Поэт как речевая роль: к семантике и прагматике русского поэтизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена семантике и прагматике русских поэтизмов как дейктических указателей на сферу поэтического и одну из шести универсальных социокультурных ролей - роль поэта-сочинителя. Коммуникативная роль осмысливается как элемент речевого поведения, определяемого базовыми установками общения: быть и казаться. Показано, что стилистическая окраска поэтизма формируется только за счет его устойчивого соотнесения с типическим контекстом и ролью; поэтизмы сами по себе не создают поэзии и не могут даже считаться ее обязательным признаком, что и делает их в первую очередь предметом теории литературного языка, отражающего общекультурное сознание говорящих. В связи с требованием разграничения стилистики языка и речи рассматривается отличие поэтического стиля языка, который представляет собой хранилище поэтизмов, от поэтического языка как стиля речевого (операциональной системы приемов и тактик, обеспечивающих выполнение художественной задачи); дается развернутое определение поэтического языка. Рассматриваются поэтизмы на разных уровнях языковой системы. Предлагается описание семантической структуры русского поэтизма. Показано, что поэтизмы могут использоваться с учетом их художественной песпективы (как нарративное средство, инструмент ролевой игры, для остраннения какого-либо речевого образа, в ироническом ключе и т.д.), однако их сгущение в тексте говорит о приоритете внеэстетической стратегии самопрезентации в роли поэта и, как следствие, может быть показателем «плохой поэзии». Дается анализ типичного текста массовой поэзии с обилием поэтизмов. Используется опыт составления поэтического корпуса «Живого стилистического словаря русского языка», возможности его диагностики стилистической семантики слова и первичной оценки художественного качества текста.

Об авторах

Георгий Викторович Векшин

Московский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: philologos@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор

107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38

Марина Михайловна Лемешева

Московский политехнический университет

Email: lemesheva.m@list.ru

магистр лингвистики, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета

107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38

Список литературы

  1. Кожина М.Н., Баженова Е.А. Художественный стиль речи (художественно-изобразительный, художественно-беллетристический) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 594-608.
  2. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008.
  3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х - начала 60-х годов. 1996. С. 7-10.
  4. Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 333-344.
  5. Бахтин М.М. Слово в романе // Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русское слово. Т. 3: Теория романа. 2012. C. 9-121.
  6. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
  7. Долинин К.А. Стилистика французского языка. М.: Просвещение, 1987.
  8. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. М.: Наука, 1979.
  9. Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: учеб. пособие. М.: КомКнига, 2010.
  10. Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 4 т. Т. 4: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки славянской культуры, 2012.
  11. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
  12. Лекманов О.А. Русская поэзия в 1913 году. М.: Восточная книга, 2014.
  13. Ронен О. Лексические и ритмико-синтаксические повторения и неконтролируемый подтекст // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 56. 1997. С.40-44.
  14. Брик О.М. Ритм и синтаксис // Славянский стих. 2012. С. 501-550.
  15. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. С. 140-145.
  16. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М.: Прогресс, 1967. С. 406-431.
  17. Шкловский В.Б. Искусство как прием // О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 9-25.
  18. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Литературная эволюция: Избранные труды. М.: Аграф, 2002. С. 29-166.
  19. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.
  20. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001.
  21. Шаламов В.Т. Звуковой повтор - поиск смысла (заметки о стиховой гармонии) // Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1976. Вып. 7. С. 128-152.
  22. Апресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Т. ІІ: Интегральное описание и системная лексикография. М., 1995. С. 156-177.
  23. Векшин Г.В., Гейченко С.А. Основы стилистической семантики: учебное пособие. М.: Московский технолог. университет (МИРЭА), 2017.
  24. Векшин Г.В., Лемешева М.М. Семантика поэтизма и стихотворческий дискурс (из опыта работы над «Живым стилистическим словарем русского языка») // Вестник Воронежского государственного университета. 2019.
  25. Кретов А.А. Понятие маркемы: методика выявления и практика использования // Универсалии русской литературы: сб. статей / под ред. А.А. Фаустова: Воронежский государственный университет. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2010 С. 138-153.
  26. Кашкина А.В. Маркемный анализ языка русской поэзии: дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2013.
  27. Григорьев В.П. Слова в контекстах русской поэзии ХХ века (О «Словаре избранных экспрессем») // Известия АН. Серия литературы и языка. 2003. Т. 62. no 5. С. 12-23.
  28. Руделёв В.Г. Принципы сегментации поэтической речи // Собр. соч. в 6 т. Т. 2, ч. 2. Тамбов: ТГУ, 2002. С. 85-91.
  29. Фарино Е. Введение в литературоведение: учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
  30. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.
  31. Зубова Л.В. Поэтические вольности и орфография // Арион. 2008. no 3. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/arion/2008/3/poeticheskie-volnosti-i-orfografiya.html (дата обращения: 25.05.1019).
  32. Авамилова Э.А., Векшин Г.В., Кретов А.А., Максимов Е.С. Алгоритмы составления корпусов «Живого стилистического словаря русского языка» и его программная разработка // Книга в современном мире: место в культурной парадигме общества в условиях цифровой революции»: материалы VII междунар. науч. конференции, посвящ. 155-летию Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина, 26-28 февраля 2019 года / науч. ред. Ж.В. Грачева. Воронеж: Принт, 2019. С. 5-19.
  33. Орехов Б.В. «Поэтизм»: логический анализ термина // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3 (I). С. 1647-1648.
  34. Живой стилистический словарь русского языка. 2019 Режим доступа: http://livedict.syllabica.com/ (дата обращения: 25.05.1019).

© Векшин Г.В., Лемешева М.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах