Поэт как речевая роль: к семантике и прагматике русского поэтизма
- Авторы: Векшин Г.В.1, Лемешева М.М.1
-
Учреждения:
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2019): Лингвистическая семантика, лингвосемиотика и текстология
- Страницы: 1067-1087
- Раздел: СЕМАНТИКА И ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/22786
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-4-1067-1087
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена семантике и прагматике русских поэтизмов как дейктических указателей на сферу поэтического и одну из шести универсальных социокультурных ролей - роль поэта-сочинителя. Коммуникативная роль осмысливается как элемент речевого поведения, определяемого базовыми установками общения: быть и казаться. Показано, что стилистическая окраска поэтизма формируется только за счет его устойчивого соотнесения с типическим контекстом и ролью; поэтизмы сами по себе не создают поэзии и не могут даже считаться ее обязательным признаком, что и делает их в первую очередь предметом теории литературного языка, отражающего общекультурное сознание говорящих. В связи с требованием разграничения стилистики языка и речи рассматривается отличие поэтического стиля языка, который представляет собой хранилище поэтизмов, от поэтического языка как стиля речевого (операциональной системы приемов и тактик, обеспечивающих выполнение художественной задачи); дается развернутое определение поэтического языка. Рассматриваются поэтизмы на разных уровнях языковой системы. Предлагается описание семантической структуры русского поэтизма. Показано, что поэтизмы могут использоваться с учетом их художественной песпективы (как нарративное средство, инструмент ролевой игры, для остраннения какого-либо речевого образа, в ироническом ключе и т.д.), однако их сгущение в тексте говорит о приоритете внеэстетической стратегии самопрезентации в роли поэта и, как следствие, может быть показателем «плохой поэзии». Дается анализ типичного текста массовой поэзии с обилием поэтизмов. Используется опыт составления поэтического корпуса «Живого стилистического словаря русского языка», возможности его диагностики стилистической семантики слова и первичной оценки художественного качества текста.
Ключевые слова
Об авторах
Георгий Викторович Векшин
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: philologos@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор
107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38Марина Михайловна Лемешева
Московский политехнический университет
Email: lemesheva.m@list.ru
магистр лингвистики, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета
107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38Список литературы
- Кожина М.Н., Баженова Е.А. Художественный стиль речи (художественно-изобразительный, художественно-беллетристический) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 594-608.
- Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008.
- Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х - начала 60-х годов. 1996. С. 7-10.
- Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 333-344.
- Бахтин М.М. Слово в романе // Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русское слово. Т. 3: Теория романа. 2012. C. 9-121.
- Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. М.: Просвещение, 1987.
- Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. М.: Наука, 1979.
- Долинин К.А. Интерпретация текста: Французский язык: учеб. пособие. М.: КомКнига, 2010.
- Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 4 т. Т. 4: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки славянской культуры, 2012.
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
- Лекманов О.А. Русская поэзия в 1913 году. М.: Восточная книга, 2014.
- Ронен О. Лексические и ритмико-синтаксические повторения и неконтролируемый подтекст // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 56. 1997. С.40-44.
- Брик О.М. Ритм и синтаксис // Славянский стих. 2012. С. 501-550.
- Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. С. 140-145.
- Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М.: Прогресс, 1967. С. 406-431.
- Шкловский В.Б. Искусство как прием // О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 9-25.
- Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Литературная эволюция: Избранные труды. М.: Аграф, 2002. С. 29-166.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.
- Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001.
- Шаламов В.Т. Звуковой повтор - поиск смысла (заметки о стиховой гармонии) // Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1976. Вып. 7. С. 128-152.
- Апресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Т. ІІ: Интегральное описание и системная лексикография. М., 1995. С. 156-177.
- Векшин Г.В., Гейченко С.А. Основы стилистической семантики: учебное пособие. М.: Московский технолог. университет (МИРЭА), 2017.
- Векшин Г.В., Лемешева М.М. Семантика поэтизма и стихотворческий дискурс (из опыта работы над «Живым стилистическим словарем русского языка») // Вестник Воронежского государственного университета. 2019.
- Кретов А.А. Понятие маркемы: методика выявления и практика использования // Универсалии русской литературы: сб. статей / под ред. А.А. Фаустова: Воронежский государственный университет. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2010 С. 138-153.
- Кашкина А.В. Маркемный анализ языка русской поэзии: дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2013.
- Григорьев В.П. Слова в контекстах русской поэзии ХХ века (О «Словаре избранных экспрессем») // Известия АН. Серия литературы и языка. 2003. Т. 62. no 5. С. 12-23.
- Руделёв В.Г. Принципы сегментации поэтической речи // Собр. соч. в 6 т. Т. 2, ч. 2. Тамбов: ТГУ, 2002. С. 85-91.
- Фарино Е. Введение в литературоведение: учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
- Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.
- Зубова Л.В. Поэтические вольности и орфография // Арион. 2008. no 3. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/arion/2008/3/poeticheskie-volnosti-i-orfografiya.html (дата обращения: 25.05.1019).
- Авамилова Э.А., Векшин Г.В., Кретов А.А., Максимов Е.С. Алгоритмы составления корпусов «Живого стилистического словаря русского языка» и его программная разработка // Книга в современном мире: место в культурной парадигме общества в условиях цифровой революции»: материалы VII междунар. науч. конференции, посвящ. 155-летию Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина, 26-28 февраля 2019 года / науч. ред. Ж.В. Грачева. Воронеж: Принт, 2019. С. 5-19.
- Орехов Б.В. «Поэтизм»: логический анализ термина // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3 (I). С. 1647-1648.
- Живой стилистический словарь русского языка. 2019 Режим доступа: http://livedict.syllabica.com/ (дата обращения: 25.05.1019).