СИМУЛЯКР В В СТАТИКЕ И ДИНАМИКЕ ЭКРАННОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕКСТА (тематическое исследование поликодовыхмультимодальных текстов Интернета)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С наступлением компьютерной, электронной революции, с распространением сети Интернет современная мировая культура имеет в своей основе уже не книжную, а экранную форму существования текста. На смену гомогенному печатному тексту пришли тексты гетерогенные, или аудиовизуальные, к наиболее сложившимся представителям которых можно отнести кино и телевидение, на базе которых сформировались тексты своеобразной структуры, принципиально совмещающей языковые устные и письменные носители смысла с неязыковыми, и которые, превратившись в «цифру», доминируют на сегодняшний день в сети Интернет, от которых зритель ожидает наличия таких стилистических черт, как достоверность и фактологическая точность. Именно данное ожидание активно эксплуатируется авторами подобных видео с целью манипуляции зрителем для создания впечатления, что демонстрируемые объекты и явления имеют денотаты в реальном мире, заставляя реципиента поверить в созданную модель действительности, порождая, таким образом, симулякры. Данная статья посвящена анализу особенностей конструирования симулякров в поликодовыхполимодальных текстах как семиотически осложненных и представляющих собой сложный семиотический комплекс вербальных, иконических и акустических компонентов. Также рассматривается, каким образом создается правдоподобная модель действительности на примере трех поликодовыхполимодальных текстов, описывающих боевые действия в Сирии. Анализ производится в статике и динамике экранного пространства текста: на визуальном (кадры), вербальном и акустическом уровнях. В ходе исследования выделяются лингвосемиотические особенности порождения симулякров в статике экрана, а также перечисляются инструменты, используемые для конструирования симулякров в динамике экрана.

Об авторах

Юлия Александровна Евграфова

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 212.155.04@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков, лингвистический факультет, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Московский государственный областной университет

ул. Радио, д.10A, Москва, Россия, 105005

Ольга Ивановна Максименко

Московский государственный областной университет

Email: maxbel7@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики, лингвистический факультет, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Московский государственный областной университет

ул. Радио, д.10A, Москва, Россия, 105005

Список литературы

  1. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер.с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: КАНОН-пресс Ц., Кучково поле, 2003.
  2. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст: отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vzms.org/umberto.html (Дата обращения: 10.08.2018).
  3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180—186.
  4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на материале креолизованных текстов. М.: Academia, 2003.
  5. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2000. Вып. 3 (11).
  6. Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 49. С. 48—51.
  7. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис.. докт. филол. наук. М., 2006.
  8. Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. С. 93—102.
  9. Кобзева Е.В. Поликодовый текст как объект филологического анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 10 (123). С. 58—62.
  10. Костомаров В.Г. Экранные тексты и диалог культур // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения. Санкт-Петербург, 12— 13 мая 2011 г. СПб.: СПбГУП, 2011. Т. 1. С. 88—92.
  11. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  12. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1997.
  13. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.
  14. Делёз Ж. Логика смысла. М. — Екатеринбург, 1998.
  15. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.
  16. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: ИД «ПОСТУМ», 2017.
  17. Клоссовски П. Симулякры Жоржа Батая // Танатография эроса. СПб., 1994. С. 79—91.
  18. White Helmets Rescue Mission — February 2018, United States Holocaust Memorial Museum, 23.03.2018. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5D2bW9XsdjI (дата обращения: 23.05.2018).
  19. Syria’s White Helmets: Saving Humanity, 13.12.2016, Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=qqXzaYeKaxQ (дата обращения: 23.05.2018).
  20. Aftermath of suspected chemical attack in rebel-held Douma in Syria, Guardian News, 09.04.2018. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jNIp1lZwJts (дата обращения: 23.05.2018).

© Евграфова Ю.А., Максименко О.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах