Двусинтаксемные высказывания в ранней детской речи: гендерный аспект по данным Макартуровских опросников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Появление двукомпонентных высказываний в речи детей - один из ключевых этапов речевого онтогенеза. Переход от отдельных слов к предложению - кардинальное событие, связанное не только с развитием собственно речевых навыков, но и с когнитивным становлением. Предшествующие исследования, основанные на лонгитюдных наблюдениях за отдельными детьми, показали, что предложения появляются в возрасте от полутора до двух лет. Гендерные различия в приобретении этого умения никогда не рассматривались. Новизна настоящего исследования заключается в том, что результаты основаны на анализе репрезентативной базы данных детей обоих полов, а также отдельно мальчиков и девочек. Впервые статистически обоснованы нормы синтаксического развития и выделены группы риска. Материалом исследования была база данных, основанная на заполненных родителями 1037 Макартуровских опросников (487 мальчиков и 550 девочек от 18 до 36 мес.). Основные выводы в целом подтвердили возраст появления предложений от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы. Однако в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. - девочки, 2) около 22 мес. - мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.

Полный текст

Введение

Цель исследования выяснить, в какой временной промежуток возникают предложения в речи детей раннего возраста безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек, описать нормы и определить группы риска развития синтаксиса.

По данным онтолингвистической, логопедической, педагогической и психологической литературы появление первых предложений при нормотипичном развитии фиксируется между полутора и двумя годами.

Проверить, насколько значительна вариативность нормы и как отличаются в усвоении фразовой речи мальчики и девочки, в том числе дети групп риска задержки речевого развития, позволили опросники, заполненные родителями детей в возрасте от полутора до трех лет. Статистическая обработка более тысячи ответов родителей дала возможность впервые получить достоверное представление о нормах развития начального детского синтаксиса и возраста комбинирования отдельных слов в высказывание детьми.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых, статистически обоснованных данных о возрасте возникновения предложений у русскоязычных детей безотносительно к полу и отдельно для мальчиков и девочек.

Исследование актуально и практически значимо для проведения речевой диагностики дефектологами, логопедами, педагогами, психологами.

Обзор литературы:  вопросы о развитии начального детского синтаксиса

Основатель отечественной онтолингвистики С.Н. Цейтлин назвала главу в монографии «Лингвистические этюды» метафорически «Завоевание синтаксиса». В книге рассмотрен «синтаксемный репертуар» детей раннего возраста, начальные комбинации синтаксем, а также функции реплик-повторов в диалоге взрослого с ребенком и роль матери в синтаксическом развитии ребенка. «В начале была синтаксема… пишет С.Н. Цейтлин. Конечно, в начале было слово. Но не слово-лексема, а слово-синтаксема. Потому что это слово уже выполняло синтаксическую функцию именовало какую-то ситуацию» [1. С. 316].

Автор считает, что детский синтаксис является одной из самых неизученных областей и ставит ряд вопросов о начальных этапах синтаксического развития ребенка. Некоторые из них были исследованы, а часть до сих пор остается без ответов.

«С развитием каких компонентов языковой способности связан переход к двукомпонентному высказыванию?» спрашивает автор и указывает возможные ответы: наличие определенного количества слов в лексиконе, их разнотипность, умение конструировать словоформы. Стоит вопрос о роли инпута и о взаимосвязи используемых взрослым синтаксических моделей и развитии синтаксемных комбинаций в речи ребенка. Существуют ли временные синтаксические системы ребенка, не имеющие параллелей в нормативном языке? Каковы разные стратегии освоения синтаксиса и зависят ли они только от индивидуальных особенностей ребенка или от типологических особенностей осваиваемого языка? [1. С. 333]. Это очень интересные вопросы, и на часть из них хотя и не получены еще окончательные ответы, но первые шаги в данном направлении сделаны. Так, известно, что предложения могут возникать у некоторых детей с очень незначительным объемом словаря, а другие дети долго не соединяют слова в предложения, даже имея обширный лексикон, при этом между словами в высказывании долго сохраняется пауза свидетельство трудности построения целостного высказывания. Безусловно, можно говорить об особом типе двусинтаксемных предложений, состоящих из неизмененных слов, таких фраз нет в речи взрослых, и ребенок их конструирует самостоятельно. Рассмотрим примеры из Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвистики. Первая группа примеров — из речи Алисы Н.: «Дать я!» дать мне, 1,10; «Я а-а-а» — я хочу спать 2,0, «Я кап-кап» выдавливая крем, 2,2. Однако «телеграфные» высказывания нетипичны для речи этой девочки (заметим, что С.Н. Цейтлин считает период pivot-grammar в целом нехарактерным для детей, говорящих по-русски): так, большая часть первых предложений Алисы соотносима со взрослыми предложениями, по крайней мере, по внешнему оформлению: «Ачу чай» хочу чай; Бросила телефон на качели: «Пусь тада!» (пусть туда); «Адась это» карандаш это; «Атя дала» (Настя дала), 2,0. С.Н. Цейтлин пишет, что некоторые дети сразу используют морфологическую маркировку синтаксем, а другие продолжают употреблять слова в замороженных формах. В этом последнем случае телеграфный стиль сохраняется в течение долгого времени, и специфические детские фразы могут состоять уже не из двух, а нескольких слов. Приведем примеры из речи Виталика С. в возрасте 2,3–2,4. Мальчик увидел нож и говорит: «Во, нож бо-бо» (когда-то порезался ножом и помнит, что нож делает больно); «Ика нам-нам, бай» (Вика кушает и спит); «Тёте, тпрутпру дощика мока» (Тетя, идти гулять нельзя, дождик, мокро); «Мама, дай тпру-тпру» (Мама, пошли гулять). Даже в 2,7 Виталик говорит: «Така бось му» (Виталик боится коровы). Ближе к 3 годам ребенок усваивает некоторые грамматические категории, и предложения становятся «взрослоподобными»: «Мама, папа сипал хахар!* (Мама, папа рассыпал сахар!), 2,9; «Зата пидёшь ко ме?» (Завтра придешь ко мне?), 2,10. Таким образом, стратегии усвоения синтаксиса могут быть различны.

Пользуясь терминологией известного нейропсихолога Т.В. Ахутиной, можно представить развитие детского синтаксиса следующим образом: от первого этапа — смыслового, самого глубокого синтаксиса ко второму семантическому [3], иначе говоря к телеграфной речи, а затем к третьему «формально-грамматическому», «поверхностному» [3], то есть к появлению грамматически оформленных предложений, подобных фразам взрослых. Грамматичность реализуется в самом факте появления различных частей речи, их категорий и изменения слов [4–6]. Не всегда грамматичность предполагает узуальность: в речи детей появляются сконструированные ими самостоятельно формообразовательные инновации как следствие активного освоения морфологии. В речи детей раннего возраста это прежде всего неправильное образование форм существительных и глаголов: любу вместо люблю, сидю вместо сижу, сосает вместо сосет, целовает вместо целует или целуть вместо целовать; ухи вместо уши, ушов, а не ушей, людь вместо человек или, наоборот, человеки вместо люди, кусоки вместо куски, стулы, а не стулья и т.п.). Примеров подобных инноваций великое множество, закономерность их появления обоснована и подробно прокомментирована онтолингвистами (например, см. [1; 4–6] и др.). В Макартуровских опросниках на разных языках отдельные пункты посвящены детским грамматическим формам существительных и глаголов: в английские опросники, например, включены формы footes, mouses и mices, buyed и bringed и др. Наличие в речи ребенка таких ошибок свидетельство активного развития морфологии родного языка.

Становление, этапы и особенности развития начального детского синтаксиса изучались многими отечественными и зарубежными исследователями [110]. С.Н. Цейтлин подробно анализирует онтогенез синтаксем и их начальные комбинации в речи детей [1. С. 323339] и отмечает, что состав компонентов первых предложений близок в разных языках [1. С. 318319].

В.А. Еливанова считает показателем перехода от этапа голофраз к этапу двусловных высказываний синтаксическую продуктивность высказываний [7]. В статье М.Б. Елисеевой [9] рассмотрены вариативность и качественные отличия синтаксического развития трех детей с различными речевыми стратегиями.

Исследователями ведутся споры о том, отражает ли существование стадии двусловных предложений в первую очередь когнитивные или языковые ограничения. В статье S. Berk и D. Lillo-Martin [10] представлен анализ лонгитюдных данных двух глухих детей, не знакомившихся с доступным им американским языком жестов до шестилетнего возраста. Эти дети, осваивающие первый язык после отсроченного воздействия, перешли к стадии двусловных предложений. Результаты оценок интеллекта, заданий по рисованию и качественного анализа когнитивного развития показали, что дети обладают как минимум средним интеллектом и способностями. Однако результаты языкового анализа ясно продемонстрировали различия как со сверстниками, так и с детьми раннего возраста (например, в компонентном составе предложений, использовании поздно появляющихся семантических отношений). Это позволило по-новому взглянуть на природу данной фазы языкового развития.

Вопрос о том, с развитием каких компонентов языковой способности связано становление синтаксиса, еще не исследован. Скорее понятно, что не влияет на возникновение первых предложений. Установлено, что появление морфологии словоизменения/формообразования и зарождения грамматических категорий обусловлено объемом лексикона, а он, в свою очередь, взаимосвязан с определенным компонентом фонетического развития, а конкретно с удлинением слоговой структуры слова: быстро увеличивается, когда ребенок становится способен произносить трех- и четырехсложные слова [5]. Имеет значение именно длина слова, сохранение количества слогов звучать оно может искаженно: субституция звуков (гласных и согласных), упрощение кластеров (стечений согласных), пропуски звуков и перестановки звуков и слогов не мешают усвоить морфологию: абабисик (воробышек), аписи апельсин, пасинка машинка. Такой закономерности по отношению к синтаксису нет: дети нередко начинают создавать предложения из очень небольшого набора лексем, включая в первые фразы слова языка нянь, неизмененные словоформы в псевдоименительном падеже и глаголы в инфинитиве, при этом в словах редко встречается слоговая элизия только потому, что используются короткие слова, состоящие не более чем из двух слогов, например: Бр неа (машин нет), Ваня э-а (Ваня не спит), Пака нети (Палки нет). Сравните с фонетически несовершенным, но грамматически правильно оформленным предложением: Тяка бось (Червяка боюсь) — примеры из монографии С.Н. Цейтлин [1]. В этом предложении, произнесенном Аней С. в 1 год и 9 мес., еще есть слоговая элизия, но вскоре она исчезнет из речи ребенка.

Один из поставленных С.Н. Цейтлин вопросов непосредственно касается темы настоящей статьи: «Когда ребенок оказывается в состоянии сконструировать хотя бы минимальную, то есть включающую две синтаксемы фразу?» [1. С. 333].

Логопеды ученые и практики указывают нормы развития фразовой речи, как правило, основанные на таблице Н.С. Жуковой [11], созданной по материалам книги А.Н. Гвоздева [6], на протяжении семи лет записывавшего речь своего сына Жени. Норма появления предложений из двух слов-корней, представленная в таблице, основана на речи этого ребенка: Женя начал употреблять предложения в возрасте 1,81,10. В настоящее время на сайтах для специалистов и родителей возраст 2 года для появления первых фраз указан как граница нормы, при этом пол ребенка не упоминается.

На основании Фонда данных детской речи Лаборатории онтолингвистики РГПУ им. А.И. Герцена были описаны и представлены в таблице основные закономерности всех компонентов речевого развития детей от рождения до 7 лет в том числе особенности становления фразовой речи [12]. То, что автор статьи в 2005 году называл закономерностями, постепенно превратилось в обиходе логопедов в «нормы». Следует учесть, что автор ориентировался прежде всего на собственный дневник речевого развития дочери (на основе которого позже была написана монография [5]) и на немногочисленные дневники родителей, и о нормах в данном случае если и можно говорить, то в широком нетерминологическом смысле. При сопоставлении стандартизированных норм развития речи детей до трех лет, полученных позже, с данными «хронологической» таблицы из указанной статьи [12] очевидно, что далеко не все в таблице отражает медиану, а тем более нижнюю границу нормы развития различных компонентов языковой способности. Однако время появления двусловных предложений оказалось достаточно показательным: данные case study совпали с медианой (для развития девочек). В другой статье этого автора [13], написанной уже после того, как были рассчитаны нормы речевого развития детей раннего возраста посредством статистического анализа заполненных Макартуровских опросников, полученные нормы сопоставляются с данными двух лонгитюдных наблюдений: речью Жени Г. (1921 года рождения), сына лингвиста А.Н. Гвоздева, и Лизы Е. (1996 года рождения), дочери автора. Разные компоненты языковой способности (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) развивались у каждого из детей неравномерно. Что касается появления двусинтаксемных высказываний, оба ребенка оказались в целом в пределах средних показателей, но Женя несколько опережал, а Лиза чуть отставала: оба ребенка часто употребляли предложения в 21 мес. (медиана для мальчиков 22 мес., для девочек 20 мес., см. об этом подробнее далее).

Результаты анализа пункта опросника «Предложения из двух или более слов» для обоих полов

Сегодня версии MacArthur-Bates CDI «являются одними из наиболее широко используемых инструментов оценки для раннего развития языка» [14. С. 2248]. Об авторах исходных опросников, адаптациях для различных языков и их создателях рассказано на сайте1. История создания русской версии, базы для ввода данных, а также описание методов математической статистики, использованных для получения норм, подробно изложены в [15]. Заметим, что, хотя версий опросника для разных языков более ста, нормы рассчитаны только для 38 языков2, в числе которых есть и русский благодаря нашему исследовательскому коллективу.

В настоящей статье анализировались результаты ответов родителей на вопрос «Начал ли уже Ваш ребенок строить из слов предложения?».

Рассмотрение полученных данных безотносительно пола обнаруживает следующее: в 18 месяцев 59,5 % детей еще не соединяют слова в предложения, 28,6 % делают это иногда и 11,9 % часто (в общей сложности 40,5 %); в 19 месяцев уже 36,6 % иногда составляют предложения, а 22 % часто (всего 58,6 %); в 31 мес. все дети владеют этим умением (табл. 1 и рис. 1).

В речи англоязычных детей есть лакуна примерно в 4 мес. между 2 критериями: в 18 мес. ответ «иногда+часто», в 22 только «часто» [16. С. 50]. Все англоязычные дети комбинируют слова немногим раньше — в 30 мес. [16. С. 80].

Таблица 1/ Table 1
Количество и процент предложений в речи детей  (мальчиков и девочек) от 18 до 36 мес. /
The number and percentage of sentences in the speech of children  (boys and girls) from 18 to 36 months

Возраст/ The age

Количество утвердительных ответов/ Number of affirmative responses

Предложения/ Sentences

Процент утвердительных ответов/ Percentage of affirmative responses

Предложения/ Sentences

Еще нет/   Not yet

Иногда/ Sometimes

Часто/Often

Всего /Total

Еще нет/Not yet

Иногда/ Sometimes

Часто/  Often

18

25

12

5

42

59,5

28,6

11,9

19

17

15

9

41

41,5

36,6

22,0

20

13

20

12

45

28,9

44,4

26,7

21

15

13

15

43

34,9

30,2

34,9

22

9

17

25

51

17,6

33,3

49,0

23

7

12

37

56

12,5

21,4

66,1

24

6

15

40

61

9,8

24,6

65,6

25

2

15

49

66

3,0

22,7

74,2

26

1

7

44

52

1,9

13,5

84,6

27

3

10

47

60

5,0

16,7

78,3

28

1

8

51

60

1,7

13,3

85,0

29

1

6

51

58

1,7

10,3

87,9

30

1

5

71

77

1,3

6,5

92,2

31

0

3

58

61

,0

4,9

95,1

32

1

5

49

55

1,8

9,1

89,1

33

1

3

51

55

1,8

5,5

92,7

34

0

2

56

58

,0

3,4

96,6

35

0

4

43

47

,0

8,5

91,5

36

0

0

49

49

,0

,0

100,0

Всего

103

172

762

1037

9,9

16,6

73,5

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

Рис. 1. Предложения в речи детей от 18 до 36 мес. (частоты трех типов ответов в процентах)
Источник: составлено авторами.
Fig. 1. Sentences in the speech of children from 18 to 36 months  (frequencies of the three types of responses in percent)
Source: compiled by the authors.

Рассчитывались средние баллы количества всех ответов родителей (0 — еще нет, 1 — иногда, 2 — часто) об использовании их детьми предложений из двух и более слов. Табл. 2 и рис. 2 показывают динамику по возрасту среднего балла.

Таблица 2/ Table 2
Средние баллы количества всех ответов родителей об использовании детьми предложений /
The average scores of the number of all answers of parents about the use of utterances by children

Возраст, мес. / The age, months

Количество детей / Quantity children

Мальчики / Boys

Девочки / Girls

Среднее / Average

Ошибка среднего / The error of the average

Стандартное отклонение/ Standard dysfunction

18

42

18

24

,52

,109

,707

19

41

19

22

,80

,122

,782

20

45

27

18

,98

,112

,753

21

43

21

22

1,00

,129

,845

22

51

22

29

1,31

,107

,761

23

56

19

37

1,54

,095

,713

24

61

33

28

1,56

,086

,671

25

66

27

39

1,71

,064

,519

26

52

26

26

1,83

,060

,430

27

60

23

37

1,73

,071

,548

28

60

32

28

1,83

,054

,418

29

58

28

30

1,86

,052

,395

30

77

35

42

1,91

,038

,332

31

61

29

32

1,95

,028

,218

32

55

26

29

1,87

,052

,388

33

55

28

27

1,91

,047

,348

34

58

27

31

1,97

,024

,184

35

47

25

22

1,91

,041

,282

36

49

22

27

2,00

,000

,000

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

Вариативность в возникновении предложений  (гендерные и языковые различия,  норма развития и группы риска)

Ответ «иногда» был внесен авторами оригинальной версии, поскольку учитывался «консерватизм» некоторых родителей, не считающих, что ребенок обладает некоторым умением, если только это не происходит часто [18. С. 80]. Однако при обработке ответов родителей американских детей ответы были объединены в две группы: «еще нет/иногда» или «часто». Авторы отмечают, что ответ «иногда» может отражать «непродуктивные, корневые комбинации, комбинирование слов, не являющееся предложением с точки зрения ребенка [16. С. 50], то есть «застывшие фразы».

Статистические различия в появлении и развитии предложений в речи мальчиков и девочек были рассчитаны у русскоязычных детей таким же образом — с учетом двух типов ответов (табл. 3, рис. 3).

В 18 мес. 44,4 % мальчиков и 37,5 % девочек иногда или часто употребляют двусловные предложения, то есть мальчики немного опережают девочек, при этом гендерные различия незначимы статистически. Обратим внимание на то, что это менее половины всех и мальчиков, и тем более девочек.

Но уже в 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, увеличивается более, чем вдвое (77,3 %), в то время как мальчики не продвигаются в этом отношении (процентное количество, отмеченное в 19 мес., даже ниже, чем в 18 мес. (36,8 и 44,4 % соответственно): в каждом месяце своя выборка (опросники заполняли родители разных, а не одних и тех же детей), хотя количество детей практически одинаково — 42 в 18 мес. и 41 в 19). Различия статистически значимы, по критерию хи-квадрат: χ2 = 6,87, р = 0,009. Таким образом, 19 мес. — точка начала быстрого развития фразовой речи, но именно для девочек. Такой точкой для резкого роста количества предложений в речи мальчиков является следующий месяц: в 20 мес. они практически догоняют девочек (результаты мальчиков и девочек — 70,4 и 72,2 % соответственно). В дальнейшем девочки все время несколько опережают мальчиков, но значимость есть только в 23 мес. (73,7 и 94,6 %, : χ2 = 5,02, р = 0,025) и в 27 мес. (87 и 100 %, χ2 = 5,08, р = 0,024).

Следовательно, активное развитие двусловных высказываний начинается у девочек с 19 мес., а у мальчиков с 20 мес. и происходит до 27 мес. у детей обоих полов с опережением девочек. После этой возрастной границы почти все мальчики и девочки конструируют фразы из двух (или более) слов без статистически значимого опережения девочек.

Частоты ответов каждой из трех категорий (еще нет, иногда, часто) в процентах представлены на рис. 3 и 4.

Таблица 3 / Table 3
Процент девочек и мальчиков с ответами «еще нет» и «иногда или часто»  (комбинирование слов в предложение) /
Percentage of girls and boys with the answers “not yet” and “sometimes or often” (combining words in a sentence)

Возраст, мес. /

The age, months

Девочки/  Girls

Мальчики/ Boys

Все/  All: Boys and Girls

еще нет/ not yet

 иногда или часто/ sometimes or often

еще нет/ not yet

 иногда или часто/ sometimes or often

еще нет/ not yet

 иногда или часто/ sometimes or often

       18

62,5

37,5

55,6

44,4

40,0

49,7

       19

22,7

77,3

63,2

36,8

59,0

49,9

       20

27,8

72,2

29,6

70,4

71,0

45,8

       21

27,3

72,7

42,9

57,1

65,0

48,2

       22

13,8

86,2

22,7

77,3

82,0

38,5

       23

5,4

94,6

26,3

73,7

88,0

33,4

       24

7,1

92,9

12,1

87,9

90,0

30,0

       25

2,6

97,4

3,7

96,3

97,0

17,3

       26

3,8

96,2

,0

100,0

98,0

13,9

       27

,0

100,0

13,0

87,0

95,0

22,0

       28

,0

100,0

3,1

96,9

98,0

12,9

       29

3,3

96,7

,0

100,0

98,0

13,1

       30

,0

100,0

2,9

97,1

99,0

11,4

       31

,0

100,0

,0

100,0

100,0

,0

       32

3,4

96,6

,0

100,0

98,0

13,5

       33

,0

100,0

3,6

96,4

98,0

13,5

       34

,0

100,0

,0

100,0

100,0

,0

       35

,0

100,0

,0

100,0

100,0

,0

       36

,0

100,0

,0

100,0

100,0

,0

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors.

Рис. 2. Частоты в процентах ответов «иногда» или «часто» на вопрос «Использует ли ребенок предложения из двух или более слов?» в зависимости от возраста детей (M±SD)
Источник: составлено авторами.
Fig. 2. Percentages of “sometimes” or “often” responses to the question “Does the child use sentences of two or more words?” depending on the age of children (M±SD)
Source: compiled by the authors.

Рис. 3. Предложения в речи мальчиков и девочек (частоты ответов каждой из категорий в процентах)
Источник: составлено авторами.
Fig. 3.  Sentences in the speech of boys and girls (frequency of answers of each of the categories in percent)
Source: compiled by the authors.

Дети разного пола с медианными значениями создают двусинтаксемные высказывания с некоторой разницей в возрасте: девочки в 20 месяцев, а мальчики — в 22 мес. После 27 мес. почти все дети конструируют фразы по крайней мере из двух слов.

Интересно сопоставить результаты анализа данных американских детей с результатами, полученными в нашем исследовании.

В 18 мес. процент девочек, иногда или часто создающих комбинации слов, гораздо выше, чем у русскоязычных девочек (65,9 и 37,5 %), но уже в 19 разницы между ними почти нет (78,2 и 77,3 %).

Англоязычные мальчики в 18 мес. не отличаются от русскоязычных (44,1 % англоязычные и 44,4 % русскоязычные); в 19 мес. значительно опережают (53,5 % в сравнении с 36,8 %; в 20 мес. результаты почти одинаковы (68,4 и 70,4 %) — в дальнейшем различий не наблюдалось.

Вариативность в возникновении предложений проявляется также в усвоении языка детьми с ранним речевым развитием и относящихся к группам риска. Девочки и мальчики 75-ого процентиля (таких детей всего 25 %, и здесь фактор пола оказался не значим) комбинируют слова в предложения уже в 18 мес.

Группы риска по возникновению фразовой речи в гендерном отношении несколько отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля, отстающие от 95 % сверстников) отмечается у мальчиков в возрасте 25 мес., а у девочек в 23 (если в этом возрасте дети еще не говорят предложения, хотя бы иногда, специалист посоветует обратить на это внимание).

Выводы и перспективы дальнейших исследований

На зарубежных сайтах, посвященных развитию детей, сегодня часто указываются milestones — «вехи», ориентиры, «реперные точки» речевого развития. Это указание на то, что делают дети в определенном возрасте, как развиваются разные сферы: социально-эмоциональная, языковая, когнитивная, физическая — и как они взаимосвязаны. Авторы пишут о некоторых, в основном самых необходимых (с их точки зрения) умениях, и среди важного указано возникновение фразы: в два года ребенок составляет фразы: «Says at least two words together, like “More milk”. Авторы замечают: «Developmental milestones are things most children (75 % or more) can do by a certain age» («Вехи развития — это то, что большинство детей (75 % и более) могут делать к определенному возрасту» — перевод мой. — М.Е.)[3]. По нашим данным, более 75 % русскоязычных детей обоих полов делают это даже немного раньше — в 22 мес.

В монографии, основанной на анализе данных Wordbank, M. Frank с соавторами представляют данные возникновения предложений для 7 языков (американского английского, кантонского и мандаринского диалектов китайского, норвежского, датского, корейского, испанского): к 19 мес. около 50 % детей составляют слова в предложения; к 25 мес. около 90 % [19]. Таким образом, полученные результаты можно назвать если не универсальными, то типичными. Типичность появления предложений от полутора до 2 лет подтверждается и общепринятым мнением именно о таком временном промежутке, и данными отдельных лонгитюдов.

Вопрос о том, соединяет ли ребенок слова в предложения, не имеет целью выяснить, является ли высказывание ребенка морфологичным, то есть употребляются ли в нем существительные в формах разных падежей и числа, а также глаголы в формах времени/числа/лица), или же относится к «телеграфному стилю» с использованием грамматически аморфных слов, неизмененных, часто включающих слова baby talk.

В опросниках есть пункт, в котором родителям предлагается выбрать в парах одно из двух предложений (грамматически аморфное или оформленное) как наиболее характерное в данный момент для речи ребенка. Приведу некоторые примеры из разных опросников. В русском: «Ам-ам нет!» или «Не буду есть», «Баба сумка» или «Бабина сумка»; в английском: «Two shoe» или «Two shoes»; «Baby crying» или «baby is crying», «Coffee hot» или «That coffee hot»; в немецком: «Tiger kämpfe» или «Tiger kämpft», «Katze schön» или «Die Katze ist schön», «Puppe schlaft» или «Puppe schläft». Принцип создания таких пар одинаков: первое предложение — без грамматических маркеров, второе — с ними. При этом интересно, что иногда второе предложение тоже может содержать ошибку («That coffee hot»), но ближе к нормативному языку по какому-то параметру (здесь — по использованию артикля).

Однако в настоящем исследовании нас интересовал сам факт употребления детьми двусинтаксемных высказываний. Данные о грамматических (морфологических) нормах овладения отдельными морфологическими категориями существительного (падежа и числа) и глагола (времени и лица) в речи детей, полученные на основе данных Макартуровских опросников, опубликованы в [15; 17; 18]. Установлено, что овладение морфологией гораздо сложнее для многих детей, чем овладение синтаксисом, но также труднее для мальчиков, чем для девочек. Девочки с медианными значениями используют все указанные выше грамматические категории с 31 мес., а мальчики с 33 мес. При этом, однако, и девочка в 25 мес., и мальчик в 27–28 мес., только начинающие изменять слова, находятся в пределах нижней границы нормы. Только полное отсутствие словоизменения в речи в 28 мес. у девочек и в 34 мес. у мальчиков фиксируется как отставание. Девочки со значительной задержкой речевого развития (5-ого процентиля) не изменяют слова в 32 мес., а мальчики в 36 мес. [18].

Хотя нормы и группы риска по формированию морфологии в детской речи описаны подробно, вопрос о том, использованы ли грамматические формы внутри отдельных слов или в словах, входящих в состав предложения, пока остается неисследованным.

Анализ того, как постепенно увеличивается количество слов в предложении, какая длина высказывания является нормой развития в определенном возрасте, не рассмотрен в настоящей статье (кратко это упомянуто в книге [15] и статье [12]) и также может быть предметом дальнейшего исследования.

Отдельной проблемой, требующей изучения, является соотношение и взаимообусловленность компонентов языковой способности ребенка (например, как появление фразы связано с объемом лексикона и способствует ли оно развитию морфологии).

Заключение

Исследование показало, что возраст появления предложений — от полутора до двух лет, однако обнаружились важные нюансы. В 19 мес. количество девочек, в речи которых есть фразы, вдвое превышает количество мальчиков, и различия статистически значимы; в 20 мес. мальчики догоняют девочек. В дальнейшем девочки все время немного опережают, но значимость отмечена только в 23 мес. Дети, результаты которых относятся к медиане, соединяют слова в предложения: 1) в 20 мес. — девочки, 2) около 22 мес. — мальчики. Группы риска по комбинированию слов в высказывание в гендерном отношении отличаются: значительная темповая задержка (дети 5-ого процентиля) отмечается у мальчиков в 25 мес., у девочек в 23 мес., а после 27 мес. почти все мальчики и девочки конструируют фразы. Сопоставление результатов русскоязычных детей с результатами детей, говорящих на нескольких других языках (по данным научной литературы), подтвердило мнение о типичности возраста появления двусинтаксемных предложений. Полученные для русского языка результаты валидны, надежны и имеют ценность не только при осуществлении научных исследований становления речи, но и в практике диагностики речевого развития.

 

 

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mb-cdi.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).

2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wordbank.stanford.edu/ (дата обращения: 28.01.2023).

3 Режим доступа: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/milestones-2yr.html#open TwoWords (дата обращения: 04.06.2023).

×

Об авторах

Марина Борисовна Елисеева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: melyseeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0564-668X

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой языкового и литературного образования ребенка

191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

Елена Андреевна Вершинина

Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук

Email: ver_elen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8873-4409

старший научный сотрудник

199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6

Список литературы

  1. Цейтлин С.Н. Лингвистические этюды. СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.
  2. Bloom L. One Word at a Time: the Use of Single Word Utterances before Syntax. The Hague; Paris: Mouton Publishers, 1973. https://doi.org/10.7916/D8H995NS
  3. Ахутина Т.В. Исследования порождения и восприятия речи в отечественной психолингвистике // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография. М.: Институт языкознания-ММА, 2021. С. 423-435.
  4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2021.
  5. Елисеева М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. Монография. М.: Языки славянских культур, 2015.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  7. Еливанова В.А. Синтаксическая продуктивность высказывания как показатель перехода от этапа однословных высказываний к этапу двусловных высказываний // Коррекционная педагогика: Единое образовательное пространство: Сборник научно-метод. трудов. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2003. С. 40-44.
  8. Brown R., Fraser C. The Acquisition of Syntax // C.N. Cofer & B.S. Musgrave (Eds.). Verbal behavior and learning: Problems and processes. McGraw-Hill Book Company. P. 158-209. https://doi.org/10.1037/11178-005
  9. Елисеева М.Б. Двукомпонентные и многокомпонентные высказывания в ранней детской речи: типичное и индивидуальное // Проблемы онтолингвистики - 2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы): Материалы ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2022 года. СПб: ВВМ, 2022. С. 85-91.
  10. Berk S., Lillo-Martin D. The two-word stage: motivated by linguistic or cognitive constraints? // Cogn Psychol. 2012. № 65(1). Р. 118-40. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2012.02.002
  11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  12. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. С. 18-28.
  13. Елисеева М.Б. Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А.Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными // Русский язык в школе. 2022. № 83(2). С. 7-11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11
  14. Mayor J. & Mani N. A short version of the MacArthur-Bates Communicative Development Inventories with high validity // Behav Res. 2019. № (51). Р. 2248-2255. https://doi. org/10.3758/s13428-018-1146-0
  15. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС, 2021.
  16. Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J., Dale P., Reznick J.S., Bates E. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: user`sguide and technical manual. BaltimorLondon-Sydney, 2007.
  17. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы? (По материалам анализа Макартуровских опросников и case study) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2018. № 189. С. 28-43.
  18. Елисеева М.Б., Вершинина Е.А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1(57). С. 120-135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09
  19. Frank M.C., Braginsky M., Yurovsk D., Marchman V.A. Variability and Consistency in Early Language Learning: The Wordbank Project. Cambridge, MA: MIT Press. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://langcog.github.io/wordbank-book (дата обращения: 04.06.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Предложения в речи детей от 18 до 36 мес. (частоты трех типов ответов в процентах)

Скачать (102KB)
2. Рис. 2. Частоты в процентах ответов «иногда» или «часто» на вопрос «Использует ли ребенок предложения из двух или более слов?» в зависимости от возраста детей (M±SD)

Скачать (97KB)
3. Рис. 3. Предложения в речи мальчиков и девочек (частоты ответов каждой из категорий в процентах)

Скачать (104KB)

© Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах