МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ В КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ ЛЕГЕНДАХ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
- Авторы: Калбаева Г.С.1
-
Учреждения:
- Каракалпакский государственный университет им. Бердаха
- Выпуск: Том 9, № 3 (2018)
- Страницы: 774-786
- Раздел: НАУКА 21.0
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/19439
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-3-774-786
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ одного из ведущих мотивов легенд - чудесного рождения героя , исторические основы которого рассмотрены в сопоставлении с древними архаическими представлениями, а также мотивами, появившихся на основе мусульманских и домусульманских религиозных понятий. Автором доказывается связь идейных основ мотива чудесного рождения легенд, сказок, эпосов с греческими, вавилонскими, ассирийскими, иранскими, среднеазиатскими мифами о создании человека в древнейшие времена. Анализируются такие тексты, как «Рождение Персея», греческие мифы о «Девкалионе и Пирре», иранские мифы о рождении Каюмарса (Гаймартан из «Авесто»). В статье освещен процесс диффузии этого мотива и его структурные и семантические изменения и доказывается, что данный мотив имеет различные формы на разных этапах развития сознания и человеческой цивилизации. Автор анализирует такие значимые элементы мотива, как рождение героя без участия отца при зачатии (от лучей солнца, сияния луны, порыва ветра, пены моря, от воды, фруктов, заклинаний фруктов, заговоров и т.д.), от брака с животными и птицами; дар детей супружеским парам со стороны посланников небесных сил или другого мира; наличие чудесных явлений во время рождения героя и т.д. Все это представлено на основе конкретных материалов, редко встречающихся в легендах генеалогического и этногенеалогического характера. Например, раскрывается художественная заслуга в создании идеальных образов всемирно известных исторических личностей Мухаммада пайгамбара (пророк), Деда Коркута, Искендер шаха, Чингизхана, Амира Темура, Эдиге и т.д. В статье применены сравнительно-исторический метод исследования, рассмотрение материала сопровождается типологическим анализом сюжетов и проводится сравнительный анализ национальных особенностей мотива о чудесном рождении в каракалпакских народных легендах с произведениями других народов.
Ключевые слова
Об авторах
Гулпаршын Сарсенбаевна Калбаева
Каракалпакский государственный университет им. Бердаха
Автор, ответственный за переписку.
Email: gulparshyn.kalbaeva@mail.ru
докторант кафедры каракалпакской литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха. г. Нукус; научные интересы: фольклор, религия, этнография, культурология
ул.Ч. Абдиров, г. Нукус, Узбекистан, 1, 230112Список литературы
- Айтмуратов Д. Тюркские этнонимы. Ташкент, 1986.
- Алламбергенов К. Миф, ертек, тарийх ҳәм дәстан. Нөкис, 2014.
- Баҳадырова С., Мәмбетназаров Қ. Қарақалпақ аңызлары, әпсаналары, шешенлик сөзлери. Нөкис: Қарақалпақстан, 1992.
- Баҳадырова С. Қарқалпақ халық прозасы: миф, әпсана, аңыз // ӨзР ИА Қарақалпақстан бөлими Хабаршысы. Нөкис, 2007. no 1.
- Бердибаев Р. Эпос - ел казнасы. Алмата, 1995.
- Библейская энциклопедия. Москва: Библейское общество, 1996.
- Жабборов И. Антик маданият ва маънавият хазинаси. Ташкент: Шарк, 1999.
- Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. Москва, 1958.
- Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974.
- Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.
- Ибринг В. Муҳаммед пайғамбардың өмири. Нөкис: Қарақалпақстан, 1992.
- История киргизского народа. Книга I. Фрунзе, 1963.
- Қарақалпақ фольклоры. Т. 77-87. Нөкис: Билим, 2014.
- Қасқабасов С. Қазақтың халық прозасы. Алматы: Ғылым, 1984.
- Коруглы Х.Н. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. Москва: Наука, 1983.
- Кунн Н.А. Әййемги Грецияның легендалары ҳәм мифлери [Legendy i mify drevnej Grecii]. Нукус: Каракалпакстан,1990.
- Мақсетов Қ. Қарақалпақ фольклористикасы. Нөкис: Қарақалпақстан, 1989.
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Москва, 1958.
- Муҳаммаджанов А. Бўри культининг илдизлари // Ўзбек тили ва адабиёти. Тошкент, 2011. no 4. C. 39-42.
- Палымбетов К. Қорқыт ата китабы ҳәм қаракалпақ эпослары. Нөкис: Билим, 2010.
- Пахратдинов А. Мәнили гәплер ҳәм халық әпсаналары. Нөкис: Қарақалпақстан, 1989.
- Потанин С.В. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М., 1889.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Мотив чудесного рождения. Москва: Наука, 1976.
- Раҳманова М. Афсоналарнинг анъанавий мотивлари // Ўзбек тили ва адабиёти. Тошкент, 2009. no 5. С. 58-61.
- Сағитов И.Т. Саҳра бүлбили. Нөкис: Қарақалпақстан, 1974.
- Саримсақов Б. Эпик жанрлар диффузияси. В кн.: Ўзбек фольклорининг эпик жанрлари. Тошкент, 1981.
- Соколов С.Н. Духовная культура. Религия. В кн.: История таджикского народа. Т. I. М.: ГРВЛ., 1963.
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.
- Хошниязов Ж. Миллий руўҳый дүньямыздың сағалары. Нөкис: Қарақалпақстан, 2007.
- Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967.
- Фрэзер Д. Фольклор в ветхом завете. Москва, 1985.