АРХЕТИП И ЛОГОС ПЕЧИ И КАМИНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В предлагаемом исследовании на примере печи показано различие логоса и архетипа, а также принципы модификации логоса в архетип. Целью работы является систематизация широкого спектра значений архетипического символа печи, описание сакрального логоса, к которому они восходят, таким образом подтверждая, что культура является семиотической системой взаимосвязанных частей, в которой бытовые элементы могут являться отражением философии и веры. Взаимно противоречивые мотивы, связанные с образами огня и печи, образуют малую семиотическую систему, соотнесенную с логосом Благодатного огня. Статья написана на материале античной мифологии и литературы Нового времени: подвергаются анализу дочерние по отношению к архетипу печи архетипические образы, такие как пораженная пята, огонь, змий, - доказывается их актуальность для мировой культуры и литературы, связанная с их повторяемостью и устойчивостью. В результате делается вывод о тесной взаимосвязи между всеми элементами семиотической системы: в результате исчезновения из повседневной культуры одного из них - архетипа печи - изменилось мироощущение и принципы поведения человека, коренным образом повлиявшие на ход истории.

Об авторах

Светлана Валентиновна Герасимова

Московский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: metanoik@gmail.com
SPIN-код: 4006-9266

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и истории литературы Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета

ул. Большая Семеновская, 38, Москва, Россия, 107023

Список литературы

  1. Максимов С.В. Русские обряды и суеверия. Нечистая, неведомая и крестная сила. Лесная глушь. М.: Престиж Бук, 2008. URL: http://ocherk.org/maksimov-s-v--russkie-obryadi-isueveriya/index.html (дата обращения: 04.03.2019).
  2. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: продолжение жизни: очерки по мифолингвистике. Самара, 2003. URL: http://zavantag.com/docs/427/index-2017438.html (дата обращения: 23.03.2019).
  3. Клушина Е.А. Печь в поверьях Андомского погоста // Этнологический архив ЦМБ РГГУ. Экспедиция 2006. URL: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=72198 (дата обращения: 04.03.2019).
  4. Гоголь Н.В. Пропавшая грамота // Русская литература: от Нестора до Маяковского. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005.
  5. Сретенский месяцеслов Воскресенье, 30 Декабря 17 декабря ст. ст. Седмица 31-я по Пятидесятнице, неделя святых праотец. Пророк Даниил. Святые три отрока: Анания, Азария и Мисаил. URL: http://msm.dev-serv.ru/calendar/?day=30.12.2018&e=143 (дата обращения: 03.03.2019).
  6. Толстой Л.Н. Война и мир // Собрание сочинений: в 22 т. Т. 5. М.: Художественная литература, 1980.
  7. Бестужев А.А. Вечер на Кавказских водах в 1824 году // Русская литература: от Нестора до Маяковского. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005.
  8. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Русская литература: от Нестора до Маяковского. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005.
  9. Бальмонт К.Д. Переводы. Из английской поэзии. Оскар Уайльд Баллада Рэдингской тюрьмы // Русская литература: от Нестора до Маяковского. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005.
  10. Авдеенко Е.А. Жизнь Авраама. URL: http://www.klex.ru/iy9 (дата обращения: 05.03.2019).
  11. Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме // Тасс. URL: https://tass.ru/obschestvo/4185784 (дата обращения: 27.03.2019).
  12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. URL: https://royallib.com/book/ propp_vladimir/istoricheskie_korni_volshebnoy_skazki.html (дата обращения: 05.03.2019).
  13. Белоусов А.В. Der Achilleus-Kult im nördlichen Schwarzmeerraum vom Beginn der griechischen Kolonisation bis in die römische Kaiserzeit. Beiträge zur Akkulturationsforschung // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2008. Вып. 1 (11). С. 117-130.
  14. Сальников А.А. Смех Гомера над Ахиллесом. М.: ЛирРес, 2012.
  15. Достоевский Ф.М. Идиот // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 6. Ленинград: Наука, 1989.
  16. Антоний Великий, святой. Наставления // Добротолюбие: в 5 т. Т. 1: Сибирская Благозвонница. М., 2010. С. 9-81.
  17. Солдатова Е., Артёмова И., Воробьёв А., Кламер Н., Олексюк С., Галчихина И., Иноземцев В. Купель соорудили всем миром // Истринские Вести 23 января 2015 года. № 3. С. 5. URL: http://in-istra.ru/upload/126_0ffb8cc06eab935c0835fa8f5f23612b396b2949.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
  18. Ростовский Димитрий. Жития. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitijasvjatykh/63 (дата обращения: 27.03.2019).
  19. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 9. Ленинград: Наука, 1991.
  20. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.
  21. Достоевский Ф.М. Бесы // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 7. Ленинград: Наука, 1990.
  22. Исаия, авва Нитрийский. Слова преподобного аввы Исаии к своим ученикам // Добротолюбие: в 5 т. Т. 1: Сибирская Благозвонница. М., 2010. С. 143-223.
  23. Лотман Ю.М. О семиосфере // Ю.М. Лотман. Статьи по семиотике и топологии культуры. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (дата обращения: 05.03.2019).
  24. Фролова Н.М. Особенности языковой репрезентации концепта «Жизнь» в пьесе Л.Н. Андреева «Жизнь Человека» // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9 (4). С. 842-858.

© Герасимова С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах