lillo-Martin [10] представлен анализ лонгитюдных данных двух глухих детей, не знакомившихся с доступным им американским языком жестов до шестилетнего возраста. Эти дети, осваивающие первый язык после отсроченного воздействия, перешли к стадии двусловных предложений. Результаты оценок интеллекта, заданий по рисованию и качественного анализа когнитивного развития показали, что дети обладают как минимум средним интеллектом и способностями. Однако результаты языкового анализа ясно продемонстрировали различия как со сверстниками, так и с детьми раннего возраста (например, в компонентном составе предложений, использовании поздно появляющихся семантических отношений). Это позволило по-новому взглянуть на природу данной фазы языкового развития.
Вопрос о том, с развитием каких компонентов языковой способности связано становление синтаксиса, еще не исследован. Скорее понятно, что не влияет на возникновение первых предложений. Установлено, что появление морфологии — словоизменения/формообразования и зарождения грамматических категорий — обусловлено объемом лексикона, а он, в свою очередь, взаимосвязан с определенным компонентом фонетического развития, а конкретно — с удлинением слоговой структуры слова: быстро увеличивается, когда ребенок становится способен произносить трех- и четырехсложные слова [5]. Имеет значение именно длина слова, сохранение количества слогов — звучать оно может искаженно: субституция звуков (гласных и согласных), упрощение кластеров (стечений согласных), пропуски звуков и перестановки звуков и слогов не мешают усвоить морфологию: абабисик (воробышек), аписи — апельсин, пасинка — машинка. Такой закономерности по отношению к синтаксису нет: дети нередко начинают создавать предложения из очень небольшого набора лексем, включая в первые фразы слова языка нянь, неизмененные словоформы в псевдоименительном падеже и глаголы в инфинитиве, при этом в словах редко встречается слоговая элизия только потому, что используются короткие слова, состоящие не более чем из двух слогов, например: Бр неа (машин нет), Ваня э-а (Ваня не спит), Пака нети (Палки нет). Сравните с фонетически несовершенным, но грамматически правильно оформленным предложением: Тяка бось (Червяка боюсь) — примеры из монографии С.Н. Цейтлин [1]. В этом предложении, произнесенном Аней С. в 1 год и 9 мес., еще есть слоговая элизия, но вскоре она исчезнет из речи ребенка.
Один из поставленных С.Н. Цейтлин вопросов непосредственно касается темы настоящей статьи: «Когда ребенок оказывается в состоянии сконструировать хотя бы минимальную, то есть включающую две синтаксемы фразу?» [1. С. 333].
Логопеды — ученые и практики — указывают нормы развития фразовой речи, как правило, основанные на таблице Н.С. Жуковой [11], созданной по материалам книги А.Н. Гвоздева [6], на протяжении семи лет записывавшего речь своего сына Жени. Норма появления предложений из двух слов-корней, представленная в таблице, основана на речи этого ребенка: Женя начал употреблять предложения в возрасте 1,8–1,10. В настоящее время на сайтах для специалистов и родителей возраст 2 года для появления первых фраз указан как граница нормы, при этом пол ребенка не упоминается.
На основании Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвистики РГПУ им. А.И. Герцена были описаны и представлены в таблице основные закономерности всех компонентов речевого развития детей от рождения до 7 лет — в том числе особенности становления фразовой речи [12]. То, что автор статьи в 2005 году называл закономерностями, постепенно превратилось в обиходе логопедов в «нормы». Следует учесть, что автор ориентировался прежде всего на собственный дневник речевого развития дочери (на основе которого позже была написана монография [5]) и на немногочисленные дневники родителей, и о нормах в данном случае если и можно говорить, то в широком нетерминологическом смысле. При сопоставлении стандартизированных норм развития речи детей до трех лет, полученных позже, с данными «хронологической» таблицы из указанной статьи [12] очевидно, что далеко не все в таблице отражает медиану, а тем более нижнюю границу нормы развития различных компонентов языковой способности. Однако время появления двусловных предложений оказалось достаточно показательным: данные case study совпали с медианой (для развития девочек). В другой статье этого автора [13], написанной уже после того, как были рассчитаны нормы речевого развития детей раннего возраста посредством статистического анализа заполненных Макартуровских опросников, полученные нормы сопоставляются с данными двух лонгитюдных наблюдений: речью Жени Г. (1921 года рождения), сына лингвиста А.Н. Гвоздева, и Лизы Е. (1996 года рождения), дочери автора. Разные компоненты языковой способности (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) развивались у каждого из детей неравномерно. Что касается появления двусинтаксемных высказываний, оба ребенка оказались в целом в пределах средних показателей, но Женя несколько опережал, а Лиза чуть отставала: оба ребенка часто употребляли предложения в 21 мес. (медиана для мальчиков — 22 мес., для девочек — 20 мес., см. об этом подробнее далее).
Результаты анализа пункта опросника «Предложения из двух или более слов» для обоих полов
Сегодня версии MacArthur-Bates CDI «являются одними из наиболее широко используемых инструментов оценки для раннего развития языка» [14. С. 2248]. Об авторах исходных опросников, адаптациях для различных языков и их создателях рассказано на сайте1. История создания русской версии, базы для ввода данных, а также описание методов математической статистики, использованных для получения норм, подробно изложены в [15]. Заметим, что, хотя версий опросника для разных языков более ста, нормы рассчитаны только для 38 языков2, в числе которых есть и русский благодаря нашему исследовательскому коллективу.
В настоящей статье анализировались результаты ответов родителей на вопрос «Начал ли уже Ваш ребенок строить из слов предложения?».
Рассмотрение полученных данных безотносительно пола обнаруживает следующее: в 18 месяцев 59,5 % детей еще не соединяют слова в предложения, 28,6 % делают это иногда и 11,9 % — часто (в общей сложности — 40,5 %); в 19 месяцев уже 36,6 % иногда составляют предложения, а 22 % — часто (всего 58,6 %); в 31 мес. все дети владеют этим умением (табл. 1 и рис. 1).
В речи англоязычных детей есть лакуна примерно в 4 мес. между 2 критериями: в 18 мес. — ответ «иногда+часто», в 22 — только «часто» [16. С. 50]. Все англоязычные дети комбинируют слова немногим раньше — в 30 мес. [16. С. 80].
Таблица 1/ Table 1
Количество и процент предложений в речи детей (мальчиков и девочек) от 18 до 36 мес. /
The number and percentage of sentences in the speech of children (boys and girls) from 18 to 36 months
Возраст/ The age | Количество утвердительных ответов/ Number of affirmative responses Предложения/ Sentences | Процент утвердительных ответов/ Percentage of affirmative responses Предложения/ Sentences | |||||||
Еще нет/ Not yet | Иногда/ Sometimes | Часто/Often | Всего /Total | Еще нет/Not yet | Иногда/ Sometimes | Часто/ Often | |||
18 | 25 | 12 | 5 | 42 | 59,5 | 28,6 | 11,9 | ||
19 | 17 | 15 | 9 | 41 | 41,5 | 36,6 | 22,0 | ||
20 | 13 | 20 | 12 | 45 | 28,9 | 44,4 | 26,7 | ||
21 | 15 | 13 | 15 | 43 | 34,9 | 30,2 | 34,9 | ||
22 | 9 | 17 | 25 | 51 | 17,6 | 33,3 | 49,0 | ||
23 | 7 | 12 | 37 | 56 | 12,5 | 21,4 | 66,1 | ||
24 | 6 | 15 | 40 | 61 | 9,8 | 24,6 | 65,6 | ||
25 | 2 | 15 | 49 | 66 | 3,0 | 22,7 | 74,2 | ||
26 | 1 | 7 | 44 | 52 | 1,9 | 13,5 | 84,6 | ||
27 | 3 | 10 | 47 | 60 | 5,0 | 16,7 | 78,3 | ||
28 | 1 | 8 | 51 | 60 | 1,7 | 13,3 | 85,0 | ||
29 | 1 | 6 | 51 | 58 | 1,7 | 10,3 | 87,9 | ||
30 | 1 | 5 | 71 | 77 | 1,3 | 6,5 | 92,2 | ||
31 | 0 | 3 | 58 | 61 | ,0 | 4,9 | 95,1 | ||
32 | 1 | 5 | 49 | 55 | 1,8 | 9,1 | 89,1 | ||
33 | 1 | 3 | 51 | 55 | 1,8 | 5,5 | 92,7 | ||
34 | 0 | 2 | 56 | 58 | ,0 | 3,4 | 96,6 | ||
35 | 0 | 4 | 43 | 47 | ,0 | 8,5 | 91,5 | ||
36 | 0 | 0 | 49 | 49 | ,0 | ,0 | 100,0 | ||
Всего | 103 | 172 | 762 | 1037 | 9,9 | 16,6 | 73,5 |
Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.
Рис. 1. Предложения в речи детей от 18 до 36 мес. (частоты трех типов ответов в процентах)
Источник: составлено авторами.
Fig. 1. Sentences in the speech of children from 18 to 36 months (frequencies of the three types of responses in percent)
Source: compiled by the authors.
Рассчитывались средние баллы количества всех ответов родителей (0 — еще нет, 1 — иногда, 2 — часто) об использовании их детьми предложений из двух и более слов. Табл. 2 и рис. 2 показывают динамику по возрасту среднего балла.
Таблица 2/ Table 2
Средние баллы количества всех ответов родителей об использовании детьми предложений /
The average scores of the number of all answers of parents about the use of utterances by children
Возраст, мес. / The age, months | Количество детей / Quantity children | Мальчики / Boys | Девочки / Girls | Среднее / Average | Ошибка среднего / The error of the average | Стандартное отклонение/ Standard dysfunction |
18 | 42 | 18 | 24 | ,52 | ,109 | ,707 |
19 | 41 | 19 | 22 | ,80 | ,122 | ,782 |
20 | 45 | 27 | 18 | ,98 | ,112 | ,753 |
21 | 43 | 21 | 22 | 1,00 | ,129 | ,845 |
22 | 51 | 22 | 29 | 1,31 | ,107 | ,761 |
23 | 56 | 19 | 37 | 1,54 | ,095 | ,713 |
24 | 61 | 33 | 28 | 1,56 | ,086 | ,671 |
25 | 66 | 27 | 39 | 1,71 | ,064 | ,519 |
26 | 52 | 26 | 26 | 1,83 | ,060 | ,430 |
27 | 60 | 23 | 37 | 1,73 | ,071 | ,548 |
28 | 60 | 32 | 28 | 1,83 | ,054 | ,418 |
29 | 58 | 28 | 30 | 1,86 | ,052 | ,395 |
30 | 77 | 35 | 42 | 1,91 | ,038 | ,332 |
31 | 61 | 29 | 32 | 1,95 | ,028 | ,218 |
32 | 55 | 26 | 29 | 1,87 | ,052 | ,388 |
33 | 55 | 28 | 27 | 1,91 | ,047 | ,348 |
34 | 58 | 27 | 31 | 1,97 | ,024 | ,184 |
35 | 47 | 25 | 22 | 1,91 | ,041 | ,282 |
36 | 49 | 22 | 27 | 2,00 | ,000 | ,000 |
Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.
Вариативность в возникновении предложений (гендерные и языковые различия, норма развития и группы риска)
Ответ «иногда» был внесен авторами оригинальной версии, поскольку учитывался «консерватизм» некоторых родителей, не считающих, что ребенок обладает некоторым умением, если только это не происходит часто [18. С. 80]. Однако при обработке ответов родителей американских детей ответы были объединены в две группы: «еще нет/иногда» или «часто». Авторы отмечают, что ответ «иногда» может отражать «непродуктивные, корневые комбинации, комбинирование слов, не являющееся предложением с точки зрения ребенка [16. С. 50], то есть «застывшие фразы».
Статистические различия в появлении и развитии предложений в речи мальчиков и девочек были рассчитаны у русскоязычных детей таким же образом — с учетом двух типов ответов (табл. 3, рис. 3).
В 18 мес. 44,4 % мальчиков и 37,5 % девочек иногда или часто употребляют двусловные предложения, то есть мальчики немного опережают девочек, при этом гендерные различия незначимы статистически. Обратим внимание на то, что это менее половины всех и мальчиков, и тем более девочек.
Но уже в 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, увеличивается более, чем вдвое (77,3 %), в то время как мальчики не продвигаются в этом отношении (процентное количество, отмеченное в 19 мес., даже ниже, чем в 18 мес. (36,8 и 44,4 % соответственно): в каждом месяце своя выборка (опросники заполняли родители разных, а не одних и тех же детей), хотя количество детей практически одинаково — 42 в 18 мес. и 41 в 19). Различия статистически значимы, по критерию хи-квадрат: χ2 = 6,87, р = 0,009. Таким образом, 19 мес. — точка начала быстрого развития фразовой речи, но именно для девочек. Такой точкой для резкого роста количества предложений в речи мальчиков является следующий месяц: в 20 мес. они практически догоняют девочек (результаты мальчиков и девочек — 70,4 и 72,2 % соответственно). В дальнейшем девочки все время несколько опережают мальчиков, но значимость есть только в 23 мес. (73,7 и 94,6 %, : χ2 = 5,02, р = 0,025) и в 27 мес. (87 и 100 %, χ2 = 5,08, р = 0,024).
Следовательно, активное развитие двусловных высказываний начинается у девочек с 19 мес., а у мальчиков с 20 мес. и происходит до 27 мес. у детей обоих полов с опережением девочек. После этой возрастной границы почти все мальчики и девочки конструируют фразы из двух (или более) слов без статистически значимого опережения девочек.
Частоты ответов каждой из трех категорий (еще нет, иногда, часто) в процентах представлены на рис. 3 и 4.
Таблица 3 / Table 3
Процент девочек и мальчиков с ответами «еще нет» и «иногда или часто» (комбинирование слов в предложение) /
Percentage of girls and boys with the answers “not yet” and “sometimes or often” (combining words in a sentence)
Возраст, мес. / The age, months | Девочки/ Girls | Мальчики/ Boys | Все/ All: Boys and Girls | |||
еще нет/ not yet | иногда или часто/ sometimes or often | еще нет/ not yet | иногда или часто/ sometimes or often | еще нет/ not yet | иногда или часто/ sometimes or often | |
18 | 62,5 | 37,5 | 55,6 | 44,4 | 40,0 | 49,7 |
19 | 22,7 | 77,3 | 63,2 | 36,8 | 59,0 | 49,9 |
20 | 27,8 | 72,2 | 29,6 | 70,4 | 71,0 | 45,8 |
21 | 27,3 | 72,7 | 42,9 | 57,1 | 65,0 | 48,2 |
22 | 13,8 | 86,2 | 22,7 | 77,3 | 82,0 | 38,5 |
23 | 5,4 | 94,6 | 26,3 | 73,7 | 88,0 | 33,4 |
24 | 7,1 | 92,9 | 12,1 | 87,9 | 90,0 | 30,0 |
25 | 2,6 | 97,4 | 3,7 | 96,3 | 97,0 | 17,3 |
26 | 3,8 | 96,2 | ,0 | 100,0 | 98,0 | 13,9 |
27 | ,0 | 100,0 | 13,0 | 87,0 | 95,0 | 22,0 |
28 | ,0 | 100,0 | 3,1 | 96,9 | 98,0 | 12,9 |
29 | 3,3 | 96,7 | ,0 | 100,0 | 98,0 | 13,1 |
30 | ,0 | 100,0 | 2,9 | 97,1 | 99,0 | 11,4 |
31 | ,0 | 100,0 | ,0 | 100,0 | 100,0 | ,0 |
32 | 3,4 | 96,6 | ,0 | 100,0 | 98,0 | 13,5 |
33 | ,0 | 100,0 | 3,6 | 96,4 | 98,0 | 13,5 |
34 | ,0 | 100,0 | ,0 | 100,0 | 100,0 | ,0 |
35 | ,0 | 100,0 | ,0 | 100,0 | 100,0 | ,0 |
36 | ,0 | 100,0 | ,0 | 100,0 | 100,0 | ,0 |
Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.
Рис. 2. Частоты в процентах ответов «иногда» или «часто» на вопрос «Использует ли ребенок предложения из двух или более слов?» в зависимости от возраста детей (M±SD)
Источник: составлено авторами.
Fig. 2. Percentages of “sometimes” or “often” responses to the question “Does the child use sentences of two or more words?” depending on the age of children (M±SD)
Source: compiled by the authors.
Рис. 3. Предложения в речи мальчиков и девочек (частоты ответов каждой из категорий в процентах)
Источник: составлено авторами.
Fig. 3. Sentences in the speech of boys and girls (frequency of answers of each of the categories in percent)
Source: compiled by the authors.
Дети разного пола с медианными значениями создают двусинтаксемные высказывания с некоторой разницей в возрасте: девочки в 20 месяцев, а мальчики — в 22 мес. После 27 мес. почти все дети конструируют фразы по крайней мере из двух слов.
Интересно сопоставить результаты анализа данных американских детей с результатами, полученными в нашем исследовании.
В 18 мес. процент девочек, иногда или часто создающих комбинации слов, гораздо выше, чем у русскоязычных девочек (65,9 и 37,5 %), но уже в 19 разницы между ними почти нет (78,2 и 77,3 %).
Англоязычные мальчики в 18 мес. не отличаются от русскоязычных (44,1 % англоязычные и 44,4 % русскоязычные); в 19 мес. значительно опережают (53,5 % в сравнении с 36,8 %; в 20 мес. результаты почти одинаковы (68,4 и 70,4 %) — в дальнейшем различий не наблюдалось.
Вариативность в возникновении предложений проявляется также в усвоении языка детьми с ранним речевым развитием и относящихся к группам риска. Девочки и мальчики 75-ого процентиля (таких детей всего 25 %, и здесь фактор пола оказался не значим) комбинируют слова в предложения уже в 18 мес.
Группы риска по возникновению фразовой речи в гендерном отношении несколько отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля, отстающие от 95 % сверстников) отмечается у мальчиков в возрасте 25 мес., а у девочек в 23 (если в этом возрасте дети еще не говорят предложения, хотя бы иногда, специалист посоветует обратить на это внимание).
Выводы и перспективы дальнейших исследований
На зарубежных сайтах, посвященных развитию детей, сегодня часто указываются milestones — «вехи», ориентиры, «реперные точки» речевого развития. Это указание на то, что делают дети в определенном возрасте, как развиваются разные сферы: социально-эмоциональная, языковая, когнитивная, физическая — и как они взаимосвязаны. Авторы пишут о некоторых, в основном самых необходимых (с их точки зрения) умениях, и среди важного указано возникновение фразы: в два года ребенок составляет фразы: «Says at least two words together, like “More milk”. Авторы замечают: «Developmental milestones are things most children (75 % or more) can do by a certain age» («Вехи развития — это то, что большинство детей (75 % и более) могут делать к определенному возрасту» — перевод мой. — М.Е.)[3]. По нашим данным, более 75 % русскоязычных детей обоих полов делают это даже немного раньше — в 22 мес.
В монографии, основанной на анализе данных Wordbank, M. Frank с соавторами представляют данные возникновения предложений для 7 языков (американского английского, кантонского и мандаринского диалектов китайского, норвежского, датского, корейского, испанского): к 19 мес. около 50 % детей составляют слова в предложения; к 25 мес. — около 90 % [19]. Таким образом, полученные результаты можно назвать если не универсальными, то типичными. Типичность появления предложений от полутора до 2 лет подтверждается и общепринятым мнением именно о таком временном промежутке, и данными отдельных лонгитюдов.
Вопрос о том, соединяет ли ребенок слова в предложения, не имеет целью выяснить, является ли высказывание ребенка морфологичным, то есть употребляются ли в нем существительные в формах разных падежей и числа, а также глаголы в формах времени/числа/лица), или же относится к «телеграфному стилю» с использованием грамматически аморфных слов, неизмененных, часто включающих слова baby talk.
В опросниках есть пункт, в котором родителям предлагается выбрать в парах одно из двух предложений (грамматически аморфное или оформленное) как наиболее характерное в данный момент для речи ребенка. Приведу некоторые примеры из разных опросников. В русском: «Ам-ам нет!» или «Не буду есть», «Баба сумка» или «Бабина сумка»; в английском: «Two shoe» или «Two shoes»; «Baby crying» или «baby is crying», «Coffee hot» или «That coffee hot»; в немецком: «Tiger kämpfe» или «Tiger kämpft», «Katze schön» или «Die Katze ist schön», «Puppe schlaft» или «Puppe schläft». Принцип создания таких пар одинаков: первое предложение — без грамматических маркеров, второе — с ними. При этом интересно, что иногда второе предложение тоже может содержать ошибку («That coffee hot»), но ближе к нормативному языку по какому-то параметру (здесь — по использованию артикля).
Однако в настоящем исследовании нас интересовал сам факт употребления детьми двусинтаксемных высказываний. Данные о грамматических (морфологических) нормах овладения отдельными морфологическими категориями существительного (падежа и числа) и глагола (времени и лица) в речи детей, полученные на основе данных Макартуровских опросников, опубликованы в [15; 17; 18]. Установлено, что овладение морфологией гораздо сложнее для многих детей, чем овладение синтаксисом, но также труднее для мальчиков, чем для девочек. Девочки с медианными значениями используют все указанные выше грамматические категории с 31 мес., а мальчики с 33 мес. При этом, однако, и девочка в 25 мес., и мальчик в 27–28 мес., только начинающие изменять слова, находятся в пределах нижней границы нормы. Только полное отсутствие словоизменения в речи в 28 мес. у девочек и в 34 мес. у мальчиков фиксируется как отставание. Девочки со значительной задержкой речевого развития (5-ого процентиля) не изменяют слова в 32 мес., а мальчики в 36 мес. [18].
Хотя нормы и группы риска по формированию морфологии в детской речи описаны подробно, вопрос о том, использованы ли грамматические формы внутри отдельных слов или в словах, входящих в состав предложения, пока остается неисследованным.
Анализ того, как постепенно увеличивается количество слов в предложении, какая длина высказывания является нормой развития в определенном возрасте, не рассмотрен в настоящей статье (кратко это упомянуто в книге [15] и статье [12]) и также может быть предметом дальнейшего исследования.
Отдельной проблемой, требующей изучения, является соотношение и взаимообусловленность компонентов языковой способности ребенка (например, как появление фразы связано с объемом лексикона и способствует ли оно развитию морфологии).
Заключение
Исследование показало, что возраст появления предложений — от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы; в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. — девочки, 2) около 22 мес. — мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.
1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mb-cdi.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).
2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wordbank.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).
3 Режим доступа: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/milestones-2yr.html#open TwoWords (дата обращения: 04.06.2023).
Об авторах
Марина Борисовна Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: melyseeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0564-668X
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой языкового и литературного образования ребенка
191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48Елена Андреевна Вершинина
Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук
Email: ver_elen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8873-4409
старший научный сотрудник
199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6Список литературы
- Цейтлин С.Н. Лингвистические этюды. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.
- Bloom L. One Word at a Time: the Use of Single Word Utterances before Syntax. The Hague; Paris: Mouton Publishers, 1973. https://doi.org/10.7916/D8H995NS
- Ахутина Т.В. Исследования порождения и восприятия речи в отечественной психолингвистике // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография. М.: Институт языкознания-ММА, 2021. С. 423-435.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2021.
- Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. Монография. М.: Языки славянских культур, 2015.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Еливанова В.А. Синтаксическая продуктивность высказывания как показатель перехода от этапа однословных высказываний к этапу двусловных высказываний // Коррекционная педагогика: Единое образовательное пространство: Сборник научно-метод. трудов. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2003. С. 40-44.
- Brown R., Fraser C. The Acquisition of Syntax // C.N. Cofer & B.S. Musgrave (Eds.). Verbal behavior and learning: Problems and processes. McGraw-Hill Book Company. P. 158-209. https://doi.org/10.1037/11178-005
- Елисеева М.Б. Двукомпонентные и многокомпонентные высказывания в ранней детской речи: типичное и индивидуальное // Проблемы онтолингвистики - 2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы): Материалы ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2022 года. СПб: ВВМ, 2022. С. 85-91.
- Berk S., Lillo-Martin D. The two-word stage: motivated by linguistic or cognitive constraints? // Cogn Psychol. 2012. № 65(1). Р. 118-40. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2012.02.002
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
- Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. С. 18-28.
- Елисеева М.Б. Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А.Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными // Русский язык в школе. 2022. № 83(2). С. 7-11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11
- Mayor J. & Mani N. A short version of the MacArthur-Bates Communicative Development Inventories with high validity // Behav Res. 2019. № (51). Р. 2248-2255. https://doi. org/10.3758/s13428-018-1146-0
- Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021.
- Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J., Dale P., Reznick J.S., Bates E. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: user`sguide and technical manual. BaltimorLondon-Sydney, 2007.
- Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы? (По материалам анализа Макартуровских опросников и case study) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 28-43.
- Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1(57). С. 120-135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09
- Frank M.C., Braginsky M., Yurovsk D., Marchman V.A. Variability and Consistency in Early Language Learning: The Wordbank Project. Cambridge, MA: MIT Press. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://langcog.github.io/wordbank-book (дата обращения: 04.06.2023).