КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ КАК ФАКТОР КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ СИТУАЦИЙ С ТРЕМЯ УЧАСТНИКАМИ
- Авторы: Темиргазина З.К.1
-
Учреждения:
- Павлодарский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 1 (2019)
- Страницы: 108-120
- Раздел: ДЕТЕРМИНАНТНЫЙ АСПЕКТ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/20895
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-1-108-120
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования коммуникативных ситуаций с тремя участниками обусловлена, во-первых, тем, что прагмалингвистические характеристики такой формы речевого взаимодействия, как трилог, должны стать основой для разработки программ чат-роботов - виртуальных собеседников; во-вторых, традиционное понимание коммуникативной ситуации без учета количества участников не позволяет до конца выявить особенности речевого поведения человека в малых речевых группах. Коммуникативная ситуация с тремя участниками имеет ряд прагматических признаков, обусловленных ограниченным числом участников речевого общения; закономерностями смены основных ролей коммуникантов - говорящего и слушающего - между тремя участниками; конфигурацией участников и характером их взаимоотношений; ролевым статусом третьего лица и другими обстоятельствами, влияющими на интенциональный и содержательно-семантический аспекты высказываний. Для типологизации коммуникативных ситуаций с тремя участниками важны конфигурация участников и характер отношений между ними, именно они определяют остальные прагматические признаки коммуникативной ситуации. На основании этих признаков выделяют три основных типа коммуникативной ситуации: в первом типе каждый из трех коммуникантов выступает полноправным участником речевого общения, вступая по мере необходимости поочередно в разговор с различными иллокутивными намерениями; во втором типе один из коммуникантов - говорящий, оставшиеся два - адресаты; в третьем типе первые два коммуниканта - основные участники (говорящий и адресат), а третий участник - неосновной, факультативный. «Третье лицо» может занимать определенный статус в коммуникативной ситуации в зависимости от степени своей вовлеченности в общение: от минимальной степени до высокой.
Об авторах
Зифа Какбаевна Темиргазина
Павлодарский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zifakakbaevna@mail.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы
ул. Мира, д. 60, Павлодар, Республика Казахстан, 140003Список литературы
- Нещименко Г.П. Языковая ситуация в славянских странах: Опыт описания. Анализ концепций. М., 2003.
- Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов. М.: ИЯ РАН, 2006.
- Мыскин С.В. Типология профессиональных коммуникативных ситуаций // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015, no 2. C. 40-55.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
- Читахова Л.Л. Трилог как форма общения коммуникантов в современном французском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001.
- Зильберман Н.Н. Технологии виртуальных собеседников и формы речевого взаимодействия // Гуманитарная информатика. 2009. Вып. 5. С. 80-85.
- Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2009.
- Davison W. (1983). The third-person effect in communication. Public Opinion Quarterly 47. Режим доступа: http://poq.oxfordjournals.org/content/47/1/1 (дата обращения: 15.09.18).
- Perloff R.M. (1999). The third-person effect: A critical review and synthesis. Media Psychology, 1, 353-377.
- Кларк Г.Г., Карлсон Т.Б. Слушающие и речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. Теория речевых актов. С. 282-285.